Во исполнение Закона Республики Узбекистан «Об образовании», в целях коренного реформирования содержания образования в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров, обеспечения соответствия качества подготавливаемых кадров требованиям осуществляемых в республике глубоких экономических и социальных преобразований, а также передовому мировому уровню развития образования, науки, техники и технологий, Кабинет Министров постановляет:
2. Создать при Республиканской комиссии по реализации Национальной программы по подготовке кадров экспертную группу по правовой и технической экспертизе проектов государственных образовательных стандартов по соответствующим видам образования (приложение № 2*).
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
4. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования, Министерству труда, Министерству макроэкономики и статистики совместно с Министерством здравоохранения, Государственным комитетом по науке и технике, Академией наук, Высшей аттестационной комиссией в двухмесячный срок, с учетом перспектив социально-экономического развития страны и требований рынка профессионального труда, разработать и представить для утверждения в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
квалифицированные характеристики специалистов среднего специального, профессионального образования и высшего образования;
5. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования совместно с Государственным центром по стандартизации, метрологии и сертификации, министерствами, ведомствами, имеющими образовательные учреждения, в соответствии с Положением «О государственных образовательных стандартах», разработать и осуществить поэтапное введение государственных образовательных стандартов для соответствующих видов образования:
6. Министерству финансов предусмотреть финансирование инновационных проектов по разработке государственных образовательных стандартов в соответствии с расчетами, представляемыми Государственным комитетом по науке и технике.
7. Считать утратившим силу пункты 1, 2 и 3 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 406 от 12.08.93 г.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А. Азизходжаева.
1.1. В соответствии со статьей 7 Закона Республики Узбекистан «Об образовании», положениями Национальной программы по подготовке кадров в республике устанавливаются государственные образовательные стандарты (ГОС), обязательные для всех видов образовательных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
1.2. ГОС — устанавливают нормы и требования к объекту стандартизации и утверждаются в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О стандартизации».
1.3. ГОС определяют требования к качеству подготовки кадров, содержанию образования; необходимый и достаточный уровень подготовленности обучающихся и квалификационные требования к выпускникам образовательных учреждений; необходимый объем учебной нагрузки; процедуры и механизмы оценки деятельности образовательных учреждений и качества подготовки кадров.
ГОС являются основой для создания других нормативных документов‚ регламентирующих образовательный процесс и оценку деятельности образовательных учреждений.
2.1. Введение государственных образовательных стандартов предусматривает реализацию следующих целей:
обеспечение высокого качества образования и подготовки кадров, отвечающих требованиям осуществляющихся в стране глубоких экономических и социальных преобразований, построения развитого демократического государства;
регламентация содержания подготовки кадров, исходя из перспектив социального и экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, техники и технологий;
демократизация, гуманизация, гуманитаризация и повышение уровня правовых и экономических знаний обучающихся, а также эффективности образовательного процесса;
предоставление качественных образовательных услуг, защита интересов личности, общества и государства в сфере образования и подготовки кадров;
определение критериев и регламентация оценки качества подготовки кадров и образовательной деятельности;
обеспечение преемственности и непрерывности образовательного процесса и подготовки кадров, оптимизации учебно-воспитательного процесса во всех видах и ступенях образования;
установление оптимальных требований к качеству образования и подготовки кадров, номенклатуре предоставляемых образовательных услуг;
создание нормативной базы, устанавливающей соответствующие требования к образованию и его конечным результатам, порядка и процедуры периодической оценки уровня знаний и профессиональных умений обучающихся, а также контроля за качеством образовательной деятельности;
внедрение эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей;
согласование и взаимоувязка содержания, воспитания и обучения во всех видах образования, обеспечение преемственности в системе непрерывного образования и подготовки кадров;
установление норм и требований к учебно-воспитательному и образовательному процессам, к педагогическим технологиям и информационному обеспечению системы непрерывного образования, контроля уровня образования, квалификации обучающихся и выпускников образовательных учреждений;
введение объективной системы оценки качества образования и подготовки кадров, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства для целевой и качественной подготовки кадров;
обеспечение гармонизации требований национальных стандартов с международными требованиями к качеству образования и подготовки кадров.
3.2. Для дошкольного, внешкольного, послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров устанавливаются государственные требования, определяемые уполномоченными органами государственного управления.
4.1. Структура, содержание образовательных дисциплин и предметов, объем учебной нагрузки, уровень квалификации и качества подготовки обучаемых и выпускников.
4.2. Требования, нормы и правила, педагогические и информационные технологии, методы и средства обучения, а также термины, понятия и категории, используемые в системе образования.
4.3. Процедуры диагностики уровня знаний и профессиональных умений обучающихся, оценки качества выпускников, образовательной деятельности педагогических и научно-педагогических кадров.
5.1. Направленность на безусловную реализацию цели, задач и положений Национальной программы по подготовке кадров.
См. последующую редакцию.
5.2. Учет в образовательных и профессиональных программах принципов национальной независимости, демократии, богатых национальных культурных традиций, интеллектуального потенциала народа и общечеловеческих ценностей.
5.3. Обеспечение формирования у обучающихся глубоких знаний, самостоятельного мышления, высокой профессиональной квалификации.
5.4. Научная обоснованность образовательных стандартов с учетом международного опыта, уровня развития техники, технологии, науки, запросов практики к подготовке кадров.
5.5. Согласованность и преемственность стандартов по видам и ступеням образования, обеспечение их комплексности с учетом всестороннего развития личности.
5.6. Направленность на оптимизацию учебной нагрузки, учет возможности дифференциации обучения в зависимости от способностей и потребностей обучающихся.
5.7. Определение критериев и процедур оценки качества подготовки обучающихся и выпускников, образовательной деятельности.
5.8. Технологичность стандарта — возможность контроля его выполнения и пресечения нарушений его норм и требований.
5.9. Включение в стандарты опережающих норм образовательной деятельности, прошедших опытную проверку.
5.10. Государственные образовательные стандарты должны удовлетворять требования положений Государственной системы стандартизации Республики Узбекистан.
6.1. Разработка ГОС осуществляется на условиях конкурса или на основе инновационных проектов, объявленных уполномоченными органами управления образованием.
6.2. Республиканская комиссия по реализации Национальной программы по подготовке кадров организует экспертизу и экспериментальную проверку проекта ГОС, по результатам которых оформляет заключение.
6.3. ГОС утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан на основании заключения Республиканской комиссии по реализации Национальной программы по подготовке кадров.
См. последующую редакцию.
6.4. ГОС вводятся в действие с даты их утверждения и принимаются к обязательному исполнению уполномоченными органами управления образованием и образовательными учреждениями.
6.5. В соответствии с утвержденными ГОС министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, разрабатывают образовательные и профессиональные программы и осуществляют их практическое освоение.
6.6. Дифференциация учебных нагрузок в зависимости от способностей и потребностей обучающихся, определение содержания образования сверх нормы, установленной ГОС, находится в компетенции уполномоченных органов управления образованием и местных органов исполнительной власти.
6.7. Внесение изменений в ГОС осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан по мере изменения требований к уровню образования и подготовки кадров в соответствии с социально-экономическим развитием республики в порядке, установленном для утверждения ГОС.
Порядок применяется в качестве руководства при разработке уставов образовательных учреждений (далее — Устав) всех видов образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, основывается на положениях ст. 6 Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и п. 4.6 Национальной программы по подготовке кадров.
Каждое образовательное учреждение обязано иметь Устав, который разрабатывается с учетом особенностей вида образования и специфики подготовки кадров в образовательном учреждении.
1. Общие положения. В данный раздел включается: полное и сокращенное наименование образовательного учреждения; принадлежность к виду образования, направление образовательной деятельности; форма (очная, заочная) обучения; форма собственности; учредитель; юридический адрес образовательного учреждения. Указывается, что образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Республики Узбекистан, указами Президента Республики Узбекистан, постановлениями правительствами республики, другими нормативными актами Республики Узбекистан и Уставом.
2. Цель и задачи образовательного учреждения. В соответствии с Положением о виде образования перечисляются цель и основные образовательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи, а также задачи специфические для данного образовательного учреждения. Отмечаются основные направления деятельности и формы реализации задач.
В раздел включаются также обязанности и права образовательного учреждения в соответствии с Положением о соответствующем виде образования.
3. Обучающиеся. Описываются порядок приема, набора, комплектования обучающихся (воспитанники, учащиеся, студенты, слушатели).
В данный раздел включаются цели и задачи образовательного процесса, обеспечение реализации государственных образовательных стандартов и государственных требований. Необходимо отразить: формы и процедуры контроля и оценки знаний, уровня подготовленности обучающихся; организация и регламент работы образовательного учреждения; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил; виды, условия и формы учебных (факультативных, дополнительных) и практических знаний; длительность и делимость учебного года (его периодов, этапов, четвертей, семестров); экстернат, другие аспекты организации учебно-воспитательного процесса. Указывается: язык обучения, воспитательная, научно-методическая и научно-исследовательская работа образовательного учреждения.
5. Структура образовательного учреждения. Перечисляются структурные подразделения, порядок и условия их функционирования.
6. Педагогический состав, учебно-воспитательный персонал. Определяются должностные права и обязанности преподавательского (научно-педагогического) состава и учебно-воспитательного персонала, порядок приема на работу, требования к соответствующим штатным должностям; процедуры назначения на должности, а также увольнения.
7. Руководство образовательным учреждением. Указывается высший орган руководства и управления. Перечисляются права и обязанности руководителя (ректора, директора, заведующего), порядок его назначения и увольнения. Отмечается какие коллегиальные органы создаются в образовательном учреждении. Определяется: порядок формирования, компетенция, функции, права, ответственность коллегиального органа и его членов; регламент его работы (сроки заседаний, процедура принятия решений, условия правомочности принимаемых решений).
8. Общественные организации. Отмечается, что общественные организации образовательного учреждения, объединяющие обучающихся, преподавателей, административный и учебно-воспитательный состав, создаются и функционируют в соответствии с законодательством.
9. Имущество и средства. Указываются источники средств для ведения образовательной деятельности, имущественные права.
10. Реорганизация и ликвидация. Определяется порядок: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования, а также ликвидации образовательного учреждения.
Министерством народного образования — для дошкольного, внешкольного, общего среднего образовательных учреждений;
Министерством высшего и среднего специального образования — для среднего специального, профессионального и высшего образовательных учреждений.
министерства, ведомства — для образовательных учреждений высшего образования, Республиканских институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, образовательных учреждений республиканского подчинения;
областного управления образованием — для областных образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, академических лицеев и профессиональных колледжей;
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
районного (городского) отдела методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования — для общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений.
(абзац восьмой пункта 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 июня 2011 года № 183 — СЗ РУ, 2011 г., № 25, ст. 260)
Изменения и дополнения в Устав вносятся в соответствии с порядком, определенным для его утверждения.
См. последующую редакцию.