Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2007 года № 182 «О мерах по дальнейшему повышению уровня правового обеспечения деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, государственных предприятий, учреждений и организаций».
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 8 января 1992 года «О совершенствовании деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» и исходя из необходимости регламентации прав и обязанностей работников юридической службы органов управления и предприятий, повышения их роли и ответственности по обеспечению законности Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о юридической службе в органах управления и на предприятиях Республики Узбекистан.
2. Установить, что переподготовка, повышение квалификации и аттестация работников юридической службы проводятся Министерством юстиции на основании договоров с соответствующими министерствами, государственными комитетами, другими органами управления, предприятиями. Заключения об итогах аттестации направляются руководителям соответствующих органов и предприятий.
провести до конца 1993 года переподготовку и последующую аттестацию работников юридической службы министерств, государственных комитетов, других органов управления, предприятий;
в месячный срок разработать и утвердить Программу переподготовки и повышения квалификации и Положение о комиссиях по проведению аттестации юрисконсультов;
на основе данных органов управления и предприятий разработать и довести до их сведения графики прохождения переподготовки и аттестации работниками юридических служб.
4. Министерству юстиции и Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан организовать с 1993/94 учебного года обязательное прохождение стажировок студентами высших юридических учебных заведений, которые будут работать юрисконсультами в органах управления и на предприятиях.
5. Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, другим органам управления, предприятиям всех форм собственности, где работают юрисконсульты, до 1 мая 1993 г. заключить с Министерством юстиции Республики Узбекистан, Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции хокимиятов договоры о проведении переподготовки работающих юрисконсультов соответственно в Институте исследования проблем законодательства, хозрасчетном юридическом центре «Адолат» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан и на курсах, образуемых для этого органами юстиции на местах, и последующей их аттестации.
6. Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, другим органам управления, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, предприятиям:
в 2-месячный срок представить Министерству юстиции Республики Узбекистан и его органам на местах сведения о работающих юрисконсультах и потребности в них;
по итогам аттестации работников юридических служб решать вопрос о замещении этих должностей лицами соответствующей квалификации.
7. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Узбекской ССР от 10 июля 1972 г. № 285 (СП УзССР, 1972 г., № 6, ст. 35).
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан.
Настоящее Положение определяет права, обязанности и ответственность юридической службы органов управления, а также предприятий всех форм собственности.
1. Работать в качестве юрисконсульта органа управления и предприятия, независимо от форм собственности, может лицо, имеющее высшее юридическое образование.
Для замещения должности начальника юридического подразделения, юрисконсульта министерства, государственного комитета, ведомства, иного органа государственного управления необходим стаж работы юрисконсультом не менее 5 лет.
2. Высшие юридические учебные заведения организуют для студентов, которые будут работать юрисконсультами, на последнем курсе обучения стажировку непосредственно в органах управления или на предприятиях для получения навыков практической работы.
3. Органы государственного управления и предприятия обязаны один раз в 5 лет направлять работников юридических служб, за исключением молодых специалистов и беременных женщин, для прохождения переподготовки и аттестации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан, Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областных хокимиятов и г. Ташкента.
4. Организация переподготовки, аттестации и выдача соответствующего заключения осуществляются Министерством юстиции Республики Узбекистан на основании договоров с соответствующими органами и предприятиями. Размер оплаты за переподготовку и аттестацию устанавливается Министерством юстиции Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.
Министерством юстиции Республики Узбекистан и его органами на местах ведется реестр юрисконсультов, прошедших переподготовку и аттестацию.
При отрицательном результате аттестации юрисконсульта он вновь может быть направлен для переподготовки и аттестации не раньше чем через 6 месяцев.
Если гражданин не согласен с заключением аттестационной комиссии, он может обжаловать решение комиссий Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управлений юстиции хокимиятов областей и города Ташкента в Министерство юстиции Республики Узбекистан.
5. Аттестацию юрисконсультов, работающих в республиканских хозяйственных органах и органах управления, осуществляет Министерство юстиции Республики Узбекистан, в хозяйственных органах, органах управления и на предприятиях Республики Каракалпакстан — Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, в органах управления и на предприятиях областей и г. Ташкента — соответствующие управления юстиции.
6. Контроль за соблюдением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, хозяйственными органами, предприятиями всех форм собственности порядка замещения должностей юрисконсультов, установленного пунктом 1 настоящего Положения, осуществляет Министерство юстиции Республики Узбекистан. При нарушении этого порядка Министерство юстиции Республики Узбекистан и его органы на местах дают обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений в месячный срок. При неустранении нарушений в указанный срок орган юстиции вправе обратиться в суд о привлечении к ответственности должностного лица за неисполнение действующего законодательства.
7. В целях обеспечения эффективной работы юрисконсультов по защите прав и законных интересов органов управления и предприятий, обеспечения законности в их деятельности они обязаны создать необходимые условия для нормальной работы юридической службы.
Министерство юстиции на договорной основе обеспечивает юридические службы законодательными материалами, сборниками, другими пособиями по правовым вопросам, а также юридической литературой.
а) совместно с другими подразделениями разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение правильного применения законодательства в центральном аппарате и системе министерства, ведомства, иного органа управления; принимает меры к отмене актов нижестоящих органов управления, предприятий, изданных с нарушением действующего законодательства;
изучает и обобщает практику и эффективность применения законодательства, разрабатывает предложения по его совершенствованию, вносит их на рассмотрение руководства министерства, ведомства, иного органа управления;
б) несет ответственность за соответствие законодательству представляемых на подпись руководству проектов приказов и других документов правового характера, визирует их.
Издание ведомственных нормативных актов без предварительной проверки юридической службой соответствия их действующему законодательству не допускается;
в) организует систематический учет и хранение поступающих в министерство, ведомство, иной орган управления и издаваемых им нормативных актов, проводит совместно с другими подразделениями работу по упорядочению ведомственных нормативных актов, изданию сборников таких актов; подготавливает предложения об изменениях действующих или отмене утративших силу нормативных актов министерств, ведомств, иных органов управления;
г) принимает меры по улучшению использования в системе правовых средств для укрепления хозяйственного расчета, внедрения арендных отношений и иных прогрессивных форм организации стимулирования труда, повышению роли хозяйственных договоров и усилению ответственности за их выполнение;
д) оказывает правовую помощь подведомственным предприятиям при установлении экономических и научно-технических связей с компаниями и фирмами зарубежных стран;
е) участвует в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, непроизводительных расходов и потерь, привлечение к ответственности виновных лиц;
ж) анализирует состояние в отрасли претензионной и исковой работы и ее практику, принимает меры по устранению недостатков в деятельности предприятий, выявленных по результатам рассмотрения споров хозяйственным судом;
з) представляет в установленном порядке интересы министерства, ведомства, иного органа управления в суде, хозяйственном суде, других организациях при рассмотрении правовых вопросов;
и) осуществляет руководство правовой работой в системе министерства, ведомства, иного органа управления;
проверяет состояние этой работы на подведомственных предприятиях, вносит на рассмотрение руководства, коллегии министерства, ведомства, иного органа управления предложения по ее совершенствованию;
изучает и обобщает положительный опыт правовой работы и деятельности юридической службы в системе министерства, ведомства, иного органа управления, содействует его практическому внедрению;
разрабатывает рекомендации и указания по различным направлениям правовой работы и деятельности юридической службы;
к) участвует в организации и проведении юридического всеобуча работников центрального аппарата министерства, ведомства, иного органа управления, оказывает помощь юридической службе отрасли по его организации на предприятиях;
л) на основе использования современных технических средств ведет информационно-справочную работу по законодательству; оперативно доводит до подведомственных предприятий информацию о новых изменениях действующих нормативных актов, указания Министерства юстиции и практику хозяйственных судов республики; подготавливает руководству министерства, ведомства справочные материалы по законодательству; дает консультации по правовым вопросам;
м) при обнаружении нарушений законности в системе министерства, ведомства, иного органа управления юридическая служба докладывает об этом соответствующему руководителю для принятия необходимых мер по их устранению и предупреждению.
участвует в работе по подготовке и внедрению системы правовых актов предприятия, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности предприятия; по согласованию с руководством привлекает к участию в этой работе должностных лиц и специалистов;
контролирует соблюдение установленного на предприятии порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий;
совместно с экономической, финансовой, бухгалтерской службами и другими подразделениями проводит экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия, изучает структуру и причины возникновения непроизводительных расходов, состояние числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности, оформляет материалы по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей для направления в судебно-следственные органы;
б) организует систематический учет и хранение законодательных актов, нормативных документов вышестоящих органов управления, локальных нормативных актов предприятия; проводит совместно с другими подразделениями работу по упорядочению ведомственных нормативных актов предприятия;
в) проверяет соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов и других документов правового характера, визирует их.
Издание правовых актов предприятия без визы юридической службы о соответствии их действующему законодательству не допускается;
г) осуществляет контроль за соответствием законодательству актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений предприятия;
д) участвует в работе по подготовке, заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров с другими предприятиями, а также контрактов с компаниями и фирмами зарубежных стран, визирует проекты договоров и контрактов;
е) ведет претензионно-исковую работу, представляет в установленном порядке интересы предприятия в суде, хозяйственном суде, а также других органах при рассмотрении правовых вопросов; осуществляет руководство претензионной работой, если она ведется другими подразделениями;
ж) дает правовые заключения по документам на списание материальных ценностей, актам ревизий и инвентаризаций, в ходе которых выявлены нарушения и злоупотребления;
з) содействует соблюдению законности в реализации самоуправления трудового коллектива при решении им вопросов производственного и социального развития; участвует в подготовке и заключении коллективного договора, оказывает правовую помощь совету трудового коллектива, профсоюзному комитету и другим общественным организациям в осуществлении их полномочий;
и) участвует в организации и проведении юридического всеобуча, информирует работников о действующем законодательстве, разъясняет практику его применения;
к) при обнаружении нарушений законности в деятельности предприятия докладывает об этом руководителю для принятия необходимых мер по их устранению и предупреждению.
а) знакомиться с состоянием соблюдения законности в деятельности органа государственного управления, предприятия, структурных единиц; участвовать в решениях и инвентаризациях;
б) получать от должностных лиц в порядке, установленном в органе государственного управления, на предприятии, документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей;
в) представлять руководству предложения об устранении нарушений законодательства, возмещении ущерба, привлечении к ответственности руководителей подразделений и служб, других работников, не обеспечивших выполнение, либо нарушивших действующее законодательство;
г) привлекать по согласованию с руководством органа государственного управления, предприятия работников других подразделений и служб для подготовки проектов нормативных актов и других документов, а также разработки и осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее обязанностями;
д) участвовать в заседаниях коллегии, соответствующих советов, совещаниях, созываемых руководством органа государственного управления, предприятия.
11. За неисполнение предусмотренных настоящим Положением обязанностей работники юридической службы несут дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Республики Узбекистан. Органы Министерства юстиции Республики Узбекистан вправе по результатам проведенных проверок вносить представления о привлечении работников юридической службы органов государственного управления, предприятий к дисциплинарной ответственности за неисполнение им своих служебных обязанностей.
12. Возложение на юридическую службу обязанностей, не относящихся к правовой работе, не допускается.
Должностные лица, препятствующие юридической службе в исполнении обязанностей и использовании предоставленных ей прав, в результате чего допущены нарушения законодательства, ущемление прав и законных интересов граждан, привлекаются по представлениям Министерства юстиции Республики Узбекистан и его органов к юридической ответственности.