Комментарий LexUz
Настоящее положение утратило силу в соответствии с постановлением Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № 30/12 «О признании утратившими силу некоторых нормативно-правовых актов, принятых Центральным банком Республики Узбекистан» (рег. № 3208 от 30.12.2019 г.).
См. предыдущую редакцию.
Настоящее Положение в соответствии с законами Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 12, ст. 247) и «О банках и банковской деятельности» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 5-6, ст. 54) определяет условия, основания и порядок установления опеки над коммерческими банками (далее — банки).
(преамбула в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 23 марта 2013 года № 7/2 (рег. № 570-1 от 09.04.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 15, ст. 206)
См. последующую редакцию.
1. Опека — комплекс мероприятий, вводимых Центральным банком Республики Узбекистан и включающих административные, юридические, финансовые, организационные и другие меры в целях приведения банка в адекватное финансовое состояние, обеспечение соответствия его деятельности законодательству или, если это невозможно, подготовки банка к реорганизации или ликвидации.
5. Режим опеки над банком может быть введен по решению Центрального банка в случае нарушений, допущенных банком и создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов. К таким нарушениям относятся приводящие к значительным убыткам:
сокрытие документации или записей от инспекторов Центрального банка или отказ предоставить запрошенные документы для службы банковского надзора.
а) снижении коэффициента адекватности капитала любого уровня на 75% и более от установленного Центральным банком значения;
См. последующую редакцию.
г) при любых других обстоятельствах, которые создают реальную опасность сохранности средств, доверенных банку вкладчиками.
См. последующую редакцию.
7. При принятии решения об установление опеки над банком Центральный банк должен принять во внимание следующие условия:
а) вероятность улучшения финансового состояния банка до необходимого уровня в течение действия режима опеки;
в) реальную сумму активов на момент введения режима опеки и сумму, которая может быть выручена от реализации активов банка в процессе опеки.
См. предыдущую редакцию.
8. При наличии одного или нескольких из оснований, предусмотренных пунктом 6, и условий, предусмотренных пунктом 7, Департамент лицензирования и регулирования деятельности кредитных организаций Центрального банка готовит заключение по банку и выносит вопрос об установлении опеки на рассмотрение Правления Центрального банка.
(пункт 8 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 23 марта 2013 года № 7/2 (рег. № 570-1 от 09.04.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 15, ст. 206)
См. последующую редакцию.
11. Распоряжение Правления Центрального банка о введении опеки над банком вручается руководству банка под расписку в течение 24 часов с момента принятия данного решения. После этого все операции и сделки банка приостанавливаются.
12. Распоряжение Правления Центрального банка о введении опеки над банком публикуется Центральном банком в печати за счет средств банка. После вступления в силу данного распоряжения руководство банка обязано передать опекуну по акту приема-передачи печати, штампы, бланки, ценности, ключи от помещений, сейфов, а также другое имущество и документы банка.
13. Решение Центрального банка о введении опеки над банком может быть обжаловано в соответствии с законодательством в судебных органах.
14. Опекун назначается Центральным банком, из числа работников Центрального банка, занятых в банковском надзоре, сотрудников юридических и консалтинговых фирм, а также независимых специалистов. Опекун в своих действиях руководствуется законодательством Республики Узбекистан, нормативными актами и указаниями Центрального банка.
См. предыдущую редакцию.
15. Лицо, назначаемое опекуном банка, должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным Положением о порядке установления квалификационных требований Центральным банком Республики Узбекистан к кандидатам, рекомендуемым на должности руководителей, главных бухгалтеров, членов правления коммерческих банков и их филиалов, а также руководителей исполнительных органов микрокредитных организаций (рег. № 1641 от 14 ноября 2006 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 46-47, ст. 467).
(пункт 15 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 23 марта 2013 года № 7/2 (рег. № 570-1 от 09.04.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 15, ст. 206)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
16. Опекуном банка не может быть назначено лицо, которое является акционером, заемщиком, кредитором или связанным с банком лицом в соответствии со статьей 26 Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» или близким родственником такого лица, согласно определению, установленному Положением об операциях между банками и связанными с ними лицами (рег. № 556 от 2 декабря 1998 года).
(пункт 16 в редакции постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 23 марта 2013 года № 7/2 (рег. № 570-1 от 09.04.2013 г.) — СЗ РУ, 2013 г., № 15, ст. 206)
См. последующую редакцию.
17. Условия оплаты труда опекуна и лиц, занятых во временной администрации, устанавливаются отдельным договором, заключаемым между Центральным банком и опекуном. Работникам Центрального банка, занятым во временной администрации, включая опекуна, заработная плата выплачивается в банке, находящемся в режиме опеки. Размер заработной платы данной категории лиц не должен быть ниже заработной платы по основному месту работы. Заработная плата опекуна должна быть не ниже заработной платы Председателя правления банка. Указанной категории членов временной администрации сохраняется заработная плата по основному месту работы в размере должностного оклада.
18. Задачей опекуна является принятие мер по сохранению и восстановлению платежеспособности банка в интересах его кредиторов и депозиторов, создание управленческого механизма, обеспечивающего устранение имевшихся нарушений и осуществление эффективных мер, направленных на оздоровление финансового положения и обеспечения соответствия деятельности банка законодательству.
а) нанимать работников для временной администрации из числа работников банка, банковского надзора, юридических, консалтинговых или аудиторских компаний или независимых специалистов по своему собственному усмотрению;
г) принимать решение о закрытии отделений и филиалов в соответствии с действующим законодательством;
д) приостановить выплаты дивидендов по акциям и другим ценным бумагам банка, а также поощрений руководству и должностным лицам банка;
е) вносить в одностороннем порядке изменения и дополнения в договоры банка, предусматривающие инвестирование или кредитование за счет средств банка;
ж) в любое время объявить о частичном или полном блокировании депозитов и инвестиций граждан на период не более одного года, при условии, что будут приняты меры, которые сохранят приблизительную стоимость этих депозитов и инвестиций (кроме акций банка);
з) предъявлять исковые требования от имени и в интересах банка, определять правомерность требований кредиторов банка;
21. Все сделки, совершенные от имени и за счет банка без ведома и письменного согласия опекуна признаются недействительными.
22. С момента принятия Центральным банком решения о введении опеки над банком, контроль над активами банка должен обеспечить опекун. Это означает:
а) обеспечение сохранности имущества, оборудования, всех видов финансовых и материальных активов банка с использованием, при необходимости, служб безопасности и органов милиции;
б) принятие в распоряжение опекуна ценных предметов, включая наличность, ценные бумаги, автомобили и произведения искусства;
г) замену охраны новым составом с целью контролирования доступа к банковским документам и имуществу.
23. В случае выявления фактов, которые вызывают подозрения об уголовно наказуемой деятельности, особенно на иностранных счетах, опекун должен немедленно проинформировать Центральный банк.
24. Опекун должен установить особый контроль за корреспондентскими счетами банка, особенно в иностранных банках, ввиду их ликвидности и незащищенности от незаконного доступа. Для этого необходимо немедленно известить все отечественные и иностранные финансовые учреждения, которые хранят средства банка о том, что изъятие или перевод средств могут быть разрешены только опекуном. Эти извещения должны быть направлены в экстренном порядке. Перед отправкой письменных извещений необходимо предупредить получателей об этом по телефону.
25. В Центральный банк (его соответствующие главные территориальные управления) и в банки-корреспонденты представляется новая карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи документов для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке (при этом представленная до назначения опекуна карточка аннулируется).
27. Активы банка оцениваются в соответствии с установленными стандартами бухгалтерского учета и оценки.
28. Опекун, после проведения проверки и оценки активов, должен подготовить и представить эту информацию в Центральный банк.
29. После завершения срока опеки, за исключением случая, когда этот период продлен Центральным банком, опекун представляет письменный отчет в Центральный банк о финансовом состоянии и перспективах банка. Отчет включает финансовые отчеты и другую документацию, на которой основывается анализ опекуна, включая, стоимость активов и пассивов банка и должен содержать одну из следующих рекомендаций:
б) подробный план о продлении режима опеки с целью приведения банка в соответствие с требованиями закона и инструкций Центрального банка, включая, по возможности, увеличение банковского регулятивного капитала до минимального уровня требуемого законом или в соответствии с графиком, установленным в отчете;
30. За ущерб, причиненный банку в результате преднамеренных или неблагоразумных действий (бездействия) опекун несет ответственность, в соответствии с действующим законодательством. При этом на опекуна не может быть возложена ответственность за убытки, которые могут быть отнесены к категории нормального производственного риска.
31. В течение срока опеки над банком надзор за деятельностью опекуна осуществляет Центральный банк, который вправе:
а) давать рекомендации опекуну об основных направлениях мероприятий в период опекунства банка (предлагать план основных мероприятий);
32. В период нахождения в режиме опеки банком представляется отчетность в Центральный банк в порядке и в сроки, установленные для банков.
33. Центральный банк вправе в любой момент заменить опекуна, если его действия не удовлетворяют первого.
34. В течение 30 дней после получения заключительного отчета опекуна, Центральный банк может отозвать лицензию банка и назначить ликвидацию банка, если опекун в своем отчете не рекомендовал другие действия и Центральный банк определил, что не существуют реальных перспектив для успешной реализации этих действий.
35. Центральный банк имеет право вносить изменения в план опеки до или в течение реализации плана. Центральный банк также имеет право прервать процесс опеки, отозвать лицензию банка и объявить о ликвидации банка.
б) принятие Центральным банком решения о досрочном завершении опеки, в том числе в случае невозможности оздоровления банка или в связи с оздоровлением его финансового состояния.
37. Прекращение опеки (в том числе и досрочное) в связи с оздоровлением его финансового положения и улучшением качества работы влечет за собой отмену всех ограничений в отношении данного банка, установленных Центральным банком или опекуном. При этом изменения и дополнения, внесенные в течение срока опеки в учредительные документы, органы управления и состав работников банка, остаются в силе.
38. В случае, если опека над банком не привела к оздоровлению его финансового положения и улучшению качества работы, Центральный банк вправе отозвать лицензию банка и ликвидировать банк в установленном законодательством порядке.