Методические указания
См. предыдущую редакцию.
ПО ПОРЯДКУ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ СЕМЬЯМ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ
(наименование постановления в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
[Зарегистрированы Министерством юстиции Республики Узбекистан от 4 июня 1999 г. Регистрационный № 740]
 Комментарий LexUz
Настоящие Методические указания утратил силу в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства финансов Республики Узбекистан от 15 мая 2013 года №№ 39-К, 45 «О признании утратившими силу Методических указаний по порядку назначения и выплаты пособия семьям с несовершеннолетними детьми, а также изменений и дополнения к ним» (рег. № 740-2 от 29.05.2013 г.).
См. предыдущую редакцию.
При организации и проведении работы по назначению и выплате пособий семьям с несовершеннолетними детьми необходимо руководствоваться Положением о назначении и выплате пособия семьям с несовершеннолетними детьми (далее — Положение), утвержденным постановлением Кабинета Министров от 10 декабря 1996 года № 437 (СП Республики Узбекистан, 1996 г., № 12, ст. 35) и настоящими Методическими указаниями:
(абзац первый преамбулы в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
Настоящие Методические указания разработаны во исполнение вышеназванного постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан в целях оказания практической и методической помощи органам самоуправления граждан по обеспечению неуклонного выполнения нормативных актов, регламентирующих выявление семей, нуждающихся в социальной поддержке, назначение и выплату этим семьям пособий.
Настоящие Методические указания разработаны взамен Методических указаний от 30 мая 1997 г.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 1996 года «О дальнейшем усилении государственной поддержки семей с детьми» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.12.96 г. № 437 «О мерах по усилению социальной поддержки семей с детьми» пособия семьям с детьми назначаются и выплачиваются органами самоуправления граждан только семьям, нуждающимся в данном пособии.
2. В целях соблюдения принципов социальной справедливости, обеспечения широкой гласности и открытости, достижения целевого и эффективного использования выделенных на выплату пособий средств, решение о назначении и выплате пособия семьям с детьми принимается сходом граждан (собранием представителей), поселка, кишлака, аула и махалли или Комиссией, уполномоченной сходом граждан для принятия таких решений.
Состав Комиссии, уполномоченной сходом граждан для решения вопросов о назначении и выплате пособия, избирается сходом граждан (собранием представителей) из числа наиболее авторитетных и уважаемых граждан, проживающих на территории схода граждан. Возглавляет Комиссию председатель схода граждан. Члены Комиссии избираются сроком до двух лет, а председатель схода граждан — на весь период его полномочий. Численный состав данной комиссии — не менее 20 человек. При этом состав Комиссии, за исключением председателя, обновляется на 50 процентов ежегодно.
(пункт 2 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
3. Согласно пункту 19 Положения орган самоуправления граждан самостоятельно устанавливает критерий отнесения семей к нуждающимся в получении пособия, исходя из:
размера средств, имеющихся на счете органа самоуправления граждан и полагающихся к выплате ежемесячно. Для этого районные (городские) финансовые органы обязаны заблаговременно сообщать органу самоуправления граждан о размере средств, полагающихся к перечислению на его специальный счет «Детские пособия» в расчете на месяц;
числа семей, обратившихся за назначением пособия;
размера пособий, подлежащих выплате по поданным заявлениям. Учитывая ограниченный (лимитируемый) размер денежных средств, выделяемых на счет органа самоуправления граждан, рекомендуется в качестве критерия для отнесения семей к нуждающимся в получении пособия принимать размер совокупного дохода, приходящегося на члена семьи, в пределах от 1 до 1,5-кратного среднемесячного размера минимальной заработной платы, исчисленного за период, принятый для учета доходов.
Пересмотр критерия определения нуждающихся семей в сторону его увеличения следует осуществлять таким образом, чтобы предусмотреть возможное увеличение числа семей, имеющих доход ниже вновь установленного критерия.
Пример.
Органу самоуправления граждан в расчете на месяц выделено 75 тыс. сумов. Согласно критерию, установленному в предыдущем периоде текущего года, например, в размере 1-й среднемесячной минимальной заработной платы, пособие получали 60 семей, на выплату которым ежемесячно требовалось 51 тыс. сумов ежемесячно. Остаток денежных средств (ежемесячный) составил 24 тыс. сумов (75—51).
В июне 1999 года орган самоуправления граждан установил новый критерий в размере 1,3 минимальной заработной платы, что привело за собой обращение за назначением пособия еще 25 семей, на выплату которым потребуется дополнительно 21,2 тыс. сумов. Таким образом, на выплату пособия в июле (именно с этого месяца должна начаться выплата пособий, назначенных в июне) потребуется 72,2 тыс. сумов (51 + 21,2) при установленном лимите 75 тыс. сум.
В данном случае орган самоуправления граждан сможет обеспечить выплату всех назначенных пособий, начиная с июня 1999 года. Таким образом, повышение критерия в данном размере возможно, так как общая сумма средств в размере 75 тыс. сумов, выделенная данному органу самоуправления, является достаточной для обеспечения выплаты пособий всем семьям с детьми.
4. Заявления о назначении пособий принимаются от всех семей.
Пособия назначаются семьям, у которых средний совокупный доход на члена семьи не превышает установленный органом самоуправления граждан критерий отнесения семей к нуждающимся, в пределах имеющихся средств. При этом в первую очередь пособия назначаются семьям с наименьшим совокупным доходом на члена семьи.
В целях рационального использования средств, выделяемых на выплату детских пособий, финансовые органы совместно с районными (городскими) Центрами содействия занятости и социальной защиты населения ежеквартально пересматривают лимиты выделяемых денежных средств с учетом фактической потребности органов самоуправления граждан. В органах самоуправления, где эти средства полностью не осваиваются и на счетах остаются значительные излишки, лимиты перераспределяются в пользу тех органов самоуправления, которые испытывают острую нехватку средств на выплату пособий (даже при назначении в пределах минимального критерия нуждаемости). Для этого инспектор районного (городского) Центра содействия занятости и социальной защиты населения совместно с представителем районного (городского) финансового отдела проводят анализ фактической потребности органов самоуправления (с учетом устанавливаемых в данной махалле критериев, а также возможности поступления дополнительных заявлений) и согласовывают вопрос о пересмотре лимитных средств с хокимами районов (городов), которые несут персональную ответственность за полноту и своевременность доведения средств до органов самоуправления согласно утвержденному лимиту. В случае нехватки средств на выплату пособий на районном уровне районный (городской) финансовый отдел выходит с предложением об увеличении выделяемых средств в областное финансовое управление.
(пункт 4 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
5. Пособие выплачивается нуждающимся семьям с детьми в течение шести месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором было принято решение схода граждан (собрания представителей) или Комиссии, уполномоченной сходом граждан для решения вопросов о назначении и выплате пособия, о назначении пособия. При этом месяцем принятия решения о назначении пособия считается дата, указанная в протоколе схода граждан (собрания представителей) или указанной Комиссии.
(абзац первый пункта 5 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
Пример.
Сход граждан проведен 25 июня 1999 года. Выплата пособия семьям, которым пособие назначено на данном сходе граждан, осуществляется, начиная с июля 1999 года, и завершается в декабре 1999 года (причем, за декабрь семья получает пособие).
6. По истечении срока выплаты пособия семья имеет право обратиться с заявлением о продолжении выплаты пособия на новый срок. Заявление на получение пособия подается в месяце, следующем за месяцем, в котором заканчивается срок выплаты пособия, назначенного в предыдущем полугодии.
Например.
Семье Н. пособие выплачивалось с января по июнь. В июне срок выплаты пособия закончился, и ей было выплачено последнее пособие. Для получения пособия на новый срок она должна подать заявление в июле. А выплата пособия начнется с августа.
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА СЕМЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОСОБИИ
7. Пособие назначается семьям, нуждающимся в данном пособии, на основании письменного заявления одного из родителей детей (или лиц, их заменяющих) о назначении данного пособия.
В заявлении обязательно указываются причины обращения за пособием, состав семьи, а также размер дохода. Доходы рекомендуется брать за период, полученный членами семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, включая доход, полученный от ведения дехканского хозяйства. Примерная форма заявления прилагается (приложение № 1).
8. Заявление на получение пособия подается в орган самоуправления граждан (махаллинский комитет) по месту постоянного проживания. Если семья, в силу объективных обстоятельств, проживающая не по месту жительства (прописки), обратилась в махаллинский комитет за пособием, то для назначения ей пособия она должна предъявить соответствующий документ (справку с махаллинского комитета) о том, что она не получает данное пособие по месту прописки.
После назначения пособия по месту постоянного проживания махаллинский комитет должен уведомить об этом махаллинский комитет по месту жительства (прописки).
9. Сведения о составе семьи подтверждаются справками с места жительства, а в случае, если эти сведения имеются в данном органе самоуправления — выпиской о составе семьи из домовой книги.
Сведения о возрасте детей подтверждаются копиями свидетельств о рождении, которые могут быть заверены органами самоуправления граждан в установленном порядке или нотариально.
При назначении пособия на детей, находящихся под опекой (попечительством), предоставляется выписка из решения органа, установившего право на опеку (попечительство).
Размер доходов, полученных членами семьи, подтверждается:
для работающих — справками с места работы;
для лиц, занятых предпринимательской деятельностью — справками из налоговых органов;
для лиц, зарегистрированных в районном (городском) Центре содействия занятости и социальной защиты населения в качестве безработных — справкой с районного (городского) Центра содействия занятости и социальной защиты населения;
для неработающих пенсионеров — справками из районных (городских) отделов внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
(абзац четвертый пункта 9 заменен абзацами четвертым — восьмым в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
Для женщин, воспитывающих своих детей самостоятельно, без участия отца, документом, удостоверяющим тот факт, что она является одинокой матерью, является документ, выданный ЗАГСом по форме Ф-4.
(абзац девятый пункта 9 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
Для лиц, проходящих срочную военную службу или пребывающих в местах лишения свободы, документы, удостоверяющие их местонахождение (справки с военкоматов, выписки из решений судов), предъявляются по требованию председателя органа самоуправления по мере необходимости (например, в случае возникновения сомнений в достоверности этих сведений). Махаллинский комитет не вправе выдавать соответствующие документы для предъявления их куда-либо.
(абзац десятый пункта 9 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
Документы, подтверждающие доход членов семьи и ее состав, подшиваются вместе с заявлением и хранятся в органе самоуправления отдельно для каждой семьи. Срок хранения документов в органе самоуправления граждан — 2 года, по истечении которых они в установленном порядке сдаются в архив.
10. При повторном обращении за пособием в махаллинский комитет предоставляются заново те сведения, в которых по истечении определенного периода могут произойти изменения (сведения о доходах, составе семьи, справка с районного (городского) Центра содействия занятости и социальной защиты населения, если он все еще состоит на учете и т. д.). Копию свидетельства о рождении при повторном обращении предоставлять не требуется.
(пункт 10 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
11. Регистрация заявлений производится в специальном регистрационном журнале строго в порядке их поступления.
Датой регистрации заявлений считается день подачи заявления и необходимых справок, подтверждающих размер доходов семьи и состав семьи, согласно пункту 6 настоящих Методических указаний.
Каждое заявление регистрируется в регистрационном журнале под порядковым номером согласно очередности поступления заявлений.
В регистрационном журнале должны быть указаны:
дата регистрации заявления;
фамилия, имя и отчество лица, подавшего заявление;
номер паспорта лица, подавшего заявление;
адрес проживания семьи;
число несовершеннолетних детей (в том числе детей от 16 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах).
(абзац девятый пункта 11 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
После принятия решения сходом граждан (собранием представителей) или Комиссией, уполномоченной сходом граждан для решения вопросов о назначении и выплате пособия, в регистрационный журнал заносятся сведения по существу принятого решения с указанием номера и даты протокола схода граждан (собрания представителей) или указанной Комиссии, размера назначенного пособия, а также месяца, начиная с которого будет производиться выплата пособия (в случае, если пособие назначено).
(абзац десятый пункта 11 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
12. В исключительных случаях, согласно пункту 24 Положения председатель (аксакал) органа самоуправления граждан может внести отдельную семью в регистрационный журнал для получения пособия без письменного заявления родителей (опекунов) детей. В этом случае в регистрационном журнале делается отметка о том, что данная запись произведена по представлению председателя (аксакала) органа самоуправления граждан.
При этом пособие этим семьям может быть назначено только на основании решения схода граждан «(собрания представителей) или Комиссии, уполномоченной сходом граждан для решения вопросов о назначении и выплате пособия» в общеустановленном порядке, после проведения обследования их доходов и имущественного положения. Внесение семей в регистрационный журнал по представлению председателя (аксакала) органа самоуправления граждан не является основанием для безусловного назначения пособия данной семье.
(абзац второй пункта 12 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОХОДОВ СЕМЬИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ НУЖДАЕМОСТИ
13. В соответствии с пунктом 15 Положения определение степени нуждаемости семьи в получении пособия производится путем проведения обследования доходов семьи. Обследование проводится специальной комиссией при органе самоуправления граждан, созданной и утвержденной председателем (аксакалом) органа самоуправления.
Комиссия создается в каждом органе самоуправления граждан, а также в махаллях, входящих в состав кишлачного, аульного, поселкового схода граждан.
В состав комиссии входят советники и секретарь органа самоуправления граждан, работник районного (городского) Центра содействия занятости и социальной защиты населения, уполномоченный районным (городским) хокимиятом. Кроме вышеназванных должностных лиц, в состав комиссии при необходимости могут входить представители районных (городских) налоговых и финансовых органов.
(абзац третий пункта 13 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
В состав комиссии могут входить лица, участвующие в комиссии по обследованию доходов семей, претендующих на получение материальной помощи малообеспеченным семьям согласно Положению «О порядке учета малообеспеченных семей, назначения и выплаты им материальный помощи», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 1994 года № 434.
При проведении каждого обследования доходов семьи необходимо присутствие не менее трех членов комиссии.
14. Комиссия в двухнедельный срок с момента регистрации заявления производит обследование доходов семьи, на основании которого составляется акт обследования. О конкретном времени (дате) проведения обследования заявителю сообщается заблаговременно.
В ходе обследования уточняются размеры и источники доходов, получаемых членами семьи, численный состав семьи, включая сведения о занятости трудоспособных членов семьи.
Основным показателем степени нуждаемости семьи в назначении пособия является размер среднемесячного совокупного дохода, приходящийся на каждого члена семьи.
Комиссии следует также обратить внимание на общий уровень и качество жизни семьи, ее имущественное положение. Предполагается, что семья, располагающая значительным имуществом (предметами, характеризующими высокий уровень жизни), купленным сравнительно недавно (за период, принятый для исчисления доходов) и указывающая при этом низкие доходы, умышленно занижает свой совокупный доход.
15. В ходе обследования доходов семьи, а также на основании справок, представленных заявителем согласно пункту 6 настоящих Методических указаний, комиссия производит расчет размера совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и сравнивает его с установленным органом самоуправления критерием определения нуждающихся семей. Комиссия на основании выявленных сведений о доходах и численном составе семьи вносит на сход граждан (собрание представителей) или Комиссию, уполномоченную сходом граждан для решения вопросов о назначении и выплате пособия, рекомендацию о целесообразности назначения семье пособия. Рекомендация комиссии в обязательном порядке подлежит утверждению на сходе граждан (собрании представителей) или Комиссии, уполномоченной сходом граждан для решения вопросов о назначении и выплате пособия.
(пункт 15 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
ИСЧИСЛЕНИЕ РАЗМЕРА СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПРИНИМАЕМОЙ В КАЧЕСТВЕ КРИТЕРИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НУЖДАЮЩИХСЯ СЕМЕЙ
16. Среднемесячная величина минимальной заработной платы, применяемая при определении нуждающихся семей, рассчитывается за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за пособием.
Пример.
При назначении пособий на сходе граждан, проводимом в июне 1999 года, для установления критерия принимается среднемесячная минимальная заработная плата за период с июня 1998 года по май 1999 года. В течение этого периода размер минимальной заработной платы изменялся следующим образом:
июнь — 750 сумов;
июль—декабрь 1998 г. — 1100 сумов;
январь—май 1999 г. — 1320 сумов.
Среднемесячная величина минимальной заработной платы за 12 месяцев составит 1162 сумов = (750 + 1100 х 6 + 1320 х 5) : 12.
Аналогично рассчитывается среднемесячная величина минимальной заработной платы при рассмотрении поданных заявлений и назначении пособий в другие последующие периоды.
17. При изменении минимального размера оплаты труда органам самоуправления граждан, установившим в качестве критерия для назначения пособия размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, выше одной минимальной заработной платы, необходимо пересмотреть установленный критерий, исходя из размера средств на счету органа самоуправления.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО СОВОКУПНОГО ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ
18. Среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи, определяется как сумма среднемесячных доходов каждого члена семьи, исчисленных за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением пособия, деленная на число членов семьи, принятых для учета совокупного дохода семьи.
Среднемесячный доход каждого члена семьи определяется суммированием доходов, полученных данным лицом за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за получением пособия, на число месяцев, в котором этот доход фактически получался.
Если в течение периода, принятого для учета доходов (12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за пособием), за отдельные месяцы начисления по заработной плате не производились, то эти периоды при определении совокупного дохода в расчет не принимаются. Исключение составляют лица, находящиеся длительное время в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы (более 3-х месяцев), и работники сельскохозяйственных предприятий.
Пример.
Гражданин не работал 4 месяца в течение 12 месяцев, принятых для учета дохода (февраль, март, апрель, май). В остальные месяцы его доход составил 15000 сумов. В составе среднемесячного совокупного дохода семьи учитывается сумма в размере 1875 сумов (15000:8).
19. Для работников сельскохозяйственных предприятий, выполняющих работы сезонного характера (но числящиеся постоянно в штате сельхозпредприятия), совокупный доход определяется, как сумма заработной платы фактически начисленной (с учетом доплат и премий) за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за пособием и деленная на 12 месяцев.
Например.
Работник обратился за пособием в июне 1999 года. В течение периода, принятого для исчисления дохода (12 месяцев), с июня 1998 года по май 1999 года в колхозе ему произвели следующие начисления по заработной плате: с июня 1998 года по декабрь с учетом доплат и премий начислено 17200 сумов, за январь—май 1999 года — 2400 сум., то среднемесячный совокупный доход работника составит (17200 + 2400) / 12 = 1633.
20. В совокупном доходе семьи учитываются все виды заработка (перечень прилагается в приложении № 3), доходы от предпринимательской деятельности (включая индивидуальную трудовую деятельность), доходы от дехканского хозяйства, пенсии (независимо от их вида), стипендии, пособия, в том числе пособие по безработице, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 2-х лет, материальная помощь малообеспеченным гражданам, выплачиваемая органами самоуправления граждан.
Денежное довольствие военнослужащих включается в совокупный доход семьи со всеми надбавками и доплатами.
В составе совокупного дохода семьи заработная плата и иные виды доходов учитываются по начисленной сумме.
21. Сведения о доходах заявителем представляются самостоятельно. При этом в случае возникновения сомнения в полноте или достоверности представленных сведений о доходах орган самоуправления граждан вправе потребовать от заявителя соответствующие подтверждающие документы.
22. В совокупном доходе семей не следует учитывать сумму выплачиваемых алиментов (удерживаемых из заработной платы). Сумма же алиментов, получаемых семьей (в пользу которой они выплачиваются), рассматривается как один из источников дохода и подлежит учету.
Например.
В семье А., обратившейся за пособием, отец выплачивает алименты своему сыну, проживающему в семье Б. У него из заработной платы, составляющей 2000 сумов удерживают алименты в размере 25% или 500 сумов. Т.о. подлежащий учету доход отца составит 1500 сумов (2000 – 500 = 1500). А если семья Б. обратится за пособием, то при определении совокупного дохода к доходу прибавляется сумма выплачиваемых этой семье алиментов (500 сумов).
Если жена, обратившаяся за получением пособия на детей или материальной помощи, официально разведена с мужем, но не получает от него алименты, то махаллинский комитет вправе потребовать от жены, чтобы она подала на алименты, так как у нее есть объективные возможности улучшить свое материальное положение.
23. В совокупном доходе семьи не подлежит учету также выходное пособие при увольнении, пособие на погребение, единовременная материальная помощь в связи с чрезвычайными стихийными бедствиями, смертью родных, близких и прочее, пособие при рождении ребенка, пособие на несовершеннолетних детей, разовая материальная помощь от благотворительных организаций.
(пункт 23 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
24. В совокупном доходе лиц, работающих за границей, учитывается заработная плата, как в национальной, так и иностранной валюте. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в сумы по курсу Центрального банка на день определения совокупного дохода семьи. Справка о курсе иностранной валюты для пересчета в сумы предоставляется лицом, обратившимся за назначением пособия.
25. Доход от дехканского хозяйства определяется на основании сведений, представленных в заявлении лица, обратившегося за получением пособия.
В случае, если сведения, представленные в заявлении, занижены (в заявлении указывается доход существенно ниже, чем у большинства семей, имеющих дехканское хозяйство, или вообще не указывается доход от дехканского хозяйства), доходы от дехканского хозяйства следует учитывать в размере 2-х среднемесячных минимальных заработных плат в расчете на каждые 10 сотых га земельной площади, используемой под ведение дехканского хозяйства.
В отдельных случаях, когда плодородие земельного участка по объективным обстоятельствам (обеспеченность водой, засоленность почвы) не позволяет получать доход от него в вышеуказанном размере, или вообще не позволяет получать доход, специальная комиссия районного (городского) хокимията, может корректировать в сторону снижения (а при отсутствии дохода не учитывать вообще) нормы дохода от дехканского хозяйства, применительно к отдельным территориям органов самоуправления.
Если для ведения дехканского хозяйства используется участок земли больше или меньше 10 сотых га, учитываемый размер дохода от дехканского хозяйства увеличивается или уменьшается пропорционально размеру земельного участка, используемого под дехканское хозяйство.
Площади земельного участка, занятые под бытовые постройки, при расчете доходов от дехканского хозяйства не учитываются.
Учету подлежат доходы от земельного участка, используемого под дехканское хозяйство, не менее 1 года.
Доход от дехканского хозяйства суммируется со среднемесячными доходами семьи, полученными из других источников.
Пример.
Семья, обратившаяся за получением пособия в июне 1999 г., состоит из 6 человек (муж, жена, 4 детей в возрасте 18, 14, 11 и 6 лет). У семьи имеется земельный участок, используемый под дехканское хозяйство площадью 12 сотых га. Среднемесячный доход от дехканского хозяйства в заявлении не указан, так как заявитель затрудняется точно оценить этот доход.
Заработная плата:
мужа за 12 месяцев, предшествующих подаче заявления — 25000 сумов;
Стипендия старшего сына — 7000 сумов;
Жена не работает (домохозяйка);
Размер среднемесячной заработной платы за 12 месяцев, предшествующих подаче заявления 537 сумов;
Расчетный среднемесячный доход от ведения дехканского хозяйства с 12 сотых га составит (537 х 2 х 1.2) 1289 сумов.
Среднемесячный совокупный доход семьи составит 3955 сум (25000 : 12 + 7000 : 12 + 1289).
26. Доходы, полученные от использования в дехканском хозяйстве домашнего скота (коровы, бараны, козы, кролики и др.), в составе совокупного дохода они учету не подлежат. Однако их необходимо принимать во внимание при оценке общей нуждаемости семьи.
27. Изменения в доходах, произошедшие в период, когда пособие уже назначено, не учитываются.
Пример.
При назначении пособия в июне 1999 года семья имела среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, 890 сумов. В августе 1999 года мать детей, не работавшая ранее, поступила на работу, в связи с чем материальный достаток семьи явно улучшился, однако это обстоятельство не будет приниматься во внимание и в течение 6 месяцев (до ноября включительно) семья будет получать пособие.
28. Если в периоде, за который исчисляется совокупный доход семьи, в составе семьи произошли изменения, связанные с расторжением брака, то выбывший супруг и его доходы не учитываются, а в совокупный среднемесячный доход семьи включается сумма получаемых алиментов, которая определяется делением общей суммы алиментов, полученных в данном периоде, на число полных месяцев, за которые они получены.
Пример.
Брак расторгнут в январе 1999 года. С февраля по июнь сумма алиментов, полученных на детей, составила 2500 сумов. Среднемесячный размер алиментов за пять месяцев, когда эти алименты получались, составил 500 сумов. Среднемесячная заработная плата матери составила 900 сумов. Итого среднемесячный совокупный доход семьи составил 1400 сумов (500 + 900).
СОСТАВ СЕМЬИ, УЧИТЫВАЕМЫЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СОВОКУПНОГО ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ
29. При определении совокупного дохода семьи, приходящегося на каждого члена семьи, в состав семьи, подавшей заявление о назначении пособия, включаются:
муж, жена, их дети, в том числе находящиеся на их иждивении, а также дети старше 16 лет, проживающие совместно с родителями и не имеющие собственных семей. При раздельном проживании родителей (разводе) дети учитываются по месту их фактического проживания в семье матери или отца;
родители (бабушки, дедушки) супругов, если они совместно проживают и фактически ведут общее хозяйство. Если по одному адресу проживают две и более семей с детьми, то в составе семьи учитываются только члены семьи, обратившейся за назначением пособия (дети, их родители, иждивенцы этой семьи);
одинокая мать и ее ребенок (дети), а также родители одинокой матери, если она фактически проживает в семье родителей;
проживающие в семье приемные дети (пасынки и падчерицы), если они не учтены в семье другого родителя.
30. При определении совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в составе семьи не учитываются:
братья и сестры супругов, обратившихся за назначением пособия, если у них имеются собственные семьи;
супруг, отсутствующий в семье в течение периода, принятого для исчисления совокупного дохода семьи, в связи с осуждением к лишению свободы или направлением на принудительное лечение;
дети, в отношении которых родители лишены родительских прав;
дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.
31. Если в семье имеются незанятые и не имеющие дохода трудоспособные члены семьи, кроме безработных, состоящих на учете в районном (городском) Центре содействия занятости и социальной защиты населения, матерей, осуществляющих уход за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, а также членов семьи, занятых в дехканском хозяйстве, то при определении совокупного дохода семьи учету подлежат члены семьи за исключением незанятых и не имеющих дохода членов семьи.
(абзац первый пункта 31 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
Пример.
Семья состоит из 6 человек: отец — работает в колхозе, мать — осуществляет уход за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; старший сын в трудоспособном возрасте (19 лет) — зарегистрирован районным (городским) Центром содействия занятости и социальной защиты населения как безработный; двое детей — школьники, один ребенок в возрасте 2,5 лет. При определении совокупного дохода семьи учету подлежат 6 человек, то есть отец, мать, трое детей, а также старший сын, имеющий статус безработного.
(абзац третий пункта 31 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
Члены семьи трудоспособного возраста, занятые в дехканском хозяйстве учитываются в составе семьи, если на каждое такое лицо приходится не менее 7 сотых га земельного участка, фактически используемого для ведения дехканского хозяйства.
Пример.
Семья состоит из 6 человек: отец работает в колхозе, мать—домохозяйка, дети в возрасте 5, 8, 12 и 15 лет. Имеется приусадебный участок площадью 10 сотых га. В составе семьи для исчисления совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, подлежат учету все члены семьи, в том числе и не работающая мать, так как ее следует отнести к занятым в дехканском хозяйстве.
НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПОСОБИЯ СЕМЬЯМ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ
(наименование раздела в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
32. Сход граждан (собрание представителей) или Комиссия, уполномоченная сходом граждан для решения вопросов о назначении и выплате пособия, созывается по мере формирования списка семей, подавших заявление на получение пособия.
На сходе граждан (собрании представителей) или указанной Комиссии могут рассматриваться заявления граждан, поступившие и в текущем месяце, если до момента проведения схода граждан (собрания представителей) или указанной Комиссии в установленном порядке произведено обследование доходов семьи и имеется соответствующее заключение специальной комиссии.
(пункт 32 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
33. Органы самоуправления граждан, имеющие специальный счет «Детские пособия» в отделении Народного банка, самостоятельно осуществляют назначение пособия и оформление финансовых документов, необходимых для выплаты пособия.
Махалли, входящие в состав поселкового, кишлачного, аульного органа самоуправления граждан, не имеющие специального счета «Детские пособия» в отделении Народного банка, в соответствии с п.п.10, 11 и 12 настоящих методических указаний, самостоятельно производят обследование доходов семей, созывают сход граждан махалли, принимают решение о назначении пособий и оформляют его соответствующим протоколом. Данный протокол передается в орган самоуправления граждан поселка, кишлака, аула для утверждения и оформления необходимых платежных документов. Протокол утверждается председателем (аксакалом), который заверяет его своей подписью и печатью.
34. Присутствие заявителя или иного совершеннолетнего члена семьи заявителя при принятии решения о назначении пособия на сходе граждан (собрании представителей) или Комиссии, уполномоченной сходом граждан для решения вопросов о назначении и выплате пособия, является обязательным.
(абзац первый пункта 34 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
При отсутствии заявителя или иного члена его семьи вопрос о назначении пособия семье не рассматривается и переносится на следующий очередной сход граждан (собрание представителей) или указанной Комиссии.
(абзац второй пункта 34 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
Семьям, которым решение о назначении пособия перенесено на следующий сход, не требуется заново проходить процедуру регистрации и обследования нуждаемости (подавать заявление на пособие: представлять сведения о доходах: составе семьи, проводить дополнительное обследование доходов и имущественного положения).
35. Для каждой семьи на основании заключения комиссии должно приниматься отдельное решение о назначении (отказе) пособия, которое оформляется либо отдельным протоколом, либо общим протоколом схода. При оформлении общего протокола решение, принимаемое по каждой семье, оформляется отдельным разделом (параграфом) протокола с указанием результатов голосования и постановляющей частью.
При отказе в назначении пособия семьям в протокол, в обязательном порядке, заносится подробная мотивировка причины отказа.
36. Решение о назначении (отказе) пособия семье считается принятым, если за него проголосовало простое большинство из числа участвующих в сходе. Решение принимается открытым голосованием.
37. При отказе в назначении пособия комиссия может исходить из следующих оснований:
наличие в семье незанятых трудоспособных членов, кроме безработных, зарегистрированных в районных (городских) Центрах содействия занятости и социальной защиты населения, и матерей, воспитывающих детей в возрасте до 3-х лет. Отказ в этом случае следует мотивировать тем, что у семьи имеются объективные возможности самостоятельно улучшить свое материальное положение за счет привлечения незанятых членов к полезному труду, приносящему доходы;
(абзац второй пункта 37 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
наличие дохода, приходящегося на каждого члена семьи, превышающего величину установленного критерия отнесения семьи к нуждающимся в данном пособии;
наличие в распоряжении семьи дорогостоящего ликвидного имущества, требующего затрат на его содержание и эксплуатацию.
38. Семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, семьи в которых отсутствуют оба родителя, а воспитанием занимаются родственники, семьи, в которых один или оба родителя являются инвалидами либо признаны безработными, пользуются преимущественным правом на получение пособия.
Преимущественное право на получение пособия предполагает, что при прочих равных условиях (неудовлетворительное имущественное положение, низкий уровень доходов и т. д.), им отдается предпочтение при назначении пособия. Например, если размер средств, выделенных на выплату пособий, не позволяет охватить все нуждающиеся семьи, то в первую очередь отбираются семьи, имеющие преимущественное право на их получение.
39. После назначения пособия семьям, имеющим совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи, ниже установленного критерия, в исключительных случаях, при условии наличия остатка свободных средств на счету органа самоуправления граждан, для семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, родителя (родителей) инвалида, а также воспитывающих детей, оставшихся без родителей (перечисленных в пункте 5 Положения), пособие может быть назначено, если совокупный доход данной семьи несколько превышает размер установленного органом самоуправления критерия. В этих случаях, в протоколе о назначении пособия должна быть указана причина назначения пособия семье, имеющей совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышающий размер установленного критерия.
40. В случае изменения числа несовершеннолетних детей (от 16 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах) в семье, которой назначено пособие (исполнения одному из детей 16 лет (18 лет обучающемуся в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах), рождения очередного ребенка и пр.) размер пособия приводится в соответствие с установленными размерами для семьи с соответствующим количеством детей. При этом выплата пособия в новом размере начинается с месяца, следующего за месяцем изменения числа несовершеннолетних детей (от 16 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах) в семье. В этом случае для пересмотра размера пособия решения схода граждан (собрания представителей) или Комиссии, уполномоченной сходом граждан для решения вопросов о назначении и выплате пособия, не требуется.
Пример.
Семье, имеющей 3-х детей, в январе 2011 года назначено пособие в размере 69629 сумов. В мае 2011 года одному из детей, который учится в профессиональном колледже, исполнилось 18 лет. С июня 2011 года пособие должно выплачиваться из расчета на двух детей, то есть в размере 49735 сумов (при минимальном размере заработной платы — 49735 сумов).
(пункт 40 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
41. Выплата пособия семьям, нуждающимся в получении данного пособия, осуществляется Народным банком по месту жительства семьи на основании платежной ведомости, представленной органом самоуправления граждан. Следует использовать платежную ведомость по форме согласно приложению № 2.
Платежная ведомость заполняется и передается в Народный банк в 2-х экземплярах, один из которых хранится в Народном банке, а другой, после закрытия ведомости, возвращается в орган самоуправления граждан.
(пункт 41 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
42. К платежной ведомости прилагается платежное поручение на общую сумму, причитающуюся к выплате по данной ведомости. Платежное поручение заполняется согласно установленной форме, с указанием наименования схода граждан, номера специального счета, общей суммы, а также назначения платежей.
43. Платежная ведомость является отчетным документом и хранится в органе самоуправления граждан в соответствии с правилами, предусмотренными для хранения финансовой отчетной документации.
44. Ежемесячный учет и отчетность за финансовыми средствами, используемыми со спец. счета «Детские пособия» ведется секретарем органа самоуправления. Отчет об их использовании, подписанный председателем (аксакалом), составляется ежемесячно и в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляется в финансовый отдел и районный (городской) Центр содействия занятости и социальной защиты населения.
(пункт 44 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
45. Финансовый отдел и районный (городской) Центр содействия занятости и социальной защиты населения обязаны в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направить обобщенные данные в соответствующие областные подразделения.
(пункт 45 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
46. Областное финансовое управление и управление по труду, занятости и социальной защите населения обязаны в срок до 18 числа месяца, следующего за отчетным, направить информацию об использовании финансовых средств в соответствующие министерства для обобщения и анализа представленных данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ОБРАЗЕЦ


Председателю (аксакалу) схода граждан

____________________________________

(наименование схода граждан)

от гр._______________________________

(Ф.И.О. заявителя, проживающего по адресу:
_________________________________________

(адрес)


ЗАЯВЛЕНИЕ


Прошу назначить моей семье пособие семьям с несовершеннолетними детьми, так как моя семья нуждается в данном пособии.

Моя семья состоит из _____ совершеннолетних членов семьи и _____
несовершеннолетних детей.

Совокупный доход членов моей семьи за период с___________ по
_____________ составил _____________ сумов;

Доход от ведения дехканского хозяйства за тот же период составил
___________ сумов;

Справки, подтверждающие состав семьи и размер доходов, прилагаю.

Подпись

________________
________________

Дата
(текст приложения № 1 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


ОБРАЗЕЦ

Сход граждан _____________________________________________

(наименование поселка, кишлака, аула, махалли)




ПЛАТЕЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ № ____
на выдачу пособия семьям с несовершеннолетними детьми

за __________________ 1997 г.

к платежному поручению №____ от «___»_________1997 г.


п.п.

Фамилия, имя, отчество получателя пособия

№ паспорта получателя

Домашний адрес получателя

Сумма

Расписка в
получении


Сумма к выдаче: _______________________ сум _________ тийин
прописью

Ведомость составил _______________________________________________

(фамилия, И.О. лица, составившего ведомость)


Председатель Схода граждан ______________________________________

Фамилия, И.О.


Подпись __________________
М.П.
(текст приложения № 2 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ПЕРЕЧЕНЬ
доходов, учитываемых при определении среднемесячного совокупного дохода семьи
В среднемесячном совокупном доходе семьи следует включать доходы всех членов семьи, в том числе:
заработная плата, в том числе по совместительству, начисленная к выплате за выполненную работу (проработанное время) по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам в соответствии с применяемыми на предприятиях, в учреждениях, организациях формами и системами оплаты труда, стоимость продукции, выданной работнику в порядке натуральной оплаты, взамен денежной, а также другие виды выплат, доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам, денежные премиальные выплаты и поощрения;
авторские гонорары (вознаграждения);
вознаграждения за открытия, изобретения и рацпредложения;
заработок учащихся и студентов, совмещающих учебу с работой;
доходы членов семьи, работающих по договорам с предприятиями, организациями и учреждениями, а также с частными лицами;
доходы от выполняемой работы, которая не является совместительством (педагогическая работа, медицинские консультации, руководство дипломными работами студентов, аспирантами, аудиторские услуги и прочее);
заработок членов семьи, в том числе учащихся, полученный в период сезонных сельхозработ;
стипендии;
пенсии;
пособия лицам, не имеющим трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии;
пособия инвалидам с детства;
пособия по временной нетрудоспособности;
пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 лет;
пособия по безработице, а также стипендии, выплачиваемые безработным в период профессионального обучения и переобучения;
материальная помощь малообеспеченным семьям, выплачиваемая по решению органа самоуправления граждан;
суммы трудовых и социальных льгот, предоставляемых предприятием (компенсация удорожания питания, компенсация проезда, суммы погашения ссуд и первоначальных взносов, оплата жилищно-коммунальных услуг и прочее), подлежащих обложению подоходным налогом, согласно законодательству;
доходы, полученные от занятия торгово-закупочной деятельностью, включая перепродажу товаров на вещевых рынках;
доходы от коммерческой деятельности;
доходы по операциям с ценными бумагами;
доходы, получаемые в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового и транспортного обслуживания населения, в сфере народных художественных промыслов;
доходы от ведения фермерского и дехканского хозяйства;
доходы, получаемые в виде дивидендов по акциям, а также получаемые в результате распределения прибыли соответственно доли пая в уставном фонде предприятия, организации, учреждения;
доходы от сдачи в наем или в аренду движимого и недвижимого имущества (строений, квартир, автомобилей и прочего).
ВИДЫ ДОХОДОВ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ В СОСТАВЕ СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО СОВОКУПНОГО ДОХОДА СЕМЬИ
В среднемесячном совокупном доходе семьи не следует учитывать:
сумму выплачиваемых алиментов;
выходное пособие при увольнении;
пособие на погребение;
единовременную материальную помощь в связи с чрезвычайными стихийными бедствиями, смертью родных, близких и прочие;
пособие при рождении ребенка;
суточные и другие выплаты в возмещение расходов по командировкам;
Пособие на несовершеннолетних детей.
(абзац восьмой раздела «Виды доходов, не учитываемые в составе среднемесячного совокупного дохода семьи» в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республики Узбекистан от 13 июля 2011 года №№ 40, 41 (рег. № 740-1 от 24.08.2011 г.) — СЗ РУ, 2011 г., № 34-35, ст. 356)
единовременное пособие уходящим на пенсию ветеранам труда;
единовременное пособие при переводе, направлении или приеме на работу в другую местность;
разовую материальную помощь от благотворительных организаций;
стоимость натуральных выдач — спецодежды, средств индивидуальной защиты, молока и лечебно-профилактического питания.
К предметам роскоши относится имущество, рыночная стоимость которого не ниже предмета роскоши — имеющие рыночную стоимость жилье, гаражи, дачные участки.
Наличие в семье предметов общесемейного пользования (цветного телевизора, мебели, ковров, различных украшений и прочих предметов), доступных для большинства граждан и не относящихся к предметам роскоши, не может служить основанием для отказа в назначении пособия.