Руководящий документ
Порядок оплаты работ
[Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан от 11 мая 1999 г. № 722]
 Комментарий LexUz
Настоящий документ утратил силу в соответствии с приказом генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 18 сентября 2013 года № 439 «Об утверждении Правил оплаты работ и услуг в национальной системе сертификации Республики Узбекистан» (рег. № 2516 от 11.10.2013 г.).
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает порядок оплаты работ по сертификации и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Национальной системе сертификации Республики Узбекистан (далее — Система), содержит основные принципы определения трудоемкости и стоимости работ.
На основании и в развитие положений данного документа органы по сертификации однородной продукции, систем качества и производства могут разрабатывать методические документы, учитывающие особенности проведения работ по сертификации конкретных объектов и устанавливающие необходимые расчетные нормативы.
2. Нормативные ссылки
В настоящем руководящем документе использованы ссылки на следующие документы:
Руководство ИСО/МЭК 2: 1996 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности. Словарь.
РСТ Уз ИСО 8402: 1998 Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
РСТ Уз 5.0-98 Национальная система сертификации Республики Узбекистан. Основные положения.
РСТ Уз 5.2-93 Национальная система сертификации Республики Узбекистан. Требования к органу по сертификации и порядок его аккредитации.
РСТ Уз 5.3-92 Национальная система сертификации Республики Узбекистан. Аккредитация испытательных лабораторий (центров). Основные положения.
РСТ Уз 5.5-98 Национальная система сертификации Республики Узбекистан. Основные термины и определения.
РД Уз 51-062-97 Национальная система сертификации Республики Узбекистан. Порядок подготовки и проведения сертификации продукции. Общие требования.
3. Определения
В настоящем руководящем документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Изделия массового производства — изделия, непрерывно изготовляемые в течение продолжительного времени при большом объеме выпуска.
Изделия серийного производства — изделия, изготовляемые периодически повторяющимися партиями.
Изделия единичного производства — изделия, выпускаемые единовременно или периодически отдельными единицами.
Остальные термины — в соответствии с Руководством ИСО/МЭК 2, РСТ Уз 5.5, РСТ Уз ИСО 8402.
4. Основные положения
4.1 Финансовые взаимоотношения в Системе устанавливаются между субъектами сертификации, которыми могут быть:
Узгосстандарт как Национальный орган по сертификации (далее — НСО) и другие органы государственного управления;
аккредитованные или признанные Узгосстандартом органы по сертификации;
аккредитованные или аттестованные испытательные лаборатории (центры);
предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности;
физические лица, продукция которых подлежит сертификации.
4.2 Финансовому регулированию подлежит оплата работ по обязательной сертификации, а также оплата услуг, оказываемых Узгосстандартом и его аккредитованными органами. Сумма средств, израсходованных на эти цели, относится на себестоимость сертифицированной продукции. Регулирование осуществляется на основе лицензионных соглашений и хозяйственных договоров в порядке, установленном гражданским законодательством.
4.3 Органы по сертификации осуществляют свою деятельность на основании лицензионного договора с НСО. При этом делегируются права на выдачу сертификатов, аккредитацию испытательных лабораторий (центов), проведение инспекционного контроля сертифицированной продукции, процессов, услуг, систем качества и производств. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) осуществляют свою деятельность на основании лицензионного договора с органом по сертификации или, при его отсутствии, с НСО. При этом им делегируются права на проведение сертификационных испытаний.
Предприятия и организации на основании лицензионных договоров с органами по сертификации получают права на использование сертификата и знака соответствия.
4.4 Работы, связанные с процедурами сертификации и аккредитации, осуществляются на основе хозяйственных договоров.
4.5 Работы по созданию и развитию Национальной системы сертификации Республики Узбекистан, в том числе:
разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению;
обеспечение официальной информацией в области сертификации;
участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными органами по сертификации;
разработка, участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;
проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;
проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией подлежат государственному финансированию.
4.6 К работам по сертификации и аккредитации привлекаются эксперты-аудиторы и специалисты. Оплата их услуг осуществляется на основе договоров гражданско-правового характера в соответствии с их квалификацией и фактическими объемами выполненных работ.
4.7 Оплата всех видов работ в Системе производится поэтапно, что позволит, в случае отрицательного результата, прервать работу на любом из этапов. Оплата каждого этапа производится независимо от его результатов.
5. Порядок оплаты работ по сертификации
5.1 При сертификации продукции, процессов, услуг, систем качества и производств в соответствии с РД Уз 51-062 оплате подлежат следующие этапы:
рассмотрение декларации-заявки;
проведение испытаний для сертификации и оценка системы качества или производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
инспекционный контроль за стабильностью характеристик сертифицированной продукции (процессов, услуг) и (или) функционированием сертифицированных систем качества и производств.
5.2 Рассмотрение декларации-заявки оплачивается с учетом фактических затрат времени, включающих:
экспертизу нормативной документации, на соответствие которой будет производиться сертификация;
анализ (в случае необходимости) существующей зарубежной и международной документации на аналогичную продукцию;
экспертизу (в случае необходимости) конструкторской и технологической документации на сертифицируемую продукцию;
анализ схемы сертификации, предложенной в заявке;
выбор аккредитованной испытательной лаборатории, если орган по сертификации не имеет ее в своем составе;
выбор органа по сертификации систем качества и производств, если это не входит в область аккредитации органа по сертификации однородной продукции;
подготовку решения по декларации-заявке.
5.3 При положительном решении по декларации-заявке заявитель заключает с органом по сертификации договор на проведение работ по сертификации, включающих:
разработку рабочих программ испытаний, подготовку средств испытаний;
отбор, идентификацию образцов и их испытания;
сертификацию систем качества и производств, если это предусмотрено схемой сертификации;
анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
разработку схемы инспекционного контроля;
оформление и регистрацию сертификата соответствия.
5.4 Орган по сертификации однородной продукции рассчитывается с испытательной лабораторией или органом по сертификации систем качества и производств на основе субподрядного договора.
В случае привлечения к работам по сертификации экспертов-аудиторов, консультантов и специалистов, не входящих в штат органа, последний рассчитывается с ними на основе договоров гражданско-правового характера.
5.5 При положительных результатах сертификации, проведенной по схемам, предусматривающим использование знака соответствия, между органом по сертификации и заявителем заключается лицензионный договор (по РД Уз 51-062), в соответствии с которым заявитель уплачивает органу по сертификации в сроки, установленные лицензионным договором, отчисления от объема реализованной сертифицированной продукции.
5.6 Оплата работ по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией, процессами, услугами, системами качества и производствами осуществляется по лицензионному договору.
5.7 Оплата деятельности головного органа по сертификации или методического центра по разработке, обеспечению функционирования и совершенствованию Системы сертификации однородной продукции или услуг осуществляется на хозрасчетной основе за счет отчислений членов и участников этой системы от объема выполненных ими работ по сертификации продукции, относящейся к данной системе по признаку однородности.
6. Порядок оплаты работ по аккредитации
6.1 При аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) оплате подлежат следующие этапы:
экспертиза документов, представленных на аккредитацию;
подготовка и проведение проверки, подготовка проекта решения об аккредитации, оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации;
инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
6.2 Оплата экспертизы документов, представленных на аккредитацию, осуществляется путем предоплаты.
Оплате подлежат:
проверка правильности оформления представленных документов и их соответствия требованиям РСТ Уз 5.2 и (или) РСТ Уз 5.3;
проведение консультаций, корректировка, совместно с заявителем, представленных документов;
оформление акта экспертизы.
6.3 При положительных результатах экспертизы заключается договор между организацией, претендующей на аккредитацию и соответствующим органом по сертификации на проведение работ по аккредитации.
После окончания проверки орган, осуществляющий аккредитацию, рассчитывается с членами комиссии, привлеченными для проведения аккредитации, на основе договоров гражданско-правового характера.
6.4 При положительных результатах аккредитации заключается лицензионный договор между заявителем и органом, проводившим аккредитацию, в соответствии с которым заявитель осуществляет отчисления от объема выполняемых работ по сертификации, делегированных в соответствии с областью аккредитации.
6.5 Оплата инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) осуществляется по лицензионному договору.
7 Определение трудоемкости и стоимости работ по сертификации (аккредитации)
7.1 В общем виде тариф ( договорная цена ) на проведение работ по сертификации (аккредитации) выражается формулой
Т = (С1 + С2 + С3 + С4) (1 + Р) + С5 + С6 + С7 + С8 + H + НДС, где:
С1 — заработная плата исполнителей работ по сертификации, сум;
С2 — отчисления на социальное страхование, сум;
С3 — отчисления в пенсионный фонд, сум;
С4 — накладные расходы (аренда, топливо, энергия и др.), сум;
С5 — стоимость материалов и комплектующих изделий, сум;
С6 — командировочные расходы, сум;
С7 — расходы на автотранспорт, сум;
С8 — расходы на услуги сторонних организаций, сум;
Р — норматив рентабельности;
H — налог на доход (прибыль) и другие налоги в соответствии с законодательством;
НДС — налог на добавленную стоимость, сум.
7.1.1 Величина заработной платы определяется для каждого вида работ по сертификации в следующем порядке:
составление полного перечня операций по данной работе;
установление количества работников и их квалификации, необходимых для выполнения каждой операции;
установление трудоемкости работы каждого работника по каждой операции (усредненные значения трудоемкости приведены в приложениях А, Б);
установление тарифных ставок и должностных окладов работников;
определение суммарной заработной платы всех видов работников по всем операциям сертификации (аккредитации).
7.1.2 Расчет расходов по остальным статьям затрат калькуляции производится в соответствии с действующим законодательством и принятыми в конкретных отраслях положениями.
7.1.3 Статья «Услуги сторонних организаций» вводится в расчет тарифа в случае привлечения испытательных лабораторий и (или) органов по сертификации систем качества и производств, не входящих в состав органа, проводящего сертификацию; при передаче испытательной лабораторией части испытаний другой лаборатории на условиях субподряда (в соответствии с РСТ Уз 5.3); при выполнении другими организациями вспомогательных работ, если у органа по сертификации или испытательной лаборатории отсутствует возможность выполнить их самостоятельно.
7.3 Норматив рентабельности устанавливается органом по сертификации или НСО дифференцировано с целью стимулирования наиболее важных работ, но не должен превышать 0,30.
7.4 Налог на добавленную стоимость определяется в соответствии с действующим законодательством.
7.5 Размер лицензионных отчислений от объема реализованной сертифицированной продукции по 5.5 составляет:
для изделий массового производства — от 0,05% до 0.1% ;
для изделий серийного производства — от 0,1% до 0.5% ;
для изделий единичного производства — от 0,5% до 1% .
7.6 Лицензионные отчисления по 6.4 зависят от вида работ, объема и периодичности инспекционных проверок и других факторов, но не более 5% от объема работ по сертификации.
7.7 Отчисления по 5.7 определяются необходимостью создания эффективных систем сертификации однородной продукции и составляют не более 5% от объема работ по сертификации. Размер отчислений может быть скорректирован после создания систем.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Усредненные значения трудоемкости работ по сертификации

Наименование работ

Трудоемкость, чел. дн.

1

Экспертиза нормативной документации

0.025 на 1 лист
формата А4

2

Анализ зарубежной и международной нормативной документации (без перевода)

0.05 на 1 лист формата А4

3

Экспертиза конструкторской и технологической документации0,1 на 1 лист формата А1

4

Анализ схемы сертификации1

5

Выбор испытательной лаборатории3

6

Выбор органа по сертификации систем качества и производств3

7

Подготовка решения по декларации-заявке1

8

Разработка программы испытаний4

9

Подготовка средств испытаний, отбор образцов и проведение испытанийВ соответствии с
программой испытаний

10

Сертификация системы качества или производстваВ соответствии с
программой испытаний

12

Анализ протоколов испытаний2

13

Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия2

14

Разработка схемы инспекционного контроля2
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Усредненные значения трудоемкости работ по аккредитации

Наименование работ

Трудоемкость, чел. дн.

1

Экспертиза Положения об органе по сертификации или испытательной лаборатории
2

2

Экспертиза «Руководства по качеству»
2

3

Экспертиза «Порядка сертификации однородной продукции»
4

4

Экспертиза «Паспорта испытательной
лаборатории»
5

5

Экспертиза «Анкеты-вопросника
испытательной лаборатории»
2

6

Оформление предварительного заключения, консультации и корректировка, совместно с заявителем, представленных документов
3

7

Оформление акта экспертизы
2

8

Формирование комиссии по проверке
организации-заявителя
2

9

Проверка организации-заявителя
В соответствии с
программой проверки

10

Оформление акта проверки
2

11

Принятие решения по результатам проверки, оформление и выдача аттестата аккредитации, оформление лицензионного договора
4


Ключевые слова:


сертификация, аккредитация, трудоемкость, калькуляция.


Директор УзИИПК


А.А. Абдувалиев