МетодикА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФА ОПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ 1 КВ. М ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
[Зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан от 5 мая 1999 г. № 715]
 Комментарий LexUz
Настоящий документ утратил силу в соответствии с постановлением Министерства финансов, Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан и Узбекского агентства «Узкоммунхизмат» от 14 августа 2001 года № 72, № 4-2-7/23 и № 014-1/832 (рег. № 1068 от 19.09.2001 г.).
I. Общие положения
1.1. Настоящая Методика определения тарифа оплаты за содержание и эксплуатацию 1 кв. м общей площади жилого помещения разработана во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1998 года № 461 «Об утверждении Концепции углубления экономических реформ в системе коммунального обслуживания населения» с целью расчета затрат и прибыли юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание жилищного фонда.
1.2. Методика выполнена в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54 и постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан:
от 17 июля 1993 года № 363 «О переходе на контрактную (договорную) систему расчетов за обслуживание и содержание жилищного фонда»;
от 30 июля 1996 года № 271 «Об утверждении нормативных актов в связи с поэтапным переходом на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг».
1.3. Оплата населением расходов по содержанию и ремонту жилых помещений производится в доле, установленной вышеуказанным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июля 1993 года № 363, от фактических (нормативных) расходов по содержанию и ремонту жилых помещений, с ежегодным увеличением ее на 10 процентов до полного перехода на самоокупаемость данных расходов.
Непокрытая часть расходов жилищно-эксплуатационных предприятий по содержанию и ремонту жилищного фонда, непокрытая утвержденными фиксированными тарифами для населения, возмещается из бюджета.
Также подлежат возмещению из бюджета выпадающие доходы жилищно-эксплуатационных предприятий от предоставления в соответствии с законодательством Республики Узбекистан отдельным категориям граждан льгот по оплате этих услуг.
1.4. Оплата расходов по содержанию и ремонту жилых помещений производится:
собственниками жилых помещений многоквартирного дома согласно договору на техническое обслуживание жилых помещений соразмерно занимаемой общей площади жилого помещения по тарифам для населения, утвержденным Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента;
нанимателями жилых помещений в муниципальном, ведомственном жилищных фондах согласно договору найма соразмерно занимаемой ими общей площади, по тарифам для населения, утвержденным Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента;
нанимателями жилых помещений в коммунальном жилищном фонде целевого назначения и общежитиях согласно договору найма соразмерно занимаемой ими общей площади по ставкам, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
1.5. Договор на техническое обслуживание жилых помещений, договор найма жилых помещений содержит перечень видов работ и предоставляемых услуг, включенных в расходы на содержание и ремонт жилищного фонда, и предусматриваемых при формировании тарифа на услуги ремонтно-эксплуатационного предприятия, осуществляющего эксплуатацию жилищного фонда.
1.6. Размер тарифа по техническому обслуживанию и ремонту жилья, независимо от вида собственности жилищного фонда, складывается из:
производственной себестоимости затрат, включающей в себя:
расходы на содержание домового хозяйства;
расходы на содержание обслуживающего персонала;
расходы на текущий ремонт мест общего пользования (внеквартирных помещений, инженерных сетей, выполнение аварийных и планово-предупредительных работ);
амортизационные отчисления на полное восстановление машин, оборудования, инвентаря и другого имущества, относящегося к основным фондам юридического лица, осуществляющего эксплуатацию жилого фонда;
капитальный ремонт мест общего пользования;
расходов периода, включающих расходы на реализацию услуг и содержание управленческого аппарата; расходов по финансовой деятельности.
1.7. Расчет эксплуатационных расходов по обслуживанию жилищного фонда учитывается по вышеперечисленным видам работ и предоставляемых услуг в расчете на 1 квадратный метр общей площади в месяц.
1.8. Расчет расходов по видам работ и предоставляемых услуг, включенных в тариф на содержание и обслуживание жилого фонда, прилагается к договору по каждому жилому дому, арендному предприятию, КЭУ, исходя из его общей площади и действующего тарифа на 1 кв. м общей площади.
Окончательный расчет по платежам за техническое обслуживание и ремонт жилых помещений производится по истечении года на основании данных о фактически выполненных объемах работ, их качества и сроков выполнения.
II. Расчет производственной себестоимости затрат
2.1. В состав производственной себестоимости при формировании тарифа за содержание и ремонт жилищного фонда включаются затраты, определенные «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54.
2.2. Затраты, образующие производственную себестоимость работ и услуг, группируются в соответствии с их экономическим содержанием вышеуказанного Положения по следующим элементам:
производственные материальные затраты;
затраты на оплату труда производственного характера;
отчисления на социальное страхование;
амортизация основных фондов и нематериальных активов производственного назначения, определяемых в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Республики Узбекистан;
прочие затраты производственного назначения.
2.3. В соответствии с Инструкцией Министерства финансов и Государственного налогового комитета «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по производимым и реализуемым товарам (работам, услугам)», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан от 29 декабря 1997 года за № 383, услуги по эксплуатации и содержанию жилищного фонда, по санитарной очистке, лифтовому хозяйству, хозяйству по установке антенн общего пользования, оплачиваемые непосредственно населением, освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Данная льгота также распространяется на жилищные эксплуатационные управления (ЖЭУ) или товарищества, которые выступают от лица населения и осуществляют расчеты с вышеперечисленными хозяйствами за оказанные ими услуги населению.
Жилищно-эксплуатационные предприятия, освобожденные от налога на добавленную стоимость, приобретают материальные ресурсы (работы, услуги) с налогом на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам (работам, услугам) относится на затраты производства (обращения).
Затраты на текущий и капитальный ремонты, осуществляемые подрядным способом, учитываются в расходах жилищно-эксплуатационных предприятий без налога на добавленную стоимость.
2.4. Производственные материальные затраты:
приобретаемые со стороны материалы, необходимые при выполнении работ, оказании услуг по обслуживанию, содержанию и ремонту жилищного фонда;
при прогнозном калькулировании себестоимости материальные затраты учитываются по нормам расхода материалов, согласно действующих нормативных документов;
покупные материалы, используемые в процессе производства работ, услуг для обеспечения нормального содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда, а также запасные части для ремонта оборудования, износ инструментов, приспособлений, инвентаря и других средств труда, не относимых к основным фондам, износ спецодежды и других малоценных предметов;
покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном хозяйствующем объекте;
приобретаемое со стороны топливо — бензин и др.;
транспортные работы по обслуживанию производства работ, выполняемые транспортом хозяйствующих субъектов;
покупная энергия всех видов (электроэнергия для освещения мест общего пользования жилищного фонда, обеспечения работы лифтового хозяйства и электрооборудования домового хозяйства, вода, используемая для промывки и подготовки системы отопления к отопительному сезону);
работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними юридическими и физическими лицами (вывоз уличного смета, очистка выгребных ям, химобработка подвалов многоквартирных жилых домов, капитальный ремонт жилищного фонда и др.).
Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты», формируется, исходя из цен приобретения, в том числе при бартерных сделках, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых сторонними юридическими лицами.
2.5. Затраты на оплату труда производственного характера. Затраты на оплату труда производственного характера — это затраты, связанные с оплатой труда производственного персонала, участвующего в содержании и обслуживании жилищного фонда (дворники и уборщицы, уборщики мусорокамер и мусоропроводов, рабочие ремонтных бригад, лифтеры и операторы по диспетчерскому обслуживанию лифтов, рабочие по планово-предупредительному текущему ремонту, рабочие, занятые на работах по устранению неисправностей и аварий по вызовам, рабочие ремонтных бригад, грузчиков и др.).
В состав затрат на оплату труда производственного характера включаются следующие статьи:
начисление заработной платы производственного характера за фактически выполненную работу, производится исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда, включая выплаты стимулирующего характера, предусмотренные первичными документами по учету выработки.
Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе:
1. Надбавки за совмещение профессий и расширение зон обслуживания.
2. Надбавки за работы в тяжелых вредных условиях труда на данный момент:
рабочим на пробивке отверстий, борозд, ниш и т. п. в каменных, бетонных и железобетонных конструкций с применением механизированного инструмента;
штукатурам на отштукатуровании поверхности при нанесении раствора и затирки вручную, на насечки бетонных поверхностей вручную или с применением пневмоинструментов.
3. Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством.
4. Оплата за неотработанное время:
оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованные очередные (ежегодные) и дополнительные отпуска, льготных часов подростков, перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;
плата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, представляемого после каждого дня сдачи крови;
оплата труда за выполнение государственных обязанностей (военные сборы, сборы по чрезвычайным ситуациям и т. п.).
5. Другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда работников, участвующих в производственном процессе.
2.6. Отчисления на социальное страхование, относящиеся к производству:
обязательные отчисления социального характера по установленным законодательством нормам к фонду оплаты труда.
2.7. Амортизация основных средств и нематериальных активов производственного назначения:
суммы амортизационных отчислений (начисленного износа), исчисленных исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости производственных основных средств, в том числе приобретенных по лизингу, и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию, производимую в соответствии с законодательством.
Износ (амортизация) нематериальных активов производственного назначения относится на себестоимость продукции (работ, услуг) ежемесячно по нормам, рассчитанным хозяйствующим субъектом исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности хозяйствующего субъекта). По нематериальным активам, если невозможно определить срок полезного использования нематериального актива, нормы износа устанавливаются в расчете на пять лет, но не более срока деятельности хозяйствующего субъекта.
2.8. Прочие затраты производственного назначения. Следующие комплексные статьи учета прочих затрат производственного характера в учете выделяются по элементам, приведенным в п. п. 2.4, 2.5, 2.6, 2.7.
Затраты по обслуживанию производственного процесса:
1. Затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями, другими средствами и предметами труда.
2. Затраты по поддержанию производственных основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение среднего, текущего и капитального ремонтов). Проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) производственных основных средств силами самого хозяйствующего субъекта, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим элементам производственных затрат (материальным затратам, затратам на оплату труда и другим).
3. Затраты на обеспечение противопожарной сторожевой охраны и других специальных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации хозяйствующих субъектов, надзора и контроля за их деятельностью.
Затраты по вневедомственной охране могут быть отнесены в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) только в случае наличия специальных требований к данному производству, обуславливающих наличие такой охраны.
4. Затраты на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, других технических средств управления, вычислительных центров, относящихся к производственному процессу.
5. Затраты на командировки производственного персонала, относящиеся к производственному процессу, в пределах установленных норм.
6. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые как на основании судебных решений, так и без них. Выплаты пособий в связи с профзаболеваниями.
7. Расходы, связанные с перевозкой работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования.
8. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, связанные с особенностями производства и предусмотренные законодательством.
9. Стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование, специальное питание), остающихся в личном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).
III. Расходы периода
К расходам периода относятся затраты и расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом:
затраты по управлению хозяйствующим субъектом;
расходы по реализации услуг;
прочие расходы общехозяйственного назначения.
3.1. Расходы по реализации:
затраты производственного характера на подготовку, освоение и развитие производства в той мере, в какой они не подлежат капитализации в качестве основных фондов;
капитальные вложения, направляемые на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий, производств, осуществляемых за счет прибыли;
издержки по ведению кассового хозяйства и инкассации выручки;
другие расходы по реализации, не перечисленные выше.
3.2. Административные расходы:
расходы на оплату труда, перечисленные в пункте 1.2, согласно вышеуказанного Положения, относящиеся к работникам управленческого персонала;
обязательные отчисления на социальное страхование по установленным законодательством нормам к фонду оплаты труда работников управленческого персонала;
затраты по организации и управлению хозяйствующим субъектом и его структурными подразделениями;
затраты на содержание, найм и аренду служебного легкового автотранспорта;
затраты на содержание и обслуживание вычислительных центров и других технических средств управления, не относящихся к производству;
плата узлам связи за предоставление услуг;
оплата междугородных и международных телефонных переговоров в пределах установленных нормативов, связанных с производственной деятельностью АУП;
плата за аренду зданий и помещений для административно-управленческих нужд;
затраты на содержание и ремонт, а также износ (амортизация) основных средств административного назначения;
отчисления на содержание вышестоящих организаций и объединений юридических лиц;
затраты на командировки управленческого персонала в пределах установленных норм;
представительские расходы в пределах установленных норм.
3.3. Прочие операционные расходы:
оплата аудиторских услуг, включая проводимые по инициативе одного из участников (собственников) хозяйствующего субъекта;
затраты на выполнение хозяйствующими субъектами работ, не связанных с производством работ (отчисления на симулирование органов самоуправления граждан за обеспечение ими своевременности и полноты оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, выполнение работ по благоустройству городов и поселков и т. п.;
доплата в случае временной утраты трудоспособности дофактического заработка, установленного законодательством;
заработная плата рабочим по основному месту работы, рабочим и специалистам предприятия во время их обучения с отрывом от работы в системе;
единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности в данном хозяйстве) непроизводственным работникам (аппарат управления и т. д.) в соответствии с действующим законодательством;
оплата дополнительного отпуска женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до двенадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до шестнадцати лет, в соответствии с законодательством;
надбавки к пенсиям, единовременные пособия по уходящим на пенсию ветеранам труда;
расходы на подготовку и переподготовку кадров, за исключением кадров для работы на вновь вводимом хозяйствующем субъекте в пределах норм;
затраты на содержание объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объектов жилищного фонда (включая амортизационные отчисления и затраты на проведение всех видов ремонта) в пределах нормативов, установленных органами государственной власти на местах;
обязательные платежи в бюджет, налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством;
оплата проезда работников к месту работы транспортом общего пользования специальными маршрутами, ведомственным транспортом;
оплата услуг банка и депозитария;
IV. Расходы по финансовой деятельности
4.1. Отрицательные курсовые разницы и убытки по операциям с иностранной валютой.
4.2. Расходы по выплате процентов по долгосрочной аренде (лизингу) имущества.
4.3. Платежи по обслуживанию краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов в пределах и сверх учетных ставок, установленных Центральным банком Республики Узбекистан, включая по обслуживанию просроченных и отсроченных ссуд.
4.4. Расходы, связанные с выпуском и распространением собственных ценных бумаг.
V. Порядок расчета тарифов на содержание и ремонт 1 квадратного метра общей площади жилого помещения
5.1. Исходной базой для определения экономически обоснованного тарифа на содержание и ремонт жилищного фонда является нормативная себестоимость затрат по жилью.
5.2. Для определения размера экономически обоснованного тарифа необходимо определить доходы ремонтно-эксплуатационного предприятия по всей эксплуатируемой общей площади жилищного фонда, за конкретный отчетный период, которые складываются из производственной себестоимости услуг с учетом перспектив развития данного предприятия и предполагаемого влияния внешних факторов (изменение цен на энергоносители, материалы, должностных окладов и т. д.) и необходимой суммы прибыли.
(S + П) – Q
T = ---------------- (сум), где:
N
Т — экономически обоснованный тариф;
S — производственная себестоимость услуг;
П — необходимая прибыль, обеспечивающая рентабельную работу ремонтно-эксплуатационного предприятия (сум);
Q — другие доходные источники, направляемые в установленном порядке на покрытие расходов жилищных организаций (без учета поступления граждан за обслуживание жилья), в том числе:
сумма возмещения по техническому обслуживанию водопроводных, канализационных, теплофикационных и электрических сетей и устройств, находящихся внутри зданий, предприятиями, получающими доходы от реализации коммунальных услуг;
сбор с арендаторов по арендованным нежилым помещениям в жилых домах, направляемый на покрытие расходов на эксплуатацию и ремонт этих домов;
прочие доходы;
N — эксплуатируемая общая площадь жилищного фонда по контрактам.
5.3. Тариф для населения определяется путем умножения экономически обоснованного тарифа за один квадратный метр общей площади на долю возмещения затрат населением.
Т населения = Т х q (сум), где:
Т — экономически обоснованный тариф на 1 кв. м общей площади;
q — доля возмещения населением затрат, в процентах, установленная постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июля 1993 года № 363.
5.4. Переход на новую систему оплаты жилья, предусматривающий поэтапное приближение оплаты услуг населением к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему полное возмещение издержек, требует установления дифференцированных ставок оплаты жилья в зависимости от потребительских качеств жилищного фонда.
С целью минимального учета качества жилищного фонда, на переходный период при определении тарифа оплаты 1 кв. м общей площади жилья использовать следующие коэффициенты, с возможной их корректировкой в каждом населенном пункте в зависимости от типа жилья и других местных условий:
1) многоэтажные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, включая лифты, мусоропроводы К1 = 1.2;
2) жилые дома, имеющие все виды благоустройства без лифтов и мусоропроводов К2 = 1.0;
3) жилые дома без централизованного горячего водоснабжения, лифтов и мусоропроводов КЗ = 0.9;
4) жилые дома пониженной капитальности без лифтов, горячего водоснабжения, центрального отопления К4 = 0.8;
5) жилые дома пониженной капитальности без централизованного горячего водоснабжения, отопления, канализации, лифтов и мусоропроводов К5 = 0.7.
5.5. Для определения тарифов оплаты жилья для жилых домов, имеющих различные потребительские качества, необходимо определить экономически обоснованный тариф для жилых домов, принятый за базу, и применить соответствующие коэффициенты для корректировки размера тарифа на 1 кв. м общей площади.
КАЛЬКУЛЯЦИЯ
себестоимости эксплуатации жилищного фонда
(на примере г. Ташкента)

Наименование статей

Единица
измерения
Фактические
затраты за
соответ.
период

Прогноз
индекса
удорожания
статей

Прогнозируемые
затраты

НАТУРАЛЬНЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
Эксплуатируемая общая площадь (т.кв.м)
в т. ч. жилая площадь (т. кв.м)
Эксплуатируемая нежилая (арендн.) площадь (т. кв. м)
Всего общая и нежилая площадь (т. кв. м)

ДОХОДЫ
Эксплуатационные услуги от арендаторов Возмещение за обслуживание внутридомовых сетей
от ТР «Сувсоз»
от ТашгорПЭС
от ПО ТТЗ
от прочих организаций
Прочие доходы
Итого собственных доходов

РАСХОДЫ

Производственные затраты Содержание домового хозяйства
Материальные затраты приобретение хоз.инвентаря и оборудования
приобретение спец.одежды топливо
прочие материалы
Расходы на электроэнергию дежурное освещение электроэнергия на работу моторов лифтов
электроэнергия на работу моторов по подкачке
Зарплата рабочих
Социальное страхование Охрана труда, ГЗ и ТБ
Прочие
Текущий ремонт
Хозспособ
материалы
зарплата
соцстрах
прочие
Подрядный способ
Капитальный ремонт
Хозспособ
материалы
зарплата
соцстрах
прочие
Подрядный способ
Услуги сторонних организаций
Вывоз мусора
ОПД
Лифтовое хозяйство
текущий ремонт
капитальный ремонт
Транспортные услуги
Прочие услуги
Амортизация (износ) зданий, сооружений, машин, оборудования
Прочие производственные затраты
Расходы периода

Административные расходы
зарплата АУП
соцстрах прочие
Кассовое обслуживание и инкассация
Подготовка кадров
Налоги и другие обязательные платежи
Отчисления в махаллинский комитет
Прочие операционные расходы Содержание вышестоящей организации
Расходы по финансовой деятельности