См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 87 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, утративших свое значение (Указ Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 «О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства»)».
В целях реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 11 декабря 1996 г. № УП-1658 «О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий» Кабинет Министров постановляет:
Положение о Комитете по делам об экономической несостоятельности предприятий при Государственном комитете Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом и поддержки предпринимательства (в дальнейшем — Комитет) согласно приложению № 1;
См. последующую редакцию.
организационную структуру управления, структуру центрального аппарата Комитета и типовую структуру его территориальных управлений согласно приложениям № 2 — 4;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
2. Установить предельную численность работников Комитета и его территориальных органов в количестве 240 единиц, в том числе работников центрального аппарата — 40 единиц (без персонала по охране и обслуживанию здания).
Определить, что председатель Комитета утверждается Кабинетом Министров и по должности является первым заместителем председателя Госкомимущества Республики Узбекистан и секретарем Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий.
См. последующую редакцию.
Разрешить Комитету иметь двух заместителей председателя, которые назначаются на должность и освобождаются от должности решением Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Распространить на работников Комитета условия оплаты труда и материально-бытового и медицинского обслуживания, установленные для работников Госкомимущества Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
3. Руководители территориальных управлений по делам об экономической несостоятельности предприятий назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Комитета по представлению руководителей соответствующих территориальных управлений Госкомимущества Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
4. Определить источником финансирования текущей деятельности центрального аппарата Комитета и его территориальных управлений средства республиканского бюджета.
Министерству финансов Республики Узбекистан предусматривать при формировании республиканского бюджета необходимые ассигнования на содержание центрального аппарата Комитета и его территориальных управлений.
Предоставлено право использовать для пополнения средств Комитета часть средств, поступающих от разгосударствления и приватизации предприятий-банкротов через аукционы, за счет разницы между продажной и оценочной стоимости имущества, при условии удовлетворения требований кредиторов.
См. последующую редакцию.
5. Комитету в двухнедельный срок разработать и внести на утверждение Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации:
6. Госкомимуществу и Министерству труда Республики Узбекистан за счет средств Фонда содействия занятости населения оказать единовременную безвозмездную помощь Комитету в размере 20 млн. сумов в равных долях на осуществление текущей деятельности и укрепление материально-технической базы.
Госкомимуществу Республики Узбекистан до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания по вышеуказанному адресу временно разместить Комитет на своей площади.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в месячный срок решить вопрос размещения исполнительных аппаратов территориальных управлений Комитета.
8. Министерству связи Республики Узбекистан в установленном порядке обеспечить Комитет телефонной и телексной связью, включая правительственную связь.
9. Министерству финансов Республики Узбекистан выделить Комитету необходимый лимит на содержание двух легковых автомобилей.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Чжена В.А. и Хамидова Б.С.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О банкротстве», Указом Президента Республики Узбекистан от 11 декабря 1996 г. № УП-1658 «О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий».
2. Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий при Государственном комитете Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства (в дальнейшем — Комитет) осуществляет свои функции в целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации законодательных и нормативных актов об экономической несостоятельности предприятий, не способны удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
3. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
является самостоятельным структурным подразделением Госкомимущества Республики Узбекистан с правами органа государственного управления и в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан;
служит рабочим органом Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации (далее именуется — Комиссия);
представляет интересы государства при решении вопросов об экономической несостоятельности субъектов хозяйствования, в имуществе которых имеется доля государственной собственности;
обеспечивает защиту интересов кредиторов и имущественных прав акционеров (пайщиков) в процессе ликвидации или санации экономически несостоятельных предприятий всех форм собственности;
5. Комитет является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, со своим наименованием.
мониторинг финансово-хозяйственного состояния предприятий и организаций, анализ финансовых результатов их деятельности и подготовка предложений по экономически несостоятельным субъектам хозяйствования;
организация работы по созданию нормативной и методической базы в целях реализации процессов, вытекающих из применения Закона Республики Узбекистан «О банкротстве»;
внесение в Комиссию предложений о признании экономически несостоятельного субъекта хозяйствования банкротом или о проведении санации предприятия-должника, предложений по механизму реорганизации и ликвидации предприятий, имеющих внешние признаки банкротства;
организация в соответствии с решениями хозяйственного суда процесса проведения санации или ликвидации экономически несостоятельных предприятий, оказание содействия в удовлетворении претензий кредиторов к предприятию-банкроту, обеспечение защиты в процессе ликвидации и санации имущественных прав и интересов акционеров (пайщиков);
исполнение функций органа, уполномоченного управлять имуществом экономически несостоятельного предприятия на период его реорганизации, по решению Комиссии;
создание базы данных по экономически несостоятельным предприятиям, размерах и структуре накопленных ими долгов;
организация работ по инвентаризации и оценке стоимости имущества несостоятельного должника и его обязательств перед кредиторами, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
оказание помощи хозяйствующим субъектам в разработке и реализации мер, направленных на преодоление угрозы банкротства.
совместно с республиканскими и местными органами исполнительной власти обеспечивает проведение государственной политики, направленной на предотвращение банкротства предприятий;
выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия и предприятия, в уставном фонде которого имеется государственная доля в случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия-должника;
анализирует совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, коммерческими банками экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих внешние признаки банкротства, и подготавливает рекомендации по экономически несостоятельным предприятиям;
совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами проводит работу по формированию принципов, критериев, а также разработке методов оценки эффективности предложений участников санации в целях оказания содействия хозяйственным судам в вынесении определения о начале проведения санации;
разрабатывает и вносит в установленном порядке в Комиссию, Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты нормативных документов, постановлений и распоряжений правительства по вопросам экономической несостоятельности предприятий;
на основании предложений органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или руководящих органов государственных предприятий вносит в Комиссию предложения о направлении предприятием-должником в хозяйственный суд заявление о возбуждении производства по делам об экономической несостоятельности;
с участием министерств, ведомств, организаций и учреждений разрабатывает соответствующие программы и организует систему подготовки специалистов по вопросам банкротства и санации предприятий;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает и осуществляет меры по созданию новых рабочих мест, социальной защите и переподготовке работников, высвобождающихся в результате ликвидации предприятий-должников;
с участием министерств, ведомств и местных органов исполнительной власти разрабатывает и организует исполнение территориальных программ, направленных на предотвращение банкротства предприятий;
подготавливает рекомендации по оценке имущества экономически несостоятельных предприятий, признанных хозяйственным судом банкротом и подлежащих ликвидации в установленном порядке;
разрабатывает совместно с заинтересованными министерства и ведомствами предложения по проведению санации предприятий;
участвует в установленном порядке в формировании фонда санации предприятий и в использовании по решению Комиссии средств этого фонда для проведения санации неплатежеспособных предприятий или ликвидации предприятий, признанных банкротами;
совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями участвует в разгосударствлении и приватизации неплатежеспособных государственных предприятий;
рассматривает обращения и предложения заинтересованных лиц по вопросам, связанным с применением реорганизационных процедур в отношении экономически несостоятельных предприятий, имеющих в имуществе долю собственности, принадлежащей государству.
руководство территориальными управлениями Комитета, создаваемыми при территориальных управлениях Госкомимущества в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте;
содействие по удовлетворению претензий кредиторов и решение с хозяйствующими субъектами вопросов погашения (взимания) дебиторской задолженности предприятий-должников;
рассмотрение финансового состояния предприятий и внесение в Комиссию предложения о принятии решения о необходимости проведения обязательной приватизации государственных предприятий, являющихся экономически несостоятельными;
контроль за выполнением обязательного для предприятия-должника решения Комиссии о внесении таким предприятием в хозяйственный суд заявления о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности;
распоряжение, на основе решения Комиссии, средствами Фонда санации для проведения реорганизации, санации неплатежеспособных предприятий и ликвидации предприятий-банкротов;
организацию выполнения решения хозяйственного суда о признании предприятия банкротом, руководство процессами ликвидации и санации;
составление плана ликвидации или санации экономически несостоятельных субъектов хозяйствования, информирование налоговых органов и кредиторов об их финансовом состоянии;
обеспечение в ходе ликвидационного производства соблюдения законодательства по защите прав и интересов кредиторов, акционеров (пайщиков), других заинтересованных сторон, в том числе членов трудового коллектива предприятия-банкрота.
принимать участие в формировании программ реорганизации экономически несостоятельных предприятий, в осуществлении ликвидационного производства несостоятельных должников, признанных хозяйственным судом банкротами;
выступать в роли доверенного лица в ликвидационном производстве, образовывать ликвидационные комиссии по ликвидации субъекта хозяйствования — банкрота;
издавать обязательные для исполнения решения и нормативные акты, принятые в пределах его компетенции;
получать в установленном порядке от центральных экономических органов, местных органов власти и управления, коммерческих банков, предприятий и организаций, независимо от формы собственности, информацию, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
привлекать в установленном порядке для проведения экспертиз, разработке планов ликвидации несостоятельных должников или проведения санации предприятий, специалистов министерств, ведомств, предприятий и организаций, аудиторских фирм;
контролировать ход проведения предприятиями мер по санации и целевое использование средств, направляемых на эти цели;
участвовать в заключении соглашений с органами зарубежных стран, осуществляющими свою деятельность в сферах, связанных с разработкой и применением законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
10. Комитет осуществляет возложенные на него функции и реализует предоставленные ему полномочия непосредственно или через свои территориальные управления.
11. Комитет возглавляет председатель, назначаемый Кабинетом Министров по представлению председателя Госкомимущества Республики Узбекистан.
Председатель Комитета по должности является первым заместителем председателя Госкомимущества Республики Узбекистан и секретарем Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий.
назначает на должность и освобождает от должности работников Комитета, вносит на рассмотрение предложения по кандидатурам на назначение заместителей председателя Комитета, распределяет обязанности между заместителями председателя Комитета, устанавливает степень ответственности их и руководителей структурных подразделений Комитета;
утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников структуру и штатное расписание, положение о подразделениях Комитета, а также смету расходов на содержание аппарата управления в пределах выделенных средств на соответствующий период;
13. Председатель Комитета действует от имени Комитета без доверенности, представляет его интересы, распоряжается в соответствии с действующим законодательством его имуществом и средствами, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности.
14. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Комитета, аппарата его территориальных органов осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета.
Комитету предоставлено право использовать для пополнения средств Комитета часть средств, поступающих от разгосударствления и приватизации предприятий-банкротов через аукционы, за счет разницы между продажной и оценочной стоимости имущества, при условии удовлетворения требований кредиторов.
15. Комитет и его территориальные управления имеют расчетный и иные счета, включая валютные, в учреждениях банков.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
1. Настоящее Положение разработано на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 11 декабря 1996 года № УП-1658 «О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий» и регулирует вопросы санации экономически несостоятельных предприятий, проводимой в целях оздоровления и восстановления платежеспособности хозяйствующих субъектов-должников.
См. последующую редакцию.
2. Санация убыточного, неплатежеспособного и экономически несостоятельного предприятия представляет собой финансовое оздоровление деятельности субъекта хозяйствования собственником, кредитором (кредиторами), или иными лицами, включая государство, путем оказания ему финансовой помощи.
Целью санации является восстановление платежеспособности субъекта хозяйствования для удовлетворения требований кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая способность обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также создание финансовых условий для продолжения эффективной деятельности предприятий.
3. Задачи санации убыточного, неплатежеспособного или экономически несостоятельного предприятия состоят в обеспечении его устойчивого финансирования, рациональном и эффективном осуществлении необходимых преобразований в управлении, организации, технике и технологии производства, сбыте продукции (работ и услуг).
4. Санация убыточного, неплатежеспособного или экономически несостоятельного предприятия со стороны государства может осуществляться путем оказания финансовой помощи предприятию-должнику до возбуждения дела об его экономической несостоятельности в хозяйственном суде, а также в процессе предварительных процедур при возбуждении дела о банкротстве.
По решению хозяйственного суда период санации для негосударственных предприятий может быть продлен до 6 месяцев.
По истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40 (сорока) процентов от общей суммы требований кредиторов.
6. Субъектами санации являются собственники убыточных, неплатежеспособных или экономически несостоятельных предприятий, кредиторы, другие юридические и физические лица. Государство выступает субъектом санации в лице Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий при Госкомимуществе Республики Узбекистан.
7. Объектами санации, осуществляемой на основе государственной финансовой поддержки, могут являться предприятия всех форм собственности.
8. Государственная поддержка при санации оказывается убыточным, неплатежеспособным и экономически несостоятельным предприятиям, исходя из приоритетов, проводимой государством экономической и социальной политики, согласно решению Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий. При этом, особо учитываются предприятия и производства с позиций формирования рынка труда и регулирования процессов занятости, особенно в трудоизбыточных районах.
предприятия, производящие продовольственные и непродовольственные товары народного потребления и лекарственные средства;
предприятия горнодобывающей, энергетической, металлургической, химической, машиностроительной промышленности и агропромышленного комплекса;
10. Кроме того, государственная поддержка может оказываться следующим группам хозяйствующих субъектов:
перспективным предприятиям, которые в состоянии активизировать хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь той части производственной инфраструктуры, которая необходима для ускорения технологической перестройки производства;
предприятиям, выпускающим конкурентоспособную, экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию;
предприятиям, обеспечивающим выпуск энергосберегающей техники и освоение новых прогрессивных технологий, увеличивающих производительность труда, улучшающих социальные условия труда, рассчитанных на применение новых материалов, автоматизацию производства, обеспечивающих экологическую безопасность производства;
11. Основанием для проведения санации убыточных, неплатежеспособных и экономически несостоятельных предприятий и их включения в число объектов, подлежащих санации, являются результаты анализа финансовой и хозяйственной деятельности, свидетельствующие о наличии реальной возможности восстановления платежеспособности субъекта хозяйствования — должника для продолжения деятельности.
12. Мониторинг убыточных, неплатежеспособных (просроченная задолженность более 2 месяцев) и экономически несостоятельных предприятий (просроченная задолженность более 3 месяцев) осуществляется Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий по информации о просроченной кредиторской задолженности, ежемесячно предоставляемой Госкомпрогнозстатом, коммерческими банками, налоговыми органами и внебюджетными фондами.
Форма учета убыточных, неплатежеспособных и экономически несостоятельных предприятий утверждаются Госкомпрогнозстатом, порядок и методология их выявления рассматривается и одобряется Правительственной комиссией по вопросам о банкротстве и санации предприятий.
13. Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий формирует банк данных об убыточных, неплатежеспособных и экономически несостоятельных предприятиях, а также о предприятиях, признанных в установленном порядке банкротами.
14. Оценка финансовой и хозяйственной деятельности убыточных, неплатежеспособных и экономически несостоятельных предприятий осуществляется Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий на основе методики анализа финансовой деятельности предприятия, одобренной Правительственной комиссией по вопросам банкротства и санации предприятий. По результатам оценки дается заключение о наличии реальной возможности восстановить платежеспособность субъекта хозяйствования и целесообразности или нецелесообразности проведения санации.
15. Заключение о проведении санации с участием государства в отношении убыточного, неплатежеспособного или экономически несостоятельного должника принимается Правительственной комиссией по вопросам банкротства и санации предприятий с последующим внесением в хозяйственный суд для принятия решения.
16. Санация убыточных, неплатежеспособных и экономически несостоятельных предприятий может осуществляться с участием и без участия государственных средств как на возмездной, так и безвозмездной основе, в том числе на конкурсной основе.
оказания финансовой помощи убыточным, неплатежеспособным должникам и экономически несостоятельным предприятиям юридическими и физическими лицами, заинтересованными в восстановлении платежеспособности хозяйствующего субъекта и продолжении его деятельности;
соглашения между должником и кредиторами, направленного на достижение договоренности между должником и кредиторами об отсрочке и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности субъекта хозяйствования — должника;
добровольной ликвидации экономически несостоятельного предприятия-дебитора, или признания его банкротом в установленном законодательством порядке с целью восстановления платежеспособности его кредиторов;
разгосударствления и приватизации экономически несостоятельного должника через аукцион или на конкурсной основе.
18. Санация убыточных, неплатежеспособных и экономически несостоятельных предприятий с участием государственных средств осуществляется в формах:
целевого выделения средств из Фонда санации предприятия на разработку и реализацию программ по санации предприятия;
предоставления предприятию возможности осуществлять на договорной основе поставки своей продукции для государственных нужд;
изменения организационно-производственного менеджмента, в том числе путем оплаты привлекаемых для этого со стороны высококвалифицированных специалистов по менеджменту, организации производства и маркетингу;
финансовая помощь собственников предприятий, кредиторов, объединений (хозяйственных ассоциаций), иных юридических и физических лиц;
средства Фонда санации предприятия при Комитете по делам об экономической несостоятельности предприятий.
20. Средства Фонда санации предприятий при Комитете по делам об экономической несостоятельности предприятий формируются из следующих источников:
безвозмездная финансовая помощь Госкомимущества и Министерства труда Республики Узбекистан за счет средств Фонда содействия занятости населения в размере 100 млн. сумов в равных долях;
средства, поступающие от приватизации объектов государственной собственности в размере 5 процентов, в счет доли, остающейся в распоряжении Госкомимущества Республики Узбекистан;
средства резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан, международных экономических и финансовых организаций, вносимые добровольно на договорной основе;
дивиденды, начисленные по доле в имуществе предприятий, принадлежащей государству, и использованные не по назначению.
21. Порядок выявления убыточных, неплатежеспособных и экономически несостоятельных предприятий, рассмотрение результатов оценки их финансово-хозяйственной деятельности, принятия заключения о проведении санации, ее формах и методах осуществляет Правительственная комиссия по вопросам банкротства и санации предприятий по представлению Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий, с последующим внесением дел в хозяйственный суд для принятия решения.
22. Организация проведения санации убыточных, неплатежеспособных и экономически несостоятельных предприятий осуществляет Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий, действующий в соответствии с утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан Положением.
23. Контроль за ходом санации хозяйствующих субъектов-должников осуществляет Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий. Контроль за использованием средств на проведение санации производится Правительственной комиссией по вопросам банкротства и санации предприятий.
24. Санация может быть прекращена в связи с окончанием установленного срока ее проведения, невыполнением требований настоящего Положения и законодательства Республики Узбекистан, с установленной неэффективностью санации и другими причинами, предусмотренными действующим законодательством.
Решение о прекращении санации выносит Правительственная комиссия по вопросам банкротства и санации предприятий по представлению Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий.
См. последующую редакцию.