Комментарий LexUz
Настоящий приказ утратил силу в соответствии с приказом министра финансов Республики Узбекистан от 2 июля 2021 года № 43 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных нормативно-правовых актов, принятых Министерством финансов Республики Узбекистан» (рег. № 3316 от 30.07.2021 г.).
На основании Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года № 365 «О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок», Положением о Министерстве финансов Республики Узбекистан приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Национальный стандарт аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД № 31) «Ознакомление с деятельностью хозяйствующего субъекта».
2. Признать утратившим силу Национальный стандарт аудита Республики Узбекистан (НСА № 4) «Ознакомление с деятельностью (бизнесом) клиента» (рег. № 810 от 03.09.99 г.).
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней с момента его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Настоящий Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) разработан на основе Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года № 365 «О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок» и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
1. Целью настоящего стандарта является определение понятия ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта, подвергнутого аудиторской проверке, а также обоснование важности для аудиторской организации такого ознакомления.
2. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудиторской деятельности.
3. При проведении аудиторской проверки аудиторской организации необходимо иметь или приобрести знания о деятельности хозяйствующего субъекта в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые, по мнению аудиторской организации, могут существенно влиять на масштабы аудиторских процедур, методы и сроки аудиторской проверки или содержание аудиторского заключения.
4. Ознакомление с деятельностью хозяйствующего субъекта является непрерывным процессом сбора и оценки информации и соотнесения итогов приобретенных знаний с аудиторскими доказательствами на всех стадиях проверки.
5. До принятия решения о проведении аудиторской проверки аудиторской организации необходимо провести предварительное ознакомление с учредительными документами и документами бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью получения первичных сведений о форме собственности, руководстве и операциях хозяйствующего субъекта, подлежащего аудиторской проверке, и определить, можно ли достичь того уровня знаний, который требуется для проведения аудиторской проверки.
6. В ходе аудиторской проверки полученная ранее информация оценивается, уточняется, обновляется и пополняется по мере того, как аудиторская организация получает больше информации о деятельности хозяйствующего субъекта.
7. При последующих аудиторских проверках аудиторская организация выполняет процедуры, направленные на установление изменений, которые произошли после последней проверки. При этом происходит нарастание объема информации о деятельности хозяйствующего субъекта, и ранее собранная информация обновляется и повторно оценивается.
8. Аудиторская организация может получить сведения о хозяйствующем субъекте, общих экономических факторах и условиях отрасли, влияющих на его деятельность из следующих источников:
документы, представленные хозяйствующим субъектом для ознакомления (предыдущие аудиторские отчеты и заключения, учетная политика, рабочий план счетов бухгалтерского учета, должностные инструкции, материалы инвентаризации и др.);
публикации, имеющие отношение к данному хозяйствующему субъекту или отрасли, к которой он относится;
предыдущий опыт работы с данным хозяйствующим субъектом или с другими хозяйствующими субъектами отрасли, к которой относится данный хозяйствующий субъект.
9. Аудиторской организации следует определить вопросы, рассматриваемые в целях ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта, исходя из профессионального суждения. При этом эти вопросы должны обеспечить получение достаточных знаний о деятельности хозяйствующего субъекта в целях эффективного проведения аудиторской проверки.
10. Вопросы, рассматриваемые в целях ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта, отражаются в рабочей документации аудиторской организации.
11. В целях ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта аудиторская организация может руководствоваться примерным перечнем вопросов, который приводится в приложении к настоящему НСАД.
12. Ознакомление с деятельностью хозяйствующего субъекта, наличие знаний о его деятельности помогают аудиторской организации на всех стадиях аудиторской проверки высказывать свое мнение по вопросам, в которых требуются полученные знания:
оценка заявлений руководства хозяйствующего субъекта по вопросам, возникающим в ходе аудиторской проверки;
оценка соответствия учетной политики и сведений, получаемых из данных бухгалтерского учета и раскрываемых в финансовой отчетности хозяйствующего субъекта;
выявление противоречивой информации (противоречие между данными финансовой отчетности, заявлением руководителя и публикациями, относящимися к деятельности хозяйствующего субъекта и (или) отрасли);
Настоящий Примерный перечень охватывает ряд основных вопросов, которые могут быть рассмотрены при ознакомлении с деятельностью хозяйствующего субъекта, подлежащего аудиторской проверке, и не является исчерпывающим.
неблагоприятные обстоятельства (например, снижение спроса на продукцию отрасли, неиспользуемые производственные мощности, серьезная конкуренция цен);
наличие должностных инструкций, изменения в составе профессиональных консультантов (например, юристов);
г) деятельность хозяйствующего субъекта — продукция, рынок, поставщики, покупатели, операции, доходы, расходы:
исследования и разработки по совершенствованию и повышению эффективности основной деятельности, финансовому менеджменту, маркетингу и пр.;