НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НСБУ № 20
О ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО ВЕДЕНИЯ УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
[Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан от 24 января 2000 года. Регистрационный № 879]
 Комментарий LexUz
Настоящий Национальный стандарт утратил силу в соответствии с приказом министра финансов Республики Узбекистан от 16 июля 2013 года № 70 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета (НСБУ № 20) «Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства» (рег. № 2501 от 14.08.2013 г.).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
См. предыдущую редакцию.
1.1. Стандарт «О порядке упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого предпринимательства» разработан в соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».
(пункт 1.1 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 14 июня 2006 г. № 51 «О внесении изменений в Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 20) «О порядке упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого предпринимательства» (рег. № 879-2 от 11.07.2006 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 28-29, ст. 280)
1.2. Настоящий стандарт действует наряду с общепринятыми правилами бухгалтерского учета и отчетности, определенными Законом Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».
1.3. Право выбора порядка упрощенного ведения бухгалтерского учета предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
1.4. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на его руководителя. При этом руководитель хозяйствующего субъекта вправе:
создавать службу бухгалтерии под руководством главного бухгалтера или пользоваться услугами бухгалтера, привлеченного на договорных условиях;
самостоятельно вести бухгалтерский учет.
1.5. Бухгалтерский учет отдельных объектов учета (основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений и т. д.) ведется в соответствии с установленными требованиями в других Национальных стандартах бухгалтерского учета.
2. ЦЕЛИ
2.1. Целью данного стандарта является определение порядка ведения учета и составления отчетности для субъектов малого предпринимательства.
2.2. В целях детального отражения, измерения и раскрытия отдельных операций и событий данный стандарт применяется в сочетании с другими НСБУ.
3. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ
3.1. Действие стандарта распространяется на хозяйствующих субъектов, которые согласно установленным законодательством критериям относятся к субъектам малого предпринимательства.
3.2. Действие данного стандарта не распространяется на кредитные и страховые организации, инвестиционные фонды и другие финансовые организации.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Согласно законодательству субъекты малого предпринимательства в Республике Узбекистан разделяются по следующим критериям:
См. предыдущую редакцию.
4.1. Микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях — не более 20 человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях — не более 10 человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании — не более 5 человек.
(пункт 4.1 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 9 октября 2003 г. № 113 «О внесении изменений в Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 20) «О порядке упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого предпринимательства» (рег. № 879-1 от 13.10.2003 г.) — Бюллетень нормативных актов, 2003 г., № 19-20)
См. предыдущую редакцию.
4.2. Малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:
а) легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов, — не более 100 человек;
б) машиностроения, металлургии, топливо-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы, — не более 50 человек;
в) науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы, — не более 25 человек.
(пункт 4.2 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 9 октября 2003 г. № 113 «О внесении изменений в Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 20) «О порядке упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого предпринимательства» (рег. № 879-1 от 13.10.2003 г.) — Бюллетень нормативных актов, 2003 г., № 19-20)
5. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
5.1. Малые предприятия и микрофирмы самостоятельно выбирают учетную политику предприятия исходя из потребностей своей хозяйственной деятельности.
5.2. Бухгалтерский учет и отчетность ведутся субъектами малого предпринимательства в соответствии с едиными методологическими основами и порядком, установленными законодательством.
5.3. Для организации учета по упрощенной форме малые предприятия и микрофирмы на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий имеют право составить сокращенный рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволяет вести учет средств и их источников на основных счетах и тем самым обеспечить контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета в целом.
5.4. Малые предприятия и микрофирмы могут самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих требований:
единой методологической основы (принцип двойной записи);
взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
сплошном отражении всех хозяйственных операций в регистрах;
учета на основании первичных учетных документов;
накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью, а также для составления финансовой отчетности.
5.5. Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.
Следующими этапами учета являются:
регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах бухгалтерского учета;
составление финансовой отчетности;
использование данных бухгалтерских регистров для получения другой необходимой для хозяйствующего субъекта информации.
5.6. Формы первичных документов, самостоятельно разрабатываемые хозяйствующими субъектами, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в соответствующих типовых формах, с добавлением элементов, отражающих специфику данного субъекта.
5.7. Для удобства учета можно вести реестр хозяйственных операций за месяц (согласно приложению № 1), по которому затем можно заполнить Книгу хозяйственных операций (согласно приложению № 2).
Таким образом, при упрощенной форме бухгалтерского учета возможно использование двух видов регистров:
Книга учета хозяйственных операций;
Ведомости учета соответствующих объектов учета (согласно приложениям с № В-1 по № В-11).
Субъекты вправе вводить дополнительные графы и строки в предлагаемые формы первичных документов с учетом потребностей специфики своей деятельности.
Книга учета хозяйственных операций является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие средств и их источников на определенную дату и составить финансовую отчетность.
Ведомости являются регистрами аналитического учета. Отсюда следует, что Книгу учета хозяйственных операций можно заполнять либо по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей.
Книгу учета хозяйственных операций можно вести в виде ведомости, открывая ее на месяц, или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. При этом Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней ее странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, а также оттиском печати хозяйствующего субъекта.
Книга учета хозяйственных операций открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода по каждому виду средств и источников, по которым они имеются. Затем в графе «Содержание операций» записывается в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Контрольная сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов средств и их источников.
Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен быть равен общему итогу кредитовых оборотов и итогу «Контрольная сумма».
5.8. В Книге хозяйственных операций могут быть приведены все необходимые счета для ведения бухгалтерского учета.
См. предыдущую редакцию.
5.9. Малые предприятия и микрофирмы представляют только годовую финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса — формы № 1, отчета о финансовых результатах — формы № 2 и справки о дебиторской и кредиторской задолженностях — формы № 2 а.
(пункт 5.9 в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 9 октября 2003 г. № 113 «О внесении изменений в Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 20) «О порядке упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого предпринимательства» (рег. № 879-1 от 13.10.2003 г.) — Бюллетень нормативных актов, 2003 г., № 19-20)
6. ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
6.1 Данный стандарт бухгалтерского учета вступает в силу с момента регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
РЕЕСТР ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
за _____________ месяц 199 __ г.
№ п/п
Дата
Название и № первичного документа Содержание операции
Сумма (cум.)
Корреспонденция счетов
дебеткредит
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
КНИГА УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
на ___________________ 199 __ г.
Организация _____________________________________________________________________________________________
Вид деятельности _________________________________________________________________________________________
Единица измерения (сум) __________________________________________________________________________________
Адрес __________________________________________________________________________________________________
Номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банка __________________________________________________
Регистрационный номер ___________________________________________________________________________________
ИНН ___________________________________________________________________________________________________
Налоговый работник ______________________________________________

_____________________________________

(подпись)

(расшифровка подписи)


п/п

ДатаНазвание и № документа Содержание операции Контрольная сумма Счет №
Название счета
Счет №
Название счета
и т.д.
Д-тК-тД-тК-тД-тК-т
1234567891011
Сальдо на ___________ (число, месяц, год)
Итого оборот за _________(число, месяц, год)
Сальдо на ____________(число, месяц, год)
Руководитель

_________________

_________________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

________________

________________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ № В-1
ВЕДОМОСТЬ
учета финансовых инвестиций
№ п/п


Наименование
ценных бумаг
по видам

Остаток на начало отчетного периода

Движение ценных бумаг (счета подраздела)

Остаток на конец отчетного периода

кол-восуммаПо дебету счета в кредит счетов (поступило)С кредита счета в дебет счета реализации
ценных бумаг (выбыло)
кол-во

сумма

датакол-вопокупная стоимость
датакол-вопокупная
ст-сть
датакол-вопокупная
ст-сть
123456789101112131415
Акции
Облигации
Прочие
Руководитель

_____________

_______________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

_____________

______________

(Ф.И.О.)

(подпись)

ПРИЛОЖЕНИЕ № В-2
ВЕДОМОСТЬ
учета денежных средств
по счету __________ за________________ 19__ год

Сальдо на начало отчетного периода ____________________

№ п/п

Дата


Содержание операции

ИтогоИтого
1234567891011121314

Сальдо на конец отчетного периода __________________________

Руководитель

___________________________

___________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

____________________________

___________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ № В-3
ВЕДОМОСТЬ
учета расчетов с поставщиками
за _________________ 19__ год по счету №__________________
№ п/п
Поставщик
Остаток по неоплаченным счетам на начало отчетного периода № приходного документа Наименование приобретенных ТМЦ

С кредита
счета______
в дебет счетов

Обороты
по дебету
счета_____
в кредит счетов
Остаток по неоплаченным счетам на конец отчетного периода
ИтогоИтого
датасуммадатасумма
123456789101112131415
Руководитель

_________________

_________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

_________________

_________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ № В-4
ВЕДОМОСТЬ
учета расчетов с подотчетными лицами за __________ 19__ год
по счету № ______________

п/п
Ф.И.О. подотчетного лица
Остаток задолженности на ____
Выдано в подотчет
(дебет счета_____
в кредит счетов_____)
Израсходовано
(с кредита счета _____
в дебет счетов)
Остаток задолженности на _______
№ ____
____

____

____
Итого
____

____

____
Итого
12345678910111213
Руководитель

_____________

_______________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

___________

_______________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ № В-5
ВЕДОМОСТЬ
учета товарно-материальных запасов
по счету _______ за _______ 19__ год
№ п/п
Наименование (материалов, готовой продукции)Единица измерения
Цена (фактическая себестоимость) ТМЗОстаток на начало отчетного периода

Поступило и
отражено по дебету
счета____ в кредит
счетов
Израсходовано
и отнесено в
дебет счетов
Остаток
на конец
отчетного
периода

кол-восуммакол-восуммакол-восуммакол-восуммакол-восуммакол-восумма
12345678910111213141516
Руководитель

________________

________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

________________

________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ № В-6
ВЕДОМОСТЬ
учета оплаты труда за ___________ 19__ год

№ п/п


Ф.И.О


ДолжностьОстаток задолженности (депонирования з/п) на начало отчетного периодаОборот по кредиту счета _______ в дебет счетов (начислено)Оборот по дебету счета___ в кредит счетов (удержано)К выдачеВыдано в отчетном периодеОстаток задолженности (депонированная з/п) на конец отчетного периодаОтчисления и обязательные взносы
Кор.
счет
сумма
1234567891011121314151617
Руководитель

_______________

_______________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

_______________

_______________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ № В-7
ВЕДОМОСТЬ
учета затрат отчетного периода за _____________ 19__ г.
№ п/п Наименование счетаВ дебет счета учет затрат с кредита счета соответствующих счетовОстаток незавершенного производстваКредит счета затрат в дебет счетов
итогона начало периода на конец периода итого
Руководитель

_________

____________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

_________

____________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ № В-8
ВЕДОМОСТЬ
учета износа основных средств и нематериальных активов
за _________________ 19__ г.
№ п/п Вид основных средств и нематериальных активовКраткая характеристика
Срок полезного использованияОстаток на начало отчетного периодаДвижение основных средств и нематериальных активовОстаток на конец отчетного периода
кол-востоимостьв т. ч. сумма переоценки
Дебет (приход)Кредит (выбытие)причина выбытия
кол-востоимостьв т. ч. сумма переоценки
кол-вопервоначальная ст-тьизменение ст-тикол-восписание накопленного износа списание балансовой стоимости
1234567891011121314151617
Руководитель

_______________

_______________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

_______________

_______________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ № В-9
ВЕДОМОСТЬ
учета расчетов с покупателями и заказчиками
№ п/п

№ счета фактуры, акта выполненных работ
Покупатель (заказчик)

Кол-во изделий по наименованиям (объем выполненных работ)
Суммы по предъявленным счетам (дебет счета к получению в кредит счетов)
Оплата (кредит счета к получению в дебет счета)
Остаток на__по стоимости реализации

поручение

по факт. себестоимостипо ст-ти реализации без учета НДСст-ть без НДСНДСдатасуммакр.счет
1234567891011121314
Руководитель

____________

___________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

____________

___________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ № В-10
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
за_________________ 19__ год
Организация __________________________________
Вид деятельности _______________________________
Единица измерения (сум) ________________________
Адрес________________________________________
Номера расчетных и иных счетов __________________
Регистрационный номер ________________________
ИНН ________________________________________
ВедомостиНаличие и движение средств по счетам
Наименование
дебеткредитдебеткредитдебеткредитдебеткредитдебеткредит
123456789101112
Руководитель

___________

_________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

___________

_______________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ № В-10-А
Организация _____________________________
Вид деятельности _________________________
Единица измерения (сум) __________________
Адрес _________________________________
Номера расчетных и иных счетов ____________
Регистрационный номер __________________
ИНН __________________________________
Дебет счетов Сальдо
на 1-е
С кредита счетов согласно ведомости по формеИтого по дебету счетовСальдо
на 1-е

дебеткредитведомость №ведомость №ведомость №дебеткредит
12345678910111213141516
Руководитель ________________________

_____________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер____________________

____________

(Ф.И.О.)

(подпись)

М.П.

Примечание. Субъекты самостоятельно определяют один из двух предлагаемых форм сводных ведомостей исходя из применяемых счетов, способа обработки информации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № В-11
РАСЧЕТ ЧИСТОГО ДОХОДА

Доходы (по счетам)

Расходы (по счетам)

Чистый доход
Итого доходовИтого расходовЗа отчетный периодС начала года
123456789101112131415
Руководитель

______________

_____________________

(Ф.И.О.)

(подпись)

Главный бухгалтер

______________

_____________________

(Ф.И.О.)

(подпись)


(Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, 2000 г., № 2; 2003 г., № 19-20)