НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
нса № 3
«ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА»
[Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан от 10 ноября 1999 года. Регистрационный № 837]
Общие положения
1. Настоящий стандарт разработан на основе Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 296 от 10 июня 1999 года «О мерах по реализации основных положений, содержащихся в докладе Президента Республики Узбекистан на XIV сессии Олий Мажлиса» и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
Цель и задачи стандарта
2. Целью стандарта является установление норм, применяемых аудиторскими организациями при планировании аудита финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
3. Задачами стандарта являются:
3.1. Описание предварительного этапа планирования аудита;
3.2. Формулирование принципов подготовки общего плана и программы аудита;
3.3. Описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита.
Сфера действия
4. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
5. Требования данного стандарта носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг (консалтинговых услуг). В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного стандарта аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству хозяйствующего субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
Назначение и принципы планирования аудита
6. Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
7. Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:
7.1. Комплексности планирования;
7.2. Непрерывности планирования;
7.3. Оптимальности планирования.
8. Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
9. Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним обществам). При планировании аудита на длительный период времени в случае аудиторского сопровождения хозяйствующего субъекта в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
10. Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
11. При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:
11.1. Предварительное планирование;
11.2. Подготовка и составление общего плана аудита;
11.3. Подготовка и составление программы аудита.
Содержание предварительного планирования аудита
12. Для эффективного планирования аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством хозяйствующего субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
13. На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта и иметь информацию о:
13.1. Внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
13.2. Внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
13.3. Аудитору также следует ознакомиться с:
а) организационно-управленческой структурой хозяйствующего субъекта;
б) видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
в) структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции хозяйствующего субъекта подлежат котировке);
г) технологическими особенностями производства продукции;
д) уровнем рентабельности;
е) основными покупателями и поставщиками хозяйствующего субъекта;
ж) порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
з) существованием дочерних и зависимых организаций;
и) организованной хозяйствующим субъектом системой внутреннего контроля;
к) принципами формирования оплаты труда персонала.
14. Источниками получения информации о хозяйствующем субъекте для аудитора должны являться:
14.1. Устав хозяйствующего субъекта;
14.2. Документы о регистрации хозяйствующего субъекта;
14.3. Протоколы заседаний наблюдательного и (или) исполнительного органов, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления хозяйствующего субъекта;
14.4. Документы, регламентирующие учетную политику хозяйствующего субъекта и внесение изменений в нее;
14.5. Бухгалтерская отчетность;
14.6. Статистическая отчетность;
14.7. Документы планирования деятельности хозяйствующего субъекта (планы, сметы, проекты);
14.8. Контракты, договоры, соглашения хозяйствующего субъекта;
14.9. Внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
14.10. Внутрифирменные инструкции;
14.11. Материалы налоговых проверок;
14.12. Материалы судебных исков;
14.13. Документы, регламентирующие производственную и организационную структуру хозяйствующего субъекта, список его филиалов и дочерних обществ;
14.14. Сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом хозяйствующего субъекта;
14.15. Информация, полученная при осмотре хозяйствующего субъекта, его основных участков, складов.
15. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита.
16. При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:
16.1. Бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;
16.2. Предполагаемые сроки работы группы;
16.3. Количественный состав группы;
16.4. Должностной уровень членов группы;
16.5. Преемственность персонала группы;
16.6. Квалификационный уровень членов группы.
Принципы подготовки общего плана и программы аудита
17. Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях о хозяйствующем субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.
18. С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
19. В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у хозяйствующего субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности финансовой отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
20. При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать финансовую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет неотъемлемый риск финансовой отчетности и контрольный риск, которые присущи этой отчетности независимо от аудита хозяйствующего субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.
21. Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
22. Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого хозяйствующего субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.
23. Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
Подготовка и составление общего плана аудита
24. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
25. В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
26. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству хозяйствующего субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
26.1. Реальные затраты;
26.2. Расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
26.3. Уровень существенности;
26.4. Проведенные оценки рисков аудита.
27. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии со стандартом аудита «Аудиторская выборка».
28. Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:
28.1. Формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
28.2. Распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
28.3. Инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
28.4. Контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
28.5. Разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
28.6. Документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
29. Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
30. Примерное содержание общего плана аудита приведено в приложении № 1 к настоящему стандарту.
Подготовка и составление программы аудита
31. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.
32. Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
33. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
34. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля хозяйствующего субъекта.
35. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
36. В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
37. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству хозяйствующего субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
38. Примерное содержание программы аудита приведено в приложении № 2 к настоящему стандарту.
39. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
Дата вступления в силу
40. Настоящий Национальный стандарт аудита вступает в силу с 1 января 2000 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
НСА № 3 «Планирование аудита»
ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечание

Руководитель аудиторской организации,
имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени
Руководитель аудиторской группы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
НСА № 3 «Планирование аудита»
ПРОГРАММА АУДИТА
Проверяемая организация
Период аудита

Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита Период проведенияИсполнительРабочие документы аудитораПримечание
Руководитель аудиторской организации,
имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени
Руководитель аудиторской группы.