национальный Стандарт аудита республики узбекистан
нса № 13
«АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ»
[Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 года. Регистрационный № 814]
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий стандарт разработан на основе Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 296 от 10 июня 1999 года «О мерах по реализации основных положений, содержащихся в докладе Президента Республики Узбекистан на XIV сессии Олий Мажлиса» и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТА
2. Целью стандарта является установление норм, применяемых аудиторской организацией при выполнении аналитических процедур.
3. Задачами стандарта являются:
3.1. Определение целей проведения аналитических процедур.
3.2. Характеристика видов аналитических процедур.
3.3. Установление порядка и методов выполнения аналитических процедур.
3.4. Регламентирование действий аудиторской организации после получения результатов выполнения аналитических процедур.
СФЕРА ДЕЙСТВИЯ
4. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
5. Требования данного стандарта носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг (консалтинговых услуг). В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного стандарта аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству хозяйствующего субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
6. Аналитические процедуры включают:
6.1. Сравнение фактических показателей финансовой отчетности с плановыми показателями хозяйствующего субъекта.
6.2. Сравнение фактических показателей финансовой отчетности с определенными аудиторской организацией прогнозными показателями.
6.3. Сравнение показателей финансовой отчетности с нормативными значениями, устанавливаемыми действующими законодательными и нормативными актами или самим хозяйствующим субъектом.
6.4. Сравнение показателей финансовой отчетности с данными, не входящими в состав финансовой отчетности.
6.5. Сравнение показателей финансовой отчетности со средними данными отрасли.
6.6. Анализ изменений с течением времени показателей финансовой отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними.
7. Вид аналитических процедур зависит от цели их проведения, доступности и адекватности информации, необходимой для их проведения, вида деятельности хозяйствующего субъекта.
8. При сравнении фактических показателей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта определенным им планом аудиторская организация должна:
8.1. Оценить методику планирования, используемую хозяйствующим субъектом.
8.2. Убедиться в том, что клиент не изменил финансовые показатели отчетного периода согласно плановым показателям.
9. При сравнении фактических показателей финансовой отчетности с самостоятельно определяемыми прогнозными показателями аудиторская организация устанавливает свои предположения на основах сложившихся тенденций.
10. Эффективным является расчет разного рода коэффициентов и процентных отношений на базе отчетных и нормативных показателей. Выбор коэффициентов, методов их расчета и периодов времени расчета производится в соответствии с нормативными документами. Методами выявления областей потенциальных рисков являются:
10.1. Анализ относительных показателей текущего периода.
10.2. Анализ изменения относительных показателей, рассчитанных для хозяйствующего субъекта в разные периоды.
10.3. Сопоставление изменений нескольких видов относительных показателей.
11. Сравнивая фактические показатели финансовой отчетности хозяйствующего субъекта со средними показателями отрасли, аудитор анализирует деятельность этого хозяйствующего субъекта. При этом аудитору следует учесть, что отраслевые показатели могут быть несопоставимы с показателями данного хозяйствующего субъекта, а также то, что хозяйствующие субъекты могут использовать различную учетную политику.
12. В случае использования аудитором метода сравнения данных финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с данными, не входящими в состав финансовой отчетности (небухгалтерские данные), аудитору необходимо убедиться в точности используемых небухгалтерских данных.
13. В процессе сравнения фактических показателей отчетности с данными предыдущих периодов аудиторская организация уже на этапе планирования аудита определяет области потенциальных рисков. Распространенными методами выявления областей потенциальных рисков являются:
13.1. Сравнение статей бухгалтерского баланса и анализ их резких изменений.
13.2. Анализ изменений статей в сравнении с изменениями других статей. В данном случае область потенциального риска выявляется тогда, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР
14. Применение аналитических процедур основано на существовании причинно-следственной связи между анализируемыми показателями.
15. Целями аналитических процедур являются:
15.1. Выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска.
15.2. Изучение деятельности хозяйствующего субъекта.
15.3. Выявление фактов искажения финансовой отчетности.
15.4. Сокращение числа детальных аудиторских процедур.
15.5. Обеспечение тестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы.
16. Применение аналитических процедур:
16.1. Дает возможность аудитору при планировании аудита лучше понять клиента и определить посредством рассмотрения бухгалтерских балансов степень риска при аудите.
16.2. Способствует сокращению количества и объема других аудиторских процедур.
16.3. Состоит в оказании помощи аудитору при аудите в формировании его обоснованного компетентного мнения.
16.4. Играет роль окончательной проверки наличия в отчетности финансовых проблем, которые могут выявить области проверки, требующие дополнительных аудиторских процедур.
17. Аналитические процедуры выполняются на протяжении всего процесса аудита.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОЦЕДУР
18. Выполнение аналитических процедур состоит из:
18.1. Определения цели процедуры.
18.2. Выбора вида процедуры.
18.3. Выполнения процедуры.
18.4. Анализа выполненных процедур.
19. На этапе выполнения аналитических процедур аудитор выборочно использует:
19.1. Простое сравнение.
19.2. Выявление тенденций изменения какого-либо показателя в отчетном периоде и их распространение на будущие или прошедшие периоды.
19.3. Выявление количественных взаимосвязей между какими-либо показателями с целью исчисления их значений в будущие или прошедшие периоды.
20. Аналитические процедуры могут применяться как к сводной финансовой отчетности, так и отчетности структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс.
21. Надежность результатов аналитических процедур зависит от правильности оценки аудитором степени риска необнаружения, внутрихозяйственного риска и риска средств контроля. Факторами, влияющими на надежность аналитических процедур, являются:
21.1. Степень существенности рассматриваемых остатков по счетам.
21.2. Результаты других аналитических процедур, направленные на тот же объект проверки.
21.3. Величины отклонений показателей, используемых при выполнении аналитических процедур.
21.4. Использование небухгалтерских данных при выполнении аналитических процедур.
ДЕЙСТВИЯ АУДИТОРА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР
22. Результатом выполнения аналитических процедур является выявление аудитором необычных отклонений показателей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
23. В случае установления аудитором необычных отклонений, которые не подтверждаются доказательствами, полученными из других источников, он должен тщательно исследовать их для личного убеждения в объективности и надежности проведенных аналитических процедур.
24. Процесс исследования должен начинаться с опроса руководства хозяйствующего субъекта. Ответы должны быть подтверждены аудиторскими доказательствами или знаниями аудитора о деятельности хозяйствующего субъекта. Аудитор также должен рассмотреть возможность других аудиторских процедур, основанных на результатах опроса руководства.
25. Анализируя величину необычных отклонений, аудитор использует критериальные значения, основанные на нормативных документах. Если необычные отклонения превышают уровень, который аудитор считает приемлемым, то должна быть исследована величина расхождения. В том случае, если эту величину трудно выразить в абсолютных значениях, аудитор использует величины, выраженные в процентах.
26. Результаты анализа необычных отклонений, а также результаты планирования и выполнения аналитических процедур аудитор должен отразить в рабочей документации по проведению проверки.
27. Результаты выполнения аналитических процедур необходимо использовать:
27.1. Для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения.
27.2. Для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
28. Настоящий Национальный стандарт аудита вступает в силу с 1 января 2000 года.

(Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, 1999 г., № 11)