Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратит силу с 25 февраля 2022 года Законом Республики Узбекистан от 23 ноября 2021 года № ЗРУ-730 «О страховой деятельности».
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области страховой деятельности.
Законодательство о страховой деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о страховой деятельности, то применяются правила международного договора.
Страхованием является защита интересов юридических или физических лиц путем выплаты им в соответствии с договором страхования страхового возмещения (страховой суммы) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых премий, при наступлении определенного события (страхового случая).
См. последующую редакцию.
Страховая деятельность представляет собой деятельность профессиональных участников страхового рынка, связанную с осуществлением страхования.
страхование жизни (страхование интересов, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и денежным обеспечением физических лиц, где минимальный срок страхования по договору составляет один год и включает разовые или периодические выплаты страховых сумм, содержащих в себе наращенный процент, оговоренный договором страхования (аннуитетов);
общее страхование (личное, имущественное страхование, страхование ответственности и другие виды страхования, не относящиеся к отрасли страхования жизни).
В соответствии с общими характеристиками страховых рисков или их групп и связанных с ними обязательств отрасли страхования подразделяются на виды (классы) страхования. Виды (классы) страхования определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Классификатор страховой деятельности приведен в приложении № 1 Положения о лицензировании страховой деятельности страховщиков и страховых брокеров, утвержденного постановлением Кабинета Министров 27 ноября 2002 года № 413.
Профессиональными участниками страхового рынка являются страховщики, страховые посредники и иные юридические и физические лица в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
Страховщиком признается юридическое лицо, принимающее в соответствии с договором страхования обязательство осуществить выплату страхового возмещения (страховой суммы).
Страховщик вправе финансировать мероприятия по предотвращению и предупреждению наступления страховых случаев в порядке и на условиях, определяемых специально уполномоченным государственным органом.
Страховщики не могут заниматься предпринимательской деятельностью, непосредственно не связанной с осуществлением страхования, за исключением:
инвестиционной деятельности в порядке и на условиях, определяемых специально уполномоченным государственным органом;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Страховым брокером является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации заключения и исполнения договора страхования от имени и по поручению страхователя.
Деятельность страхового брокера не может совмещаться с другими видами деятельности в сфере страхования, за исключением деятельности перестраховочного брокера.
См. последующую редакцию.
Перестраховочным брокером является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации заключения и исполнения договора перестрахования от своего имени и по поручению страховщика, выступающего по договору перестрахования в качестве страхователя.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Страховым агентом является юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность по организации заключения и исполнения договора страхования от имени и по поручению страховщика.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Регулирование и надзор за страховой деятельностью осуществляются специально уполномоченным государственным органом, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
устанавливает обязательные для исполнения нормативы платежеспособности и порядок их определения, методику вычисления предельно допустимого размера обязательств страховщиков по отдельным рискам и совокупного размера обязательств, порядок и сроки предоставления информации по платежеспособности страховщиков;
Комментарий LexUz
контролирует соблюдение профессиональными участниками страхового рынка законодательства о страховой деятельности, обеспечение установленных нормативов платежеспособности и иных требований их финансовой устойчивости;
устанавливает порядок ведения учета, составления отчетности по формированию и размещению средств страховых резервов страховщиками;
См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
устанавливает обязательные для исполнения квалификационные требования к руководителям исполнительного органа и главному бухгалтеру страховщика;
См. Положение о квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю и главному бухгалтеру страховщика (страхового брокера) (рег. № 1827 от 18.06.2008 г.).
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
производит в соответствии с законодательством проверку деятельности профессиональных участников страхового рынка и вносит им обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
приостанавливает в порядке, установленном законодательством, действие лицензий страховщиков и страховых брокеров полностью либо в отношении отдельных видов (классов) страхования, а также обращается в суд о прекращении их действия;
(абзац девятый части второй статьи 10 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 г. № ЗРУ-59 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 41, ст. 405)
Комментарий LexUz
См. раздел IX Положения о лицензировании страховой деятельности страховщиков и страховых брокеров, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 27 ноября 2002 года № 413.
См. последующую редакцию.
публикует в течение шести месяцев по окончании каждого финансового года годовые отчеты о деятельности по регулированию и надзору за страховой деятельностью, а также статистические данные о деятельности страхового рынка в течение финансового года;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
См. Положение об Агентстве по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 31 декабря 2019 года № 1060.
Специально уполномоченный государственный орган и его работники не вправе участвовать в уставном фонде и в органах управления профессиональных участников страхового рынка, а также действовать в качестве страхового посредника.
См. последующую редакцию.
Государственная регистрация страховщиков осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Минимальный размер уставного фонда страховщиков определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. пункт 10 Положение о профессиональных участниках страхового рынка, утвержденное постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2007 года № ПП-618 и пункт 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2008 года № ПП-872 «О дополнительных мерах по дальнейшему реформированию и развитию рынка страховых услуг».
См. последующую редакцию.
Не менее девяноста процентов уставного фонда страховщика формируется из денежных средств учредителей (участников).
Использование для формирования уставного фонда страховщика средств, полученных в кредит, под залог, и других привлеченных средств не допускается.
Уставный фонд страховщика должен быть оплачен учредителями страховщика к моменту получения лицензии.
См. последующую редакцию.
В фирменном наименовании страховщиков не допускается использование обозначений, тождественных или сходных до степени его смешения с наименованием ранее созданных страховщиков, за исключением наименований филиалов страховщиков, а также страховщиков, созданных другими страховщиками в форме унитарного предприятия.
См. последующую редакцию.
В случае изменения фирменного наименования, организационно-правовой формы или местонахождения страховщик обязан довести об этом до сведения страхователей через средства массовой информации, а по имеющимся у него на исполнении договорам страхования со сроком свыше одного года — в письменной форме.
Страховая деятельность страховщиков и страховых брокеров осуществляется на основании лицензий, выдаваемых специально уполномоченным государственным органом в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. Положение о лицензировании страховой деятельности страховщиков и страховых брокеров, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 27 ноября 2002 года № 413.
Лицензия выдается страховщику на осуществление страховой деятельности либо в отрасли страхования жизни, либо в отрасли общего страхования. Страховщик, осуществляющий страховую деятельность в отрасли страхования жизни, не вправе осуществлять страховую деятельность в отрасли общего страхования, за исключением отдельных видов (классов) отрасли общего страхования, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Страховщик, осуществляющий страховую деятельность в отрасли общего страхования, не вправе осуществлять страховую деятельность в отрасли страхования жизни.
См. последующую редакцию.
Приостановление действия лицензии страховщика влечет запрет на заключение им новых договоров страхования, включая продление действующих договоров страхования. При этом страховщик обязан исполнять в установленном порядке принятые на себя обязательства по ранее заключенным договорам страхования.
Со дня прекращения действия лицензии в течение пяти дней специально уполномоченный государственный орган обязан обратиться в суд с заявлением о ликвидации страховщика в установленном законодательством порядке.
Комментарий LexUz
См. статьи 53—56 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Полномочия ранее действовавших органов управления страховщика приостанавливаются и переходят к временной администрации страховщика, назначаемой специально уполномоченным государственным органом. Временная администрация осуществляет свою деятельность в период до вынесения судом решения.
Отчет временной администрации страховщика представляется в специально уполномоченный государственный орган и суд, в который направлено заявление специально уполномоченного государственного органа о ликвидации страховщика.
В период своей деятельности временная администрация страховщика не вправе осуществлять расходные операции, за исключением случаев, связанных с расходами по управлению (административными расходами) страховщика, зачислением поступающих страховщику денег и производством выплат страхового возмещения (страховой суммы) по ранее заключенным договорам страхования, по которым наступили страховые случаи.
Порядок работы временной администрации страховщика определяется специально уполномоченным государственным органом.
Комментарий LexUz
Положения настоящей статьи не распространяются на случаи прекращения действия лицензии по заявлению страховщика, а также при его реорганизации или ликвидации по решению его учредителей (участников) либо органа управления страховщика, уполномоченного на то учредительными документами.
Реорганизация страховщиков в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может осуществляться с разрешения специально уполномоченного государственного органа.
См. последующую редакцию.
Для получения разрешения на реорганизацию вместе с соответствующим заявлением в специально уполномоченный государственный орган страховщик представляет следующие документы:
решение учредителей (участников) либо органа управления страховщика, уполномоченного на то учредительными документами о реорганизации;
Заявление на проведение реорганизации страховщиков должно быть рассмотрено специально уполномоченным государственным органом в течение пятнадцати дней со дня представления необходимых документов.
Специально уполномоченный государственный орган обязан письменно уведомить страховщика о принятом решении.
Специально уполномоченный государственный орган вправе отказать в выдаче разрешения на реорганизацию страховщиков в случаях, если:
в результате реорганизации страховщика могут быть нарушены требования к финансовой устойчивости вновь образуемых страховщиков;
См. последующую редакцию.
осуществление реорганизации страховщиков может привести к ограничению или устранению конкуренции на страховом рынке;
в представленных документах на выдачу разрешения на реорганизацию страховщиков содержатся недостоверные сведения либо эти документы не соответствуют законодательству;
См. последующую редакцию.
При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования действие лицензии страховщика (страховщиков) прекращается. Выдача лицензий вновь образованным в результате реорганизации страховщикам осуществляется в упрощенном порядке. На время осуществления реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования и до момента получения лицензии вновь образованными страховщиками они не вправе заключать новые договоры страхования, продлевать действующие договоры страхования, за исключением выполнения принятых на себя обязательств по ранее заключенным договорам страхования, перешедшим к ним в порядке правопреемства.
См. последующую редакцию.
При реорганизации в форме присоединения страховщик, к которому присоединяется другой страховщик, сохраняет действующую лицензию в случае, если в результате присоединения не меняются условия лицензии.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
При ликвидации страховщика по решению его учредителей (участников) либо органа управления страховщика, уполномоченного на то учредительными документами, требуется разрешение специально уполномоченного государственного органа.
После принятия учредителями (участниками) либо органом управления страховщика, уполномоченным на то учредительными документами, решения о ликвидации страховщик письменно обращается в специально уполномоченный государственный орган с заявлением на получение разрешения на ликвидацию с приложением к нему следующих документов:
балансовый отчет на дату принятия решения о ликвидации страховщика, подтвержденный аудиторским заключением;
Заявление на получение разрешения на ликвидацию страховщика должно быть рассмотрено специально уполномоченным государственным органом в течение десяти дней со дня получения им необходимых документов.
Специально уполномоченный государственный орган обязан письменно уведомить страховщика о принятом решении.
Одновременно с разрешением на ликвидацию страховщика специально уполномоченный государственный орган вправе внести изменения в представленный план ликвидации страховщика.
Специально уполномоченный государственный орган вправе отказать в выдаче разрешения на ликвидацию страховщика в случаях, если:
в результате ликвидации будут нарушены права и законные интересы страхователей и кредиторов страховщика;
в представленных документах на выдачу разрешения на ликвидацию страховщика содержатся недостоверные сведения либо они не соответствуют законодательству.
См. последующую редакцию.
Требования кредиторов ликвидируемого страховщика после оплаты расходов, связанных с ликвидационным производством, а также расходов, вытекающих из необходимости обеспечения основных функций ликвидируемого страховщика, удовлетворяются в следующем порядке:
в первую очередь — требования страхователей по договорам обязательного страхования в отрасли страхования жизни;
в четвертую очередь — требования по платежным (исполнительным) документам, предусматривающим платежи в бюджет, во внебюджетные фонды. После полного удовлетворения указанных требований удовлетворяются требования по социальному страхованию и требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением;
Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики из уплаченных как в сумах, так и в иностранной валюте страховых премий образуют и размещают страховые резервы в порядке и на условиях, устанавливаемых специально уполномоченным государственным органом.
См. последующую редакцию.
Страховщики не могут принимать на себя обязательства, превышающие предельно допустимый размер по отдельным рискам и предельно допустимый совокупный размер обязательств, за исключением случаев, когда их способность выполнять эти обязательства перестрахована в соответствии с установленными нормативами платежеспособности и иными требованиями финансовой устойчивости. Страховщики — резиденты Республики Узбекистан вправе в установленном порядке перестраховать свои обязательства за пределами Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Страховщики, страховые брокеры и перестраховочные брокеры ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством с учетом особенностей, устанавливаемых специально уполномоченным государственным органом.
Деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции на страховом рынке, предоставление или получение необоснованных преимуществ одних страховщиков перед другими, ущемление прав и законных интересов страхователей и иных лиц, не допускается.
Страховщикам и страховым посредникам запрещается использовать свои ассоциации (союзы) и иные объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию страхового рынка.
См. последующую редакцию.
Правоохранительные органы, суды, а также медицинские, сейсмологические, ветеринарные, гидрометеорологические и иные организации обязаны по запросу страховщиков представлять документы и заключения, необходимые для решения вопросов о причинах и обстоятельствах наступления страховых случаев и о причиненном ущербе с целью определения размеров страхового возмещения страховщиком.
См. последующую редакцию.
Специально уполномоченный государственный орган вправе требовать информацию у страховщиков или страховых брокеров о размерах принятых денежных средств и обязательств, а также иную информацию в пределах своей компетенции. Запрос такой информации должен производиться в письменном виде с указанием причин запроса.
См. последующую редакцию.
Специально уполномоченный государственный орган обязан соблюдать конфиденциальность по отношению к полученной им информации, кроме случаев, когда раскрытие информации допускается в соответствии с законом.
Не подлежат разглашению сведения о страхователях, застрахованных лицах и выгодоприобретателях, состоянии здоровья страхователей и застрахованных лиц, застрахованном имуществе, страховой сумме, наличии банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах.
См. последующую редакцию.
Сведения, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть раскрыты третьим лицам на основании письменного согласия страхователя, а также застрахованных лиц и выгодоприобретателей в отношении сведений, касающихся их.
См. последующую редакцию.
Справки о сведениях, указанных в части первой настоящей статьи, представляются страховщиками в установленном порядке без получения согласия страхователей суду, прокурору, а при наличии возбужденного уголовного дела — органам дознания и следствия.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Справки о заключенных договорах страхования и произведенных расчетах в случае смерти страхователя — физического лица выдаются:
суду и нотариусу — по находящимся в их производстве наследственным делам на основании решения суда или письменного запроса нотариуса, заверенного его печатью. К письменному запросу нотариуса должна быть приложена копия свидетельства о смерти страхователя;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Иностранные страховые организации могут выступать учредителями (участниками) юридических лиц — профессиональных участников страхового рынка в порядке, установленном законодательством.
Иностранные страховые организации вправе осуществлять на территории Республики Узбекистан перестрахование, а также страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, выезжающих за пределы Республики Узбекистан. При этом заключение таких договоров страхования осуществляется через страховщиков и страховых посредников — резидентов Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
См. Постановление Верховного суда Республики Узбекистан 29 ноября 2017 г. № 45 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении споров, вытекающих из договора страхования».
Лица, виновные в нарушении законодательства о страховой деятельности, несут ответственность в установленном порядке.