В целях осуществления наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, оценки земель, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, информационного обеспечения ведения государственного земельного кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за целевым и рациональным использованием земельного фонда, охраной земель Кабинет Министров постановляет:
См. предыдущую редакцию.
2. Министерству финансов, Министерству экономики Республики Узбекистан предусмотреть на 2001 и последующие годы выделение необходимых средств из государственного бюджета для покрытия расходов по осуществлению Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру мониторинга земель.
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 октября 2004 г. № 483 — СЗ РУ, 2004 г., № 42, ст. 446)
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Т. Холтоева.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 23 декабря 2000 г. № 496
к постановлению Кабинета Министров от 23 декабря 2000 г. № 496
1. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменений, оценки земель, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
2. Объектом мониторинга являются все земли Республики Узбекистан, независимо от их правового режима, целевого назначения и характера использования.
3. Мониторинг проводится с учетом целевого назначения земель и подразделяется на подсистемы, соответствующие категориям земельного фонда:
организация и проведение системы наблюдений за своевременным выявлением изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов;
информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за целевым и рациональным использованием земельного фонда, охраной земель и иных функций государственного управления земельными ресурсами.
5. В зависимости от территориального охвата осуществляется республиканский, региональный и локальный мониторинг земель.
Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, административными и иными границами.
Локальный мониторинг охватывает территорию отдельных земельных участков и ландшафтно-экологических комплексов.
6. Содержание мониторинга земель составляют специально организованные систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земельного фонда, выявление изменений, оценка и прогноз:
состояния землевладений, землепользований, угодий, полей, участков, ландшафтно-экологических комплексов;
процессов (факторов), влияющих на изменение плодородия почв, их деградацию и деструкцию (аридизация и опустынивание, активизация водной, ирригационной и ветровой эрозии, изменение содержания гумуса, изменение почвенной структуры, гипсированность, засоренность сорняками, засоление, закустаренность сельскохозяйственных угодий, загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами, промышленными, бытовыми и иными отходами);
процессов, связанных с изменением состояния растительного покрова естественных кормовых угодий (изменение состава, структуры, урожайности, качества и питательности растений);
состояния береговых линий рек, Аральского моря, озер, водохранилищ, ирригационных и гидротехнических сооружений;
процессов, вызванных образованием оврагов и промоин, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, паводками, «дегишем», карстовыми, просадочными и другими экзогенными и эндогенными процессами и антропотехногенными явлениями;
состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, ядохимикатов, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
7. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных) направленности и интенсивности изменений, сравнения полученных показателей с нормативами качественного состояния земель. Показатели оценки состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях (величинах), на определенный период или дату.
8. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, прогнозы и рекомендации с приложением тематических карт, картограмм, таблиц и диаграмм, характеризующих динамику, направленность и интенсивность изменений, особенно негативных.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
9. Мониторинг земель осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру при Кабинете Министров и Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды при участии Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственного комитета по архитектуре и строительству Республики Узбекистан, Центра гидрометеорологической службы при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, других заинтересованных министерств и ведомств Республики Узбекистан.
(абзац первый пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 г., № 09/17/915/0259)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель вправе проводить путем обхода домов регулярный мониторинг целевого и эффективного использования земельных участков дехканских хозяйств и приусадебных земель, включая состояние обработки земель, посева семян, саженцев и деревьев, устройства теплиц, разведения скота и птиц.
(пункт 9 дополнен абзацем вторым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 2018 года № 652 — Национальная база данных законодательства, 15.08.2018 г., № 09/18/652/1702)
Координация деятельности министерств и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляются Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии государственному кадастру.
(пункт 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 октября 2004 г. № 483 — СЗ РУ, 2004 г., № 42, ст. 446)
См. предыдущую редакцию.
10. Мониторинг земель ведется по единым методикам, разрабатываемым и утверждаемым Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру с участием заинтересованных министерств, государственных комитетов и ведомств, которые являются обязательными для всех предприятий и организаций, осуществляющих работы по оперативным и систематическим наблюдениям за состоянием земель, проведением изысканий, обследований или картированием.
(пункт 10 редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 октября 2004 г. № 483 — СЗ РУ, 2004 г., № 42, ст. 446)
См. предыдущую редакцию.
11. Предприятия, учреждения и организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющие тематическое картографирование земель и наблюдение за их состоянием, безвозмездно передают соответствующим отделам по земельным ресурсам и государственному кадастру в пределах их компетенции копии материалов по указанным работам для включения сведений о количественном и качественном состоянии земель в доклады (отчеты) по мониторингу земель и государственному земельному кадастру.
В свою очередь отделы по земельным ресурсам и государственному кадастру также безвозмездно передают предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим тематическое картографирование земель и наблюдение за их состоянием, необходимые материалы по их запросам.
(пункт 11 редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 октября 2004 г. № 483 — СЗ РУ, 2004 г., № 42, ст. 446)
12. Ведение мониторинга земель осуществляется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, системы метрических единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
14. В зависимости от сроков и периодичности осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель:
базовые (исходные, фиксирующие фактическое состояние объектов наблюдения в начальной стадии ведения мониторинга земель);
оперативные (фиксирующие текущие изменения), выполняемые регулярно с промежутками менее года или единовременно.
15. Базовые (первичные) данные, полученные при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, ландшафто-экологических комплексов, обобщаются по районам, городам, поселкам, областям, Республике Каракалпакстан и по Республике Узбекистан в целом, а также по отдельным природным комплексам.
См. предыдущую редакцию.
16. Базовый и периодический мониторинг земель ведется в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте — управлениями по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.
17. Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется с использованием данных базового и периодического мониторинга в районах и городах — отделами по земельным ресурсам и государственному кадастру районов (городов).
См. предыдущую редакцию.
18. Управления по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента ежегодно, не позднее 1 февраля, совместно с территориальными органами Госкомэкологии представляют в органы государственной власти на местах, Госкомземгеодезкадастр, Госкомэкологии Республики Узбекистан доклады (отчеты) о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных и предельно допустимых процессов направляют оперативные сводки.
(пункт 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 г., № 09/17/915/0259)
(пункты 16—18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 октября 2004 г. № 483 — СЗ РУ, 2004 г., № 42, ст. 446)