от 05.04.2019 г. № Р-5464
Гражданский кодекс Республики Узбекистан, принятый в 1995-1996 годах, сыграл важную роль в обеспечении гражданско-правового регулирования масштабных преобразований «переходного периода» и позволил заложить прочную правовую основу для развития рыночной экономики в стране.
В системе актов гражданского законодательства центральное место занимает Гражданский кодекс Республики Узбекистан, который является кодифицированным законодательным актом, определяющим наиболее важные правила гражданско-правового регулирования.
Проведенный анализ хода реализации экономических реформ позволил выявить в Гражданском кодексе существенные недостатки и пробелы, которые негативно отражаются прежде всего на дальнейшем углублении рыночных реформ, формировании благоприятного инвестиционного климата и деловой среды, улучшении позиции страны в международных рейтингах.
г) в срок до 1 апреля 2020 года внести в установленном порядке в Кабинет Министров проекты Гражданского кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и иных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование гражданского законодательства;
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
распоряжению Президента Республики Узбекистан от 5 апреля 2019 года № Р-5464
В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах определены первостепенные цели и задачи по дальнейшей либерализации экономики, сокращению присутствия государства в регулировании экономических отношений, усилению защиты гарантий частной собственности, а также стимулированию развития предпринимательства и активного привлечения иностранных инвестиций.
В системе актов гражданского законодательства центральное место занимает Гражданский кодекс Республики Узбекистан (далее — Гражданский кодекс), который является кодифицированным законом, определяющим наиболее важные правила гражданско-правового регулирования.
Гражданский кодекс, принятый в 1995-1996 годах, сыграл важную роль в обеспечении гражданско-правового регулирования масштабных преобразований «переходного периода» и позволил заложить прочную правовую основу для развития рыночной экономики в стране.
Вместе с тем, проведенный анализ свидетельствует, что действующая редакция Гражданского кодекса не в полной мере отвечает требованиям быстро развивающихся экономических отношений в стране и международным стандартам в области гражданского права. В частности:
во-первых, в Гражданском кодексе сохранились устаревшие правовые институты, а также организационно-правовые формы юридических лиц, которых не существует в правовых системах развитых государств с рыночной экономикой;
в-четвертых, наличие в Гражданском кодексе большого числа отсылочных норм (около 80) не позволяет кодексу стать актом прямого действия и снижает его статус в урегулировании гражданских правоотношений;
в-шестых, в Гражданском кодексе содержатся нормы публичного права, которые не относятся к институтам гражданского права, имеется необоснованное количество ограничений, касающихся частной собственности и договорных отношений;
в-седьмых, в Гражданском кодексе практически отсутствуют положения, регулирующие вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в гражданско-правовых отношениях.
В целях достижения указанных целей и задач Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, а также приведения гражданского законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами разработана Концепция совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан, предусматривающая следующие основные направления:
2. Совершенствование правового значения терминов и понятий, используемых в Гражданском кодексе и иных актах гражданского законодательства, путем их четкого определения и единообразного применения.
4. Включение в предмет регулирования Гражданского кодекса корпоративных отношений, в том числе закрепление особенностей деятельности публичных акционерных обществ, внедрение «корпоративного договора», имеющего силу корпоративного акта и обязательного для третьих лиц, определение механизмов выхода из ситуаций корпоративного «тупика» для обществ, в которых владельцы равных пакетов акций парализуют их деятельность.
решению иных задач, определенный в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
распоряжению Президента Республики Узбекистан от 5 апреля 2019 года № Р-5464

1.

Давлетов Р.К.

министр юстиции Республики Узбекистан, руководитель Межведомственной комиссии

2.

Рахманкулов М.Х.

первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, заместитель руководителя Межведомственной комиссии

3.

Озодзода Ш.Ф.

ответственный работник Администрации Президента Республики Узбекистан

4.

Саидов А.Х.

директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека

5.

Тойчиев Н.Д.

заместитель управляющего аппарата Кабинета Министров Республики Узбекистан

6.

Жураев Н.С.

директор Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан

7.

Каньязов Е.С.

заместитель министра юстиции Республики Узбекистан — ректор Ташкентского государственного юридического университета

8.

Исоков Х.И.

директор Высшей школы судей при Высшем судейском совете Республики Узбекистан

9.

Хакимов Р.Р.

директор Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан

10.

Холов У.Ш.

председатель Ташкентского городского суда по гражданским делам

11.

Окюлов О.

профессор Ташкентского государственного юридического университета

12.

Асьянов Ш.М.

директор Центра изучения правовых проблем

13.

Книппер Р.

профессор Бременского университета Германии