Статья 1. Внести в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года № 2015-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., № 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 193, № 12, ст. 269; 1996 г., № 5-6, ст. 69, № 9, ст. 144; 1997 г., № 2, ст. 56, № 4-5, ст. 126, № 9, ст. 241; 1998 г., № 3, ст. 38, № 5-6, ст. 102, № 9, ст. 181; 1999 г., № 1, ст. 20, № 5, ст. 124, № 9, ст. 229; 2000 г., № 5-6, ст. 153, № 7-8, ст. 217; 2001 г., № 1-2, ст. 23, № 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., № 1, ст. 20, № 9, ст. 165; 2003 г., № 1, ст. 8, № 5, ст. 67, № 9-10, ст. 149; 2004 г., № 1-2, ст. 18, № 5, ст. 90, № 9, ст. 171; 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 9, ст. 312, № 12, ст.ст. 413, 417, 418; 2006 г., № 6, ст. 261, № 9, ст. 498, № 10, ст. 536, № 12, ст.ст. 656, 659; 2007 г., № 4, ст.ст. 158, 159, 164, 165, № 9, ст.ст. 416, 421, № 12, ст.ст. 596, 604, 607; 2008 г., № 4, ст.ст. 181, 189, 192, № 9, ст.ст. 486, 488, № 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., № 1, ст. 1, № 9, ст.ст. 334, 335, 337, № 10, ст. 380, № 12, ст.ст. 462, 468, 470, 472, 474; 2010 г., № 5, ст.ст. 175, 179, № 6, ст. 231, № 9, ст.ст. 335, 339, 341, № 10, ст. 380, № 12, ст.ст. 468, 473, 474; 2011 г., № 1, ст. 1, № 4, ст.ст. 104, 105, № 9, ст.ст. 247, 252, № 12/2, ст. 365; 2012 г., № 4, ст. 108, № 9/1, ст. 242, № 12, ст. 336; 2013 г., № 4, ст. 98, № 10, ст. 263; 2014 г., № 1, ст. 2, № 5, ст. 130, № 9, ст. 244, № 12, ст.ст. 341, 343; 2015 г., № 6, ст. 228, № 8, ст.ст. 310, 312, № 12, ст. 452; 2016 г., № 1, ст. 2, № 4, ст. 125, № 9, ст. 276, № 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., № 4, ст. 137, № 6, ст. 300, № 9, ст. 510, № 10, ст. 605; 2018 г., № 1, ст.ст. 1, 4, № 4, ст. 224, № 7, ст.ст. 430, 431, № 10, ст.ст. 673, 679; 2019 г., № 1, ст.ст. 1, 3, 5), следующие дополнения:
Невыполнение должностными лицами своих обязанностей перед Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом), создание препятствий его работе, предоставление ему заведомо ложной информации, а равно оставление должностными лицами без рассмотрения обращений, заключений, представлений, ходатайств или нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения либо умышленное представление по ним заведомо недостоверных сведений —
Статья 2. Внести в Закон Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года № 392-1 «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 августа 2004 года № 669-II) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 169; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 8, ст. 385) следующие изменения и дополнения:
«Администрация учреждений по исполнению наказания, мест содержания под стражей и специальных приемников (далее — места содержания под стражей) направляют Уполномоченному обращения лиц, находящихся под стражей, в запечатанном виде не позднее двадцати четырех часов, а телеграммы немедленно. Ответ Уполномоченного не подлежит просмотру и незамедлительно доставляется заявителю.
При рассмотрении жалоб, а также при проверке по собственной инициативе случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан Уполномоченный имеет право беспрепятственно посещать места содержания под стражей. Администрация данных учреждений обеспечивает безопасность Уполномоченного.
Администрация мест содержания под стражей обязана обеспечить Уполномоченному необходимые условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи и беседы с лицами, находящимися под стражей, которые производятся наедине в условиях, позволяющих сотрудникам данных учреждений видеть их, но не слышать»;
Уполномоченный принимает меры по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания путем регулярных посещений мест содержания под стражей.
проводит встречи и беседы, в том числе конфиденциальные, с лицами, находящимися под стражей, а также работниками администрации мест содержания под стражей. При этом ведется протокол хода данных встреч и бесед, при необходимости используются технические средства;
требует от администрации мест содержания под стражей проведения медицинского освидетельствования, оказания медицинской, психологической и иной помощи лицу, находящемуся под стражей, присутствует с его согласия при проведении данных мероприятий;
получает от руководства администрации мест содержания под стражей объяснения по вопросам обеспечения прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся под стражей;
принимает незамедлительные меры к пресечению незаконных действий (бездействия) администрации мест содержания под стражей;
составляет заключение об условиях содержания лиц, находящихся под стражей, и направляет его соответствующим организациям или должностным лицам;
вносит в соответствующие государственные органы рекомендации и предложения по совершенствованию их деятельности по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Уполномоченный также принимает предусмотренные в части второй настоящей статьи меры по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в других местах, в которых находящиеся там лица не могут покинуть их по своей воле.
Для содействия деятельности Уполномоченного по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания им создается экспертная группа. Положение об экспертной группе утверждается Уполномоченным.
Состав экспертной группы формируется из числа представителей негосударственных некоммерческих организаций, обладающих профессиональными и практическими знаниями, как правило, в области юриспруденции, медицины, психологии, педагогики, а также в других областях.
Уполномоченный определяет задачи членов экспертной группы по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также выдает им специальные направления на право беспрепятственного посещения мест содержания под стражей и других мест, в которых находящиеся там лица не могут покинуть их по своей воле. Специальное направление выдается также работникам Секретариата Уполномоченного»;
«В структуре Секретариата образуется сектор по содействию деятельности Уполномоченного по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»;
Статья 3. Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 25 апреля 1997 года № 409-I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 6, ст. 175; 2003 г., № 9-10, ст. 149; 2004 г., № 1-2, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 6, ст. 248, № 9, ст. 422, № 12, ст. 595; 2008 г., № 4, ст. 187, № 12, ст.ст. 636, 641; 2009 г., № 4, ст. 136, № 12, ст. 470; 2010 г., № 9, ст. 334; 2012 г., № 9/1, ст. 238; 2014 г., № 9, ст. 244; 2015 г., № 8, ст. 310; 2017 г., № 3, ст. 47, № 10, ст. 605), следующие дополнения и изменения:
«заниматься физическими упражнениями в свободное от работы время на свежем воздухе, если это позволяют погодные условия;
на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы учреждения по исполнению наказания. Участие осужденных к лишению свободы в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия;
на безопасные условия труда, отдых, отпуск, а также оплату труда в соответствии с законодательством о труде»;
«Осужденные к лишению свободы проживают в зависимости от условий содержания в общих жилых помещениях, комнатах или камерах, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим и строительным нормам и правилам, утвержденным в установленном порядке»;
«Медицинский осмотр осужденного к лишению свободы проводится при поступлении в учреждение по исполнению наказания, периодически, но не реже одного раза в шесть месяцев во время отбывания наказания, а также по обращениям. Медицинское освидетельствование осуществляется на условиях конфиденциальности.
В течение пятнадцати дней с момента поступления в учреждение по исполнению наказания с осужденным к лишению свободы проводится беседа, он проходит медицинский осмотр и санитарно-гигиенические мероприятия в карантинных помещениях учреждения по исполнению наказания.
Администрация учреждения по исполнению наказания должна обеспечивать незамедлительный доступ медицинским работникам к осужденным к лишению свободы как при поступлении в учреждение по исполнению наказания, так и нуждающимся в экстренной медицинской помощи.
При необходимости оказания экстренной медицинской помощи осужденные к лишению свободы помещаются в территориальные учреждения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
Осужденные к лишению свободы, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются в колонии на правах лечебных или специализированные больницы для осужденных к лишению свободы, а также могут быть помещены в территориальные учреждения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
В случае тяжелого заболевания осужденного к лишению свободы администрация учреждения по исполнению наказания с согласия осужденного к лишению свободы незамедлительно сообщает об этом его близким родственникам или иным лицам, указанным самим осужденным к лишению свободы.
В случае тяжелого заболевания осужденному к лишению свободы предоставляется дополнительный телефонный разговор, а также с разрешения врача — дополнительное свидание»;
предварительное изучение осужденного к лишению свободы на этапе поступления в учреждение по исполнению наказания с определением его психологического портрета, предрасположенности к исправлению;
проведение мероприятий по изменению сознания осужденных к лишению свободы, побуждение их к раскаянию в совершенном преступлении;
организация профессионального обучения осужденных к лишению свободы востребованным профессиям и специальностям, выдача соответствующего документа по окончании обучения и последующее трудоустройство»;
за какое-либо нарушение, которое считается прямым следствием психического расстройства осужденного к лишению свободы»;
«При применении дисциплинарного взыскания учитываются обстоятельства совершения проступка, поведение и личностные качества, наличие психического расстройства у осужденного к лишению свободы, которое могло повлиять на его поведение и совершение нарушения или деяния, послужившего поводом для принятия дисциплинарных мер, а также наличие неснятых и непогашенных дисциплинарных взысканий».
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.