В стране реализуются комплексные меры по совершенствованию системы исполнения наказания, обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов осужденных, повышению эффективности воспитательной работы по их исправлению в целях предупреждения рецидивности преступлений.
Вместе с тем, результаты изучения уголовно-исполнительной практики свидетельствуют о необходимости внедрения прозрачных и наиболее эффективных правовых механизмов соблюдения прав осужденных, обеспечения уважения их чести и достоинства, исправления и обучения труду для дальнейшей социальной адаптации в обществе.
В целях коренного совершенствования уголовно-исполнительного законодательства с учетом современных международных стандартов и передового зарубежного опыта, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:
1. Определить основными приоритетными направлениями дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы в сфере обеспечения исполнения уголовных наказаний:
внедрение качественно новых механизмов беспрекословного обеспечения соблюдения прав осужденных, уважения их чести и достоинства;
совершенствование системы формирования в сознании осужденных законопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, труду, нормам и традициям социального общежития;
дальнейшее расширение круга прав осужденных в соответствии с общепризнанными международными стандартами;
развитие системы получения образования, организации профессиональной подготовки и обеспечения занятости осужденных, в первую очередь несовершеннолетних и молодежи;
кардинальный пересмотр механизмов исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, повышение эффективности контроля за поведением условно осужденных и лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания;
усиление общественного контроля в деятельности учреждений по исполнению наказания, обеспечение их тесного взаимодействия с институтами гражданского общества в социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
2. Образовать с 1 января 2019 года на базе управления по контролю за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, Главного управления профилактики правонарушений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и его территориальных подразделений — Службу пробации при Главном управлении исполнения наказания министерства и его территориальные подразделения (далее — подразделения пробации) соответственно.
эффективную организацию деятельности органов внутренних дел по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, во взаимодействии с другими государственными органами и организациями, а также общественными формированиями;
осуществление действенного контроля за поведением условно осужденных и лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания;
всестороннее практическое содействие в социальной адаптации и трудоустройстве поднадзорного контингента, а также несовершеннолетних, освободившихся из учреждений по исполнению наказания, в том числе путем организации мероприятий по их профессиональной подготовке;
выявление рисков и принятие профилактических мер по недопущению совершения поднадзорным контингентом повторных преступлений, изучение их личности с составлением социально-психологического портрета.
См. последующую редакцию.
личный состав районных (городских) подразделений пробации в выполнении возложенных на него задач, как правило, распределяется из расчета один сотрудник на 100 осужденных — в городах, 75 — в районах;
См. последующую редакцию.
подразделения пробации комплектуются квалифицированными сотрудниками офицерского состава, приоритетно имеющих опыт работы в социальной, педагогической и профилактической сферах;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
лица из числа пенсионеров органов внутренних дел, имеющие большой практический опыт работы и не уволенные по негативным обстоятельствам, могут назначаться на должности сотрудников подразделений пробации за счет аттестованных должностей.
(абзац четвертый пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2018 года № УП-5597 — Национальная база данных законодательства, 13.12.2018 г., № 06/18/5597/2300)
4. Преобразовать должности заместителей руководителей территориальных органов внутренних дел — начальников отделов исполнения наказания в должности заместителей руководителей территориальных органов внутренних дел по вопросам пробации и исполнения наказаний, возложив на них:
персональную ответственность за эффективную организацию деятельности органов внутренних дел по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы;
задачи по обеспечению эффективной и взаимосвязанной деятельности подразделений пробации и учреждений по исполнению наказания.
См. последующую редакцию.
организационную структуру Службы пробации при Главном управлении исполнения наказания Министерства внутренних дел Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
типовую организационную структуру отделов пробации Министерства внутренних дел Республики Каракалпакстан, Главного управления внутренних дел города Ташкента и управлений внутренних дел областей согласно приложению № 2.
См. последующую редакцию.
6. Одобрить предложение Министерства внутренних дел Республики Узбекистан о создании Фонда развития службы пробации (далее — Фонд), формируемого за счет 50 процентов удержаний, поступающих от отбывания наказания в виде исправительных работ.
См. последующую редакцию.
вводить по обоснованным предложениям Главного управления исполнения наказания дополнительные штатные единицы сотрудников, рабочих и служащих подразделений пробации с учетом количества лиц, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы;
См. последующую редакцию.
привлекать на договорной основе к работе в подразделениях пробации специалистов-психологов с определением размера оплаты их труда с учетом фактической конъюнктуры на рынке труда;
См. последующую редакцию.
устанавливать для сотрудников подразделений пробации стимулирующие процентные надбавки к должностным окладам, вне зависимости от других доплат и надбавок, установленных законодательством.
содержание дополнительно введенных штатных единиц подразделений пробации, не финансируемых за счет бюджетных средств, а также привлеченных на договорной основе специалистов-психологов;
организацию мероприятий по профессиональной подготовке осужденных, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, а также несовершеннолетних, освободившихся из учреждений по исполнению наказания.
7. Возложить персональную ответственность на министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента за организацию эффективного взаимодействия и оказание всестороннего практического содействия подразделениям пробации в социальной адаптации и трудоустройстве осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
8. Одобрить Концепцию совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Республики Узбекистан в 2019 — 2021 годах (далее — Концепция) согласно приложению № 3.
Генеральной прокуратуре совместно с Верховным судом, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:
в месячный срок образовать Межведомственную экспертную группу по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства (далее — экспертная группа) с утверждением детального плана ее работы и установлением механизмов контроля;
в срок до 1 июня 2020 года на основе изучения передового зарубежного опыта обеспечить разработку и внесение в установленном порядке проекта Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции с учетом результатов реализации Концепции.
9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан в трехмесячный срок принять необходимые меры по размещению подразделений пробации, их оснащению современной техникой и оборудованием, а также организации деятельности с учетом выполняемых задач.
в месячный срок разработать и утвердить Положение о Службе пробации Главного управления исполнения наказания Министерства внутренних дел Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в месячный срок утвердить Положение о Фонде развития службы пробации с учетом требований настоящего постановления;
в срок до 1 января 2019 года утвердить штатное расписание подразделений пробации, предусмотрев должности специалистов-психологов, работающих с поднадзорным контингентом;
ввести с 2019/2020 учебного года обучение в Академии Министерства внутренних дел Республики Узбекистан по специальности «Деятельность по исполнению уголовных наказаний»;
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2019 года разработать и ввести в эксплуатацию централизованную электронную систему пробации, дающую возможность контроля и учета осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, обобщения и использования их социально-психологических портретов.
11. Министерству иностранных дел совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить программу изучения передового зарубежного опыта в уголовно-исполнительной сфере, в том числе предусматривающую организацию рабочих и ознакомительных визитов экспертной группы в иностранные государства, проведение встреч и переговоров с представителями международных организаций.
12. Определить, что расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляются за счет бюджетных средств, ежегодно выделяемых по обоснованным расчетам Министерства внутренних дел, внебюджетных средств Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, средств Фонда, а также других источников, не запрещенных законодательством.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2018 года № ПП-4006
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2018 года № ПП-4006
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2018 года № ПП-4006
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2018 года № ПП-4006
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2018 года № ПП-4006
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2018 года № ПП-4006
Принятый в 1997 году Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан заложил правовой фундамент для обеспечения верховенства закона, принципа неотвратимости ответственности, надежной защиты прав, свобод и законных интересов осужденных, их воспитания и исправления в целях предупреждения совершения рецидивных преступлений.
За последние годы принят ряд мер по совершенствованию системы исполнения наказаний. В частности, реализованы комплексные мероприятия по неукоснительному соблюдению прав осужденных, уважению их чести и достоинства, предотвращению в этой сфере коррупционных проявлений и злоупотреблений, укреплению материально-технической базы учреждений по исполнению наказания.
Кардинально реформирована деятельность образовательных учреждений в системе исполнения наказания, в процесс обучения осужденных внедрены инновационные педагогические технологии, пересмотрены механизмы профессиональной подготовки, в первую очередь несовершеннолетних и не имеющих профессию осужденных.
Широко реализуются мероприятия по внедрению и применению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений по исполнению наказания, современных технических средств контроля за осужденными, а также системы видеоконференции с возможностью организации для них дистанционных видеосвиданий.
В целях эффективного обеспечения трудовой занятости осужденных принимаются комплексные меры по развитию производственной деятельности в учреждениях по исполнению наказания. Расширены полномочия института Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) в области мониторинга деятельности исполнения наказания.
Вместе с тем, анализ уголовно-исполнительной практики, а также результаты прямого диалога с общественностью указывают на необходимость дальнейшего совершенствования правовых механизмов:
обеспечения надежной защиты прав осужденных, пресечения совершения ими повторных преступлений, формирования законопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, труду, нормам и традициям социального общежития;
исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществления эффективного контроля за поведением условно осужденных и лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания;
общественного контроля в деятельности учреждений по исполнению наказания, обеспечения их тесного взаимодействия с институтами гражданского общества в социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Вышеуказанное требует выработки и реализации кардинально новых приоритетов уголовно-исполнительной политики государства, предусматривающей следующие основные направления:
1. Расширение базы нормативно-правовых актов на основе инвентаризации уголовно-исполнительного законодательства на предмет его соответствия международным стандартам.
2. Исключение норм, допускающих различное толкование или проявление коррупции либо требующих разъяснения по вопросам их применения, а также полный переход к практике применения законов прямого действия.
3. Четкое определение и обеспечение единообразного применения правового значения терминов и понятий, используемых в уголовно-исполнительном законодательстве.
4. Совершенствование правовых механизмов обеспечения общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания и других мер правового воздействия.
5. Дальнейшее совершенствование принципов, порядка и условий уголовно-правового воздействия с учетом современных подходов, передовых международных стандартов и зарубежных практик.
6. Создание системы автоматизированного учета осужденных, содержащихся в учреждениях по исполнению наказания.
7. Определение нормативно-правового порядка функционирования подразделений пробации, механизмов и полномочий по реализации ими возложенных задач и функций.
8. Введение порядка камерного типа содержания осужденных в учреждениях по исполнению наказания альтернативно коллективной форме содержания.
9. Разработка и внедрение критериев оценки деятельности сотрудников подразделений пробации и учреждений по исполнению наказания.
1. Совершенствование деятельности органов, исполняющих наказания и другие меры уголовно-правового воздействия, с позиции обеспечения эффективной воспитательной работы и исправления осужденных.
2. Внедрение механизмов оказания всестороннего практического содействия в социальной адаптации и трудоустройстве лиц, освободившихся из учреждений по исполнению наказания, в первую очередь несовершеннолетних и молодежи.
4. Внедрение системы выявления рисков и принятия профилактических мер по недопущению совершения повторных преступлений осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
5. Широкое применение практики психологической работы в системе исполнения наказаний, изучения личности осужденных с составлением их социально-психологического портрета.
6. Создание действенных механизмов участия предприятий, учреждений, организаций, общественных формирований и граждан в воспитании осужденных.
7. Введение порядка перевода по определению суда совершеннолетних осужденных из колоний общего режима, колоний-поселений и воспитательной колонии в сферу компетенции подразделений пробации.
9. Осуществление поэтапного внедрения автоматизированного учета дисциплинарных взысканий осужденных, современных технических средств контроля за их поведением и действиями, в первую очередь в деятельности подразделений пробации.
1. Усиление защиты прав, свобод и законных интересов осужденных, в частности в процессе обысков, исключение безосновательного применения физической силы и специальных средств.
2. Определение четких мер по обеспечению личной безопасности осужденных в учреждениях по исполнению наказания.
3. Снятие ограничения на запрет отчислений из заработной платы осужденных к лишению свободы в фонды государственного социального страхования в целях усиления гарантий их пенсионного обеспечения.
4. Дальнейшее расширение круга прав осужденных в соответствии с общепризнанными международными стандартами и передовым зарубежным опытом.
5. Снятие ограничений по обучению осужденных путем создания формы дистанционного обучения осужденных в высших и средних специальных образовательных учреждениях.
6. Определение справедливого и прозрачного порядка и требований по предоставлению и замене свиданий осужденным.
7. Обеспечение прозрачности процесса распределения осужденных в учреждения по исполнению наказания, их перевода из одного учреждения в другое, а также учета применения дисциплинарных взысканий.
8. Пересмотр формы одежды осужденных в соответствии с современными требованиями и климатическими условиями.
Дальнейшее совершенствование и устранение правовых пробелов и противоречий уголовно-исполнительного законодательства, имплементация международных стандартов и передового зарубежного опыта на основе национальных особенностей и условий.
создание надежных и эффективных механизмов исправления осужденных, неукоснительное соблюдение их прав, обеспечение уважения чести и достоинства;
совершенствование общественного контроля за обеспечением прозрачности и открытости деятельности уголовно-исполнительной системы;
усиление института участия органов государственной власти и самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных;
широкое внедрение современных форм и методов в деятельность системы исполнения наказания, передовых информационно-коммуникационных технологий.
Конечным результатом реализации Концепции должно стать исправление осужденных, предотвращение их преступной деятельности, а также организация эффективной системы пресечения совершения преступлений другими лицами.