Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года № ПП-3730 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обращения с бытовыми отходами», а также в целях обеспечения улучшения экологического и санитарного состояния территорий, создания и надлежащего содержания в установленном порядке объектов инфраструктуры санитарной очистки Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Правила размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами (далее — Правила) согласно приложению № 1.
2. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды обеспечить организацию работ по санитарной очистке территорий в соответствии с утвержденными Правилами.
3. Внести изменение и дополнение в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
4. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя правления АО «Узбекистон темир йуллари» А.Ж. Раматова и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Б.Т. Кучкарова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 2 октября 2018 года № 787
к постановлению Кабинета Министров от 2 октября 2018 года № 787
1. Настоящие Правила определяют порядок организации и проведения работ по созданию и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами, а также контроля за их осуществлением и являются обязательными для соблюдения всеми юридическими и физическими лицами.
объекты благоустройства — улицы, переулки, дороги, центральные площади, тротуары, мосты, тоннели, пешеходные, подземные переходы, фонтаны, берега арыков, каналов, рек, озер и других водоемов, объекты, используемые для удовлетворения культурно-бытовых нужд и отдыха населения (парки культуры и отдыха, лесные массивы, сады, бульвары, скверы), наружное освещение, рекламные панно, дорожные указатели, порталы и вывески, дренаж (вертикальный, закрытый и открытый горизонтальный, закрытый коллектор дренажа), сети ирригационных лотков, сети наружного освещения;
объекты инфраструктуры санитарной очистки — объекты, используемые для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов (урны, контейнеры, мусоросборочные пункты, в том числе специально отведенные и обустроенные места), а также эксплуатируемые в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами;
твердые бытовые отходы — органические и неорганические отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических и деятельности юридических лиц, а также отходы, образующиеся в результате природных процессов на территориях и на объектах благоустройства (пищевые и растительные отходы, отходы текстильных изделий, упаковочных материалов, стекла, резины, бумаги, пластмассы, древесины, предметы домашнего обихода, утратившие свои потребительские свойства, смет, а также отходы, образующиеся в результате использования бытовых печей и отопительных котлов на твердом топливе);
жидкие бытовые отходы — отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц и деятельности юридических лиц (сточные воды, различные виды жидких нечистот, которые скапливаются в выгребных ямах и септиках, помойные отходы от производственных процессов, фекальные отходы нецентрализованной канализации);
крупногабаритные бытовые отходы — твердые бытовые отходы, образующиеся в результате замены морально и физически устаревшей мебели, бытовой техники (холодильники, стиральные машины, телевизоры и т.п.), оргтехники (компьютеры, принтеры и т.п.), технического оборудования, автотранспорта, а также образующиеся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений отходы (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки, листья и др.) и строительные отходы, размеры которых не позволяют размещать их в контейнерах объемом 0,75 м3;
строительные отходы — отходы, образующиеся при производстве строительных работ, реконструкции, ремонте и сносе жилых домов, административных зданий, квартир многоквартирного дома;
Комментарий LexUz
В абзац седьмой пункта 2 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 января 2021 года № 40. Cм. текст на узбекском языке. Вступает в силу с 29 апреля 2021 года.
опасные бытовые отходы — отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров, представляющие опасность для жизни, здоровья людей и окружающей природной среды, а также подлежащие утилизации и требующие использования специальной технологии сбора, транспортировки и обезвреживания (отработавшие ресурс ртутьсодержащие лампы, отходы ртутных термометров, все виды аккумулирующих элементов и т.п.);
вторичные материальные ресурсы — отходы производства и потребления, образующиеся в бытовом хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки (отходы металла, пластмассы, стекла, бумаги и т.п.);
Комментарий LexUz
В абзац девятый пункта 2 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 88. Cм. текст на узбекском языке.
Комментарий LexUz
Пункт 2 дополнены абзацами десятым и одиннадцатым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 88. Cм. текст на узбекском языке.
«сигнальный» метод — сбор и вывоз твердых бытовых отходов в индивидуальном жилом секторе с объездом населенного пункта мусоросборочной техникой и оповещением потребителей путем подачи звукового сигнала.
3. Размещение и эксплуатация объектов инфраструктуры санитарной очистки осуществляются по схеме согласно приложению к настоящим Правилам.
4. К работам по санитарной очистке относятся уборка территорий (объектов благоустройства, территорий домовладений и организаций), сбор и вывоз бытовых отходов.
на придомовых территориях многоквартирных домов — товариществами частных собственников жилья или управляющими организациями;
на земельных участках индивидуальных жилых домов и организаций в пределах полосы отчуждения — физическими и юридическими лицами (владельцами, собственниками или постоянными пользователями земельных участков, а также арендаторами);
на автомобильных дорогах и искусственных дорожных сооружениях в пределах полосы отчуждения — организациями, обслуживающими данные объекты (балансодержателями);
на железнодорожных путях в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути и т.д.) — железнодорожными организациями, эксплуатирующими данные объекты;
на территориях временных объектов торговли и услуг, расположенных на остановках общественного пассажирского транспорта, — владельцами этих объектов, если иное не предусмотрено договорами аренды;
на территориях, прилегающих к торговым павильонам и иным торговым точкам, в том числе и передвижным, в радиусе 5 м — хозяйствующими субъектами в сфере мелкорозничной торговли и общественного питания (палаток, ларьков для продажи пищевой продукции и предоставлению услуг в сфере общественного питания), а также оказания бытовых услуг (ремонт обуви и т.п.).
6. Сбор и вывоз бытовых отходов осуществляется организациями, специализирующимися на оказании услуг в области обращения с отходами (далее — специализированная организация), на договорной основе в порядке, установленном законодательством.
См. предыдущую редакцию.
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется в многоквартирном жилом секторе — с мусоросборочных пунктов, а в индивидуальном жилом секторе — с мусоросборочных пунктов или «сигнальным методом».
(абзац второй пункта 6 редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 февраля 2019 года № 95 — Национальная база данных законодательства, 07.02.2019 г., № 09/19/95/2583)
Минимальная периодичность вывоза твердых бытовых отходов с мусоросборочных пунктов составляет один раз в день, при «сигнальном» методе — один раз в три дня.
7. В целях предотвращения засорения территорий, зданий и сооружений твердыми бытовыми отходами устанавливаются урны, специально предназначенные для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов.
8. Урны устанавливаются физическими и юридическими лицами, ответственными за уборку территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в обязательном порядке:
у каждого входа (выхода) в здания организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а также торговых объектов — 1-2 шт.;
на объектах, предназначенных для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и отдыха населения (парки культуры и отдыха, лесные массивы, сады, бульвары, скверы, аллеи и др.) — 1 шт. на каждые 800 м2 площади объекта и на расстоянии не более 40 м друг от друга — при установке вдоль линии дорожек и тротуаров;
на рынках и торговых объектах (супермаркет, гипермаркет и др.) — 1 шт. на каждые 250 м2 площади объекта и на расстоянии не более 10 м друг от друга — при установке вдоль линии торговых прилавков;
на дворовой территории лечебных учреждений — 1 шт. на каждые 700 м2 площади объекта, а на главных аллеях — не более 10 м друг от друга;
на пляжах и территориях рекреационных зон, прилегающих к водной акватории (рек, озер, заливов или прудов), — 1 шт. на каждые 800м2 площади объекта и на расстоянии не более 50 м друг от друга, с размещением не более 15 м от уреза воды и 3 — 5 м от полосы зеленых насаждений;
на придомовых территориях многоквартирных домов и центральных площадях, тротуарах и пешеходных зонах вдоль магистральных улиц, а также на мостах (в зависимости от интенсивности использования территории) — по 1 шт. на расстоянии не более чем через каждые 50 м — с интенсивным пешеходным движением и не более чем через каждые 100 м — в малолюдных местах.
9. Стационарные уличные урны должны обладать подвижной конструкцией (опрокидывающимся механизмом) и иметь основу для устойчивого закрепления на отведенном месте для их установки.
На территориях, прилегающих к временным торговым павильонам, в том числе передвижным (палатки, ларьки, лотки для продажи продуктов питания и оказания услуг в сфере общественного питания), в радиусе до 5 м устанавливаются переносные урны с механизмами их поднятия или съемными ведрами внутри для их опорожнения.
10. Урны должны устанавливаться в местах, удобных для их использования по назначению и обслуживания (очистки, опорожнения и т.д.), не препятствовать передвижению пешеходов, инвалидных и детских колясок и велосипедов, содержаться в исправном и опрятном состоянии, а также соответствовать всем требованиям санитарных правил, нормам и гигиеническим нормативам.
Комментарий LexUz
В абзац первый пункта 10 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 февраля 2022 года № 62. Cм. текст на узбекском языке.
Опорожнение и очистка урн должна проводиться систематически по мере их наполнения, но не реже одного раза в сутки.
Промывка и дезинфекция урн должны производиться не реже одного раза в месяц либо могут быть применены специальные мусорные мешки (пакеты) для обеспечения их чистоты и удобного опорожнения.
11. Установление, обеспечение своевременного обслуживания (очистка, опорожнение, промывка, дезинфекция и ремонт) урн осуществляется за счет средств физических и юридических лиц, ответственных за уборку территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
12. Органы исполнительной власти на местах при содействии органов самоуправления граждан по обращениям товариществ частных собственников жилья, управляющих организаций или непосредственно жителей соответствующей территории решают вопросы, связанные с определением мест размещения мусоросборочных пунктов.
Строительство мусоросборочных пунктов закрытого типа осуществляется в соответствии с типовым или индивидуальным проектом (эскизом), разработанным и согласованным в установленном порядке.
В зависимости от интенсивности использования территории, в наиболее оживленных местах могут быть организованы сооружения неохраняемых (модульных) мусоросборочных пунктов.
Снос действующих мусоросборочных пунктов осуществляется после строительства новых мусоросборочных пунктов установленных в взамен их.
13. Мусоросборочные пункты размещаются удаленными от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее 20 м и не более 100 м.
Комментарий LexUz
В абзац первый пункта 13 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 августа 2023 года № 370. Cм. текст на узбекском языке.
Территория мусоросборочного пункта должна примыкать к проездам, но не мешать подъезду специального автотранспортного средства. При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) предусматривается возможность удобного подъезда специального автотранспортного средства для опорожнения контейнеров и наличия разворотных площадок (12 м х 12 м).
14. Размещение мусоросборочных пунктов проектируется вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий.
15. Площадь мусоросборочного пункта и количество контейнеров, размещаемых в нем, определяются в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.
16. Расстояние мусоросборочных пунктов и контейнеров от окон и входов жилых помещений устанавливается строго в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.
17. Мусоросборочные пункты должны иметь благоустроенные подъездные пути, ночное наружное освещение, подвод питьевого холодного водоснабжения и стока в канализацию, а также ливневую канализацию для отвода дождевых вод.
18. Покрытие площадки для установки контейнеров должно быть асфальтовым или бетонным. В целях недопущения застаивания воды и скатывания контейнеров устанавливается уклон покрытия площадки, составляющий 5 — 10% в сторону проезжей части и удобный к подъезду специального автотранспортного средства.
наименование организации и его контактные данные, в том числе номера телефонов диспетчерской службы, эксплуатирующей мусоросборочный пункт;
номер телефона доверия территориальных органов по экологии и охране окружающей среды, а также график вывоза твердых бытовых отходов.
20. Мусоросборочные пункты должны быть оборудованы контейнерами отличительных цветов для раздельного сбора твердых бытовых отходов и маркированными специальными знаками и надписями в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил.
Для выгрузки контейнеров в мусоросборочную машину контейнеры (за исключением специальных контейнеров для опасных бытовых отходов) должны быть оборудованы четырьмя колесиками и иметь усиленную переднюю стенку, а также приспособления для работы с манипуляторами специального автотранспортного средства.
21. На контейнеры наносится информация (инвентарный номер контейнера и наименование балансодержателя) способом, обеспечивающим ее механическую стойкость.
22. По истечении срока службы, а также в зависимости от их фактического технического состояния (механические и другие повреждения) контейнеры должны быть заменены на новые или исправные (отремонтированные), отвечающие требованиям санитарных правил, нормам и гигиеническим нормативам.
23. Размещение и хранение твердых и жидких бытовых отходов осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, экологическими требованиями и способами, обеспечивающими рациональное использование отходов или передачу их другим лицам.
в многоквартирных домах — размещают твердые бытовые отходы в контейнеры при складировании отходов на мусоросборочных пунктах;
в индивидуальном жилом секторе — временно хранят твердые бытовые отходы на своих территориях до прибытия специального автотранспортного средства по графику «сигнальным» методом и помещают их в специальное автотранспортное средство.
При этом могут быть применены специальные мусорные мешки (пакеты) или контейнеры (40 — 120 л) с колесиками и плотно закрывающимися крышками.
25. Юридические лица, расположенные в зоне обслуживания специализированной организации, заключают договор на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и организуют места временного сбора и хранения твердых бытовых отходов на занимаемом земельном участке, с установлением контейнеров с колесиками и плотно закрывающимися крышками для сбора твердых бытовых отходов и имеющих приспособления для работы с манипуляторами специального автотранспортного средства (если иное не предусмотрено договорами аренды).
Комментарий LexUz
Пункт 25 дополнен абзацем вторым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 августа 2023 года № 370. Cм. текст на узбекском языке.
В случае если физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке (недвижимости) на основании договора аренды или иного соглашения с собственником земельного участка (недвижимости), не организовало сбор и вывоз бытовых отходов собственными силами, обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов этих лиц возлагаются на собственника данного земельного участка (недвижимости).
Площадка для установления контейнеров внутри дворовых территорий должна быть расположена рядом с подъездными путями для специального автотранспортного средства.
выбрасывать и размещать твердые бытовые отходы в несанкционированных местах и объектах (улицы, дворы, водные артерии, арыки и иные места, не предназначенные для сбора, размещения и захоронения твердых бытовых отходов);
слив жидких бытовых отходов в несанкционированных местах и объектах (за территорией домов, в коллекторы системы ирригации, водные артерии, арыки, системы ливневой канализации, открытый, закрытый коллекторы горизонтального и вертикального дренажа и иные непредназначенные для этих целей места);
выбрасывать твердые бытовые отходы в несанкционированных местах и объектах из транспортных средств во время их остановки, стоянки или движения;
сжигать твердые бытовые отходы на объектах их размещения (в земляных ямах, емкостях и т.д.), территории организации, полях и в населенных пунктах без применения специальных технических устройств;
организовывать места сбора и хранения твердых бытовых отходов в помещениях общего пользования многоквартирного дома;
выбрасывать и размещать крупногабаритные бытовые отходы и строительные отходы в мусоросборочные пункты;
транспортировка твердых и жидких бытовых отходов (за исключением крупногабаритных бытовых и строительных отходов, а также отходов, образующихся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки и др.)) на транспортном средстве, не предназначенном для этих целей (не предусмотренным документацией), а также в сопровождении посторонних лиц, не связанных с перевозкой бытовых отходов.
27. Крупногабаритные бытовые отходы должны собираться на специально отведенных площадках, оборудованных искусственным водонепроницаемым покрытием и системой отведения атмосферных осадков (уклон и водоотводящие желоба) площадью не менее 8 — 10 м2.
в многоквартирном жилом секторе — в непосредственной близости к мусоросборочным пунктам твердых бытовых отходов;
в индивидуальном жилом секторе — не ближе 20 м до ближайшего жилого дома и (или) иного объекта постоянного пребывания людей, с расчетом на эффективный радиус охвата площадки 100 — 200 м.
Альтернативным вариантом площадок для сбора крупногабаритных бытовых отходов является установка контейнеров (сменных кузовов) емкостью 3 — 6 м3, транспортировка которых осуществляется с использованием специального автотранспортного средства, оснащенного системой мультилифт.
29. Вывоз крупногабаритных бытовых отходов с места их образования может осуществляться специализированными организациями по заявке физических и юридических лиц за отдельную плату.
30. Лица, осуществляющие строительные, монтажные, ремонтные работы, а также снос зданий и сооружений, должны обеспечивать скученный сбор образующихся на этих объектах строительных отходов.
Строительные отходы, образующиеся у населения, складируются на площадках для сбора крупногабаритных бытовых отходов.
Организации, осуществляющие строительство, реконструкцию или снос объектов, должны иметь в наличие техническую и технологическую документацию (экологический норматив), устанавливающую порядок регулирования процесса обращения с образуемыми строительными отходами, и положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Комментарий LexUz
В абзац третий пункта 30 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 января 2021 года № 40. Cм. текст на узбекском языке. Вступает в силу с 29 апреля 2021 года.
Ответственность за вывоз отходов со строительных площадок и соблюдение при этом природоохранных требований возлагается на физическое или юридическое лицо, выступающее подрядчиком при выполнении работ, если иное не предусмотрено в договоре с заказчиком.
31. Организации, в результате деятельности которых образуются строительные отходы, должны осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации строительных отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией отходов, а также обеспечивать экологически безопасное захоронение строительных отходов, не подлежащих утилизации.
32. Вывоз строительных отходов с места их образования может осуществляться специализированными организациями по заявке физических и юридических лиц за отдельную плату.
33. Физические и юридические лица (владельцы автомобильных стоянок, автозаправочных станций, мастерских по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, механизмов и другой техники) обязаны обеспечить сбор, вывоз, переработку и обезвреживание всех образующихся отходов автотранспорта.
34. Отходы всех видов транспорта, машин и механизмов подлежат разборке на составляющие и раздельному сбору по видам, в частности:
отработанные масла сдаются специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;
электролит из аккумуляторов сливается в специальные емкости и передается на обезвреживание специализированным предприятиям, занимающимися сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;
кислотные аккумуляторные батареи со слитым электролитом собираются в пунктах приема вторичного сырья и цветных металлов;
автомобильные покрышки собираются и сдаются на переработку специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;
прочие отходы (пластмасса, металл и т.д.), являющиеся вторичными материальными ресурсами, сдаются в пункты приема.
Собранные листья вывозятся на специально отведенные места либо на поля компостирования. Вывоз собранных листьев обеспечивается лицами, ответственными за уборку территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, самостоятельно или на договорной основе (по отдельным заявкам) со специализированными организациями.
Процесс компостирования осуществляется на специально подготовленной площадке с противофильтрационным основанием, системой сбора и отведения дренажных вод. Отходы размещаются в буртах.
36. Захламление территории отходами, образующимися при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки, листья и др.), более чем на сутки не допускается.
37. Для сбора жидких бытовых отходов в домовладениях без системы центральной канализации обустраиваются в установленном порядке выгребные ямы, представляющие собой герметичные резервуары.
Выгребная яма должна располагаться с учетом свободного доступа движения специального автотранспортного средства (ассенизационного автомобиля) и соответствовать требованиям санитарных правил, нормам и гигиеническим нормативам.
38. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется специализированными организациями, имеющими специальное автотранспортное средство (ассенизационный автомобиль), на договорной основе или по отдельным заявкам.
39. Периодичность очистки выгребных ям определяется в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.
Жидкие бытовые отходы вывозятся на сливные станции, ассенизационные поля или другие специальные объекты по приему жидких бытовых отходов.
40. Для сбора опасных бытовых отходов в мусоросборочных пунктах устанавливаются специальные контейнеры (накопительные емкости, обеспечивающие сохранность опасных бытовых отходов при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и транспортировании).
41. Собранные опасные бытовые отходы сдаются специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов.
42. В целях организации раздельного сбора на мусоросборочных пунктах в обязательном порядке устанавливаются четыре вида контейнеров для:
перерабатываемых твердых бытовых отходов (представляющие смесь вторичных материальных ресурсов) — синего цвета;
органических твердых бытовых отходов (пищевые и другие биологически разлагаемые бытовые отходы) — коричневого цвета;
Для полного раздельного сбора твердых бытовых отходов могут быть установлены дополнительные контейнеры отличительных цветов (пластмассовые отходы — желтый, отходы стекла и стеклобой — белый, бумажные отходы — голубой) и (или) маркированные специальными знаками и надписями.
При этом перерабатываемые твердые и опасные бытовые отходы направляются на сортировку для последующей реализации и (или) передачи на договорной основе юридическим лицам, занимающимся утилизацией и переработкой отходов.
43. Для вывоза раздельно собранных или отсортированных твердых бытовых отходов могут быть использованы мусоросборочные машины путем организации нескольких графиков вывоза либо специальные автотранспортные средства с установленными раздельными камерами в бункерах для различных фракций твердых бытовых отходов.
44. Транспортировка бытовых отходов осуществляется способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми бытовыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.
Вывоз и транспортировка бытовых отходов (за исключением крупногабаритных бытовых и строительных отходов, а также отходов, образующихся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений), осуществляется специальными автотранспортными средствами (мусоросборочные машины и другие спецмашины).
Комментарий LexUz
Пункт 44 дополнен абзацем третьим постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 августа 2023 года № 370. Cм. текст на узбекском языке.
К управлению специальными транспортными средствами, на которых перевозятся бытовые и другие отходы, допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, инструктаж и медицинский контроль.
45. Транспортировка бытовых отходов осуществляется при наличии документации для их транспортировки, заполненной в установленном порядке с указанием маршрута движения.
46. Твердые бытовые отходы вывозятся на полигоны, мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, поля компостирования.
Комментарий LexUz
Глава 151 введена постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 88. Cм. текст на узбекском языке.
48. Весенне-летняя уборка территории производится в период с марта по август ежегодно и включает в себя:
ежедневную (кроме воскресенья) санитарную уборку всей придомовой территории многоквартирного жилого сектора, подметание тротуаров, ступеней входных групп;
49. Осенне-зимняя уборка территорий проводится в период с сентября по февраль ежегодно и включает в себя:
подметание и сдвигание снега, устранение скользкости, удаление снега и снежно-ледяных образований с поверхности проезжей части улично-дорожной сети, тротуаров, площадей;
ежедневную (кроме воскресенья) санитарную уборку всей придомовой территории многоквартирного жилого сектора, подметание тротуаров, ступеней входных групп;
Места, недоступные для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы этих машин. Снег при ручной уборке тротуаров и проездов придомовых территорий должен убираться полностью под скребок.
См. предыдущую редакцию.
51. Должностные лица Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, осуществляющие государственный экологический контроль (далее — должностные лица), ведут контроль за соблюдением требований настоящих Правил на постоянной основе.
(пункт 51 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 января 2019 года № 29 — Национальная база данных законодательства, 15.01.2019 г., № 09/19/29/2475)
52. В случаях выявления нарушения требований глав 3, 4 и 5 настоящих Правил, должностные лица принимают следующие меры реагирования:
Комментарий LexUz
В абзац первый пункта 52 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 88. Cм. текст на узбекском языке.
выдают физическим и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений требований глав 3, 4 и 5 настоящих Правил, с оформлением акта (справки) по результатам мониторинга соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами либо государственного экологического контроля;
Комментарий LexUz
В абзац второй пункта 52 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 88. Cм. текст на узбекском языке.
осуществляют контроль за устранением физическими и юридическими лицами нарушений только по фактам и в сроки, отмеченные в акте (справке) по результатам предыдущего проведенного мониторинга либо государственного экологического контроля, или раньше установленного времени — по обращению физического или юридического лица в течение одного рабочего дня, на основании приказа контролирующего органа;
применяют меры по привлечению к административной ответственности за нарушения законодательства в области обращения с отходами в случаях невыполнения физическими или юридическими лицами предписаний должностных лиц.
Функции, предусмотренные абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, производятся без дополнительного согласования с органами, координирующими деятельность контролирующих органов, с последующим их уведомлением в течение одного рабочего дня.
53. В случае невозможности установления лиц, разместивших бытовые отходы на несанкционированных местах, должностные лица имеют право выдать предписания (с установлением срока от двух до четырех рабочих дней) по ликвидации несанкционированных и стихийных мусорных свалок или уборке территорий, а также рекультивации территорий свалок за счет лиц, на которых возложена обязанность обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
При невыполнении ответственными лицами предписаний в установленные сроки должностные лица принимают меры по ликвидации несанкционированных и стихийных мусорных свалок или уборке территорий, а также рекультивации территорий свалок с привлечением государственных унитарных предприятий «Тоза худуд» и «Махсустранс», с последующим выставлением счетов на оплату услуг по санитарной очистке (с установлением срока выплаты) лицам, не выполнившим предписания.
Комментарий LexUz
В абзац второй пункта 53 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 88. Cм. текст на узбекском языке.
Комментарий LexUz
Пункт 53 дополнены абзацами третьим — шестым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 88. Cм. текст на узбекском языке.
В случае несвоевременной оплаты или отказа (отклонения) от уплаты за оказанные услуги по санитарной очистке, должностные лица предъявляют в суды иски, связанные с взысканием оплаты.
54. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан устанавливает текущий санитарный надзор за объектами очистки населенных мест в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
В пункт 54 внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 ноября 2021 года № 694. Cм. текст на узбекском языке.
55. Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане Республики Узбекистан осуществляют общественный контроль в области обращения с бытовыми отходами.
Комментарий LexUz
В пункт 55 внесены изменения постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 ноября 2019 года № 937. Cм. на узбекском языке.
56. Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами
к Правилам размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами
Комментарий LexUz
В приложение внесено изменение постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 ноября 2021 года № 694. Cм. текст на узбекском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 2 октября 2018 года № 787
к постановлению Кабинета Министров от 2 октября 2018 года № 787
1. Пункт 40 Положения о порядке осуществления государственного экологического контроля, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 5 августа 2014 г. № 216 (СП Республики Узбекистан, 2014 г., № 8, ст. 80), дополнить абзацем следующего содержания:
2. Пункт 13 Положения о порядке осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 27 октября 2014 г. № 295 (СП Республики Узбекистан, 2014 г., № 10, ст. 109), изложить в следующей редакции:
«13. Мониторинг за обращением с отходами осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и его территориальными подразделениями без согласования со структурами, координирующими деятельность контролирующих органов.
Мониторинг проводится в целях определения соответствия фактических объемов образования отходов, мест их временного хранения, методов переработки и утилизации, предусмотренных материалами инвентаризации источников образования отходов, путем обследования объектов обращения с отходами.
В случаях выявления несоответствия фактических объемов образования отходов, мест их временного хранения, методов переработки и утилизации, предусмотренных материалами инвентаризации источников образования отходов, должностные лица Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, осуществляющие государственный экологический контроль, применяют следующие меры:
выдают юридическим лицам предписания о прекращении нарушений законодательства в области обращения с отходами, с оформлением акта (справки) по результатам проведения мониторинга;
осуществляют контроль за устранением юридическими лицами нарушений только по фактам и в сроки, отмеченные в акте (справке) по результатам проведенного мониторинга, или раньше установленного времени — по обращению юридического лица в течение одного рабочего дня, на основании приказа контролирующего органа (в случаях выдачи предписаний по нескольким нарушениям одновременно, контроль выполнения предписаний осуществляется один раз после окончания последнего срока предписаний);
в установленном законодательством порядке применяют меры административных взысканий в случаях невыполнения юридическими лицами предписаний о прекращении нарушений законодательства в области обращения с отходами.
Должностным лицам, осуществляющим государственный экологический контроль в области обращения с отходами, запрещается давать хозяйствующему субъекту поручения хозяйственного и организационно-распорядительного характера, вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов.
Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль в области обращения с отходами, несут ответственность за законность, объективность своей деятельности, правильную ее организацию и осуществление в соответствии с законодательством».