Комментарий LexUz
Настоящий Закон принят в новой редакции в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 9 декабря 2014 года № ЗРУ-380 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности».
Законодательство об инвестиционной деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения в области инвестиционной деятельности в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Особенности отношений, связанные с осуществлением иностранных инвестиций, регулируются также законодательством об иностранных инвестициях, о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов, международными договорами Республики Узбекистан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об инвестиционной деятельности, то применяются правила международного договора.
инвестиции — материальные и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и иной деятельности;
инвестиционная деятельность — совокупность действий субъектов инвестиционной деятельности, связанная с осуществлением инвестиций;
инвестор — субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий инвестирование собственных, заемных и привлеченных средств, имущественных ценностей и прав на них, а также прав на интеллектуальную собственность в объекты инвестиционной деятельности;
участник инвестиционной деятельности — субъект инвестиционной деятельности, обеспечивающий инвестиционную деятельность в качестве исполнителя заказов инвестора;
К капитальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в создание и воспроизводство основных фондов, а также в развитие иных форм материального производства.
К инновационным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в разработку и освоение нового поколения техники и технологий.
К социальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в развитие человеческого потенциала, навыков и производственного опыта, а также в развитие иных форм нематериальных благ.
создания юридических лиц или долевого участия в их уставных фондах (капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций;
приобретения ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;
приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;
приобретения права собственности в соответствии с законодательством, включая права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и другими природными ресурсами.
Изменение форм, в которые первоначально или повторно вкладываются инвестиции, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.
движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и права на них;
объекты интеллектуальной собственности, в том числе совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, составленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, ноу-хау;
права владения и пользования землей и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также вытекающие из права собственности вещные права;
Объектами инвестиционной деятельности являются объекты производства материальных и нематериальных благ.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечают установленным законодательством санитарно-гигиеническим, радиационным, экологическим, архитектурно-градостроительным и другим требованиям, нарушают права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц.
иностранные государства, международные организации и иностранные юридические лица и граждане, а также лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей;
юридические и физические лица, а также государства и международные организации, осуществляющие совместную инвестиционную деятельность.
Инвесторы могут выступать в роли заказчиков (вкладчиков), кредиторов, покупателей, а также выполнять функции участника инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством.
Участники инвестиционной деятельности могут выступать в роли исполнителя заказа инвестора на основе заключенного с инвестором договора.
Инвесторы независимо от форм собственности и вида деятельности имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности.
Вложение инвестиций в любые объекты, кроме тех, инвестирование которых ограничено или запрещено настоящим Законом либо другими законодательными актами, является исключительным правом инвестора и охраняется законом.
Комментарий LexUz
Например, в соответствии со статьей 8 Закона Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», не допускается создание средства массовой информации юридическими лицами, в уставном фонде которых доля иностранных инвестиций составляет более тридцати процентов.
Инвестор самостоятельно определяет цель, направление, вид и объем инвестирования, для осуществления которого привлекает на договорной основе, как правило, путем проведения конкурсных (тендерных) торгов, юридических и физических лиц в качестве участников инвестиционной деятельности.
В соответствии с законодательством инвестор имеет право владения, пользования, распоряжения объектами и результатами инвестиций, а также реинвестирования.
Инвестирование в объекты, которое не влечет за собой приобретения установленного законодательством права собственности, не исключает права последующего участия инвестора во владении, оперативном управлении или прибыли (доходах) от эксплуатации этих объектов.
По решению инвестора право владения, пользования, распоряжения объектами и результатами инвестиций может быть передано другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством. Взаимоотношения сторон при передаче прав регулируются на основе заключаемых ими договоров.
Инвестор вправе приобретать необходимое ему имущество у юридических и физических лиц по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений объема и номенклатуры, если иное не установлено законодательством.
получить заключение экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурно-градостроительных и иных требований;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий части первой статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ЗРУ-345 — СЗ РУ, 2013 г., № 1, ст. 1)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый части первой статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года № ЗРУ-197 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 513)
возмещать убытки, причиненные участнику инвестиционной деятельности неисполнением или ненадлежащим исполнением договора;
выполнять требования органов государственной власти на местах и органов государственного управления, предъявляемые в пределах их компетенции.
привлекать к исполнению своего обязательства перед инвестором других лиц, если иное не установлено законодательством или договором;
самостоятельно распоряжаться достигнутой экономией в результате снижения фактической стоимости объекта инвестиционной деятельности, если иное не установлено законодательством или договором.
выполнять требования органов государственной власти на местах и органов государственного управления, предъявляемые в пределах их компетенции.
Для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, участник инвестиционной деятельности обязан получить лицензию в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 г. № 222-II предусмотрен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Участник инвестиционной деятельности может нести и другие обязанности, предусмотренные законодательством.
Заключение договора, выбор партнеров и гарантов, определение обязательств, а также другие условия взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности регулируется законодательством.
Стоимость продукции (работ, услуг) в процессе инвестиционной деятельности определяется, как правило, по результатам конкурсных (тендерных) торгов, по договорным ценам.
См. предыдущую редакцию.
В случаях доминирующего положения субъекта инвестиционной деятельности на рынке цены регулируются уполномоченным государственным органом в соответствии с законодательными актами.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года № 239 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)».
(часть вторая статьи 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ЗРУ-345 — СЗ РУ, 2013 г., № 1, ст. 1)
применения налоговой системы, дифференцирующей налогоплательщиков и объекты налогообложения, ставки налогов и льготы по ним;
мониторинга реализации инвестиционных проектов, включенных в Инвестиционную программу Республики Узбекистан.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется и в других формах, предусмотренных законодательством.
Централизованными инвестициями являются инвестиции, осуществляемые в рамках государственной инвестиционной деятельности путем:
Управление централизованными инвестициями включает определение объектов для целей государственных инвестиций, условия инвестирования и решение связанных с ними других вопросов.
Управление централизованными инвестициями осуществляется органами государственной власти на местах и органами государственного управления в пределах их компетенции.
Решения по осуществлению централизованных инвестиций принимаются государственными органами на основе прогнозов социально-экономического развития, целевых научно-технических и комплексных государственных программ и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.
Проекты целевых комплексных государственных программ общегосударственного значения разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Олий Мажлис Республики Узбекистан утверждает объемы инвестиций, финансируемых из государственного бюджета.
Размещение централизованных инвестиций осуществляется, как правило на основе государственного контракта.
Государственный контракт заключается на основе конкурсного (тендерного) отбора исполнителя — участника инвестиционной деятельности. При этом для указанного исполнителя законодательством могут быть установлены определенные льготы.
Инвестиционные проекты, осуществляемые в приоритетных направлениях социально-экономического развития, включаются в Инвестиционную программу Республики Узбекистан, которая утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Участником реализации инвестиционных проектов, включенных в Инвестиционную программу Республики Узбекистан, предоставляются налоговые и иные льготы. Конкретный перечень льгот по каждому отдельному инвестиционному проекту или в целом по Инвестиционной программе Республики Узбекистан определяется в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. ст. 155 и пункт 18 части второй ст. 282 Налогового кодекса Республики Узбекистан.
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также с привлечением иностранных инвестиций под гарантию Правительства Республики Узбекистан, подлежат обязательной экспертизе. Порядок проведения экспертизы устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Инвестиционные проекты, финансируемые за счет других источников, подлежат государственной экспертизе в части выполнения санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурно-градостроительных и иных требований в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Положение «О порядке разработки, проведения экспертизы и утверждения документации инвестиционных проектов», утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 июня 2007 года № 110, Указ Президента Республики Узбекистан от 9 февраля 1998 г. № УП-1924 «О мерах по совершенствованию механизма реализации проектов с иностранными инвестициями», Указ Президента Республики Узбекистан от 28 октября 1997 г. № УП-1875 «О мерах по упорядочению организации капитального строительства».
См. предыдущую редакцию.
Инвестиционные проекты малого предпринимательства, финансируемые за счет кредитных ресурсов банков, подлежат экспертизе коммерческим банком о целесообразности осуществления данного инвестиционного проекта.
(часть вторая статьи 19 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 г. № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 1-2, ст. 18)
Инвестиционные проекты, реализуемые в рамках международных договоров Республики Узбекистан, подлежат экспертизе в порядке, предусмотренном этими договорами.
В целях осуществления инвестиционной деятельности могут создаваться соответствующие инвестиционные фонды.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 сентября 1998 г. № 410 «О мерах по совершенствованию деятельности инвестиционных и приватизационных инвестиционных фондов»
Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.
Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов инвестиционной деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые непосредственно связаны с устранением конкретного нарушения. Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов инвестиционной деятельности.
Правила данной статьи не распространяются на принятие, дополнение либо отмену актов законодательства, которые непосредственно связаны с обеспечением национальной безопасности Республики Узбекистан, определяемых в соответствии с общепринятыми принципами международного права.
Инвестиции и иные активы инвесторов не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при других обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
Решение о реквизиции инвестиций принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан при соблюдении требований, по которым реквизиция:
ограничивается минимальным размером инвестиций или иных активов, необходимых для решения задач, вытекающих из случаев, указанных в части третьей настоящей статьи;
Комментарий LexUz
См. статью 203 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
сопровождается выплатой компенсации, адекватной причиненному убытку. Государство выступает гарантом своевременного осуществления указанных компенсационных выплат.
См. предыдущую редакцию.
Прибыль (доход) субъекта инвестиционной деятельности, полученная в результате инвестиционной деятельности, может быть после уплаты налогов и других обязательных платежей реинвестирована или использована любым иным способом по его усмотрению.
(часть первая статьи 23 в редакции Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года № ЗРУ-197 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 513)
Приобретенные субъектом инвестиционной деятельности акции и иные ценные бумаги, его целевые банковские вклады, а также стоимость приобретенного имущества или платежи за аренду, в случаях их изъятия (реквизиций), возмещаются (компенсируются) ему в соответствии с законодательством.
Ограничение использования либо принудительное снятие средств со счетов субъекта инвестиционной деятельности может быть осуществлено в порядке, установленном законом.
Дополнительные гарантии и меры защиты инвестиций могут включать предоставление гарантий правительством, оказание содействия в финансировании инвестиционных проектов, создание специального налогового и платежного режима, проведение государственного мониторинга реализации проектов и иные меры в соответствии с законодательством.
Дополнительные гарантии и меры защиты инвестиций предоставляются субъектам инвестиционной деятельности решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Акты законодательства, имеющие общеобязательный характер, затрагивающие каким-либо образом интересы субъектов инвестиционной деятельности, должны быть им доступны.
Органы государственной власти на местах и органы государственного управления обязаны предоставлять по запросам субъектов инвестиционной деятельности интересующую их информацию в порядке, предусмотренном законодательством.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации», а также Закон Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации».
Ограничение, приостановление или прекращение инвестиционной деятельности может производиться по решению инвестора, уполномоченного государственного органа или суда.
См. предыдущую редакцию.
Решение об ограничении, приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности может быть принято в случаях:
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Закон Республики Узбекистан «О банкротстве».
выявления в процессе инвестиционной деятельности обстоятельств, которые могут привести к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурно-градостроительных и других требований, прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.
(часть вторая статьи 26 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года № ЗРУ-59 — СЗ РУ, 2006 г., № 41, ст. 405)
См. предыдущую редакцию.
Ограничение, приостановление (за исключением случаев ограничения, приостановления инвестиционной деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение инвестиционной деятельности, влекущее за собой приостановление или прекращение деятельности субъекта предпринимательства, осуществляется в судебном порядке.
(статья 26 дополнена частью третьей Законом Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года № ЗРУ-59 — СЗ РУ, 2006 г., № 41, ст. 405)
Порядок возмещения убытков, причиненных субъекту инвестиционной деятельности в случаях, указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, определяется законодательством.
Лица, виновные в нарушении законодательства об инвестиционной деятельности, несут ответственность в установленном порядке.
В случае нарушения законодательства об инвестиционной деятельности субъект инвестиционной деятельности имеет право на возмещение причиненных ему убытков, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. главу 57 («Обязательства вследствие причинения вреда») Гражданского кодекса Республики Узбекистан.