Наименование мероприятий | Механизмы реализации | Сроки | Ответственные исполнители | |
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ | ||||
1. | Инвентаризация действующих законодательных актов и внесение в них соответствующих изменений и дополнений, направленных на повышение качества образования. | 1. Создание рабочей группы по инвентаризации действующих законодательных актов. 2. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в действующие законодательные акты, направленные на повышение качества образования. | ноябрь 2018 года | Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования, |
2. | Принятие мер по совершенствованию видов высшего образования. | 1. Разработка конкретных механизмов внедрения по отдельным образовательным направлениям бакалавриата со сроком обучения минимум три года и магистратуры со сроком обучения минимум один год. 2. Разработка и внесение в установленном порядке в Кабинет Министров предложений по внесению изменений и дополнений в Закон «Об образовании». | сентябрь | Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования |
3. | Прием на учебу в образовательные учреждения Республики Узбекистан иностранных граждан, внесение изменений и дополнений в положение о порядке обучения. | 1. Внедрение механизма приема иностранных граждан в бакалавриат высших образовательных учреждений вне квоты без проведения тестовых испытаний на основе собеседования. 2. Разработка и внесение на утверждение в Кабинет Министров проекта соответствующегопостановления. | июль 2018 года | Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, МИД |
4. | Разработка положения о системе контроля и оценки знаний студентов в высших образовательных учреждениях. | В проекте обратить особое внимание на: 1. соответствие системы и критериев оценки этапам непрерывной системы образования; 2. внедрение современных, прозрачных и справедливых (автоматизированных, портфолио, тестовых испытаний, творческой работы, антиплагиатных и др.) методов оценки знаний студентов с учетом своеобразных особенностей направлений образования, в том числе системы, исключающей участие педагога, преподающего определенный предмет в процессе проведения итогового контроля; 3. определение количества предметов (до трех), разрешенных к пересдаче студентам, имеющим академические задолженности по итогам семестра, продление сроков их пересдачи. | август 2018 года | Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
5. | Внесение изменений и дополнений в положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших образовательных учреждений Республики Узбекистан. | 1. Организация проведения итоговой государственной аттестации в форме экзамена по предметам специальности (межпредметных) либо защиты выпускных квалификационных работ, принимая во внимание способности и пожелания выпускников. 2. Разработка механизмовусиления системы защиты некоторых выпускных квалификационных работ на производстве. 3. Создание практики включения в состав итоговых государственных аттестационных комиссий заказчиков кадров наряду с педагогами высших образовательных учреждений, готовящих специалистов. | ноябрь 2018 года | Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
6. | Разработка положения о магистратуре в новой редакции. | 1. В проекте обратить основное внимание на организацию подготовки специалистов в магистратуре на основе программ, специализированных на производственном (не менее одного года) и научно-педагогическом (не менее двух лет) направлениях. 2. Разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров проект соответствующего постановления. | август 2018 года | Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство экономики, Министерство финансов, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
7. | Разработка и утверждение в установленном порядке новых механизмов «норм времени» профессоров-преподавателей с учетом учебных нагрузок. | 1. Создание конкретных механизмов по предотвращению затрат рабочего времени профессоров-преподавателей на работы, не связанные с учебным процессом. 2. Внедрение системы «Устоз ― шогирд» в целях перенаправления времени профессоров-преподавателей на большую работу со студентами. | август 2018 год | Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ | ||||
8. | Совершенствование методов подготовки тестовых вопросов для вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения. | 1. Изучение передового зарубежного опыта по разработке вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения. 2. Внесение тестовых вопросов, способствующих логическому мышлению абитуриентов, увеличение доли таких вопросов. 3. С целью повышения качества подготовки к поступлению в высшие образовательные учреждения регулярно публиковать и доставлять в регионы сборники вопросов для вступительных экзаменов (вестники) в помощь абитуриентам с постоянным размещением их электронной формы на официальном веб-сайте ГТЦ. | декабрь 2018 года
| Государственный тестовый центр, Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство народного образования |
9. | Разработка предложений по внедрению эффективных методов, в том числе по усилению контроля за проведением вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения. | 1. Изучение процесса проведения вступительных экзаменов в зарубежные высшие образовательные учреждения 2. Критический анализ практики нарушений порядка в процессе проведения вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения. 3. Разработка предложений по результатам изучения. | сентябрь | Государственный тестовый центр, высшие образовательные учреждения |
10. | Организация деятельности общественных советов при высших образовательных учреждениях. | 1. Утверждение положения о порядке организации деятельности общественных советов при высших образовательных учреждениях. 2. Уточнение и утверждение составов общественных советов при высших образовательных учреждениях. При этом усилить внимание к привлечению родителей, активных членов Союза молодежи в высших образовательных учреждениях, заказчиков кадров, профессоров-преподавателей, представителей институтов гражданского общества территорий и средств массовой информации. | сентябрь | Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, |
11. | Разработка предложений по внедрению в процесс управления и образования зарубежных передовых систем, обеспечивающих качество и конкурентоспособность деятельности высших образовательных учреждений. | 1. Изучение систем, применяемых в передовых зарубежных образовательных заведениях: «Benchmarking» (решение проблем путем сопоставительного анализа по компонентам деятельности высших образовательных учреждений), «Total quality management» (общее управление повышением качества образования), «Вlended learning» (осуществление образования через единую электронную систему путем диалога студента-педагога), «Tuning» (обучение, основанное на общепрофессиональной и специализированной компетенции). 2. Подготовка аналитической информации по результатам изучения. | апрель 2019 года | Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования |
12. | Изучение вопроса внедрения международного стандарта классификации образования (МСКО-2011) в национальную систему образования и подготовка предложений. | 1. Составление рабочей группы по изучению внедрения международного стандарта классификации образования (МСКО-2011) в национальную систему образования. 2. Изучение качества системы образования зарубежных стран, где применен международный стандарт классификации образования (МСКО-2011) и подготовка аналитической справки. | февраль | Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство занятости и трудовых отношений, заинтересованные министерства и ведомства |
13. | Подготовка предложений по совершенствованию порядка признания и нострификации документов о получении образования в зарубежных странах, в том числе по расширению перечня заведений с высоким показателем в рейтинге высших образовательных учреждений международных признанных организаций. | 1. Создание рабочей группы по совершенствованию порядка признания и нострификации документов о получении образования в зарубежных странах. 2. Разработка и внесение в Кабинет Министров предложения по совершенствованию порядка признания и нострификации документов о получении образования в зарубежных странах. | сентябрь | Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования |
14. | Утверждение положений о деятельности пресс-службы в структуре Министерства высшего и среднего специального образования, а также пресс-служб (пресс-секретаря), образуемых в высших образовательных учреждениях. | 1. Обеспечение полноценной деятельности пресс-секретаря в высших образовательных учреждениях. 2. Разработка и утверждение положения о пресс-службе (пресс-секретаре), создаваемых в структурах Министерства высшего и среднего специального образования и высших образовательных учреждениях. | август 2018 года | Министерство высшего и среднего специального образования, высшие образовательные учреждения |
15. | Изучение действующих механизмов назначения стипендий в высших образовательных учреждениях и подготовка предложений по их совершенствованию. | 1. Анализ механизмов назначения стипендий в зарубежных высших образовательных учреждениях. 2. Подготовка аналитической информацию о результатах изучения национальной практики и зарубежного опыта. | декабрь | Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство финансов, Государственная инспекция по надзору за качеством образования |
16. | Разработка эффективных механизмов оплаты предприятиями-работодателями контрактов студентов. | 1. Изучение действующего порядка осуществления предприятиями-работодателями оплаты контрактов студентов 2. Разработка конкретных предложений по широкому внедрению в практику оплаты контрактных платежей некоторым категориям студентов (малообеспеченным, одаренным и пр.) предприятиями-работодателями. | февраль 2019 года | Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство экономики, Министерство высшего и среднего специального образования |
III. ПОВЫШЕНИЕ УЧАСТИЯ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В СТРАНЕ ШИРОКОМАСШТАБНЫХ РЕФОРМАХ | ||||
17. | Организация системной работы по повышению участия и инициативности высших образовательных учреждений в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах. | 1. Разработка и утверждение плана мероприятий по повышению участия каждого высшего образовательного учреждения в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах. 2. Разработка конкретных механизмов усиления инициативности высших образовательных учреждений в осуществлении реформ. | июнь 2018 года | Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения |
18. | Налаживание внесения предложений, направленных на развитие отраслей экономики и социальной сферы высшими образовательными учреждениями. | 1. Формирование в каждом высшем образовательном учреждении инициативных групп по разработке предложений, направленных на развитие соответствующих сфер и отраслей совместно с организациям и отраслей экономики и социальной сферы. 2. Создание соответствующих условий для определения конкретных задач, утверждения плана работы и эффективной деятельности создаваемых инициативных групп. | июнь 2018 года август 2018 года | Высшие образовательные учреждения |
19. | Обеспечение активного участия высших образовательных учреждений в широком обсуждении проектов нормативно-правовых актов и программ, направленных на ускоренное развитие отраслей экономики и социальной сферы. . | 1. Принятие мер по включению профессоров и преподавателей, а также молодых ученых высших образовательных учреждений в состав рабочих и экспертно-аналитических групп, создаваемых при Аппарате Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлисе, Кабинете Министров, министерствах и ведомствах при разработке проектов нормативно-правовых актов и программ, направленных на развитие всех отраслей и сфер. 2. Совершенствование механизмов регулярного ознакомления профессоров-преподавателей и студентов с проектами нормативно-правовых актов и программ, направленных на развитие соответствующих сфер и отраслей. 3. Организация обсуждения среди профессоров-преподавателей и студентов проектов нормативно-правовых актов и программ, направленных на развитие соответствующих сфер и отраслей, по надлежности представление разработанных предложений. | на постоянной основе | Аппарат Президента Республики Узбекистан, Палаты Олий Мажлиса (по согласованию), Кабинет Министров, заинтересованные министерства и ведомства, |
20. | Системное изучение и анализ высшими образовательными учреждениями имеющихся проблем и недостатков во всех сферах государственной и общественной жизни. | 1. Разработка механизма системного изучения высшими образовательными учреждениями имеющихся проблем и недостатков во всех сферах государственной и общественной жизни. 2. Подготовка соответствующих аналитических материалов на основе системного изучения имеющихся проблем и недостатков. | июль 2018 года на постоянной основе | Высшие образовательные учреждения |
IV. ДОВЕДЕНИЕ ВЫСШИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДО ШИРОКИХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ СУТИ И ЗНАЧЕНИЯ ПРОИСХОДЯЩИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ КОРЕННЫХ(?) РЕФОРМ В ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА | ||||
21. | Организация через телевидение, радио, газеты, журналы, социальные сети Интернета и активные веб-сайты выступлений по разъяснению сути и значения широкомасштабных реформ, осуществляемых в стране. | 1. Формирование списка ученых и профессоров-преподавателей, потенциальноспособных освещать суть и значение нормативно-правовых документов в разрезе отраслей. 2. Разработка и утверждение годового плана-графика по организации выступлений в средствах массовой информации Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерств и ведомств, в ведении которых имеются высшие образовательные учреждения по осуществляемы? в стране ши?окомасштабным реформам. 3. Организация на основе годового плана-графика теле-, радиопередач и публикация статей по широкому освещению сути и значения осуществляемых в стране широкомасштабных реформ. | июнь 2018 года июнь 2018 года на основе планового графика | Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, НТРК, Национальное информационное агентство, |
22. | Организация на канале «Узбекистан 24» телепередачи «Мнение профессоров-преподавателей и студентов» для представителей высших образовательных учреждений, освещение в ней сути и значения преобразований в жизни государства и общества, кардинальных реформ, осуществляемых в различных отраслях. | 1. Принятие организационных мер по созданию на телеканале «Узбекистан 24» телепередачи «Мнение профессоров-преподавателей и студентов» для представителей высших образовательных учреждений. 2. Разработка и утверждение плана организации выступлений представителей высших образовательных учреждений в телепередаче «Мнение профессоров-преподавателей и студентов». 3. Обеспечение участия в телепередаче «Мнение профессоров-преподавателей и студентов» профессоров-преподавателей, студентов, экспертов и специалистов, ведущих свою деятельность в высших образовательных учреждениях. | август 2018 года август 2018 год на постоянной основе | НТРК, Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения |
23. | Организация «Пресс-клуба» в Центре духовности и просвещения Министерства высшего и среднего специального образования, подготовка в нем телепередач и социальных роликов, посвященных освещению сути реформ, передача их через телевидение и Интернет. | 1. Выделение для «Пресс-клуба» помещения в Центре духовности и просвещения Министерства высшего и среднего специального образования и обеспечение его необходимым инвентарем. 2. Разработка и утверждение медиа-плана созданного «Пресс-клуба». 3. Передача подготовленных «Пресс-клубом» медиа продуктов на регулярной основе через Интернет, по телевидению ― согласно плану. | сентябрь 2018 года сентябрь 2018 года на постоянной основе | Министерство высшего и среднего специального образования, НТРК, Министерство финансов, высшие образовательные учреждения |
24. | Создание на официальном веб-сайте Министерства высшего и среднего специального образования, газетах «Маърифат», «Учитель Узбекистана», «Ёшлар овози», «Молодежь Узбекистана», других газетах рубрики «Реформы под взором высших образовательных учреждений» с регулярным информированием отношения представителей высших образовательных учреждений к проводимым реформам. | 1. Создание на официальном веб-сайте Министерства высшего и среднего специального образования, газетах «Маърифат», «Учитель Узбекистана», «Ёшлар овози», «Молодежь Узбекистана», других газет рубрики «Реформы под взором высших образовательных учреждений». 2. Разработка требований к рубрике «Реформы под взором высших образовательных учреждений». 3. Обеспечение регулярной публикации статей профессоров-преподавателей, молодых ученых и студентов высших образовательных учреждений под рубрикой «Реформы под взором высших образовательных учреждений». | июль 2018 года июль 2018 года на постоянной основе | Министерство высшего и среднего специального образования, Агентство по печати и информации, Национальное информационное агентство, высшие образовательные учреждения |
25. | Регулярное проведение пресс-конференций по разъяснению сути и значения принимаемых нормативно-правовых документов с участием представителей высших образовательных учреждений. | 1. Разработка плана-графика проведения пресс-конференций. 2. Проведение пресс-конференций на основе план-графика, обеспечение широкого участия представителей средств массовой информации. 3. Привлечение на проводимые пресс-конференции специалистов, ученых и профессоров-преподавателей соответствующих направлений. | июль 2018 года на основе планового графика | Агентство по печати и информации, Национальный пресс-центр, НТРК, Министерство высшего и среднего специального образования, высшие образовательные учреждения |
26. | Организация телепередач, направленных на разъяснение населению, особенно молодежи, сути и значения реформ в системе высшего образования. | 1. Разработка медиа-плана телепередач, направленных на разъяснение населению, особенно молодежи, сути и значения осуществляемых реформ в системе высшего образования. 2. Регулярная организация передач на основе медиа-плана. | июль 2018 года на основе медиа-плана | Министерство высшего и среднего специального образования, НТРК |
V. ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ | ||||
27. | Направление студентов высших образовательных учреждений в научную деятельность, формирование у них инновационного мышления. | Разработка проекта программы мер, предусматривающей: 1. Организацию в каждом высшем образовательном учреждении «Группы молодых экспертов» в целях формирования новых идей и инициатив; 2. Организацию учебных занятий на основе внедрения учебных технологий обучения и интерактивных методов, направляющих студентов инновационно мыслить, пересмотреть систему оценки знаний студентов, обратив при этом особое внимание на их способности предлагать на уроках новшества; 3. Внедрение системы создания отдельных групп для наиболее одаренных студентов среди отобранных на протяжении 1-го курса из каждого высшего образовательного учреждения (количество студентов в данных группах определяется высшим образовательным учреждением), организация их обучения со 2-го курса по отдельным учебным планам и программам, целевой прием таких студентов в магистратуру и, таким образом, подготовка квалифицированных кадров для кафедр высших образовательных учреждений. | август 2018 года | Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
28. | Направление к внедрению в практику результатов научных исследований и инновационных разработок профессоров-преподавателей, молодых ученых и студентов высших образовательных учреждений. | 1. Организация научных исследований профессоров-преподавателей, молодых ученых и студентов высших образовательных учреждений на основе научно-технических проблем отраслей экономики и социальной сферы. 2. Принятие мер по внедрению на практике инновационных разработок профессоров-преподавателей, молодых ученых и студентов высших образовательных учреждений. | на постоянной основе | Высшие образовательные учреждения |
29. | Создание необходимых условий для всестороннего развития и поддержки инновационных и технологических идей, организация системных работ по повышению инициативности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов высших образовательных учреждений в разработке инновационных технологий. | 1. Создание необходимых условий для всестороннего развития разработки инновационных и технологических идей. 2. Разработка плана мероприятий в высших образовательных учреждениях по повышению инициативности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов в разработке инновационных технологий. | июль 2018 года | Министерство инновационного развития, Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения |
30. | Всесторонняя поддержка инновационных идей и инициатив молодежи, принятие мер по стимулированию результатов их деятельности. | 1. Разработка положения о нагрудном знаке «Инновацион гоялар етакчиси», вручаемого молодым ученым и студентам, а также инициативным гражданам за достойный вклад в развитие инновационных идей и технологий в стране. 2. Ежегодное проведение конкурса инновационных идей и инициатив среди молодых ученых и студентов и организация награждения победителей. | август 2018 года ежегодно в мае | Министерство инновационного развития, Союз молодежи Узбекистана, Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомств?, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
31. | Организация семинаров, встреч и «круглых столов», посвященных научно-практическим проблемам отраслей экономики и социальной сферы, ориентация научного потенциала высших образовательных учреждений на решение актуальных проблем. | 1. Разработка и утверждение плана проведения семинаров, встреч и «круглых столов» руководства высших образовательных учреждений с руководителями отраслей экономики и социальной сферы, ведущими специалистами и активными предпринимателями по актуальным научным вопросам. 2. Налаживание в высших образовательных учреждениях выполнения выпускных работ, докторских и магистерских диссертаций по научно-практическим темам отраслей экономики и социальной сферы. | сентябрь 2018 года | Высшие образовательные учреждения |
VI. ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОПРОСАХ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТРАНЫ | ||||
32. | Определение мер по повышению ответственности за активное участие руководства высших образовательных учреждений в процессах реформирования страны. | 1. Разработка и утверждение отдельной «Дорожной карты» для каждого ректора и проректора высших образовательных учреждений по этому направлению. 2. Контроль за исполнением задач, определенных «Дорожной картой». | июнь 2018 года на постоянной основе | Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения |
33. | Налаживание оценки деятельности руководства высших образовательных учреждений на основе их деятельности в процессе реформирования отраслей экономики и социальной сферы, а также внедрения в практику разработанных ими инновационных идей и предложений. | 1. Разработка и утверждение критериев оценки деятельности руководства высших образовательных учреждений. 2. Проведение оценки эффективности работы высших образовательных учреждений в процессе реформирования отраслей экономики и социальной сферы на основе разработанных критериев оценки. | август 2018 года на постоянной основе | Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения, Министерство инновационного развития |
34. | Формирование и развитие инновационной компетентности у руководящих кадров высших образовательных учреждений. | Включение в учебные планы курсов повышения квалификации руководящих кадров высших образовательных учреждений тем, направленных на формирование и развитие инновационной компетентности. | сентябрь 2018 года | Министерство высшего и среднего специального образования |