В республике сформирована прочная правовая база, регулирующая оценочную деятельность, проделана значительная работа по развитию рынка оценочных услуг, усилению ответственности за результаты и объективность производимых оценочных работ.
На сегодняшний день на рынке оценочных услуг действуют более двухсот оценочных организаций, в которых работают около тысячи оценщиков, имеющих квалификационный сертификат.
В то же время ряд проблем и недостатков препятствует дальнейшему развитию рынка профессиональных оценочных услуг и повышению уровня доверия к оценочным организациям, в числе которых:
первое — наличие в процессе государственного регулирования оценочной деятельности конфликта интересов, возникающего вследствие возложения на орган государственного управления в области приватизации функций государственного регулирования оценочной деятельности;
второе — наличие высоких требований к минимальному размеру капитала оценочных организаций, ограничивающих доступ профессионалов к рынку оценочных услуг, вследствие чего качество оценочных работ не соответствует возросшим требованиям к ним, особенно в оценке бизнеса, банковской и страховой деятельности;
третье — неудовлетворительный уровень квалификации и профессионализма оценщиков, а также неэффективная система их подготовки и переподготовки, которая не учитывает особые условия оценки стоимости различных объектов, а также стимулирования их достижений;
четвертое — наличие национальных стандартов оценки имущества, не отвечающих современным условиям быстро меняющегося рынка, недостаточная их гармонизация с международными стандартами не обеспечивает единый подход к оценке и учет конъюнктуры рынка;
пятое — недостаточная активность общественных объединений в выработке предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию оценочной деятельности, повышению качества отчетов об оценке.
В целях дальнейшего развития рынка оценочных услуг, повышения профессионального уровня оценщиков и качества оказываемых услуг, усиления контроля за объективностью и качеством выполняемых работ в данной сфере:
1. Одобрить предложения Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (далее — Госкомконкуренции), Министерства финансов и Министерства экономики Республики Узбекистан, предусматривающие:
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «а» пункта 1 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 1 июля 2019 года № ПП-4381 — Национальная база данных законодательства, 04.07.2019 г., № 07/19/4381/3375)
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «б» пункта 1 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 10 января 2019 года № УП-5624 — Национальная база данных законодательства, 11.01.2019 г., № 06/19/5624/2471)
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «в» пункта 1 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 10 января 2019 года № УП-5624 — Национальная база данных законодательства, 11.01.2019 г., № 06/19/5624/2471)
2. Госкомконкуренции в недельный срок передать Центру материалы по ранее выданным лицензиям оценочных организаций и квалификационным сертификатам оценщиков.
3. Организовать с 1 июля 2018 года в Научно-образовательном центре корпоративного управления специальные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации оценщиков с выдачей квалификационного сертификата установленного образца при успешной сдаче экзаменов.
См. предыдущую редакцию.
типовые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации оценщиков утверждаются лицензирующим органом в области оценочной деятельности (далее — лицензирующий орган) с учетом предложений профессиональных общественных организаций в области оценочной деятельности;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации оценщиков осуществляется Республиканской высшей школой бизнеса и управления имени Абу Райхона Беруни, а также негосударственными образовательными учреждениями (далее — учебные центры) в порядке, установленном законодательством.
(пункт 4 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 1 июля 2019 года № ПП-4381 — Национальная база данных законодательства, 04.07.2019 г., № 07/19/4381/3375)
5. Определить, что страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении страхового случая в течение срока действия договора страхования ответственности оценочной организации, не может быть менее:
См. предыдущую редакцию.
2000-кратной базовой расчетной величины — для оценки движимого имущества, за исключением ценных бумаг, долей, объектов интеллектуальной собственности и других нематериальных активов;
(абзац второй пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
См. предыдущую редакцию.
2500-кратной базовой расчетной величины — для оценки недвижимого имущества, за исключением предприятия как имущественного комплекса;
(абзац третий пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
См. предыдущую редакцию.
3000-кратной базовой расчетной величины — для оценки бизнеса (предприятия как имущественного комплекса, все виды материальных и нематериальных активов).
(абзац четвертый пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
6. Внедрить в практику систему категорирования оценщиков, включающую в себя сертифицированных оценщиков, оценщиков второй, первой и высшей категорий, с установлением следующих основных требований к оценщикам:
второй категории — наличие опыта работы в оценочной организации в качестве оценщика на момент присвоения категории сроком не менее одного года, а также выполнение самостоятельно не менее 15 работ по оценке различных объектов оценки;
первой категории — наличие опыта работы в оценочной организации в качестве оценщика на момент присвоения категории сроком не менее трех лет, а также выполнение самостоятельно не менее 25 работ по оценке различных объектов оценки, в том числе бизнеса;
высшей категории — наличие опыта работы в оценочной организации в качестве оценщика на момент присвоения категории сроком не менее пяти лет, а также выполнение самостоятельно не менее 35 работ по оценке различных объектов оценки, в том числе бизнеса.
См. предыдущую редакцию.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 10 июля 2019 года утвердить Административный регламент оказания государственных услуг по присвоению категорий оценщикам.
(абзац пятый пункта 6 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 1 июля 2019 года № ПП-4381 — Национальная база данных законодательства, 04.07.2019 г., № 07/19/4381/3375)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 7 исключен постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года № ПП-4086 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2018 г., № 07/18/4086/2354)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 7 исключен постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года № ПП-4086 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2018 г., № 07/18/4086/2354)
оценщик не может привлекаться оценочной организацией к проведению оценочных работ на основании договора гражданско-правового характера, если он состоит в штате другой оценочной организации;
не допускается вмешательство заказчика либо иных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки;
оценщик обязан сообщать заказчику или оценочной организации, с которой он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки;
См. предыдущую редакцию.
начиная с 1 января 2020 года для проведения экспертизы достоверности отчёта об оценке могут привлекаться только оценщики первой или высшей категории.
(абзац шестой пункта 7 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 1 июля 2019 года № ПП-4381 — Национальная база данных законодательства, 04.07.2019 г., № 07/19/4381/3375)
8. Запретить проведение экспертизы достоверности отчетов об оценке оценочной организацией или оценщиком, являющимися аффилированными лицами, которыми признаются:
собственник, учредитель (участник), кредитор, страховщик, оценщик оценочной организации, проводившей оценку;
лицо, имеющее имущественный интерес в объекте оценки, либо состоящее с лицами, указанными в настоящем пункте, в близком родстве или свойстве;
член наблюдательного совета, лицо, осуществляющее полномочия директора либо члена правления заказчика или оценочной организации, проводившей оценку;
юридическое лицо, в уставном фонде (уставном капитале) которого имеется доля оценщика или оценочной организации, проводившей оценку;
9. Установить, что выбор оценочной организации для проведения оценки государственного имущества, а также объектов, приобретаемых государством, осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках.
Госкомконкуренции совместно с Министерством финансов и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить критический пересмотр порядка определения стоимости и оплаты услуг оценочных организаций при оценке объектов оценки по заказам Госкомконкуренции и его территориальных органов.
10. Разрешить оценочным организациям оказывать услуги без предварительной оплаты в размере не менее 15 процентов стоимости оказываемых услуг.
11. Рекомендовать Ассоциации оценочных организаций Республики Узбекистан и Обществу оценщиков Республики Узбекистан:
создание общественного экспертного совета, осуществляющего консультирование по методологическому обеспечению деятельности оценщиков или оценочных организаций, а также на основании их обращений рассмотрение отчетов об оценке и представление по ним рекомендаций;
организацию эффективного взаимодействия со всеми оценщиками и оценочными организациями (особенно в регионах), государственными органами путем электронного взаимодействия, создания электронных площадок и баз данных для общего доступа к аналитическим обзорам и обмена информацией;
внедрение системы рейтинговой оценки деятельности оценочных организаций и оценщиков, предусмотрев главным критерием качество оказываемых оценочных услуг;
выработку единых методических рекомендаций к сбору и анализу рыночной информации, обеспечивающих работу оценщиков и других участников рынка достоверными данными;
проведение на постоянной основе семинаров, учебных курсов, «круглых столов», встреч, конференций, разработку и широкое обсуждение среди оценщиков предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию оценочной деятельности для внесения в государственные органы.
12. Департаменту по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 августа 2018 года провести критическое изучение контрактов на проведение оценки государственного имущества, заключенных в 2016 — 2018 годах, а также результатов осуществленных оценок.
См. предыдущую редакцию.
13. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан ежегодно при формировании квот приема в профильные высшие образовательные учреждения учитывать реальную потребность рынка оценочных услуг в квалифицированных кадрах.
(пункт 13 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 — Национальная база данных законодательства, 28.09.2020 г., № 06/20/6075/1330)
14. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Госкомконкуренции, Ассоциацией оценочных организаций Республики Узбекистан, Обществом оценщиков Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами:
принять меры по критическому пересмотру действующих национальных стандартов оценки имущества, приведению их в соответствие с современными требованиями и гармонизации с международными стандартами, разработке и внедрению недостающих, а также признанию утратившими силу устаревших стандартов оценки имущества;
в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке государственные требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области оценочной деятельности;
в месячный срок внести на утверждение обновленное Положение об оценочных организациях и оценщиках, а также предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
обеспечить пересмотр ведомственных нормативно-правовых актов в соответствии с настоящим постановлением.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Ш.М. Садикова.