Закон Республики Узбекистан
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О лесе»
Принят Законодательной палатой 1 декабря 2017 года
Одобрен Сенатом 29 марта 2018 года
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года № 770-I «О лесе» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5, ст. 122; 2000 г., № 5-6, ст. 153; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 10, ст. 536; 2009 г., № 12, ст. 470; 2011 г., № 1, ст. 1; 2013 г., № 4, ст. 98; 2017 г., № 9, ст. 510) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).
Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
16 апреля 2018 г.,
№ ЗРУ-475
О лесе
(новая редакция)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов.
Статья 2. Лесное законодательство
Лесное законодательство состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения в области пользования лесами, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр, растительного и животного мира, регулируются соответствующим законодательством.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены лесным законодательством Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Функции лесов
Леса выполняют преимущественно экологические (почвоохранные, водоохранные, охрану растительного и животного мира и других природных ресурсов, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные) и социально-экономические функции.
Статья 4. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
лес — совокупность деревьев, кустарников и других природных объектов (земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух) на землях лесного фонда, взаимодействующая и оказывающая воздействие на окружающую среду, имеющая экологическое и социально-экономическое значение;
лесоразведение — посадка и выращивание деревьев и кустарников на землях лесного фонда, не покрытых лесом;
охрана лесов — деятельность, направленная на предотвращение негативных воздействий на леса;
воспроизводство лесов — создание благоприятных условий для произрастания в природной среде деревьев и кустарников и плантационная посадка семян и саженцев лесных деревьев на землях лесного фонда;
лесопользователи — юридические и физические лица, пользующиеся лесом;
лесовосстановление — посадка соответствующих климатическим условиям видов деревьев и кустарников на месте вырубленных, поврежденных пожарами, вредителями, болезнями леса и иными негативными воздействиями деревьев и кустарников.
Статья 5. Собственность на леса
Леса являются государственной собственностью — общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.
Статья 6. Государственный лесной фонд
Все леса образуют государственный лесной фонд.
Государственный лесной фонд состоит из:
лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении органов государственного лесного хозяйства;
лесов, находящихся в пользовании других ведомств и юридических лиц.
Статья 7. Древесные и кустарниковые насаждения, не входящие в государственный лесной фонд
В государственный лесной фонд не входят:
полезащитные лесные полосы, а также иные древесные и кустарниковые насаждения на землях сельскохозяйственного назначения;
защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, естественных и искусственных водных потоков, водоемов и других водных объектов;
древесные и кустарниковые насаждения, а также посаженные растения для озеленения в городах и других населенных пунктах;
древесные и кустарниковые насаждения на приусадебных и садовых участках.
Создание, воспроизводство, восстановление, повышение продуктивности, уход, охрана и рациональное использование древесных и кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном законодательством об охране и использовании растительного мира.
Статья 8. Земли лесного фонда
Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства. Границы земель лесного фонда определяются в порядке, установленном законодательством.
Земли лесного фонда могут предоставляться во владение, пользование, в том числе аренду, в порядке, установленном законодательством.
Статья 9. Участки государственного лесного фонда
Участки государственного лесного фонда являются частью государственного лесного фонда, которые имеют фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие особенности, указанные в государственном лесном кадастре.
Глава 2. Регулирование в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов
Статья 10. Основные направления государственной политики в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов
Основными направлениями государственной политики в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов являются:
разработка, утверждение и реализация государственных и иных программ;
установление правил, норм и нормативов;
осуществление государственного контроля;
развитие научно-исследовательской деятельности;
развитие международного сотрудничества.
Статья 11. Государственное управление в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов
Государственное управление в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, органами государственной власти на местах в пределах их полномочий.
Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству и его территориальные органы являются органами государственного лесного хозяйства.
Статья 12. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов
Кабинет Министров Республики Узбекистан в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов:
обеспечивает реализацию единой государственной политики;
принимает нормативно-правовые акты;
утверждает и обеспечивает реализацию государственных программ;
координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления;
принимает решения об образовании охраняемых природных территорий общегосударственного значения;
распоряжается государственным лесным фондом;
устанавливает порядок определения категорий защитности лесов;
устанавливает порядок и размеры взимания платы за лесопользование;
организует и осуществляет государственный контроль;
устанавливает порядок ведения мониторинга, государственного учета лесов и государственного лесного кадастра.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов
Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов:
реализует единую государственную политику;
участвует в разработке и реализации государственных программ;
участвует в разработке нормативно-правовых актов и их совершенствовании;
принимает правила, нормы и нормативы в пределах своих полномочий;
устанавливает единую систему лесоустройства во всех лесах;
осуществляет ведомственный контроль на землях лесного фонда;
принимает участие в ведении Красной книги Республики Узбекистан;
в установленном законодательством порядке выдает юридическим и физическим лицам разрешение на специальное пользование объектами растительного мира, на сенокошение, на выпас скота, на рубку древесных и кустарниковых насаждений, а также для размещения ульев и пасек;
проводит биотехнические мероприятия на землях лесного фонда;
организует ведение, управление и развитие охраняемых природных территорий, лесоохотничьих, охотничьих и (или) рыбоводческих хозяйств, находящихся на землях лесного фонда;
организует разработку и осуществление мер по лесовосстановлению и защитному лесоразведению, выполнение работ по созданию противоэрозионных насаждений на горных склонах, в оврагах и на бросовых землях;
внедряет передовые научно-технические достижения, проводит научные исследования по селекции растений и семеноводству в целях повышения продуктивности лесов;
разрабатывает методы выращивания декоративных, плодовых деревьев и кустарников, создания плантации лекарственных растений, обеспечивает разработку и организацию внедрения единой системы сертификации и стандартизации посадочного материала декоративных растений;
ведет в установленном порядке мониторинг, государственный учет лесов, государственный лесной кадастр;
обеспечивает осуществление мер по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней, охрану лесов от незаконных порубок и иных нарушений лесного законодательства;
организует расширение и развитие в лесных хозяйствах сопряженной хозяйственной деятельности, производство саженцев, сбор лекарственных трав, производство и переработку продукции пчеловодства, рыболовства, животноводства, производство товаров народного потребления;
организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере лесного хозяйства.
Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 14. Полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов:
участвует в разработке и реализации государственных программ;
участвует в разработке нормативно-правовых актов, в пределах своих полномочий утверждает правила, нормы и нормативы;
осуществляет государственный экологический контроль;
проводит государственную экологическую экспертизу материалов выбора земельных участков из лесного фонда для всех видов строительства, лесоустроительных проектов, предпроектной, проектной документации, связанной с использованием природных ресурсов государственного лесного фонда;
в установленном порядке выдает юридическим и физическим лицам разрешение на специальное пользование объектами растительного и животного мира, занесенными в Красную книгу Республики Узбекистан, на участках государственного лесного фонда.
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 15. Полномочия органов государственной власти на местах в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов
Органы государственной власти на местах в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов:
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ;
утверждают и реализуют территориальные программы;
предоставляют юридическим и физическим лицам по согласованию с органами государственного лесного хозяйства участки государственного лесного фонда, за исключением земель, запретных полос лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, лесов зон санитарной охраны источников водоснабжения, лесов государственных заповедников, комплексных (ландшафтных) заказников, природных парков, заказников общегосударственного значения, курортных природных территорий общегосударственного значения, государственных биосферных резерватов, межгосударственных охраняемых природных территорий;
по представлению органов государственного лесного хозяйства утверждают нормы сенокошения и выпаса скота;
обеспечивают ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;
осуществляют государственный контроль;
принимают решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случаях причинения вреда состоянию лесов. Ограничение, приостановление (за исключением случаев ограничения, приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в судебном порядке.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 16. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в обеспечении охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов
Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов:
участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ;
осуществляют общественный контроль;
принимают участие в проведении разъяснительной работы среди населения, направленной на повышение правовой грамотности и экологической культуры граждан.
Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать и в иных мероприятиях по охране, защите, разведению, воспроизводству, восстановлению, повышению продуктивности и использованию лесов, содействовать государственным органам.
Глава 3. Организация охраны и защиты лесов
Статья 17. Меры по охране лесов
Меры по охране лесов осуществляются путем:
установления правил, норм и нормативов в области охраны, защиты и использования лесов;
разработки и реализации лесоустроительных проектов;
установления ограничений и запретов в пользовании лесом;
приостановления, прекращения и аннулирования права специального лесопользования;
предотвращения самовольного пользования и иных нарушений установленного порядка лесопользования;
предотвращения вредного воздействия на лес или его уничтожения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
ведения мониторинга лесов, государственного учета лесов и государственного лесного кадастра;
применения информационно-коммуникационных технологий в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов;
организации и проведения научных исследований в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и рационального использования лесов;
проведения биотехнических мероприятий на землях лесного фонда;
реализации мер по охране лесов от пожаров, защите от вредителей и болезней.
Меры по охране лесов могут осуществляться и иными путями в соответствии с законодательством.
Статья 18. Лесоустройство
Лесоустройство состоит из системы мероприятий, направленных на обеспечение охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и рационального использования лесов, включающих в себя:
определение границ участков государственного лесного фонда и внутрихозяйственную организацию территории государственного лесного фонда, находящейся в пользовании постоянных лесопользователей;
выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесов и формирование их электронной базы данных;
инвентаризацию государственного лесного фонда;
установление возраста спелости леса, определение расчетной лесосеки, размеров рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, и размеров иных видов лесопользования;
определение объемов сенокошения и выпаса скота, сбора и заготовки дикорастущего растительного лекарственного и технического сырья, дикорастущих растений для пищевых целей, сбора сучьев и хвороста без рубок деревьев и кустарников на участках государственного лесного фонда;
определение возможностей размещения ульев и пасек на участках государственного лесного фонда, пользования лесом для нужд лесоохотничьих, охотничьих и (или) рыбоводческих хозяйств, в научно-исследовательских, культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях, а также в целях развития экологического туризма;
определение объема работ по охране, защите, восстановлению и лесоразведению, а также объема других лесохозяйственных работ;
разработку лесоустроительных проектов и надзор за их осуществлением.
Лесоустроительные проекты проходят государственную экспертизу, утверждаются органами государственного лесного хозяйства и органами государственной власти на местах.
Лесоустроительные проекты являются основными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, лесоохотничьих, охотничьих и (или) рыбоводческих хозяйств, а также организации и ведения работ по развитию охраняемых природных территорий, осуществления рационального лесопользования, текущего и перспективного планирования.
Лесоустройство проводится во всех лесах по единой системе в порядке, установленном Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Статья 19. Мониторинг лесов
Мониторинг лесов состоит из систематических наблюдений по выявлению изменений, оценки и прогноза состояния государственного лесного фонда для своевременного предотвращения влияния негативных воздействий на леса.
Мониторинг лесов осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 20. Государственный учет лесов
Государственный учет лесов ведется органами государственного лесного хозяйства на основе лесоустроительных проектов, а там, где лесоустройство не проведено, на основе материалов инвентаризации и обследований государственного лесного фонда.
Государственный учет лесов ведется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством, по единой системе в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 21. Государственный лесной кадастр
Государственный лесной кадастр представляет собой систему обновляемой достоверной кадастровой информации о всех лесах, расположенных на территории Республики Узбекистан, их географическом положении, правовом режиме, количественных и качественных характеристиках и экономической оценке.
Государственный лесной кадастр предназначен для обеспечения заинтересованных юридических и физических лиц сведениями о лесе в целях регулирования лесных отношений, организации охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.
Государственный лесной кадастр ведется органами государственного лесного хозяйства по единой системе за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством, в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 22. Контроль в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов
Государственный контроль в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и органами государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством.
Ведомственный контроль в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Производственный контроль в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов осуществляется хозяйствующими субъектами на закрепленных за ними территориях.
Общественный контроль в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов осуществляется органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и гражданами.
Статья 23. Охрана лесов
Органы государственного лесного хозяйства, органы по экологии и охране окружающей среды и органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий обеспечивают охрану леса от нарушений порядка пользования лесом, в том числе от незаконных рубок леса, и иных вредных воздействий на лес.
Органы государственного лесного хозяйства, органы по экологии и охране окружающей среды и органы государственной власти на местах обеспечивают осуществление мероприятий по предотвращению пожара в лесе, борьбе с ним, в необходимых случаях привлекают на тушение пожаров население, пожарную, землеройную технику и транспортные средства предприятий, учреждений и организаций, ограничивают или запрещают в период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных и других средств.
Лесопользователи обязаны соблюдать пожарную безопасность в лесах, проводить в местах работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров обеспечить их тушение.
Статья 24. Защита лесов от пожаров, вредителей, болезней и иных негативных воздействий
Защита лесов от пожаров, вредителей, болезней и иных негативных воздействий осуществляется лесопользователями путем:
соблюдения правил пожарной безопасности и осуществления противопожарных мероприятий, принятия мер по тушению при их возникновении;
учета и прогнозирования развития очагов вредителей, болезней леса, зон влияния промышленных и бытовых отходов и иных негативных воздействий;
проведения мероприятий по профилактике возникновения и распространения очагов массового размножения вредителей и распространения болезней леса, повышению биологической устойчивости лесов.
Порядок защиты лесов от пожаров, вредителей, болезней и иных негативных воздействий определяется Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Статья 25. Лесная охрана
Лесная охрана создается органами государственного лесного хозяйства в целях обеспечения охраны и защиты лесов.
Должностные лица лесной охраны являются одновременно инспекторами органов государственного лесного хозяйства.
Должностные лица лесной охраны в пределах своих полномочий:
проверяют у юридических и физических лиц документы, удостоверяющие их право на лесопользование;
составляют протоколы об административных правонарушениях в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
доставляют лиц, совершивших правонарушения, в соответствующие органы;
изымают незаконно добытую лесную продукцию и орудия ее добывания;
направляют в соответствующие органы материалы о привлечении лиц, совершивших правонарушения, к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности;
предъявляют в суд иски о возмещении вреда, причиненного нарушениями лесного законодательства;
выдают юридическим и физическим лицам предписания об устранении нарушений лесного законодательства.
Порядок деятельности лесной охраны и состав инспекторов органов государственного лесного хозяйства, осуществляющих лесную охрану, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Стать 26. Основные положения организации лесного хозяйства
Организация лесного хозяйства должна обеспечивать:
сохранение и усиление защитных, оздоровительных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов;
рациональное лесопользование;
разведение, воспроизводство, восстановление, повышение продуктивности лесов, улучшение их видового состава и качества;
охрану лесов от пожаров, защиту лесов от вредителей и болезней;
определение категорий защитности лесов;
установление возраста спелости лесов, способов рубки и норм лесопользования;
рациональное использование земель лесного фонда.
Организация лесного хозяйства обеспечивается и иными организационно-техническими мероприятиями в соответствии с законодательством.
Статья 27. Категории защитности лесов
В соответствии с целевым назначением и выполняемыми функциями леса относятся к следующим категориям защитности:
запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
противоэрозионные леса;
защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог;
леса пустынных и полупустынных зон;
городские леса и лесопарки;
леса вокруг зеленых зон городов, других населенных пунктов и промышленных центров;
леса зон санитарной охраны источников водоснабжения;
особо ценные леса;
леса орехово-промысловых зон;
лесоплодовые насаждения;
леса государственных заповедников;
леса комплексных (ландшафтных) заказников;
леса природных парков;
леса заказников;
леса курортных природных территорий;
леса государственных биосферных резерватов;
леса межгосударственных охраняемых природных территорий;
леса, имеющие научное или историческое значение.
Отнесение лесов к категориям защитности производится Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Глава 4. Лесоразведение, лесовосстановление и повышение продуктивности лесов
Статья 28. Лесоразведение
Лесоразведение проводится лесопользователями по специальным программам в целях повышения лесистости территорий, улучшения видового состава лесов, разведения ценных древесных пород и предотвращения эрозионных процессов путем:
посадки саженцев, семян деревьев и кустарников;
выполнения работ по созданию противоэрозионных насаждений на горных склонах, в оврагах и на бросовых землях;
проведения научных исследований в целях разведения ценных древесных пород, разработки и внедрения в практику эффективных способов выращивания декоративных, плодовых деревьев и кустарников.
Лесоразведение проводится и иными путями в соответствии с законодательством.
Земли сельскохозяйственного и иного назначения, предоставляемые для лесоразведения, переводятся в категорию земель лесного фонда в соответствии с законодательством.
Статья 29. Лесовосстановление
Лесовосстановление осуществляется с соблюдением следующих требований:
обеспечения обязательного облесения хозяйственно ценными древесными видами на месте вырубленных, поврежденных пожарами, вредителями, болезнями леса и иными негативными воздействиями;
соблюдения рекомендаций по отбору видов растений, устойчивых к засухе, вредителям и болезням, с учетом почвенно-климатических условий регионов;
улучшения видового состава лесов, повышения их продуктивности и защитных свойств;
создания благоприятных условий для естественного восстановления леса;
сохранения генетического фонда и биологического многообразия лесов.
Порядок лесовосстановления устанавливается Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Статья 30. Повышение продуктивности лесов
Повышение продуктивности лесов осуществляется в результате воспроизводства лесов, улучшения их видового состава, лесомелиорации, плантационного выращивания лесов.
Глава 5. Основные правила лесопользования
Статья 31. Лесопользование
Участки государственного лесного фонда могут предоставляться в пользование юридическим и физическим лицам.
Лесопользование может быть общим или специальным.
Общее лесопользование осуществляется физическими лицами бесплатно и в установленных объемах для собственных нужд по видам лесопользования, предусмотренным в абзацах шестом и седьмом части первой статьи 36 настоящего Закона.
Специальное лесопользование является платным. Размеры платежей и порядок их взимания устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Лесопользование может быть постоянным и временным.
Постоянными лесопользователями являются лесохозяйственные организации, которым земли лесного фонда предоставлены в постоянное владение.
Временными лесопользователями являются юридические и физические лица, осуществляющие пользование участками государственного лесного фонда на основе соответствующих документов, предоставляющих право на краткосрочное или долгосрочное лесопользование.
Временное лесопользование может быть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — до десяти лет.
Статья 32. Предоставление права специального лесопользования
Право на специальное лесопользование предоставляется юридическим и физическим лицам органами государственного лесного хозяйства.
Осуществление специального лесопользования допускается по разрешению, лесорубочному (лесному) билету, за исключением случаев, предусмотренных статьей 47 настоящего Закона.
Статья 33. Права и обязанности постоянных лесопользователей
Постоянные лесопользователи имеют право:
самостоятельно вести лесное хозяйство, осуществлять лесопользование на предоставленных им участках государственного лесного фонда;
в установленном порядке пользоваться землями лесного фонда, водными ресурсами, общераспространенными полезными ископаемыми для нужд лесного хозяйства;
в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные и жилые здания и сооружения;
собственности на заготовленную продукцию и доход, полученный от ее реализации.
Постоянные лесопользователи обязаны:
обеспечивать охрану, защиту, разведение, воспроизводство, восстановление, повышение продуктивности и рациональное использование лесов;
вести мониторинг лесов, государственный учет лесов и государственный лесной кадастр;
вести работы способами, не допускающими негативного воздействия на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние почвы, растительного и животного мира, водных и других природных объектов;
осуществлять контроль за деятельностью временных лесопользователей;
проводить противопожарные мероприятия и принимать меры по ликвидации пожаров в лесах, а также мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней;
проводить биотехнические мероприятия на землях лесного фонда;
своевременно и в установленном порядке вносить плату за лесопользование;
обеспечивать режим охраняемых природных территорий;
не нарушать права других лесопользователей.
Постоянные лесопользователи могут иметь другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 34. Права и обязанности временных лесопользователей
Временные лесопользователи имеют право:
осуществлять лесопользование в пределах тех участков государственного лесного фонда, в установленные сроки и по видам лесопользования, которые указаны в документах, предоставляющих это право;
в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные здания и сооружения.
Временные лесопользователи обязаны:
рационально использовать переданные им пастбища, сенокосы и другие лесные угодья;
вести работы способами, не допускающими негативного воздействия на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние почвы, растительного и животного мира, водных и других природных объектов;
соблюдать установленные правила, нормы и нормативы в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и рационального использования лесов;
проводить противопожарные мероприятия и принимать меры по ликвидации пожаров в лесах, а также мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней;
по согласованию с постоянными лесопользователями проводить биотехнические мероприятия на участках государственного лесного фонда;
своевременно и в установленном порядке вносить плату за лесопользование;
не нарушать права других лесопользователей.
Временные лесопользователи могут иметь другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 35. Гарантии прав лесопользователей
Вмешательство в деятельность лесопользователей со стороны государственных органов, органов государственного и хозяйственного управления и других органов и организаций не допускается.
Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению в порядке, установленном законодательством.
Убытки, причиненные нарушением прав лесопользователей (включая упущенную выгоду), подлежат возмещению в полном объеме.
Статья 36. Виды лесопользования
Видами лесопользования являются:
рубка древесных и кустарниковых насаждений;
сенокошение;
выпас скота;
размещение ульев и пасек;
сбор и заготовка дикорастущего растительного лекарственного и технического сырья;
сбор и заготовка дикорастущих растений для пищевых целей;
сбор сучьев и хвороста без рубки деревьев и кустарников;
пользование для нужд лесоохотничьего, охотничьего и (или) рыбоводческого хозяйств;
пользование в научно-исследовательских, культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях;
пользование в целях развития экологического туризма.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные виды лесопользования.
Статья 37. Рубка древесных и кустарниковых насаждений
Рубка древесных и кустарниковых насаждений на участках государственного лесного фонда при строительстве зданий, сооружений и коммуникаций, не вызванная производственно-технической необходимостью, запрещается.
Рубка древесных и кустарниковых насаждений допускается на основании лесорубочных (лесных) билетов и только при обязательном лесовосстановлении в порядке, установленном законодательством.
Рубка древесных и кустарниковых насаждений проводится в зависимости от категорий защитности лесов в соответствии с Правилами рубок ухода за лесом, утвержденными Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
В защитных полосах лесов вдоль железных и автомобильных дорог, лесах пустынных и полупустынных зон допускаются рубки ухода за лесом, направленные на улучшение состояния леса.
В запретных полосах лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, противоэрозионных лесах, городских лесах и лесопарках, лесах вокруг зеленых зон городов, других населенных пунктов и промышленных центров, лесах зон санитарной охраны источников водоснабжения, особо ценных лесах, лесах орехово-промысловых зон, лесоплодовых насаждениях, лесах природных парков (за исключением их заповедных зон), лесах курортных природных территорий, лесах государственных биосферных резерватов (за исключением их заповедных зон), лесах, имеющих научное или историческое значение, допускаются по лесорубочному (лесному) билету только рубки промежуточного пользования (рубки ухода за лесом и санитарные рубки).
Рубки, связанные с созданием противопожарных разрывов, могут быть допущены в лесах всех категорий защитности, кроме лесов государственных заповедников, комплексных (ландшафтных) заказников, лесов заповедных зон природных парков, государственных биосферных резерватов.
Рубки ухода за лесом, рубка быстрорастущих деревьев и кустарников, выращиваемых на плантациях и участках государственного лесного фонда для целевого использования, обеспечения нужд промышленности и населения в древесине, проводятся лесохозяйственными организациями в порядке, установленном Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Рубка лесов, поврежденных пожарами, вредителями, болезнями леса и иными негативными воздействиями, допускается в порядке выборочных и санитарных рубок.
Статья 38. Сенокошение
Сенокошение на участках государственного лесного фонда юридическими и физическими лицами допускается на специально предназначенных для этих целей площадях на основании разрешения, выдаваемого органами государственного лесного хозяйства.
Площади для сенокошения на участках государственного лесного фонда предоставляются в пользование с учетом лесоустроительных проектов, схемы пастбищеоборотов и календарного графика сенокошения.
Сенокошение на участках государственного лесного фонда осуществляется в соответствии с Правилами сенокошения, утвержденными Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 39. Выпас скота
Выпас скота на участках государственного лесного фонда осуществляется юридическими и физическими лицами на специально предназначенных для этих целей площадях на основании разрешения, выдаваемого органами государственного лесного хозяйства.
Не допускается выпас скота в запретных полосах лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, противоэрозионных лесах, лесах зон санитарной охраны источников водоснабжения, особо ценных лесах, лесах орехово-промысловых зон, лесах государственных заповедников, а также в соответствии с установленным режимом в лесах природных парков, заказников, курортных природных территорий, государственных биосферных резерватов, лесах межгосударственных охраняемых природных территорий.
Выпас скота на участках государственного лесного фонда допускается при условии обеспечения естественного воспроизводства редких и ценных видов дикорастущих растений, сохранения диких животных, а также предотвращения возможности возникновения эрозийных процессов.
В целях защиты животного мира от заразных и других болезней животных и предотвращения их распространения выпас скота на участках государственного лесного фонда допускается при условии прохождения скота, вьючных средств (лошади, ослы, верблюды) и охраняющих их собак ветеринарно-лабораторного обследования.
Выпас скота на участках государственного лесного фонда осуществляется в соответствии с Правилами выпаса скота, утвержденными Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 40. Размещение ульев и пасек
Юридическим и физическим лицам по разрешению Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству предоставляются в установленном порядке участки государственного лесного фонда для размещения ульев и пасек.
Статья 41. Сбор и заготовка дикорастущего растительного лекарственного и технического сырья, дикорастущих растений для пищевых целей
Разрешение на сбор и заготовку дикорастущего растительного лекарственного и технического сырья, дикорастущих растений для пищевых целей юридическим и физическим лицам выдается органами государственного лесного хозяйства в порядке, установленном законодательством.
Сбор и заготовка дикорастущего растительного лекарственного и технического сырья, дикорастущих растений для пищевых целей проводятся способами и методами, исключающими истощение имеющихся растительных ресурсов и причинение вреда лесному хозяйству.
Статья 42. Сбор сучьев и хвороста без рубки деревьев и кустарников
Постоянными лесопользователями могут предоставляться участки государственного лесного фонда юридическим и физическим лицам для сбора сучьев и хвороста без рубки деревьев и кустарников в порядке, установленном законодательством.
Статья 43. Пользование землями лесного фонда для выращивания сельскохозяйственной продукции
Выращивание сельскохозяйственной продукции на землях лесного фонда осуществляется без нанесения ущерба государственному лесному фонду в порядке, установленном Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Статья 44. Пользование для нужд лесоохотничьего, охотничьего и (или) рыбоводческого хозяйства
Право на пользование участками государственного лесного фонда для нужд лесоохотничьего, охотничьего и (или) рыбоводческого хозяйства предоставляется юридическим и физическим лицам.
Порядок пользования участками государственного лесного фонда для нужд лесоохотничьего, охотничьего и (или) рыбоводческого хозяйства устанавливается законодательством.
Статья 45. Пользование в научно-исследовательских, культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях
Пользование участками государственного лесного фонда в научно-исследовательских целях определяется законодательством.
Пользование участками государственного лесного фонда юридическими и физическими лицами в культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях допускается органами государственной власти на местах по согласованию с постоянными лесопользователями.
На участках государственного лесного фонда, предоставленных для культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, растительного и животного мира, соблюдения пожарной безопасности и санитарных правил в лесах.
Порядок пользования участками государственного лесного фонда в культурно-просветительных, воспитательных, оздоровительных, рекреационных и эстетических целях утверждается Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Статья 46. Пользование в целях развития экологического туризма
Пользование участками государственного лесного фонда юридическими и физическими лицами в целях развития экологического туризма допускается в порядке, установленном законодательством.
Статья 47. Пребывание граждан в лесах
В порядке общего пользования объектами растительного мира граждане имеют право пребывать в лесах, собирать для собственных нужд дикорастущие лекарственные и пищевые растения, ягоды и грибы на условиях, установленных законодательством.
Сбор гражданами в лесах дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, а также ядовитых, наркотикосодержащих растений запрещается.
Граждане обязаны соблюдать пожарную безопасность в лесах, не допускать поломки, порубки деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, засорения лесов бытовыми и иными отходами, уничтожения среды обитания и разорения мест размножения диких животных, а также выполнять другие требования, установленные лесным законодательством.
Статья 48. Особенности лесопользования в пограничной зоне
Порядок лесопользования в пограничной зоне определяется законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Статья 49. Изъятие незаконно добытой лесной продукции
Незаконно добытая лесная продукция подлежит изъятию.
В случае невозможности изъятия незаконно добытой лесной продукции взыскивается ее стоимость в порядке и размерах, установленных законодательством.
Статья 50. Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов
Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий, сооружений и иных объектов, а также внедрение новых технологий, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, осуществляются с обеспечением мер по охране, воспроизводству лесов.
Размещение, проектирование, строительство предприятий, сооружений и иных объектов, в том числе внедрение новых технологий, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, а также необходимость вырубки древесных видов согласовываются с органами государственного лесного хозяйства и органами государственной власти на местах с обязательным проведением государственной экологической экспертизы в случаях и порядке, установленных законодательством.
Статья 51. Порядок производства работ, не связанных с ведением лесного хозяйства
Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы на землях лесного фонда, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, производятся по согласованию с органами государственного лесного хозяйства в порядке, установленном законодательством.
Юридические и физические лица, производящие работы на землях лесного фонда, не связанные с ведением лесного хозяйства, обязаны принять меры по восстановлению лесов, рекультивации нарушенных земель лесного фонда.
Статья 52. Ограничение и запрещение пользования лесами
В целях охраны лесов Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству могут быть установлены ограничения или запреты на пользование либо на отдельные виды пользования лесами.
В интересах охраны лесов права лесопользователей, землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов участков государственного лесного фонда, а также пользователей растительным и животным миром, водопользователей, водопотребителей и пользователей недрами, могут быть ограничены и на них могут быть возложены соответствующие обязанности в порядке, установленном законодательством.
Статья 53. Приостановление, прекращение и аннулирование права специального лесопользования
Для обеспечения охраны лесов право специального лесопользования может быть приостановлено, прекращено или аннулировано.
Право специального лесопользования может приостанавливаться в случаях:
выявления нарушения разрешительных требований и условий специального лесопользования;
невыполнения решения уполномоченного органа государственного лесного хозяйства об устранении выявленных нарушений разрешительных требований и условий лесопользования.
Право специального лесопользования прекращается в случаях:
истечения надобности в пользовании или отказа от него;
истечения установленного срока пользования;
нарушения лесного законодательства;
смерти или прекращения деятельности физического лица либо ликвидации юридического лица, которому было предоставлено право специального лесопользования.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные случаи для приостановления или прекращения права специального лесопользования.
Право специального лесопользования может быть аннулировано на основании:
заявления лесопользователя об аннулировании документа разрешительного характера;
установления факта получения документа разрешительного характера с использованием подложных документов.
Право специального лесопользования приостанавливается, прекращается или аннулируется в порядке, установленном законодательством.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 54. Финансирование и экономическое стимулирование в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности лесов
Финансирование и экономическое стимулирование в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности лесов осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, Фонда развития лесного хозяйства Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству и иных источников, не запрещенных законодательством.
Порядок осуществления финансирования и экономического стимулирования в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности лесов устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 55. Возмещение вреда
Юридические и физические лица обязаны возместить вред, причиненный нарушением лесного законодательства, в порядке, установленном законодательством.
Возмещение вреда не освобождает виновных лиц от ответственности в соответствии с законом.
Статья 56. Разрешение споров
Споры в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 57. Ответственность за нарушение лесного законодательства
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут ответственность в установленном порядке.

(Национальная база данных законодательства, 17.04.2018 г., № 03/18/475/1078)