Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений (далее — государственные органы).
Законодательство об общественном контроле состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Законодательством могут быть установлены особенности осуществления общественного контроля профессиональными союзами.
Осуществление общественного контроля в сфере подготовки и проведения референдумов, выборов, а также обороны, общественной безопасности и правопорядка, оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия, судопроизводства, исполнения наказаний регламентируется отдельными актами законодательства.
Комментарий LexUz
См.: Избирательный кодекс Республики Узбекистан, статью 21 Уголовно-процессуальный кодекса Республики Узбекистан, Закон Республики Узбекистан «О референдуме Республики Узбекистан».
Субъектами общественного контроля являются граждане Республики Узбекистан (далее — граждане), органы самоуправления граждан, а также негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.
Общественный контроль может осуществляться также общественными советами, комиссиями и иными общественными организационными структурами в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
См. Типовое положение об общественном совете при государственном органе, утвержденное постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 июля 2018 года № ПП-3837.
Объектом общественного контроля является деятельность государственных органов и их должностных лиц по:
учету общественных интересов, общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных, отраслевых и территориальных программах развития;
обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества;
реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства.
недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность государственных органов, их должностных лиц и оказания неправомерного воздействия на них.
заслушивание органами самоуправления граждан отчетов и информации должностных лиц государственных органов.
Субъекты общественного контроля вправе обращаться в государственные органы с заявлениями, жалобами и предложениями, а также направлять им запросы в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См.: приказ Генерального директора Узбекского агентства по печати и информации «Об утверждении Инструкции о порядке принятия, регистрации и обработки запросов на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления» (рег. № 2769 от 17.03.2016 г.).
Обращения и запросы субъектов общественного контроля рассматриваются государственными органами в порядке, установленном законодательством.
Право субъектов общественного контроля на информацию может быть ограничено в случае, если указанная информация отнесена к персональным данным либо сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Комментарий LexUz
Субъекты общественного контроля имеют право участвовать на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См.: постановление Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Узбекского агентства по печати и информации «Об утверждении Типового положения о порядке присутствия пользователей информации на открытых коллегиальных заседаниях органов государственной власти и управления» (Рег. № 2742 от 22 декабря 2015 г.).
Государственные органы создают условия для участия субъектов общественного контроля на их открытых коллегиальных заседаниях.
Общественным обсуждением является публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов нормативно-правовых актов, иных решений государственных органов.
Общественное обсуждение могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации.
Общественное обсуждение может проводиться с участием представителей различных социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть обсуждаемый вопрос.
Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение может проводиться также через средства массовой информации и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Организатор общественного обсуждения заблаговременно обнародует информацию о вопросах, выносимых на общественное обсуждение, сроке и порядке его проведения. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопросов, выносимых на общественное обсуждение.
Общественным слушанием является собрание, организуемое для обсуждения вопросов, касающихся деятельности государственных органов, их должностных лиц и имеющих общественную значимость либо затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, интересы общества.
Общественное слушание могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации.
Общественное слушание может проводиться с участием представителей различных социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть обсуждаемый вопрос.
Общественное слушание проводится публично и открыто. Участники общественного слушания вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное слушание.
Организатор общественного слушания заблаговременно обнародует информацию о вопросах, выносимых на общественное слушание, сроке и порядке его проведения. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного слушания свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопросов, выносимых на общественное слушание.
Общественным мониторингом является наблюдение за деятельностью государственных органов и их должностных лиц посредством сбора, обобщения и анализа информации, затрагивающей общественный интерес.
Общественный мониторинг могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и другие субъекты общественного контроля в случаях, предусмотренных законодательством.
Общественный мониторинг проводится публично и открыто. Общественный мониторинг может проводиться также с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Организатор общественного мониторинга заблаговременно обнародует информацию об объекте общественного мониторинга, сроке и порядке его проведения.
Общественной экспертизой является изучение и оценка проектов нормативно-правовых актов и иных решений государственных органов на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц, интересам общества.
Общественную экспертизу могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации в случаях, предусмотренных законодательством.
Комментарий LexUz
См. часть первую статьи 24 Закона Республики Узбекистан от 21 сентября 2016 года № ЗРУ-409 «Об охране и использовании растительного мира», часть первую статьи 22 Закона Республики Узбекистан от 19 сентября 2016 года № ЗРУ-408 «Об охране и использовании животного мира», статью 27 Закона Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года № 754-XII «Об охране природы», Типовое положение о порядке осуществления общественного экологического контроля, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года № 287.
Комментарий LexUz
См.: статью 40 Градостроительного кодекса Республики Узбекистан, статью 43 Закона Республики Узбекистан «О профессиональных союзах» и постановление Кабинета Министров от 15 января 2019 года № 29 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды».
Организатор общественной экспертизы может также привлечь на общественных началах специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы в соответствующей сфере.
Изучением общественного мнения является сбор, обобщение и анализ информации с целью оценки мнения различных социальных групп о проектах нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов, их должностных лиц по соблюдению ими требований законодательства, обеспечению прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества.
Изучение общественного мнения могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации в соответствии с законодательством.
отчеты руководителей органов исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов по вопросам, входящим в сферу деятельности сходов граждан;
отчеты инспекторов по профилактике органов внутренних дел, руководителей образовательных учреждений на местах;
отчеты руководителей организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории.
при осуществлении общественного контроля инициировать, организовывать мероприятия, а также участвовать в них;
запрашивать в соответствии с законодательством у государственных органов необходимую информацию для осуществления общественного контроля;
подготавливать по результатам общественного контроля предложения и рекомендации и направлять их на рассмотрение в соответствующие государственные органы;
в случае выявления фактов нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества направлять материалы в правоохранительные органы;
обжаловать незаконные решения государственных органов, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу либо в суд в порядке, установленном законом;
не вмешиваться в деятельность государственных органов, их должностных лиц, осуществляемую в пределах их полномочий;
не создавать препятствий для функционирования государственных органов, а также деятельности их должностных лиц;
соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено законом.
получать от субъектов общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и о его результатах;
направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля;
размещать информацию по вопросам общественного контроля за осуществляемой ими деятельностью на своих официальных веб-сайтах, а также в средствах массовой информации;
предоставлять субъектам общественного контроля в случаях и порядке, установленных законодательством, информацию о своей деятельности, затрагивающую общественный интерес;
рассматривать направленные им обращения и запросы субъектов общественного контроля в порядке и сроки, установленные законодательством, предоставлять ответы на обращения и запрашиваемую информацию, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну либо передача которых может создать угрозу общественному порядку и жизни граждан;
рассматривать направленные субъектами общественного контроля предложения и рекомендации, а также итоговые документы и материалы.
Комментарий LexUz
См.: Указ Президента Республики Узбекистан от 16 июня 2021 года № УП-6247 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля».
По результатам общественного контроля может быть подготовлен итоговый документ в форме протокола, заключения, справки либо иной форме, предусмотренной законодательством.
Информация, рекомендации и предложения, изложенные в итоговом документе, рассматриваются государственными органами в обязательном порядке и по ним принимаются законные решения.
Лица, виновные в нарушении законодательства об общественном контроле, несут ответственность в установленном порядке.
Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.