Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 июня 2017 года № 385 «О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан (Постановление Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью»)».
В результате ослабления воспитательно-правовой работы среди несовершеннолетних, слабого контроля за ними, решения вопросов занятости и других проблем не на должном уровне участились случаи совершения молодежью правонарушений и преступных действий, увлечения наркоманией и алкоголизмом, их подверженности религиозному фанатизму или воздействию различных негативных течений и групп.
Практически бездействуют комиссии при местных хокимиятах, координирующие деятельность органов самоуправления граждан, учебных заведений и иных учреждений, ответственных за привлечение молодежи к общественному труду, воспитанию, предупреждению среди них правонарушений и преступности.
В целях усиления воспитательной работы среди несовершеннолетних, предупреждения совершения ими правонарушений, координации и дальнейшего совершенствования деятельности государственных органов, общественных организаций, а также комиссий по делам несовершеннолетних, ответственных за эту работу, Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также состав Комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Узбекистан согласно приложениям № 1 и № 2*.
См. последующую редакцию.
2. Установить, что комиссии по делам несовершеннолетних осуществляют свою деятельность на общественных началах, являются органами по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности.
См. последующую редакцию.
3. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, районов и городов пересмотреть деятельность существующих при них комиссий по делам несовершеннолетних, утвердить их новые составы.
В целях обеспечения последовательного осуществления комиссиями своей деятельности ввести за счет местных бюджетов отдельно должность ответственного секретаря.
См. последующую редакцию.
осуществление мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению среди них правонарушений и преступлений;
координация деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и общественных организаций по вопросам профилактики безнадзорности несовершеннолетних и правонарушений;
организация контроля за условиями содержания, обучения и воспитания несовершеннолетних в специализированных учебно-воспитательных учреждениях Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования, в учреждениях Министерства внутренних дел:
активизация духовно-просветительской работы в целях формирования и повышения уровня сознания и мышления, расширения мировоззрения, а также повышения правовой грамотности несовершеннолетней молодежи;
оказание помощи в обеспечении жильем и трудоустройстве несовершеннолетних, освобожденных из мест исполнения наказания либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных законодательством.
См. последующую редакцию.
5. Прокуратуре Республики Узбекистан усилить контроль за исполнением законов о несовершеннолетних, принимать решительные меры по доскональному изучению и предотвращению причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
См. последующую редакцию.
6. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан повысить эффективность работы инспекций по делам несовершеннолетних, строго спрашивать от каждого участкового инспектора за совершаемые на вверенной ему территории правонарушения и преступления.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
7. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования Республики Узбекистан, Республиканскому совету «Маънавият ва маърифат», Комитету женщин Узбекистана, Министерству по делам культуры и спорта, фондам «Соглом авлод учун», «Камолот», органам самоуправления граждан, органам внутренних дел усилить контроль за работой по воспитанию и обучению молодежи и подростков, взять под постоянный контроль вопросы по выявлению неблагополучных семей, трудных подростков по месту жительства, проведению среди них воспитательной работы, организации их досуга и занятости.
(пункт 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2005 г. № 156 — СЗ РУ, 2005 г., № 8-9, ст. 67)
См. последующую редакцию.
8. Министерству здравоохранения и Министерству внутренних дел организовать четкую работу по выявлению, учету и лечению несовершеннолетних, подверженных психическим заболеваниям, наркомании и алкоголизму.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
9. Министерству труда и социальной защиты Республики Узбекистан, хокимиятам, органам внутренних дел совместно с заинтересованными организациями оказывать практическую помощь в обеспечении жильем, трудоустройстве несовершеннолетних, освобожденных из мест исполнения наказания либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений. Определить, что указанные органы являются ответственными по данным вопросам.
(пункт 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 апреля 2001 г. № 162 — СЗ РУ, 2001 г., № 7, ст. 36)
См. последующую редакцию.
10. Комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров по итогам каждого полугодия рассматривать состояние работы по профилактике преступности и правонарушений, а также воспитательно-правовой работы среди несовершеннолетних, заслушивать отчеты руководителей соответствующих ведомств и нижестоящих комиссий.
11. Министерству юстиции, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающие из настоящего постановления.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Государственного советника Президента Республики Узбекистан У. Комилова и Заместителя Премьер-министра Х. Кароматова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 21 сентября 2000 г. № 360
к постановлению Кабинета Министров от 21 сентября 2000 г. № 360
1. Комиссии по делам несовершеннолетних осуществляют свою деятельность на общественных началах, являются органами по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности.
предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому;
социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних создаются при хокимиятах районов, городов, областей и города Ташкента, Совете Министров Республики Каракалпакстан, Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Комиссии по делам несовершеннолетних при хокимиятах районов, городов, областей и города Ташкента образуются соответствующими хокимами.
Комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Каракалпакстан образуется Советом Министров Республики Каракалпакстан.
Комиссия по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Узбекистан образуется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
3. Комиссии по делам несовершеннолетних (далее — комиссии) в своей деятельности подотчетны вышестоящим комиссиям, а также соответствующим хокимам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, Кабинету Министров Республики Узбекистан.
4. Комиссии при хокимиятах районов, городов и областей, Совете Министров Республики Каракалпакстан информируют и отчитываются о своей деятельности перед вышестоящей комиссией по итогам каждого полугодия, а перед соответствующими хокимами, Советом Министров Республики Каракалпакстан по итогам каждого года.
Комиссия при Кабинете Министров Республики Узбекистан информирует и отчитывается о своей деятельности перед Кабинетом Министров Республики Узбекистан по итогам года.
5. Комиссии образуются в составе председателя (заместителя хокима района, города, области, заместителя председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан), заместителя председателя, ответственного секретаря и 6—12 членов комиссии. Количество членов комиссии устанавливается в зависимости от объема работы комиссии.
Ответственный секретарь комиссии осуществляет текущую работу и контроль за выполнением решений комиссии. В комиссиях при хокимиятах районов, городов и областей, Совете Министров Республики Каракалпакстан вводится должность освобожденного ответственного секретаря, а при необходимости также должность инспектора по работе с несовершеннолетними.
В состав комиссии входят представители органов народного образования, среднего специального, профессионального образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, труда, комитета женщин, профсоюзов, негосударственных некоммерческих организаций, общества содействия обороне, трудовых коллективов, культурно-просветительных и других учреждений.
См. последующую редакцию.
В составе комиссии могут создаваться секции: по культурно-воспитательной работе среди несовершеннолетних, по работе с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных колледжей и других образовательных учреждений, по вопросам трудового и бытового устройства детей и подростков, по надзору за подростками, отчисленными из специализированных учебно-воспитательных учреждений и освобожденными из воспитательных колоний.
6. Деятельность комиссий осуществляется при широком участии общественности. К работе комиссии привлекаются представители профессиональных союзов, родительских комитетов при школах, попечительских советов домов «Мехрибонлик» и школ, учебно-воспитательных учреждений, органов самоуправления граждан и других представителей общественности.
Комиссии из числа актива, привлеченного к работе, выделяют общественных инспекторов и общественных воспитателей по работе среди несовершеннолетних.
7. Комиссии по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают постановления, обязательные для исполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации и должностные лица обязаны в течение десяти дней сообщить комиссии о мерах, принятых во исполнение постановления комиссии.
8. Обязанности по решению вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением комиссий, возлагаются соответственно на хокимияты районов, городов, областей, Совет Министров Республики Каракалпакстан, Кабинет Министров Республики Узбекистан.
координация деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
подготовка предложений Правительству Республики Узбекистан по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
организационно-методическое руководство деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей, городов и районов.
контролирует и координирует деятельность комиссий при хокимиятах районов, городов, областей и Совете Министров Республики Каракалпакстан, осуществляет анализ их деятельности, обобщает и распространяет положительный опыт их работы, оказывает им организационно-методическую помощь;
координирует деятельность министерств и ведомств Республики Узбекистан в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
изучает и обобщает состояние проблем, связанных с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью и правонарушениями, выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей;
вырабатывает согласованные подходы по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и организует на республиканском уровне разработку мероприятий по их предупреждению;
осуществляет экспертизу проектов целевых программ, связанных с решением проблем, отнесенных к компетенции Комиссии, и анализирует причины, порождающие нарушения прав несовершеннолетних, их безнадзорность и правонарушения;
разрабатывает предложения по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
изучает деятельность органов опеки и попечительства, разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию;
рассматривает предложения органов государственного управления по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.
При выполнении указанных функций Комиссия пользуется правами, предусмотренными пунктом 19 настоящего Положения.
11. Основными задачами комиссий при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента являются:
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
координация деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и общественных объединений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
подготовка предложений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
организационно-методическое руководство деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних при хокимиятах районов и городов.
12. В соответствии с возложенными задачами комиссии при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента:
разрабатывают и осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по устранению причин, порождающих эти явления, устройству детей и подростков и защите их прав на территории города Ташкента, области, Республики Каракалпакстан;
контролируют, направляют и координируют деятельность районных (городских) комиссий, оказывают им методическую помощь, обобщают и распространяют положительный опыт их работы;
проверяют постановления районных (городских) комиссий о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения и отменяют их в тех случаях, когда они будут признаны незаконными или необоснованными, при условии, что эти постановления не были обжалованы хокиму соответствующего района (города).
При выполнении указанных функций комиссии пользуются правами, предусмотренными пунктом 19 настоящего Положения.
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
организация контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел и в учреждениях Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования;
координация деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и общественных объединений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных законодательством.
14. В соответствии с возложенными задачами комиссии при хокимиятах районов и городов (далее — районные (городские) комиссии):
координируют деятельность органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, внутренних дел, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций по воспитанию детей и подростков, их устройству, укреплению здоровья, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав несовершеннолетних;
См. последующую редакцию.
разрабатывают и осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по устранению причин, порождающих эти явления, устройству детей и подростков и защите их прав на территории районов и городов;
осуществляют мероприятия по выявлению и учету несовершеннолетних, нуждающихся в государственной и общественной помощи;
рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции комиссий в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;
применяют к несовершеннолетним меры воздействия и выполняют другие функции, предусмотренные настоящим Положением и иными актами законодательства.
15. Комиссии совместно с органами внутренних дел осуществляют наблюдение за поведением несовершеннолетних, подвергнутых мерам воспитательного воздействия или административного взыскания, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, за поведением несовершеннолетних, возвратившихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений или отбывших наказание в воспитательных колониях, а также ведут учет несовершеннолетних этой категории.
Комиссии в случае необходимости принимают меры к трудоустройству несовершеннолетних или направлению их в учебные заведения.
16. Комиссии осуществляют контроль за условиями содержания и воспитания детей и подростков в специализированных учебно-воспитательных учреждениях и домах «Мехрибонлик», за организацией культурного досуга детей и подростков по месту жительства, а также в необходимых случаях за воспитательной работой с несовершеннолетними в общеобразовательных школах, иных учебных заведениях, культурно-просветительных учреждениях и спортивных организациях.
Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы или иного учебного заведения может быть произведено только с согласия комиссии.
17. Комиссии осуществляют контроль за соблюдением на предприятиях, учреждениях, организациях законодательства о труде в отношении несовершеннолетних, за состоянием воспитательной работы с ними, созданием необходимых материально-бытовых условий для повышения их общеобразовательного, культурного и профессионального уровня.
Комиссии вправе требовать прекращения трудового договора с лицами моложе восемнадцати лет, если продолжение работы угрожает их здоровью или сопряжено с иным ущербом для них.
18. Комиссии осуществляют постоянный контроль за проведением воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения, условиями содержания и правильностью организации труда в находящихся на территории данного района (города) специализированных учебно-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях, подразделениях профилактики правонарушений несовершеннолетних и приемниках-распределителях для несовершеннолетних органов внутренних дел, а также оказывают помощь этим учреждениям в проведении указанной работы.
проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в домах «Мехрибонлик», специализированных учебно-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях и приемниках-распределителях для несовершеннолетних, а также проверять состояние работы в подразделениях профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел;
проверять состояние воспитательной работы с детьми и подростками в общеобразовательных школах и других учебных заведениях, культурно-просветительных учреждениях, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях, где работают несовершеннолетние;
контролировать при проектировании застройки новых жилых массивов и районов выделение земельных площадей для сооружения игровых и спортивных площадок детских стадионов и зон детского отдыха;
получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций сведения, необходимые для работы комиссии;
заслушивать на заседаниях комиссии сообщения руководителей соответствующих органов предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания детей и подростков;
производить личный прием несовершеннолетних, родителей, рассматривать их жалобы и заявления, знакомиться с их личными делами;
вносить представления в соответствующие органы предприятий, учреждений и организаций по вопросам ведения воспитательной работы с несовершеннолетними, направления на учебу и их трудоустройства;
возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних; вносить в суд представления об освобождении от ответственности, о применении более мягкого наказания, об условном осуждении, о досрочном снятии судимости; входить совместно с органом, ведающим исполнением наказания, об условно-досрочном освобождении от наказания несовершеннолетних или замене не отбытой части наказания более мягким наказанием; совместно с органом внутренних дел вносить в суд представления об отмене отсрочки исполнения приговора к лишению свободы и о направлении осужденного для отбывания лишения свободы, назначенного приговором; давать согласие администрации воспитательной колонии входить с представлениями в суд об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбытия наказания;
вносить на рассмотрение хокимиятов районов (городов) вопросы о состоянии воспитательной работы, профессионального обучения, трудоустройства и направления на учебу несовершеннолетних;
ставить перед соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями вопрос о применении мер дисциплинарного или общественного воздействия к должностным лицам в случаях не выполнения ими постановлений комиссий.
20. Районные (городские) комиссии совместно с органами народного образования, социального обеспечения, внутренних дел и при широком участии общественности выявляют и берут на учет детей и подростков, оставшихся без родителей; несовершеннолетних, имеющих родителей или лиц, их заменяющих, которые не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей; подростков, оставивших школу и не работающих, а также других несовершеннолетних, нуждающихся в государственной и общественной помощи, и принимают меры к их устройству.
См. последующую редакцию.
21. Постановления районных (городских) комиссий с указанием формы устройства несовершеннолетних направляются:
для устройства детей в средние общеобразовательные школы, в специализированные учебно-воспитательные учреждения;
для устройства в специализированные средние общеобразовательные школы для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии и иные соответствующие учебно-воспитательные учреждения;
2) в органы социального обеспечения для устройства детей-инвалидов и несовершеннолетних, не годных к учебе и труду;
См. последующую редакцию.
3) в службы попечительства и опекунства несовершеннолетних для устройства детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
4) в Министерство высшего и среднего специального образования для устройства несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения среднего специального и профессионального обучения;
5) руководителям предприятий, учреждений и организаций (после получения сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей — от органов по труду) для приема на работу.
совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия, за исключением совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах после исполнения им 13 лет;
совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, за которые для них не предусмотрена уголовная ответственность;
совершивших действия, содержащие признаки преступления, в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело;
уклоняющихся от обязательного обучения в общеобразовательных учреждениях среднего, среднего специального и профессионального образования (в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах);
освобожденных от ответственности на основании постановления следователя или прокурора либо определения суда при совершении ими преступления, не представляющего большой общественной опасности;
совершивших административные правонарушения, в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.
23. Районные (городские) комиссии в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения, могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:
вносить представление в районный (городской) суд о возложении обязанности на несовершеннолетнего принести извинение потерпевшему;
вносить представление в районный (городской) суд о возложении на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанности возместить или устранить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает установленного минимального размера заработной платы, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий установленного минимального размера заработной платы;
наложить штраф на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, в случаях и размерах, предусмотренных Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности, актами высших органов государственной власти и управления Республики Каракалпакстан, решениями органов государственного управления областей и города Ташкента;
передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественного объединения с их согласия;
в случае совершения несовершеннолетним общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, комиссия совместно с органами внутренних дел ходатайствует перед судом о рассмотрении вопроса о направлении несовершеннолетнего в специализированные учебно-воспитательные учреждения. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специализированную школу-интернат, а в возрасте от 14 до 18 лет в специализированный профессиональный колледж. Обо всех мерах воздействия, принятых по каждому конкретному случаю, комиссии обязаны информировать соответствующие территориальные органы внутренних дел для обеспечения подразделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних профилактической работы по месту жительства, учебы или работы несовершеннолетнего.
24. Районные (городские) комиссии могут применять к родителям или лицам, их заменяющим, за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения, вовлечение несовершеннолетних взрослыми в попрошайничество, проституцию, азартные игры, употребление спиртных напитков, веществ или средств, не являющихся наркотическими или психотропными, но влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, а также за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения, занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, за появление в общественных местах в пьяном виде, а равно за употребление ими спиртных напитков, средств и веществ, не являющихся наркотическими или психотропными, но влияющих на интеллектуально-волевую деятельность или в связи с совершением несовершеннолетним других правонарушений, следующие меры воздействия:
наложить штраф в размерах, установленных Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;
в исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, вносить в органы опеки и попечительства ходатайство о временном, до разрешения дела судом, отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится.
Комиссия вправе обращаться в районный (городской) суд с иском об ограничении дееспособности родителей, о лишении родительских прав, об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, а также о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.
25. Направление несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения может производиться по определению суда, вынесенного на основании представления комиссии без согласия родителей или лиц, их заменяющих. Дела о направлении в специализированные учебно-воспитательные учреждения рассматриваются с обязательным участием прокурора.
Направление несовершеннолетних в дома «Мехрибонлик» или специализированную школу-интернат при наличии у них родителей или лиц, их заменяющих, может производиться без согласия последних лишь в исключительных случаях (длительное их отсутствие, болезнь, осуждение за совершенное ими преступление и т. п.). Одновременно комиссия принимает решение о взыскании с родителей или лиц, их заменяющих, в установленном законом порядке средств на возмещение расходов, связанных с содержанием детей. В исключительных случаях по ходатайствам комиссии размер платы может быть снижен в установленном законом порядке.
26. Районные (городские) комиссии вносят представления в соответствующие государственные органы о применении мер воздействия к родителям или лицам, их заменяющим, неправильно относящимся к воспитанию детей или препятствующим выполнению постановления комиссии, а также о привлечении к ответственности лиц, создающих условия для совершения детьми и подростками правонарушений либо подстрекающих или привлекающих несовершеннолетних к совершению преступления и других антиобщественных поступков.
27. При применении мер воздействия, предусмотренных пунктом 23 настоящего Положения, районная (городская) комиссия должна учитывать характер и причины правонарушения, возраст несовершеннолетнего и условия его жизни, степень его участия в правонарушении, а также поведение его в быту, в школе и на работе.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних об объявлении предупреждения действует в течение одного года. Мера воздействия считается погашенной, если несовершеннолетний, к которому она была применена, в течение этого срока не совершил нового правонарушения. Комиссия, которая применила меру воздействия, может своим постановлением отменить ее до истечения годичного срока в случае примерного поведения несовершеннолетнего, в отношении которого эта мера воздействия была применена.
Действие постановления комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей, лиц, их заменяющих, либо общественных воспитателей или под наблюдение трудового коллектива, общественной организации может быть в любое время прекращено самой комиссией по ходатайству этих лиц или организаций, если несовершеннолетний примерным поведением и добросовестным отношением к работе и учебе доказал свое исправление.
В случае, когда избранная мера воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего оказалась безуспешной, комиссия вправе применить к такому несовершеннолетнему более строгую меру из числа указанных в пункте 23 настоящего Положения.
28. Постановление районной (городской) комиссии о наложении штрафа подлежит исполнению лицом, на которое наложен штраф, не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления, а в случае обжалования или опротестования такого постановления не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.
При отсутствии самостоятельного заработка у лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих.
В случае неуплаты штрафа в срок постановление комиссии о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии лица, подвергнутого штрафу в соответствии с правилами, установленными гражданским процессуальным законодательством.
Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или при невозможности взыскания из заработной платы или иного дохода, пенсии или стипендии правонарушителя по другим причинам, взыскание штрафа производится на основании постановления комиссии о наложении штрафа судебным исполнителем районного (городского) суда путем обращения взыскания на личное имущество правонарушителя, а также на его долю в общей собственности.
29. В специализированных школах-интернатах несовершеннолетние могут содержаться до достижения ими пятнадцати лет, а в специализированных профессиональных колледжах — до восемнадцати лет.
В исключительных случаях пребывание учащихся в специализированных школах-интернатах может быть продлено до достижения ими шестнадцатилетнего возраста.
Несовершеннолетние находятся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях до исправления, но не более трех лет.
Районная (городская) комиссия по месту нахождения специализированных учебно-воспитательных учреждений может разрешить учащемуся остаться в указанных учреждениях и по истечении трехлетнего срока до окончания соответствующего класса средней общеобразовательной школы или профессионального колледжа в текущем учебном году.
Учащиеся специальных школ, достигшие пятнадцати лет, но не исправившие своего поведения, районной (городской) комиссией по месту нахождения таких школ могут быть направлены в специальные профессиональные колледжи.
Вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания несовершеннолетних в специализированных учебно-воспитательных учреждениях периодически, но не реже одного раза в год, рассматривается районными (городскими) комиссиями по месту нахождения этих учреждений по инициативе комиссии, по представлению администраций названных учреждений либо по ходатайству родителей или лиц, их заменяющих.
30. В специализированные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних не должны направляться глухонемые, слепые, душевнобольные, умственно отсталые несовершеннолетние, а также дети и подростки с физическими недостатками и заболеваниями, предусмотренными перечнями медицинских противопоказаний для приема в специализированные учебно-воспитательные учреждения.
31. Пребывание несовершеннолетнего в специализированном учебно-воспитательном учреждении прекращается по постановлению районной (городской) комиссии по месту нахождения названного учреждения на основании решения педагогического совета, утвержденного руководителем, о чем не менее чем за месяц до выпуска несовершеннолетнего извещается комиссия по месту жительства несовершеннолетнего, которая обязана принять меры к трудоустройству или направлению несовершеннолетнего в учебное заведение и созданию ему необходимых материально-бытовых условий.
Если несовершеннолетний направлен в воспитательных целях в дом «Мехрибонлик» или школу-интернат, то постановление об отчислении его из дома «Мехрибонлик» или школы-интерната принимает комиссия по месту нахождения указанных учреждений.
32. В случаях, когда лицо после выпуска из специализированного учебно-воспитательного учреждения, дома «Мехрибонлик» не может быть направлено к родителям или лицам, их заменяющим, в связи с лишением их в установленном законом порядке родительских или опекунских прав, а также, когда возвращение лица на место прежнего жительства невозможно в силу причин (отсутствие родителей или лиц, их заменяющих, надлежащих условий для бытового и трудового устройства и дальнейшего воспитания), районная (городская) комиссия по месту нахождения этого учреждения принимает меры по устройству быта, учебы или трудоустройству несовершеннолетнего. В случае необходимости районная (городская) комиссия вправе входить в соответствующий районный (городской) хокимият с представлением о назначении несовершеннолетнему опекуна, попечителя.
При решении указанных вопросов районная (городская) комиссия по месту нахождения перечисленных в настоящем пункте учреждений должна иметь соответствующее заключение комиссии по месту прежнего жительства несовершеннолетнего или по месту пребывания его родителей или лиц, их заменяющих.
33. Комиссия по месту прежнего жительства освобожденного из воспитательной колонии несовершеннолетнего до достижения им восемнадцатилетнего возраста принимает меры к устройству такого лица на работу или учебу и осуществляет контроль за его поведением.
В случае, если возвращение освобожденного несовершеннолетнего к родителям или лицам, их заменяющим, невозможно в связи с отсутствием названных лиц, либо лишением их родительских или опекунских прав, комиссия по месту прежнего жительства освобожденного по представлению администрации колонии принимает меры к устройству его на работу в соответствии с имеющейся специальностью или на учебу, а также к созданию для него жилищно-бытовых условий.
В исключительных случаях, когда направление несовершеннолетнего, освобожденного из воспитательной колонии, к прежнему месту жительства нецелесообразно из воспитательных соображений, его устройство по представлению администрации колонии осуществляется комиссией по месту нахождения воспитательной колонии.
Комиссия обязана решить вопрос об устройстве освобожденного несовершеннолетнего не позднее десятидневного срока со дня обращения его за помощью.
об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;
по представлению профессиональных союзов, родительских комитетов при общеобразовательных школах, органов самоуправления граждан и общественных объединений;
35. Материалы о правонарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской) комиссией, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение:
произвести дополнительную проверку материалов дела или обследование по поступившим заявлениям, представлениям;
принять меры воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения дела на заседании комиссии;
передать материалы о малозначительных правонарушениях в органы самоуправления граждан или общественные объединения по месту жительства или учебы несовершеннолетнего, если этим может быть достигнуто воспитательное воздействие на нарушителя.
36. До рассмотрения комиссией дела о правонарушениях несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, а несовершеннолетний, воспитывающийся в доме «Мехрибонлик», специализированных учебно-воспитательных учреждениях — под присмотр администрации этих учреждений. В случае совершения подростком в возрасте от 11 до 14 лет тяжкого общественно опасного действия и необходимости в связи с этим немедленной изоляции подростка, он может быть по согласованному с прокурором письменному указанию председателя или его заместителя помещен в приемник-распределитель для несовершеннолетних на срок не более тридцати суток.
Несовершеннолетний, дело которого должно рассматриваться комиссией, подлежит направлению на медицинское обследование, если возникает сомнение в его психической полноценности.
37. При подготовке и рассмотрении дел комиссия должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его содержание, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.
Комиссия обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним, и принимать меры к их устранению.
38. Комиссия может истребовать необходимые сведения и документы, а также вызывать должностных лиц и граждан для получения от них объяснений по вопросам, рассматриваемым комиссией.
При неявке по вызову комиссии должностных лиц и граждан без уважительных причин комиссия может отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрацию, общественные объединения по месту их работы или учебы.
В случае отказа несовершеннолетнего, дело которого рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, от явки на комиссию без уважительных причин, они могут быть доставлены через органы внутренних дел.
39. Признав дело подготовленным, председатель, заместитель председателя или член комиссии, которому это поручено, до рассмотрения дела знакомит несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений, со всеми материалами, устанавливает, кто должен быть вызван на заседание комиссии, и назначает время и место рассмотрения дела.
На заседании комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело которого рассматривается, а также родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей учебно-воспитательных учреждений.
При рассмотрении вопросов о возбуждении ходатайств перед районным (городским) судом об условно-досрочном освобождении от наказания осужденных несовершеннолетних, о замене им назначенного наказания более мягким и других ходатайств, в отношении осужденных на заседании комиссии обязательно присутствие представителя администрации воспитательной колонии и самого осужденного.
Комиссия вправе рассмотреть материалы на заседании в отсутствии несовершеннолетнего, если исследование и обсуждение обстоятельств может отрицательно повлиять на него.
41. Рассмотрение комиссиями подведомственных дел об административных правонарушениях несовершеннолетних осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности. Данные дела рассматриваются при наличии не менее половины членов их состава и решения принимаются простым большинством голосов.
42. Комиссия рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснение несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, потерпевшего, свидетелей и после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
43. На заседании комиссии составляется протокол с указанием даты и места заседания, содержания рассматриваемого дела, сведений о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и краткой записью их объяснений, других данных, относящихся к делу, а также сведений об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол подписывается председательствующим и секретарем.
Комиссия по делам несовершеннолетних может проводить выездные заседания по месту учебы или жительства лиц, дела которых рассматриваются.
44. Постановления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
наименование комиссии; дата рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, наименование нормативного акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение, и принятое по делу решение.
Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.
О принятом постановлении комиссия сообщает по месту работы, учебы или органам самоуправления граждан по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя, а также органам самоуправления граждан по месту жительства его родителей или лиц, их заменяющих.
45. Для обеспечения выполнения решения суда о направлении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение последний может быть помещен в приемник-распределитель для несовершеннолетних, где содержится до оформления всех необходимых документов, до получения путевки в Министерстве народного образования, сроком не более до тридцати суток.
В исключительных случаях срок пребывания несовершеннолетнего в приемнике-распределителе для несовершеннолетних может быть продлен в порядке, установленном действующим законодательством, не более чем на пятнадцать суток.
Приемники-распределители для несовершеннолетних завершают оформление для него личного дела и после получения направления из Министерства народного образования на основании определения суда, вынесенного по материалам комиссии по делам несовершеннолетних, доставляют несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение.
46. В целях выявления и устранения условий и причин, порождающих правонарушения несовершеннолетних, комиссии организуют учет дел о правонарушениях, рассмотренных на их заседаниях, ежеквартально обобщают данные этого учета в пределах района, города, области, Республики Каракалпакстан и Республики Узбекистан.
47. Постановление комиссии может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим в десятидневный срок со дня его вынесения хокиму соответствующих районов (городов). Решение хокима по жалобе должно быть принято не позднее пятнадцати дней и является окончательным.
Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.
Постановление комиссии и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления и решения по жалобе до рассмотрения протеста.
См. последующую редакцию.