Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 25 сентября 2017 года № ПП-3286 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов», а также в целях эффективной организации и проведения работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке проведения работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов согласно приложению № 1.
2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
3. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан К.В. Акмалова., председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Б.Т. Кучкарова и министра по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан Р.М. Джураева
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 21 декабря 2017 года № 1009
к постановлению Кабинета Министров от 21 декабря 2017 года № 1009
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения работ по расчистке русел рек, саев, ручьев, а также укреплению их берегов (далее — расчистка русел рек и укрепление их берегов).
2. Целью проведения работ по расчистке русел водотоков и укреплению их берегов является обеспечение стабильного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам Республики Узбекистан.
берегоукрепительные работы — укрепление берегов рек, саев и ручьев с целью защиты их от размыва и обрушения;
водоток — водный объект, характеризуемый постоянным или временным движением воды в его русле в направлении общего уклона (река, саи, ручей). Водоток может быть постоянным — с круглогодичным течением воды или временным (пересыхающим, перемерзающим);
паводок — быстрое, сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня и увеличение расхода воды в каком-либо створе водотока, возникающее в результате интенсивного кратковременного таяния снега и обильных дождей;
сель — кратковременный, с большой разрушительной силой паводок с очень большим (до 75% общей массы потока) содержанием минеральных частиц и обломков горных пород, возникающий в результате выпадения ливневых осадков или бурного таяния снега в бассейнах небольших горных и предгорных рек и сухих логов со значительными (не менее 0,10) уклонами;
безопасный пропуск — пропуск воды по водотокам без негативных последствий для населенных пунктов, орошаемых земель, водохозяйственных и других социальных объектов;
стабилизация потока — техногенные воздействия на паводковые воды и селевые потоки в целях их безопасного пропуска по водотокам;
защитные работы — работы по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению защитных сооружений, защитные работы на гидротехнических сооружениях, мостах, водопроводах, газопроводах и других социальных объектах, расположенных на водотоках, посадка деревьев в водосборах и руслах водотоков в целях безаварийного пропуска паводковых вод и селевых потоков, защиты населенных пунктов, орошаемых земель, водохозяйственных и других социальных объектов;
защитные сооружения — дамбы, шпоры, перепады, прокопы, прорези и другие руслорегулирующие сооружения, а также конструкции по закреплению откосов и дна водотоков, обеспечивающие безопасный пропуск паводковых вод и селевых потоков;
реконструкция и строительство защитных сооружений — полное или частичное переустройство и строительство защитных сооружений. После реконструкции защитных сооружений их первоначальные проектные параметры и состав могут изменяться частично или полностью в соответствии с новым проектом;
ремонт и восстановление защитных сооружений — работы, предназначенные для поддержания параметров проектов защитных сооружений, водохозяйственных и других социальных объектов, расположенных на водотоках, в том числе очистка от наносов, ремонт сооружений и отдельных их разрушений;
проект по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков — проект, предусматривающий мероприятия по реконструкции, строительству, ремонту и восстановлению защитных сооружений, водохозяйственных и других социальных объектов, расположенных на водотоках, в целях стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков;
расчистка русла водотоков — механическая или гидромеханическая расчистка русла рек, саев и ручьев от образовавшихся песчано-гравийных материалов и донного сора.
4. Работы по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляются специализированными инженерно-техническими отрядами по проведению берегоукрепительных, защитных и восстановительных работ в селе-, паводко- и оползнеопасных районах Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее — специализированные отряды МЧС) и другими организациями на основании решений Правительственной комиссии по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков, снижению угроз снеголавинных и оползневых явлений, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2007 года № ПП-585 (далее — Комиссия), исключительно для предотвращения негативных последствий невозможности пропуска паводковых вод и селевых потоков.
Работы по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках осуществляются в установленном порядке министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, в ведении которых они находятся.
5. Решения Комиссии о проведении работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, а также по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению принимаются на основании совместных заключений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее — МЧС), Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан (далее — Минсельводхоз) и Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее — Госкомэкологии) по результатам обследования русел рек, саев, ручьев и оценки возможностей безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков.
См. последующую редакцию.
6. Работы по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляются на основе ежегодной Сводной адресной программы по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам (далее — Сводная адресная программа), утверждаемой Комиссией.
7. Проекты по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам формируются и реализуются на основании следующих основных требований:
стабилизированный и безопасный пропуск паводковых вод и селевых потоков по водотокам должен предусматривать защиту населенных пунктов, орошаемых земель, водохозяйственных и других социальных объектов;
мероприятия по стабилизированному и безопасному пропуску паводковых вод и селевых потоков разрабатываются и реализуются на основе комплексных инженерно-технических изысканий и исследований (инженерно-геологические, топогеодезические, гидрометеорологические, лабораторные, экологические и социально-экономические), а также проектно-сметных документаций, утвержденных в установленном порядке;
инженерно-технические изыскания и исследования по разработке мероприятий по стабилизированному и безопасному пропуску паводковых вод и селевых потоков по водотокам должны проводиться комплексно, включая изучение состояния русел водотоков, защитных сооружений, водохозяйственных и других социальных объектов в их руслах;
защитные работы по стабилизированному и безопасному пропуску паводковых вод и селевых потоков должны предусматривать внедрение современных технологий и результатов передового опыта по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению защитных сооружений, водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках;
мероприятия по стабилизированному и безопасному пропуску паводковых вод и селевых потоков могут быть скорректированы с учетом фактической водохозяйственной и гидрометеорологической обстановки;
приоритетность и очередность реализации защитных мероприятий должны определяться с учетом их социальной значимости, а также гидрометеорологических прогнозов и фактического состояния водотоков и сооружений на них.
выполнению проектно-изыскательских работ по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению защитных сооружений, а также других защитных работ на водотоках.
9. Сводная адресная программа формируется за счет территориальных адресных программ по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам на предстоящий год (далее — территориальные адресные программы).
10. Территориальные адресные программы разрабатываются на основе комплексного и системного подхода к решению задач по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам, с учетом реальных водохозяйственных, гидрологических и других природно-хозяйственных условий водотока.
адресный список проектов по ремонту и восстановлению защитных сооружений, а также других защитных работ на водотоках;
адресный список проектно-изыскательских работ по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению сооружений, а также других защитных работ на водотоках.
12. Для формирования территориальных адресных программ решениями Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей создаются территориальные рабочие группы.
Руководителями территориальных рабочих групп являются, соответственно, заместитель Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и заместители хокимов областей по вопросам развития промышленности, капитального строительства, коммуникаций и коммунального хозяйства.
управлений по чрезвычайным ситуациям Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
территориальных подразделений Госкомэкологии, Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам (далее — Госкомгеологии), Государственного комитета по архитектуре и строительству (далее — Госархитектстрой), Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (далее — Госкомземгеодезкадастр), Центра гидрометеорологической службы при Министерстве по чрезвычайным ситуациям (далее — Узгидромет), Государственной инспекции по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Министерстве по чрезвычайным ситуациям (далее — ГИ «Госводхознадзор»);
См. последующую редакцию.
При необходимости в состав территориальных рабочих групп могут включаться представители других заинтересованных министерств, ведомств и организаций.
14. Бассейновые управления ирригационных систем Минсельводхоза совместно с заинтересованными организациями подготавливают и представляют на рассмотрение территориальных рабочих групп следующие материалы:
См. последующую редакцию.
схематические карты с указанием всех основных водных объектов, а также технических характеристик водных объектов и сооружений на них;
многолетние гидрологические данные, а также другие сведения по пропуску паводковых вод и селевых потоков.
ежегодно в срок до 1 марта с выездом на место на основе гидрографического принципа проводят детальное обследование водотоков и других водных объектов, водохозяйственных и других социальных объектов, населенных пунктов и орошаемых земель, расположенных вдоль водотоков;
по итогам обследований выявляют основные причины разрушений защитных сооружений, размыва и заиления русел водотоков, разрушений на водохозяйственных и других социальных объектах, наличие угрозы затопления населенных пунктов и других социальных объектов;
определяют приоритетные защитные работы по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках;
проводят оценку возможностей безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков и определяют место, расчетный объем и другие условия по проведению расчистки русел рек и укреплению их берегов;
ежегодно в срок до 1 апреля разрабатывают территориальные адресные программы по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам территорий на предстоящий год и вносят для рассмотрения и утверждения в территориальные комиссии.
16. Территориальные адресные программы на предстоящий год до 10 апреля утверждаются решением соответствующей территориальной комиссии.
17. Утвержденная территориальная адресная программа по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам в установленном порядке ежегодно до 15 апреля вносится для рассмотрения и обобщения в МЧС.
18. МЧС совместно с Минсельводхозом, Госкомэкологии, Государственным комитетом Республики Узбекистан по автомобильным дорогам, АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Узбекэнерго», АО «Узбекгидроэнерго», АО «Узтрансгаз» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами на основе территориальных адресных программ разрабатывает Сводную адресную программу на предстоящий год.
См. последующую редакцию.
19. Сводную адресную программу на предстоящий год с соответствующими заключениями ежегодно до 1 мая МЧС в установленном порядке вносит на рассмотрение Комиссии.
20. Комиссия в срок до 15 мая рассматривает и утверждает Сводную адресную программу и направляет заинтересованным министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей для реализации в установленном порядке.
21. По решению Комиссии в Сводную адресную программу могут вноситься соответствующие изменения и дополнения с учетом возможных изменений водохозяйственной, гидрометеорологической и других природно-хозяйственных условий водотока обоснования и приоритетности защитных работ.
22. Министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, в ведении которых находятся водохозяйственные и другие социальные объекты, являющиеся заказчиками выполнения соответствующих защитных работ, на основе Сводной адресной программы и утвержденных сетевых графиков в установленном порядке разрабатывают отдельные адресные списки строительных, ремонтно-восстановительных и проектно-изыскательских работ.
23. В рамках реализации Сводной адресной программы заказчиками разрабатывается проектная документация по расчистке русел рек и укреплению их берегов, строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению защитных сооружений в целях обеспечения стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам (далее — проектная документация).
24. Задания на разработку проектной документации подлежат согласованию с ГИ «Госводхознадзор» в установленном порядке.
25. Проектная документация разрабатывается специализированными проектными организациями, имеющими лицензию на право осуществления указанного вида деятельности.
26. Проектная документация подлежит государственной экспертизе, которая проводится органами Госархитектстроя и Госкомэкологии в установленном порядке.
28. Проведение подрядных работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляется специализированными инженерно-техническими отрядами МЧС на основании решения Комиссии без проведения тендерных торгов, согласно проектно-сметной документации.
В случае невозможности (отсутствия либо недостаточности возможностей материально-технической базы, недостаточности финансовых средств и т.д.) выполнения, данные работы выполняются другими организациями в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров от 3 июля 2003 г. № 302 «О мерах по совершенствованию системы конкурсных торгов в капитальном строительстве».
Проекты по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках осуществляются в установленном порядке министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимятами областей, в ведении которых они находятся.
29. При проведении работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов должны соблюдать следующие требования:
осуществление строго по проектно-сметным документам, разработанным специализированными проектными организациями и утвержденным в установленном порядке;
обеспечение безопасного функционирования водохозяйственных сооружений, мостов, водопроводных сетей и других социальных объектов;
размещение мест временного хранения отходов, стоянки и обслуживания техники, а также осуществление обслуживания и ремонта используемой техники за пределами водоохранных зон рек;
проведение очистки поймы от бытового и производственного мусора, а также оборудование капитальных высотных реперов для контроля параметров руслоочистительных работ, закрепление на местности границ участка опознавательными знаками после завершения работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов;
проведение работы по расчистке русел рек и укреплению их берегов с широким использованием инновационных методов и технологий.
лимитов централизованных капитальных вложений и эксплуатационных расходов, предусмотренных в смете расходов Минсельводхоза по объектам, находящимся в ведении;
См. последующую редакцию.
31. Юридические лица осуществляют мероприятия по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков в целях защиты социальных объектов, находящихся в ведении, за счет собственных средств в установленном порядке.
32. Расчистка русел рек и укрепление их берегов осуществляется без отвода земельных участков. При этом специализированным отрядам МЧС и другим организациям получение лицензии на право пользования участками недр в местах проведения руслоочистительных работ не требуется.
33. Контроль за реализацией проектов по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам осуществляется в установленном порядке:
заказчиками — в части контроля за соблюдением подрядчиком принятых договорных обязательств и иных функций, оговоренных договором технического сопровождения и технического надзора за строительством объекта;
проектными организациями — в части авторского надзора за соответствием выполняемых строительно-монтажных работ проектным решениям на протяжении всего периода строительства и приемки в эксплуатацию законченных объектов;
территориальными органами Госархитектстроя — в части надзора за качеством и соответствием выполняемых строительно-монтажных работ строительным нормам и правилам, нормативно-технической и проектной документации, а также ведением подрядной организацией исполнительной документации на объекте строительства;
территориальными органами Министерства финансов Республики Узбекистан — в части контроля за целевым использованием выделяемых бюджетных средств.
34. МЧС совместно с Минсельводхозом и Госкомэкологии обеспечивают пообъектный мониторинг за ходом реализации проектов, включенных в Сводную адресную программу, и ежемесячно вносят в Комиссию соответствующую информацию.
См. последующую редакцию.
35. Специализированными отрядами МЧС и другими организациями по согласованию с межведомственными группами, образованными постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 сентября 2017 года № ПП-3286 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов», на местах для уточнения объема нерудных материалов, образовавшихся при расчистке русел водотоков, производятся их инструментальные замеры, организовывается отдельное их складирование в соответствии с требованиями водоохранного законодательства, а также при необходимости их реализация.
36. В случае переработки и реализации нерудных полезных ископаемых специализированные отряды МЧС и другие организации в установленном порядке уплачивают налог за пользования недрами. При этом финансирование работ по расчистке русел рек и укреплению берегов уменьшается на сумму доходов, полученных от реализации нерудных полезных ископаемых.
Ценообразование реализуемых материалов нерудных полезных ископаемых устанавливается ежегодно до 1 марта Министерством финансов Республики Узбекистан.
37. Специализированные отряды МЧС и другие организации, привлекаемые для расчистки русел водотоков, обязаны предоставлять ежеквартальный отчет о количестве образовавшихся нерудных материалов в межведомственную группу.
39. Контроль за проведением работ по расчистке русел и укреплению их берегов осуществляется межведомственными группами.
40. Системные проверки, проводимые Госкомэкологии, Минсельводхозом, Госкомгеологии, ГИ «Саноатгеоконтехназорат», Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов и городов в ходе контроля за проведением работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, осуществляются без согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов.
См. последующую редакцию.
41. Приемка законченных работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, а также строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках осуществляется в порядке, установленном законодательством.
42. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 21 декабря 2017 года № 1009
к постановлению Кабинета Министров от 21 декабря 2017 года № 1009
1. Постановление Кабинета Министров от 29 мая 2014 г. № 135 «Об утверждении Положения о порядке формирования разработки, проведения, экспертизы, утверждения и реализации проектов по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 2014 г., № 5, ст. 53).
2. Пункт 5 приложения № 1 к постановлению Кабинета Министров от 4 мая 2016 г. № 138 «О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 2016 г., № 5, ст. 36).
3. Пункт 52 приложения № 1 к постановлению Кабинета Министров от 14 ноября 2017 г. № 915 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан» (Указ Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № УП-5024 «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды», постановление Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № ПП-2915 «О мерах по обеспечению организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды»)» (СЗ Республики Узбекистан, 2017 г., № 46, ст. 1134).