от 11.08.2017 г. № УП-5148
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2019 года № УП-5892 — Национальная база данных законодательства, 11.12.2019 г., № 06/19/5892/4134)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2019 года № УП-5892 — Национальная база данных законодательства, 11.12.2019 г., № 06/19/5892/4134)
6. Считать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании управления в сфере печати и информации» от 3 июля 2002 года под № УП-3103.
 Комментарий LexUz

В годы независимости в нашей стране принято около 10 законодательных актов, направленных на либерализацию и развитие печати и средств массовой информации, обеспечение свободы слова, полностью соответствующие демократическим требованиям и стандартам, создана прочная правовая база.

Следует особо отметить, что в настоящее время в нашей стране действует более 1 500 средств массовой информации. Недавно их ряды пополнились круглосуточным телеканалом «O`zbekiston-24», который обретает свое достойное место в национальном информационном пространстве и завоевывает зрительскую аудиторию, а в глобальной сети Интернет количество веб-сайтов, информационных порталов с доменом Uz составляет более 400.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев на недавно состоявшейся встрече с творческой интеллигенцией страны обратил особое внимание на то, что одними из актуальных задач сегодняшнего дня являются дальнейшее развитие сферы литературы, искусства, культуры, повышение эффективности работы в этом направлении, отметил, что разрабатываются проекты ряда соответствующих указов и постановлений. Подписан еще один из важных документов, направленных на развитие этой сферы, — Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании управления в сфере печати и информации».

Известно, что в любой стране построение демократического, правового государства и гуманистического общества во многом зависит от уровня развития средств массовой информации, издательской, полиграфической деятельности. В годы независимости в Узбекистане осуществлена направленная на это широкомасштабная работа. Обеспечение свободы слова и информации, возможности для творческих работников свободно мыслить и высказывать свое мнение создало условия для реализации целевых реформ. За прошедшие годы укреплена материально-техническая база сферы, уделено внимание подготовке высококвалифицированных кадров.

Вместе с тем в последнее время стало заметно ощущаться наличие в этой сфере ряда недостатков и проблем. Как показало изучение ситуации, средства массовой информации страны не всегда проявляют активность в укреплении атмосферы духовности в нашем обществе, формировании у наших граждан навыков аналитического осмысления происходящих вокруг событий и явлений, умения делать объективные выводы. Особенно не на должном уровне находится деятельность частных средств массовой информации и издательств, их работа не соответствует высоким духовно-эстетическим потребностям нашего народа.

Публикуемые газетами, выпускаемые в эфир радиостанциями, имеющими частную форму собственности, поверхностные по содержанию, низкие по общественной значимости материалы в духе «массовой культуры», к сожалению, своевременно не получают квалифицированную оценку и по отношению к ним не принимаются соответствующие законные меры. Узбекское агентство по печати и информации, ответственное за выполнение столь важной работы, допускает медлительность в реализации возложенных на него задач.

Согласно Указу Президента страны Узбекское агентство по печати и информации определено органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в сфере средств массовой информации, информационного обмена, печати, издательской, полиграфической и информационно-библиотечной деятельности.

В Указе также определены основные задачи агентства. К ним прежде всего относятся обеспечение исполнения законодательства о независимой деятельности СМИ, гарантиях свободы слова и информации, развитие средств массовой информации, издательской, полиграфической и информационно-библиотечной деятельности, а также осуществление мониторинга и контроля за соблюдением законов, государственных и отраслевых стандартов, касающихся сферы.

В то же время особое внимание уделено необходимости активного участия агентства в реализации мер, направленных на обеспечение информационной безопасности и предотвращение угроз в информационной сфере.

Известно, что сегодня в нашей стране для выполнения таких актуальных задач, как рост эффективности системы издания и распространения книжной продукции, повышение культуры чтения, действуют 118 издательств, 1 760 полиграфических предприятий, тысячи творческих и технических работников. Их усилиями ежегодно издаются 60 миллионов экземпляров книг на 7 языках.

В Указе также определены задачи агентства по повышению культуры чтения в нашем обществе, поддержке и развитию деятельности по изданию и распространению книжной продукции, созданию электронных и аудиокниг, разработке и выполнению целевых программ по выпуску общественно значимой литературы, а также популяризации за рубежом узбекского языка и литературы, содействию издательствам страны в продвижении их продукции на международном книжном рынке.

Большое значение придается разработке необходимых мер по созданию для средств массовой информации, независимо от их формы собственности, равных условий на медиа-рынке, а также разработке и реализации мер по развитию технико-технологической базы издательской и полиграфической деятельности, ее модернизации, стандартизации и сертификации, внедрению инновационных технологий, организации национальных и международных конкурсов, выставок-ярмарок и других массовых мероприятий в сфере.

Согласно Указу Президента страны Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои, подведомственная Кабинету Министров Республики Узбекистан, передана Узбекскому агентству по печати и информации. Газеты «Тонг юлдузи» и «Класс!», журналы «Гулхан» и «Гунча», находящиеся под учредительством Министерства народного образования Республики Узбекистан и Узбекского агентства по печати и информации, полностью переданы в ведение Министерства народного образования.

Реализация данного Указа главы нашего государства, безусловно, будет иметь огромное значение в повышении эффективности проводимой в стране государственной политики в сфере печати и информации, формировании здоровой конкурентной среды в национальном медиа-пространстве, оказании методической помощи СМИ, способствовать укреплению духовных ценностей нашего народа, росту социальной активности граждан.