За годы независимости в Республике Узбекистан разработаны и осуществлены важные законодательно-правовые, организационные и социально-экономические меры по обеспечению экологической безопасности. Приняты и действуют более 15 законов, непосредственно регулирующих отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, более 30 законодательных актов, в которых определены механизмы и условия пользования отдельными видами природных ресурсов, а также процедура осуществления государственной экологической экспертизы, образования различных категорий охраняемых природных территорий и установления в них особого режима пользования и другие вопросы.
Принятые акты позволили в определенной степени снизить уровень загрязнения окружающей среды, развить систему охраняемых природных территорий, привлечь международные организации к решению национальных экологических проблем.
Вместе с тем проведенный анализ действующей системы государственного управления и контроля в сфере охраны окружающей среды выявил ряд недостатков и проблемных вопросов, в частности:
отсутствие вертикали управления и единого государственного органа, контролирующего и координирующего деятельность физических и юридических лиц, специально уполномоченных государственных органов, организаций и предприятий в сфере обращения с отходами;
отсутствие правовых основ подчиненности Госкомприроды Кабинету Министров, что исключило возможность полноценного межведомственного взаимодействия и практического решения задач в области охраны окружающей среды;
недостаточность и низкую эффективность мер административного наказания, предусмотренных законодательством за нарушения экологических, санитарных норм и требований в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;
полномочия Госкомприроды в области обращения с отходами ограничивались государственным контролем за обращением лишь производственных отходов, при том, что действующая организационная структура и штатная численность Госкомприроды не позволяют обеспечить исполнение возложенных задач и функций качественно и в полном объеме.
В связи с этим в целях обеспечения эффективной реализации государственной политики, совершенствования системы государственного управления и контроля в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и обращения с отходами, а также для решения других задач, предусмотренных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в Год диалога с народом и интересов человека, принят Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды», предусматривающий преобразование Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее — Госкомэкологии), подчиненный и подотчетный Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Указом на Госкомэкологию возложены задачи по:
государственному управлению в сфере экологии, охраны окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
организации действенной системы сбора, транспортировки, переработки утилизации и захоронения бытовых отходов;
обеспечению благоприятного экологического состояния окружающей среды, охраны экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, оздоровления экологической обстановки;
государственному экологическому контролю за соблюдением законодательства в области охраны и использования земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, животного и растительного мира, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами;
ведению государственного кадастра в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также государственного учета питомников по разведению и содержанию диких животных, дикорастущих растений, зоологических и ботанических коллекций;
организации экологического воспитания, пропаганды и просвещения, а также переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере экологии и охраны окружающей среды.
В соответствии с указом создаются:
в центральных аппаратах Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента инспекции по контролю за образованием, сбором, хранением, транспортировкой, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов;
при Комитете Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениях по экологии и охране окружающей среды областей государственные унитарные предприятия «Тоза худуд» с филиалами в городах, а также в районах республики на базе участков по оказанию услуг по вывозу бытовых отходов управлений благоустройства при хокимиятах районов;
Фонд экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами на базе республиканского и территориальных фондов охраны природы, с целевым направлением его средств, в первую очередь, на финансирование мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в сфере обращения с отходами, сохранения и воспроизводства биоресурсов, проведения научно-исследовательской деятельности в сфере экологии, охраны и мониторинга окружающей среды, организации пропаганды и просвещения, подготовки и переподготовки специалистов в сфере экологии и охраны окружающей среды;
Республиканская государственная инспекция по охране и рациональному использованию животного и растительного мира Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы преобразуется в Инспекцию по контролю за охраной и использованием биоразнообразия и охраняемых природных территорий при Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды с созданием ее региональных инспекций.
Исходя из опыта зарубежных стран по организации деятельности органов экологии и охраны окружающей среды, предусмотрено внесение изменений и дополнений в законодательство республики, предусматривающее подотчетность Госкомэкологии Кабинету Министров Республики Узбекистан. Также будут внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающие усиление ответственности физических и должностных лиц, имея в виду повышение размеров штрафных санкций за нарушения законодательства в области обращения с отходами, в законы Республики Узбекистан «Об охране природы», «О недрах» — в части усиления ответственности юридических и физических лиц за нарушения установленного порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых ресурсов.
Принятие данного указа позволит:
во-первых, повысить уровень системности работы органов государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;
во-вторых, обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в сфере экологии и охраны окружающей среды;
в-третьих, создать условия для благоприятного экологического состояния окружающей среды, охраны экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов.