от 14.03.2017 г. № ПП-2829
Акт на состоянии 05.07.2019
Перейти на действующую версию
упразднение четырех академических лицеев со сравнительно низким уровнем материально-технической и учебно-педагогической базы согласно приложению № 1 с прекращением приема учащихся на 1-е курсы упраздняемых академических лицеев с 2017/2018 учебного года;
См. предыдущую редакцию.
(абзац седьмой пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2019 года № УП-5759 — Национальная база данных законодательства, 05.07.2019 г., № 06/19/5759/3385)
 Комментарий LexUz
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2829
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2829
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2829
См. предыдущую редакцию.

Наименование мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственный исполнитель

1.

Подготовка и утверждение в установленном порядке Положения о порядке работы высших образовательных учреждений с прикрепленными академическими лицеями, предусматривающего пересмотр и усиление функций высших образовательных учреждений по:

обеспечению широкого доступа учащихся и преподавателей академических лицеев к материальным и информационным ресурсам прикрепленных высших образовательных учреждений (конкретный механизм);

широкому привлечению профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений к организации учебно-воспитательного процесса
в академических лицеях;

научно-методическому сопровождению учебного процесса в академических лицеях;

созданию в каждом академическом лицее образовательной среды, предусматривающей кардинальное улучшение качества образования, широкое внедрение прогрессивных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и мультимедийных обучающих систем,способствующей раскрытию и активизации творческого потенциала учащихся, формирующей и развивающей навыки самостоятельной деятельности в процессе получения знаний с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося;

организации патронажа над преподавателями академических лицеев путем
их прикрепления к кафедрам и опытным преподавателям высших образовательных учреждений;

критическому анализу на заседаниях Советов высших образовательных учреждений вопросов успеваемости учащихся и усовершенствования образовательного процесса в академических лицеях в целом.

Апрель

2017 года

Минвуз, заинтересованные министерства и ведомства, ЦССПО, высшие образовательные учреждения

2.

Разработка и утверждение приказом Минвуза порядка мониторинга и критериев оценки эффективности содействия высших образовательных учреждений академическим лицеям в организации учебного процесса, учитывающего:

степень вовлеченности материальных и информационных ресурсов прикрепленных высших образовательных учреждений в образовательный процесс академических лицеев;

степень участия профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений в учебном процессе академических лицеев;

совершенствование качественного состава преподавателей академических лицеев;

повышение качества образовательного процесса;

результаты как текущей успеваемости учащихся, так и конечных результатов (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, показатель поступления выпускников в высшие образовательные учреждения и т.д.).

Апрель

2017 года

Минвуз, заинтересованные министерства и ведомства, ЦССПО, высшие образовательные учреждения

3.

Разработка и утверждение приказом Минвуза комплекса мер по повышению профессионального и педагогического мастерства преподавателей академических лицеев и поощрения их деятельности путем:

проведения тренингов, семинаров, в том числе по основам применения информационно-коммуникационных технологий, иностранных языков в образовательном процессе;

проведения мастер-классов ведущим профессорско-преподавательским составом высших образовательных учреждений;

оказания действенной научно-методической помощи преподавателям академических лицеев;

разработки системы поощрения преподавателей, добившихся высоких результатов.

Разработка комплекса мер — май 2017 г.

Реализация

2017-2021 гг.

Минвуз, заинтересованные министерства и ведомства, ЦССПО, высшие образовательные учреждения

4.

Разработка и утверждение приказом Минвуза комплекса мер, направленных на совершенствование духовно-нравственного содержания образования в академических лицеях и повышение результативности проводимых воспитательных мероприятий среди учащейся молодёжи.

Разработка комплекса мер — май 2017 г.

Реализация

2017-2021 гг.

Минвуз, ЦССПО, заинтересованные министерства и ведомства, Союз молодежи Узбекистана, Республиканский центр духовности и просветительства

5.

Внесение предложений по поэтапному преобразованию 54 академических лицеев в профессиональные колледжи, с учетом перспективных приоритетных направлений социально-экономического развития регионов и отраслей экономики:

в 2017/2018 учебном году — 18 академических лицеев;

в 2018/2019 учебном году — 18 академических лицеев;

в 2019/2020 учебном году — 18 академических лицеев.

Ежегодно

до 10 марта

Минтруд, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства, ЦССПО, Совмин Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

6.

Перераспределение академических лицеев между высшими образовательными учреждениями и приведение наименований (нумерации) академических лицеев в соответствие после ежегодного преобразования части из них в профессиональные колледжи.

Ежегодно

до 1 сентября

Минвуз, ЦССПО

7.

Внесение предложений по дальнейшему использованию зданий, сооружений и земельных участков четырех упраздняемых академических лицеев для нужд системы среднего специального, профессионального образования.

Ежегодно

до 1 августа

ЦССПО, заинтересованные министерства и ведомства, хокимияты Андижанской, Самаркандской областей и г.Ташкента

(приложение № 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 28 сентября 2017 года № УП-5194 — Национальная база данных законодательства, 29.09.2017 г., № 06/17/5194/0032)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2829

Направления образования

Наименования специальностей

Точные науки

1. Оператор базы данных

2. Специалист по обработке, оцифровке и хранению

электронных документов

3. Машинистка, работающая с иностранным текстом

4.Техник-программист

5.Техник-системный администратор

6.Инспектор бюро пропусков

Естественные науки

1. Лаборант (по направлениям)

2. Офис-менеджер

3. Техник-химик

4. Дезинфектор

5. Инспектор бюро пропусков

6. Секретарь-делопроизводитель

Социально-гуманитарные науки

1. Архивариус

2. Делопроизводитель

3. Офис-менеджер

4. Библиотекарь (средней квалификации)

5.Дежурный администратор

6.Инспектор бюро пропусков

7.Секретарь

8. Секретарь-делопроизводитель

Иностранные языки

1.Турагент (специалист по туризму)

2. Машинистка, работающая с иностранным текстом

3. Офис-менеджер

4. Делопроизводитель

5.Дежурный администратор

6.Инспектор бюро пропусков

7.Секретарь

8. Секретарь-делопроизводитель

Культура и искусство

1. Артист оркестра

2. Артист хора

3. Аккомпаниатор

4. Артист духового оркестра

5. Артист оркестра народных инструментов

6. Артист симфонического оркестра

7. Артист вокально-инструментального ансамбля

См. предыдущую редакцию.
(примечании в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 16 октября 2017 года № УП-5204 — Национальная база данных законодательства, 16.10.2017 г., № 06/17/5204/0114)

С первых лет независимости в нашей стране вопросам развития системы образования уделяется внимание на уровне государственной политики, осуществляется широкомасштабная деятельность по предоставлению молодому поколению образования в соответствии с международными стандартами, воспитанию духовно и физически развитой личности, реализации ее способностей и интеллектуального потенциала, утверждения в сердцах наших детей чувства преданного и самоотверженного служения Родине.

В результате последовательной реализации целей и задач Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране создано более 1,5 тысячи средних специальных, профессиональных образовательных учреждений.

Сегодня в 1411 профессиональных колледжах нашей страны молодые кадры осваивают современные знания по нескольким специальностям.

На базе высших учебных заведений организовано 144 академических лицея, в которых ведется обучение по направлениям точных, естественных, общественно-гуманитарных дисциплин, иностранных языков, культуры и искусства. Обучение ведется в аудиториях, оснащенных современным учебно-лабораторным оборудованием, с применением современных педагогических и информационных технологий. Ежегодно академические лицеи заканчивают в среднем 35 тысяч юношей и девушек.

Анализ деятельности академических лицеев республики с точки зрения перспективного развития регионов с учетом территориальных, демографических, экономических и других социальных факторов показывает, что работа лицеев по профессиональному ориентированию выпускников в выборе высших учебных заведений неудовлетворительна. В настоящее время возникла необходимость в принятии ряда мер по оптимизации количества академических лицеев, повышению качества и обновлению содержания образования, улучшению показателей поступления выпускников академических лицеев в высшие образовательные учреждения.

В целях системного решения имеющихся в данной сфере проблем принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности образовательных учреждений среднего специального, профессионального образования».

Данным постановлением предусмотрена реализация конкретных мер, направленных на кардинальное повышение качества и эффективности образования в академических лицеях, обеспечение концентрации в них наиболее одаренных выпускников общеобразовательных школ, дальнейшее улучшение условий для удовлетворения потребностей выпускников общеобразовательных школ в освоении выбранных профессий и специальностей:

будут упразднены 4 академических лицея, материально-техническая и учебно-методическая база которых не отвечает современным требованиям, а 54 академических лицея, расположенные вдали от высших образовательных учреждений и имеющие низкие показатели поступления выпускников в вузы, будут поэтапно преобразованы в профессиональные колледжи;

при формировании проекта Инвестиционной программы и адресного перечня запланированных для строительства объектов особое внимание будет уделено выделению средств на строительство новых учебных мастерских для профессиональных колледжей, которые будут созданы на базе академических лицеев;

учащиеся 2-го и 3-го курсов преобразуемых в профессиональные колледжи академических лицеев по завершении обучения пройдут итоговую государственную аттестацию и получат дипломы выпускников академического лицея государственного образца в близлежащих академических лицеях с аналогичными профилями образования;

для более широкого привлечения высококвалифицированных профессоров и преподавателей высших образовательных учреждений к преподаванию в академических лицеях размер почасовой оплаты их педагогической деятельности в лицеях будет приравнен к размеру почасовой оплаты труда в вузах;

руководствуясь принципами непрерывности и преемственности образования, между специализированными государственными общеобразовательными учреждениями с углубленным изучением отдельных предметов и академическими лицеями будет налажен механизм эффективного взаимодействия в рамках целевой работы с одаренными учащимися.

В целях дальнейшего повышения качества образования в академических лицеях, создания необходимых условий для эффективного использования в учебном процессе передовых педагогических методик и технологий, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и мультимедийных средств:

учебные группы будут формироваться составом не более 26 учащихся;

практические, лабораторные и семинарские занятия по углубленно преподаваемым предметам (направлениям образования) будут проводиться в подгруппах, создаваемых путем деления групп на две малые группы;

педагогический состав будет формироваться из лиц с высшим образованием и стажем непрерывной педагогической деятельности не менее 5 лет, избранных на конкурсной основе.

Еще одним важным решением является выдвижение кандидатур на замещение вакантных должностей директоров академических лицеев ректорами высших образовательных учреждений, к которым прикреплены академические лицеи.

Начиная с 2017/2018 учебного года, обеспечение учащихся академических лицеев учебниками по общеобразовательным предметам будет осуществляться на арендной основе за счет средств внебюджетного Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан. Учащимся из малообеспеченных семей будут выделены учебники по общеобразовательным предметам на бесплатной основе за счет бюджетных средств.

Выпускникам академических лицеев будут присваиваться определенные специальности, не требующие специальной углубленной подготовки.

В документе также предусмотрены отдельные меры, направленные на повышение качества образования и обеспечение продолжения выпускниками академических лицеев получения образования в высших учебных заведениях:

расширение доступа учащихся академических лицеев к информационно-ресурсным центрам и другой материально-технической базе высших образовательных учреждений;

разработка в каждом академическом лицее, с учетом индивидуальных способностей учащихся, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, программ, нацеленных на творческое и самостоятельное получение знаний;

организация патронажа педагогических кадров академических лицеев со стороны кафедр, опытных профессоров и преподавателей высших образовательных учреждений;

разработка критериев оценки деятельности высших образовательных учреждений, исходя из эффективности их взаимодействия с закрепленными за ними академическими лицеями, в том числе проводимой работы по организации семинаров-тренингов, внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, обучению иностранным языкам, проведению мастер-классов с участием опытных профессоров и преподавателей, оказанию научно-методической помощи преподавателям академических лицеев.

На поэтапную организацию профессиональных колледжей на базе академических лицеев, строительство и оснащение мастерских, а также повышение заработной платы профессоров и преподавателей, работающих в академических лицеях на почасовой основе, будут направлены средства из Государственного бюджета.

Реализация предусмотренных в постановлении мер будет способствовать дальнейшему повышению качества образования и эффективности обучения в академических лицеях, осуществлению всесторонней поддержки и стимулирования одаренных выпускников общеобразовательных ?чреждений, целенаправленному выбору и глубокому овладению ими выбранных специальностей.