к Указу Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года № УП-4848
Наименование мероприятий | Механизм реализации | Сроки исполнения | Ответственные исполнители | |
I. В сфере правового регулирования предпринимательской деятельности | ||||
1. | Проведение критического анализа функций и полномочий государственных органов, прежде всего, правоохранительных и контролирующих структур, и разработка обоснованных предложений, направленных на совершенствование и повышение эффективности мер по предупреждению, профилактике и недопущению правонарушений в сфере осуществления предпринимательской деятельности. | Проекты нормативно-правовых актов | Ноябрь 2016 года | Министерства, ведомства и другие государственные органы |
2. | Обеспечение строгого выполнения требований норм законодательства об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, необоснованное приостановление деятельности, а также возмещение непосредственно с виновных ущерба, нанесенного субъектам предпринимательства. | Комплекс мер | Декабрь 2016 года Реализация комплекса мер постоянно | Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства |
3. | Разработка проекта закона «О противодействии коррупции», направленного, в первую очередь, на дальнейшее укрепление доверия граждан и предпринимателей к государственным органам, повышение инвестиционной привлекательности республики, а также предупреждение и профилактику коррупционных правонарушений. | Проект закона | Ноябрь 2016 года | Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства |
4. | Разработка проекта закона «О государственно-частном партнерстве», предусматривающего: понятие, задачи и основные направления ГЧП; круг участников ГЧП, их права и обязанности; гарантии соблюдения прав и законных интересов участников ГЧП, прозрачности и эффективности использования средств субъектов предпринимательства; приоритетные сферы реализации проектов ГЧП; порядок и условия стимулирования участников ГЧП, а также контроля в данной сфере. | Проект закона | III квартал 2017 года | Минюст, Минэкономики, Минфин, Мининфоком, Госкомконкуренции, Высший хозяйственный суд, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства |
5. | Разработка проекта закона «О государственных закупках», предусматривающего: прозрачный и открытый механизм осуществления государственных закупок на конкурентной основе, меры по предупреждению коррупции в данной сфере; широкий доступ субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства к государственным закупкам; расширение круга субъектов, для которых обязательно применение системы государственных закупок с включением в их число государственных предприятий, а также коммерческих организаций с государственной долей 50 процентов и более; создание независимой и эффективной системы и процедур обжалования для участников государственных закупок; дальнейшее развитие электронных закупок, организацию единой базы данных для статистического анализа результатов, необходимых параметров закупок. | Проект закона | II квартал | Минфин, Минюст, Минэкономики, Госкомконкуренции, Мининфоком, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
6. | Разработка проекта закона «Об административных процедурах», предусматривающего: совершенствование организации управленческой деятельности государственных органов; обеспечение эффективного оказания государственных услуг путем принятия обоснованных и оператив�ых решений; внедрение современных процедур реализации прав и законных интересов юридических и физических лиц. | Проект закона | II квартал | Минюст, Минэкономики, ГТК, ГНК, заинтересованные министерства и ведомства |
7. | Совершенствование и упрощение системы государственной регистрации субъектов предпринимательства через всемирную информационную сеть Интернет. | Проект постановления Кабинета Министров | I квартал | Минюст, Минэкономики, Госкомконкуренции, Мининфоком, ТПП, ГНК |
8. | Рассмотрение вопроса создания института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан со следующими основными полномочиями: участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства; оказание правовой поддержки субъектам предпринимательства при осуществлении проверок их деятельности; изучение практической реализации норм и требований законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности; оценка эффективности воздействия принятых нормативно-правовых актов на осуществление предпринимательской деятельности; осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательства государственными, контролирующими и правоохранительными органами, а также органами государственной власти на местах. | Проект закона «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (омбудсмане)» | I квартал | Законодательная палата Олий Мажлиса, Минюст, Генпрокуратура, Минфин, ТПП |
II. В сфере сокращения проверок субъектов предпринимательства и предупреждения необоснованного | ||||
9. | Отмена всех видов внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства. | Проекты нормативно-правовых актов | Декабрь 2016 года | ГНК, Генпрокуратура, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства |
10. | Отмена всех видов встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам. | Проекты нормативно-правовых актов | Декабрь 2016 года | ГНК, Генпрокуратура, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства |
11. | Четкая процессуальная регламентация назначения, проведения и продления проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности по возбужденным уголовным делам, направленная, прежде всего, на обеспечение неприкосновенности частной собственности, недопущение необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства и приостановления их функционирования. | Проект закона | Ноябрь 2016 года | Генпрокуратура, Верховный суд, Минюст, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства |
12. | Создание общественных консультативных советов при государственных органах, в том числе контролирующих и правоохранительных, с включением в их состав представителей субъектов предпринимательства, а также их объединений. | Ведомственные акты | Декабрь 2016 года | Министерства, ведомства и другие государственные органы |
III. В сфере дальнейшей либерализации ответственности субъектов предпринимательства | ||||
13. | Установление порядка освобождения от административной и уголовной ответственности, применения штрафных и финансовых санкций (кроме пени) субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в случае добровольного устранения в установленные законодательством сроки допущенных нарушений и возмещения причиненного материального ущерба, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью человека. | Проект закона | Декабрь 2016 года | Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства |
14. | Установление порядка освобождения от административной и уголовной ответственности лиц, впервые совершивших правонарушения, связанные с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, в случае добровольного возмещения причиненного ущерба, регистрации в качестве субъектов предпринимательства и оформления необходимых разрешительных документов в месячный срок со дня выявления правонарушения. | Проект закона | Декабрь 2016 года | Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства |
15. | Установление порядка не применения в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права по осуществлению предпринимательской деятельности. | Проект закона | Декабрь 2016 года | Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства |
16. | Установление единых и обоснованных критериев и оснований определения ущерба, причиненного в результате совершения экономических преступлений, а также незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства. | Проект постановления Пленума Верховного суда | Декабрь 2016 года | Верховный суд, Генпрокуратура, Минфин, Минюст, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства |
17. | Разработка предложений по дальнейшей либерализации норм уголовного законодательства, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. | Проект закона | Ноябрь 2016 года | Генпрокуратура, Минюст, Верховный суд, МВД, СНБ, ГНК, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства |
IV. В сфере совершенствования финансовой системы, а также системы налогообложения и таможенного дела | ||||
18. | Внесение обоснованных предложений, направленных на: дальнейшее улучшение качества и эффективности налогового администрирования, обеспечивающего минимизацию затрат на сбор налогов и других обязательных платежей, широкое внедрение дистанционного контроля и повышение правовой грамотности налогоплательщиков; внедрение передовых рыночных механизмов валютного регулирования и курсовой политики, стимулирующих рост экспортного потенциала республики, активное привлечение прямых иностранных инвестиций и повышение конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках; дальнейшее совершенствование законодательства, предусматривающее исчерпывающие правовые основания и критерии назначения и проведения краткосрочных проверок деятельности субъектов предпринимательства; сокращение количества и сроков проведения проверок путем повышения эффективности камерального контроля деятельности субъектов предпринимательства; совершенствование правовых основ деятельности аудиторских организаций и налоговых консультантов по усилению ответственности за качество услуг и достоверность представляемых ими заключений как один из основных механизмов предупреждения правонарушений и гарантий стабильной дея-тельности законопослушных субъектов предпринимательства; внедрение современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, искоренение и недопущение административного вмешательства в деятельность коммерческих банков со стороны государственных органов, в первую очередь, в кредитную политику; упразднение барьеров, препятствующих осуществлению эффективной банковской деятельности, а также обеспечение реализации в полной мере прав клиентов по свободному распоряжению собственными денежными средствами. | Проекты нормативно-правовых актов | Декабрь 2016 года | Минфин, Центральный банк, ГНК, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства |
19. | Разработка и реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее расширение безналичного денежного оборота, прежде всего путем увеличения количества терминалов и пластиковых карт. | Комплекс мер | Декабрь 2016 года | Центральный банк, Минфин, Минэкономики, коммерческие банки |
20. | Предоставление вновь создаваемым производственным предприятиям с иностранными инвестициями права применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей (за исключением ресурсных и таможенных платежей), действовавших на дату их государственной регистрации. | Проект закона | Декабрь 2016 года | Минфин, ГНК, Минэкономики, МВЭСИТ |
21. | Освобождение от уплаты государственной пошлины субъектов предпринимательства при подаче заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда. | Проект закона | Декабрь 2016 года | Минфин, ГНК, Минэкономики, Высший хозяйственный суд |
22. | Отмена требования о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в органах государственной таможенной службы, за исключением контрактов по экспорту товаров, предусмотренных в приложениях №№ 1, 2 и 4 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года № УП-1871 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)», с сохранением контроля и мониторинга за внешнеторговыми контрактами органами валютного контроля через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций. | Проект нормативно-правового акта | Декабрь 2016 года | Мининфоком, МВЭСИТ, ГТК, Минэкономики, Минфин |
23. | Установление порядка, согласно которому выдача сертификата о происхождении экспортируемых из Республики Узбекистан товаров заявителю, ранее получившему аналогичный сертификат по идентичному товару, осуществляется в течение одного рабочего дня. | Проект нормативно-правового акта | Декабрь 2016 года | МВЭСИТ, Агентство «Узстандарт», |
24. | Снижение ставки сбора за таможенное оформление товара, помещаемого в таможенный режим «экспорт», вне мест его осуществления в два раза против действующей ставки (с 10% до 5% от МРЗП). | Проект нормативно-правового акта | Декабрь 2016 года | Минфин, МВЭСИТ, ГТК, Минэкономики |
V. В сфере усиления судебной защиты предпринимателей, улучшения условий для ведения бизнеса, | ||||
25. | Разработка и внесение предложений по поэтапной передаче функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников судебным органам. | Проект нормативно-правового акта | Декабрь 2016 года | Верховный суд, Минфин, Минюст, Генпрокуратура, МВД, СНБ, заинтересованные министерства и ведомства |
26. | Разработка программы, предусматривающей поэтапное внедрение механизмов аудио- и видео фиксации судебных заседаний, а также публикации на веб-сайтах принятых решений судов, направленной на обеспечение прозрачности и объективности, надежной судебной защиты прав предпринимателей. | Проект Программы Реализация Программы | Декабрь 2016 года 2017-2018 гг. | Высший хозяйственный суд, Мининфоком, Минфин |
27. | Совершенствование механизма межведомственного обмена информацией для эффективной работы системы оказания государственных услуг по принципу «одно окно». | Комплекс мер | IV квартал 2017 года | Мининфоком, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и |
28. | Разработка комплексных мер по развитию инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры городов (районов) в целях обеспечения бесперебойной подачи электрической энергией, газо- и водоснабжением субъектам предпринимательства. | Комплекс мер | I квартал 2017 года | Минэкономики, Минфин, Госархитектстрой, заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
29. | Повышение прозрачности прохождения разрешительных и лицензионных процедур, оптимизация их количества и сроков рассмотрения, в том числе с целью исключения возможности формирования коррупциогенных факторов и искоренения фактов бюрократии. Внесение обоснованных предложений по отмене требований по сроку действия отдельных видов лицензий. | Проекты нормативно-правовых актов | I квартал 2017 года | Минюст, Минэкономики, Госкомконкуренции, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства |
30. | Разработка предложений по дополнению Перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». | Проект постановления Кабинета Министров | Декабрь 2016 года | Мининфоком, Минюст, Минэкономики, Минфин, ГНК, заинтересованные министерства и ведомства |
31. | Создание интегрированного с ЕПИГУ (единый портал интерактивных государственных услуг) единого веб-сайта о деятельности центров «одно окно», включающего: общие сведения о деятельности центров и перечня оказываемых государственных услуг; стандартные образцы учредительных документов (по организационно-правовым формам); исчерпывающий перечень предоставляемых документов, необходимых для получения услуги, информацию о стоимости, порядке оплаты и реквизитах банка (при платных услугах); электронный ресурс «персональный кабинет субъекта предпринимательства» (путем интеграции сайта с ЕПИГУ) для взаимодействия с государственными органами при получении государственных услуг. | Проект нормативно-правового акта | III квартал 2017 года | Мининфоком, Минюст, Минэкономики, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства |
32. | Ускорение перевода в электронную форму основных процедур оказания государственных услуг в рамках системы «Электронное правительство» путем: ускорения интеграции с комплексом информационных систем «Лицензия» баз данных уполномоченных государственных органов, осуществляющих регистрацию, выдачу лицензий и других разрешительных процедур субъектам предпринимательства; завершения до конца 2017 года перевода на интерактивную основу процедур по предоставлению земельных участков и выдаче разрешений на строительство, регистрации прав на собственность, подключению к инженерно-коммуникационным сетям; поэтапной интеграции через межведомственную интеграционную платформу комплексов информационных систем «Солик» и «Божхона», с возможностью прохождения всех процедур, предоставления государственных услуг и осуществления оплаты за транзакционные услуги в электронной форме по принципу «одно окно». | Комплекс мер | IV квартал 2017 года | �ининфоком, Минюст, Минэкономики, Минфин, ГНК, ГТК, Агентство «Узкоммунхизмат», заинтересованные министерства и ведомства |
33 | Повсеместное внедрение межведомственной информационной системы «Единое окно» при оформлении сертификата о происхождении товара, ветеринарного, фитосанитарного, экологического, санитарно-эпидемиологического заключения, предоставив субъектам предпринимательства возможность интерактивного отслеживания процесса прохождения разрешительных процедур. | Проект нормативно-правового акта | I квартал 2017 года | ГТК, Агентство «Узстандарт», Мининфоком, МВЭСИТ, Минсельводхоз, Минздрав, Госкомприроды |
34. | Внедрение интерактивных электронных услуг, оказываемых АО «Узбекэкспертиза» субъектам предпринимательства при осуществлении экспортно-импортных операций путем интегрирования на едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан по: сертификации происхождения товаров; выдаче заключения об отнесении ввозимого техноло�ического оборудования и запасных частей к нему, а также компонентов, сырья и материалов к категории используемых в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции. | Проект нормативно-правового акта | I квартал 2017 года | МВЭСИТ, Мининфоком, ГТК, Минэкономики |
35. | Дальнейшее стимулирование развития молодежного предпринимательства путем: содействия со стороны государственных органов в организации молодежного предпринимательства; предоставления льготных кредитов в целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность; обучения молодежи основам предпринимательской деятельности, развития сотрудничества между образовательными учреждениями и работодателями на договорной основе; разработки и реализации программ поддержки молодежного предпринимательства. | Комплекс мер | Постоянно | Союз молодежи Узбекистана, Центральный банк, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства |
36. | Проведение инвентаризации всех технических требований (санитарные, экологические, градостроительные нормы и правила, правила пожарной безопасности, нормативные документы по стандартизации и технические нормативы) и с учетом передового зарубежного опыта разработка и принятие соответствующих нормативных документов, исключающих неэффективные, устаревшие и подменяющие рыночные механизмы нормы. | Проекты нормативных актов | Декабрь 2016 года | Госархитектстрой, Госкомприроды, Минздрав, МВД, Агентство «Узстандарт», Минсельводхоз, |
37. | Обеспечение размещения и постоянного обновления действующих нормативных документов в области технического регулирования на официальных веб-сайтах во всемирной информационной сети Интернет в целях предоставления беспрепятственного и бесплатного доступа к ним. | Комплекс мер | Декабрь 2016 года | Госархитектстрой, Госкомприроды, Минздрав, МВД, Агентство «Узстандарт», Минсельводхоз, |
38. | Организация цикла интерактивных телепередач по разъяснению населению, прежде всего, субъектам предпринимательства, порядка прохождения процедур, связанных с организацией и ведением предпринимательской деятельности, путем создания на телеканале «Узбекистон» НТРК постоянно действующей передачи «Время предпринимателя» («Тадбиркор даври»). | Цикл телепередач | Постоянно | НТРК, ТПП, Минэкономики, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства |
39. | Совершенствование порядка назначения и проведения проверок в процессе производства строительно-монтажных работ по категориям сложности (риска) объектов строительства, предусмотрев: конкретные критерии назначения проверок с учетом категорий сложности (риска); порядок и сроки проведения проверок (осуществления надзорных функций); ответственность сторон по результатам проведенных проверок. | Проект нормативно-правового акта | II квартал 2017 года | Госархитектстрой, Минэкономики, Минфин, Минюст |
40. | Дальнейшее совершенствование механизма подключения субъектов предпринимательства к электрическим и газовым сетям на условиях «под ключ» путем установления: сроков и стоимости разработки АПЗ (части II); порядка, сроков и стоимости разработки топографической карты; порядка определения договорной стоимости объекта для заключения договора. Разработка «руководящего документа» по подготовке договорной и сметной стоимости объекта при подключении субъектов предпринимательства к электрическим и газовым сетям на условиях «под ключ», предусмотрев: минимальные прочие затраты (по факту затрат) в договорной и сметной документации; предельную штатную численность работников для каждой территориальной единицы, необходимую для выполнения поставленных задач. Установление порядка по внедрению механизма мониторинга энергоснабжения (на основе индексов SAIDI и SAIFI), включая внеплановые отключения, учет общей продолжительности и частоты внеплановых отключений, а также восстановления подачи электроэнергии при внеплановом отключении, с постоянным обновлением результатов мониторинга на официальном веб-сайте АО «Узбекэнерго». | Проект нормативно-правового акта | Декабрь 2016 года | АО «Узбекэнерго», НХК «Узбекнефтегаз», Минэкономики, Минфин, Госархитектстрой |
41. | Увеличение срока использования субъектами предпринимательства иностранной валюты, купленной на межбанковской торговой сессии с 7 до 15 дней. | Проект нормативно-правового акта | Декабрь 2016 года | Центральный банк, Минюст |
42. | Проработка совместно с Международной финансовой корпорацией вопроса по привлечению международного кредитного бюро в состав учредителей кредитного бюро «Кредитно-информационный аналитический центр» в целях повышения качества кредитно-информационных услуг. | Комплекс мер | В течение 2017 года | Центральный банк, Мининфоком, Ассоциация банков Узбекистана |
Принятый Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» направлен, прежде всего, на дальнейшее усиление правовой защиты частной собственности, создание благоприятных условий и всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности республики и свидетельствует о переходе на качественно новый уровень государственной политики в данной сфере.
В частности, Указ в качестве важнейшего приоритета и первостепенной задачи государственных органов закрепляет «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений». В этих целях государственным органам, прежде всего, правоохранительным и контролирующим структурам, поручено:
обеспечить в своей деятельности безусловную реализацию установленных требований, а также принципа приоритета прав и законных интересов субъектов предпринимательства, в связи с чем критически пересмотреть свои функции и полномочия;
обеспечить строгое выполнение требований норм законодательства об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, ее необоснованное приостановление, а также возмещение непосредственно с виновных ущерба, нанесенного субъектам предпринимательства.
Данная норма обязывает государственные органы применять не только самые строгие меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, но и обеспечивать взыскание непосредственно с виновных работников ущерба, причиненного субъектам предпринимательства.
Реализация указанных мер направлена на недопущение инициирования и проведения незаконных проверок, особенно случаев необоснованного приостановления деятельности субъектов предпринимательства и причинения убытков вследствие неправомерных действий работников государственных органов.
Указом устанавливается ряд принципиально новых механизмов государственного контроля, направленных на обеспечение надежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.
В частности, с 1 января 2017 года вводятся такие беспрецедентные меры, как отмена всех видов:
– внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;
– встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам.
Таким образом, контролирующие органы теперь не вправе инициировать проведение внеплановых проверок. При этом, в целях обеспечения правовых механизмов защиты прав и интересов граждан сохраняется ограниченная возможность проведения краткосрочной проверки только на основании обращений физических и юридических лиц по фактам нарушений законодательства. Подобная проверка может проводиться исключительно по решению Республиканского совета, и ее продолжительность ограничена одним рабочим днем.
Наряду с этим, продолжая курс на либерализацию административного и уголовного законодательства, Указ предусматривает такие кардинально новые меры, как освобождение от всех видов ответственности субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, а также лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, в случае возмещения ими причиненного ущерба и добровольного устранения последствий правонарушений в установленные сроки.
Кроме того, установлен запрет на применение в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права на занятие предпринимательской деятельностью.
Указанные нормы не только исключают двойное наказание субъектов предпринимательства, но и предоставляют возможность гражданам, впервые совершившим правонарушения и загладившим свою вину, продолжить свою предпринимательскую деятельность без негативных последствий, что также призвано стимулировать их деловую активность.
В этой связи соответствующие изменения и дополнения будут внесены в Уголовный кодекс, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, Налоговый кодекс и ряд других законов.
Для повышения инвестиционной привлекательности республики вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течении пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации.
Следует отметить, что данная льгота распространяется на все предприятия с иностранными инвестициями вне зависимости от суммы инвестированных средств.
В целях усиления форм парламентского контроля за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства намечается создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.
Как показывает зарубежный опыт, данный институт играет важную роль в обеспечении правовой защиты субъектов предпринимательства, представления их интересов в отношениях с государственными структурами.
В целях практической реализации положений Указа утверждена Программа комплексных мер, предусматривающая реализацию 42 конкретных мероприятий по пяти наиболее приоритетным сферам ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защиты частной собственности и качественного улучшения делового климата.
В частности, в рамках совершенствования правовых основ по борьбе с коррупцией, снижения административных барьеров при взаимодействии государства и бизнеса, обеспечения открытости и прозрачности использования государственных ресурсов предусматривается принятие целого пакета законов, включая законы «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О государственных закупках» и «О государственно-частном партнерстве», на основе общепризнанных международных стандартов.
В соответствии с Программой будут внесены изменения и дополнения в Закон «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», Уголовно-процессуальный кодекс и другие нормативно-правовые акты для установления четкой правовой регламентации порядка назначения и проведения проверок по уголовным делам, единых и прозрачных механизмов.
Реализация данной меры позволит устранить причины и условия, способствующие незаконному вмешательству в деятельность субъектов предпринимательства, в том числе в рамках расследования уголовных дел.
Кроме того, Программа предусматривает разработку предложений по дальнейшей либерализации норм уголовного законодательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, установлению единых критериев и оснований определения ущерба, нанесенного в результате совершения преступлений, а также незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.
В сфере совершенствования системы налогообложения и таможенного дела, повышения инвестиционной привлекательности и международного рейтинга республики в Программе намечены мероприятия по разработке предложений и нормативно-правовых актов, направленных на:
внедрение передовых рыночных механизмов валютного регулирования и курсовой политики, современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, упразднение барьеров, препятствующих осуществлению эффективной банковской деятельности;
дальнейшее улучшение качества и эффективности налогового администрирования;
отмену требования о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в таможенных органах;
совершенствование правовых основ деятельности аудиторских организаций и налоговых консультантов по усилению ответственности за качество услуг и достоверность представляемых ими заключений, как один из основных механизмов предупреждения правонарушений и гарантий стабильной деятельности законопослушных субъектов предпринимательства.
В Программе запланированы меры по усилению судебной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства путем поэтапной передачи судам функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников.
Реализация данной меры призвана устранить практику, когда контролирующий орган, осуществивший проверку субъекта предпринимательства, самостоятельно рассматривает дело об административном правонарушении, что естественно сказывается на беспристрастности и объективности рассмотрения административных дел.
Программа также включает мероприятия по внедрению в систему хозяйственных судов механизмов аудио- и видеофиксации судебных заседаний, а также публикации на веб-сайтах принятых решений, освобождение от уплаты государственной пошлины субъектов предпринимательства при подаче заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда.
В рамках внедрения системы «Электронное правительство» намечен комплекс мероприятий по ускоренному развитию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, расширению бесконтактных форм взаимодействия субъектов предпринимательства с уполномоченными органами. В частности, Программа предусматривает меры по расширению перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».
Наряду с этим, предусматривается критический пересмотр с учетом передового зарубежного опыта специальных нормативных документов, таких как технические требования (санитарные, экологические, градостроительные нормы и правила, правила пожарной безопасности, стандартизации и др.) с исключением неэффективных, устаревших и подменяющих рыночные механизмы норм.
Реализация Указа позволит обеспечить преемственность и последовательность курса, определенного Первым Президентом Республики Узбекистан по решительному устранению административных барьеров и искусственных преград на пути развития предпринимательской деятельности, как ключевого фактора устойчивого развития экономики страны.