В соответствии со статьями 4 и 10 Закона Республики Узбекистан «О парламентском контроле» по инициативе фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан заслушала информацию министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан «О ходе реализации Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан».
Законодательная палата отмечает, что в ходе реализации Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013 — 2020 годы (далее — Комплексная программа) в Узбекистане осуществляются системные и последовательные меры, направленные на развитие национальной сети телекоммуникаций, внедрение в деятельность органов государственной власти и управления современных информационно-коммуникационных технологий, совершенствование инфраструктуры электронного правительства.
Реализация Комплексной программы, включающая в себя 17 проектов по развитию телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи страны на общую сумму 2,1 трлн. сум и 28 мероприятий и проектов по созданию комплексов информационных систем и баз данных, позволила сформировать инфраструктурную основу внедрения и развития Национальной информационно-коммуникационной системы.
За счет реализованных мер обеспечена модернизация и расширение магистральных телекоммуникационных сетей, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ населения, включая жителей, проживающих в сельских и труднодоступных регионах к информационным технологиям и услугам.
Важным элементом внедряемой информационной системы электронного правительства является введенный в эксплуатацию Единый портал интерактивных государственных услуг, обеспечивающий доступ пользователей к официальным сайтам более 2 000 органов государственной власти и управления. Органами государственной власти и управления оказано более 700 тыс. интерактивных государственных услуг физическим и юридическим лицам, процентный показатель количества субъектов предпринимательства, пользующихся интерактивными государственными услугами доведен до 57 %.
Высокий уровень автоматизации процессов оказания электронных государственных услуг в налоговой и таможенной сфере позволил довести долю субъектов предпринимательства, сдающих налоговую и статистическую отчетность в электронном виде до 100 % и обеспечить полный переход на электронное декларирование товаров при таможенном оформлении грузов.
Важным этапом реализации Комплексной программы стало принятие Закона Республики Узбекистан «Об электронном правительстве», вступление в силу которого создало правовую основу для активизации процессов широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в различные сферы общественного и государственного строительства. Итоги осуществляемого депутатского мониторинга свидетельствуют о своевременном принятии органами исполнительной власти ряда требуемых подзаконных нормативных актов в связи с принятием указанного Закона.
Осуществляется разработка и утверждение государственных стандартов по межведомственному взаимодействию и обмену данными в рамках системы электронного правительства, совершенствуется законодательство в части обеспечения перехода к взаимодействию с населением и субъектами предпринимательства в электронной форме.
Вместе с тем, Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан отмечает, что в ходе реализации проектов Комплексной программы имеются отдельные недостатки. В частности, имеют место случаи несвоевременного выполнения сетевых графиков по реализации проектов системы электронного правительства.
Успешной реализации Комплексной программы препятствует неразвитость законодательства, регламентирующего механизмы использования персональных данных, отсутствие цельного закона комплексно и системно обеспечивающего правовые гарантии, недопущения фактов незаконного использования данного вида конфиденциальной информации.
Остается низким уровень осведомленности граждан о механизмах использования предоставляемых органами государственной власти и управления электронных государственных услуг, что негативным образом сказывается на эффективности реализуемых проектов системы электронного правительства.
Заслушав информацию министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан «О ходе реализации Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» и на основании статьи 21 Закона Республики Узбекистан «О парламентском контроле», Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановляет:
1. Принять к сведению информацию министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан «О ходе реализации Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан».
2. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять дополнительные меры направленные на своевременное исполнение отдельных проектов, включенных в состав Комплексной программы, по которым имеют место факты отставания от графиков реализации, в частности — Комплексная информационная система «Коммунал» (Узбекское агентство «Узкоммунхизмат»), Комплексная информационная система «Таълим» (Министерство высшего и средне специального образования Республики Узбекистан), Национальная геоинформационная система (Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру).
3. Принять к сведению, что Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам информации и коммуникационных технологий и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан разработан и принят к исполнению Совместный план мероприятий по обеспечению своевременной и качественной реализации задач, определенных Комплексной программой развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013 — 2020 годов.
4. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Комитету по вопросам информации и коммуникационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан в рамках реализации Совместного плана мероприятий по обеспечению своевременной и качественной реализации задач, определенных Комплексной программой развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013 — 2020 годы:
на основе инвентаризации действующего законодательства и требований вновь принятого Закона Республики Узбекистан «Об электронном правительстве» обеспечить своевременное и полное принятие необходимых подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы внедрения системы электронного правительства и электронных государственных услуг;
усилить действенность осуществляемых информационно-разъяснительных мер, направленных на повышение уровня компьютерных знаний населения, осведомленности граждан, субъектов предпринимательства о механизмах использования электронных государственных услуг.