Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области организации и осуществления парламентского контроля.
Законодательство о парламентском контроле состоит из Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных законодательных актов.
Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый части первой статьи 3 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 сентября 2019 года № ЗРУ-563 — Национальная база данных законодательства, 05.09.2019 г., № 03/19/563/3685 — Вступает в силу с 1 января 2020 года)
См. предыдущую редакцию.
Объектом парламентского контроля является деятельность государственных органов и их должностных лиц по исполнению Конституции и законов Республики Узбекистан, решений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — палаты Олий Мажлиса) и их органов, государственных программ, а также по реализации возложенных на них задач и функций.
(часть первая статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Объектом парламентского контроля не может быть деятельность, связанная с рассмотрением конкретных дел и материалов, находящихся в производстве органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознания и следствия, судов, а также материалов исполнительного производства и нотариального делопроизводства.
См. предыдущую редакцию.
заслушивание ежегодного доклада Кабинета Министров Республики Узбекистан (далее — Кабинет Министров) по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны;
рассмотрение отчета Кабинета Министров о ходе реализации государственной программы на соответствующий год, вытекающей из Послания Президента Республики Узбекистан народу и Олий Мажлису Республики Узбекистан;
заслушивание ежегодного Национального доклада о противодействии коррупции в Республике Узбекистан Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан;
заслушивание отчета Премьер-министра Республики Узбекистан (далее — Премьер-министр) по актуальным вопросам социально-экономического развития страны;
заслушивание на заседаниях Законодательной палаты, Сената информации руководителей государственных органов по вопросам их деятельности;
заслушивание на заседаниях Законодательной палаты ответов членов правительства на вопросы депутатов Законодательной палаты;
заслушивание на заседаниях Сената отчетов хокимов областей, районов, городов по вопросам развития соответствующей территории;
заслушивание отчетов руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях по вопросам их деятельности;
заслушивание комитетами Законодательной палаты, Сената сообщений руководителей государственных органов;
изучение комитетами Законодательной палаты, Сената состояния исполнения законодательных актов, правоприменительной практики и осуществление ими мониторинга за принятием подзаконных актов;
(часть первая статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
(статья 6 утратила Законом Республики Узбекистан от 9 декабря 2019 года № ЗРУ-590 — Национальная база данных законодательства, 10.12.2019 г., № 03/19/590/4129)
См. предыдущую редакцию.
Законодательная палата осуществляет контроль за исполнением Государственного бюджета. Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан ежеквартально направляет в Законодательную палату информацию и необходимые материалы о ходе исполнения Государственного бюджета.
Законодательная палата рассматривает ход исполнения Государственного бюджета за каждый квартал. При его рассмотрении заслушивается отчет Кабинета Министров, мнения и предложения фракций, соответствующее заключение ответственного комитета Законодательной палаты, проводится обсуждение и принимается соответствующее постановление.
Кабинет Министров не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом, представляет в Законодательную палату годовой отчет об исполнении Государственного бюджета вместе с заключением Счетной палаты.
Законодательная палата рассматривает представленный Кабинетом Министров годовой отчет об исполнении Государственного бюджета на основе его предварительного обсуждения во фракциях, в комитетах Законодательной палаты.
В ходе предварительного обсуждения вопроса о ходе исполнения Государственного бюджета фракции, комитеты Законодательной палаты могут истребовать дополнительную информацию от соответствующих органов относительно исполнения доходной части Государственного бюджета, о состоянии освоения выделенных средств, а также сведения об их целевом расходовании и эффективном использовании. При этом фракции могут инициировать изучение комитетами Законодательной палаты на местах вопросов целевого расходования и эффективного использования бюджетных средств.
После обсуждения во фракциях, комитетах Законодательной палаты годовой отчет об исполнении Государственного бюджета рассматривается на заседании Законодательной палаты и утверждается постановлением Законодательной палаты.
(статья 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Комментарий LexUz
См.: ст. 8 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», подпункт 9 ст. 93 Конституции Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Ежегодный доклад Кабинета Министров об итогах социально-экономического развития за истекший год и основных приоритетах, предусмотренных на очередной год, представляется Премьер-министром в Законодательную палату.
Фракции, комитеты Законодательной палаты предварительно рассматривают ежегодный доклад Кабинета Министров и вырабатывают мнения и предложения, которые подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на заседании Законодательной палаты.
По итогам заслушивания ежегодного доклада Кабинета Министров Законодательная палата принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности правительства по решению важнейших вопросов социально-экономического развития страны.
Принятое по итогам заслушивания ежегодного доклада Кабинета Министров постановление Законодательной палаты направляется в Кабинет Министров.
(статья 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
Премьер-министр вместе с членами правительства каждые полгода представляет в Законодательную палату отчет о ходе реализации государственной программы на соответствующий год, вытекающей из Послания Президента Республики Узбекистан народу и Олий Мажлису Республики Узбекистан.
Фракции, комитеты Законодательной палаты предварительно рассматривают отчет Кабинета Министров и вырабатывают мнения и предложения, которые подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на заседании Законодательной палаты.
По итогам рассмотрения отчета Кабинета Министров Законодательная палата принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности правительства по реализации государственной программы на соответствующий год, вытекающей из Послания Президента Республики Узбекистан народу и Олий Мажлису Республики Узбекистан.
Принятое по итогам рассмотрения отчета Кабинета Министров постановление Законодательной палаты направляется в Кабинет Министров.
(статья 81 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(наименование статьи 82 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Ежегодный Национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан (далее — Национальный доклад), подготовленный Агентством по противодействию коррупции Республики Узбекистан, представляется директором Агентства по противодействию коррупции в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Фракции, комитеты палат Олий Мажлиса предварительно рассматривают Национальный доклад и вырабатывают мнения и предложения, которые подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на заседаниях Законодательной палаты, Сената.
См. предыдущую редакцию.
По итогам заслушивания Национального доклада Законодательная палата, Сенат принимают постановления, в которых могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с коррупцией в Республике Узбекистан.
(часть третья статьи 82 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
Принятые по итогам заслушивания Национального доклада постановления Законодательной палаты, Сената направляются в Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан.
(часть четвертая статьи 82 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Комментарий LexUz
См.: ст. 8 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
См. предыдущую редакцию.
Законодательная палата при необходимости может на своем заседании заслушать отчет Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны.
Отчет Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны заслушивается в порядке парламентского запроса в соответствии с законом.
Фракции, комитеты Законодательной палаты предварительно рассматривают отчет Премьер-министра и вырабатывают мнения и предложения, которые подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на заседании Законодательной палаты.
По итогам заслушивания отчета Премьер-министра, Законодательная палата принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности правительства по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны.
Принятое по итогам заслушивания отчета Премьер-министра постановление Законодательной палаты направляется в Кабинет Министров.
(статья 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
Законодательная палата при необходимости может на своих заседаниях заслушать отчеты членов Кабинета Министров по вопросам их деятельности.
Вопрос о заслушивании отчетов членов Кабинета Министров по вопросам их деятельности рассматривается Законодательной палатой по инициативе фракций, комитетов.
О заслушивании отчетов членов Кабинета Министров по вопросам их деятельности Законодательная палата принимает постановление. Постановление Законодательной палаты о заслушивании отчетов членов Кабинета Министров заблаговременно направляется в Кабинет Министров.
По итогам заслушивания отчетов членов Кабинета Министров по вопросам их деятельности Законодательная палата принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности соответственно членов Кабинета Министров, а также дана оценка их работы.
По итогам заслушивания отчета члена Кабинета Министров по вопросам его деятельности Законодательная палата вправе внести на рассмотрение Президента Республики Узбекистан предложение о его отставке.
Принятое по итогам заслушивания отчетов членов Кабинета Министров по вопросам их деятельности постановление Законодательной палаты направляется в Кабинет Министров.
(статья 91 введена Законом Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
Законодательная палата, Сенат при необходимости могут на своих заседаниях заслушать информацию руководителей государственных органов по вопросам их деятельности.
Вопрос о заслушивании информации руководителей государственных органов по вопросам их деятельности рассматривается Законодательной палатой по инициативе фракций, комитетов, а Сенатом — по инициативе комитетов.
О заслушивании информации руководителей государственных органов по вопросам их деятельности Законодательная палата, Сенат принимает постановление. Постановление Законодательной палаты, Сената о заслушивании информации руководителей государственных органов заблаговременно направляется в соответствующий государственный орган.
По итогам заслушивания информации руководителей государственных органов Законодательная палата, Сенат принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности соответственно руководителей государственных органов, а также дана оценка их работы.
Принятое по итогам заслушивания информации руководителей государственных органов постановление Законодательной палаты, Сената направляется в соответствующий государственный орган.
(статья 10 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Комментарий LexUz
См. ст. 38 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» (новая редакция), ст. 331 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
См. предыдущую редакцию.
Законодательная палата, как правило, один раз в месяц на своем заседании заслушивает ответы членов правительства на вопросы депутатов Законодательной палаты (далее — «правительственный час»).
График проведения «правительственного часа» определяется Кенгашем Законодательной палаты по согласованию с Премьер-министром.
Вопросы депутатов Законодательной палаты к членам правительства направляются Кенгашем Законодательной палаты не позднее чем за десять дней до проведения «правительственного часа» в Кабинет Министров.
Кабинет Министров исходя из перечня вопросов определяет членов правительства, которые будут отвечать на вопросы депутатов Законодательной палаты на «правительственном часе».
Сенат может на своем заседании заслушать отчеты хокимов областей, районов, городов по вопросам развития соответствующей территории.
Вопрос о заслушивании отчетов хокимов областей, районов, городов по вопросам развития соответствующей территории рассматривается Сенатом по инициативе его комитетов.
О заслушивании отчетов хокимов областей, районов, городов по вопросам развития соответствующей территории Сенат принимает постановление, которое заблаговременно направляется соответствующим хокимам.
По итогам заслушивания отчетов хокимов областей, районов, городов по вопросам развития соответствующей территории Сенат принимает постановление.
(статьи 101 и 102 введены Законом Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-459 — Национальная база данных законодательства, 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536)
См. предыдущую редакцию.
Сенат, в случае необходимости, заслушивает на своем заседании отчеты руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях по вопросам их деятельности с предварительным рассмотрением в Комитете по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма как непосредственно, так и в режиме видеоконференцсвязи.
О заслушивании отчетов руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях по вопросам их деятельности Сенат предварительно информирует Министерство иностранных дел Республики Узбекистан для принятия им мер по организации заслушивания.
По итогам заслушивания отчетов руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях по вопросам их деятельности Сенат принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности их деятельности, а также даны оценки их работе.
Постановление Сената, принятое по итогам заслушивания отчетов руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях по вопросам их деятельности, направляется лицу, отчет которого заслушан, и в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.
(статья 103 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
Законодательная палата ежегодно, не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом, на своем заседании рассматривает отчет Счетной палаты.
Отчет Счетной палаты предварительно рассматривается фракциями, а также Комитетом Законодательной палаты по бюджету и экономическим вопросам.
По итогам рассмотрения отчета Счетной палаты Законодательная палата принимает постановление, которое направляется в Счетную палату в течение десяти дней со дня его принятия.
(статья 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
(статья 12 утратила силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года № ЗРУ-436 — СЗ РУ, 2017 г., № 24, ст. 487)
См. предыдущую редакцию.
Генеральный прокурор Республики Узбекистан ежегодно представляет в Сенат отчет, который рассматривается на очередном заседании Сената.
Отчет Генерального прокурора Республики Узбекистан предварительно рассматривается Комитетом Сената по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции.
По итогам заслушивания отчета Генерального прокурора Республики Узбекистан Сенат принимает постановление, которое направляется в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан.
(статья 12 введена Законом Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Ежегодный отчет председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, представленный в Сенат в установленном законодательством порядке, рассматривается на очередном заседании Сената.
См. предыдущую редакцию.
Отчет председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан предварительно рассматривается Комитетом Сената по бюджету и экономическим вопросам.
(часть вторая статьи 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
По итогам заслушивания отчета председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан Сенат принимает постановление, которое направляется в Центральный банк Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. пункт 8 части первой ст. 95 Конституции Республики Узбекистан, пункт 12 части первой ст. 9 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 323 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 55 Регламента Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 6 мая 2005 года № 29-I.
Комментарий LexUz
Также, см. Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» (новая редакция).
См. предыдущую редакцию.
Законодательная палата, Сенат вправе направить парламентский запрос должностным лицам государственных органов с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию по вопросам исполнения законов, государственных программ в различных сферах и другим важнейшим вопросам, входящим в их ведение.
(часть первая статьи 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
Предложение о направлении парламентского запроса вносится на рассмотрение Законодательной палаты комитетами, фракциями, а также депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной пятой от их общего числа, на рассмотрение Сената — комитетами, а также членами Сената в количестве не менее одной пятой от их общего числа.
(часть вторая статьи 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 сентября 2019 года № ЗРУ-563 — Национальная база данных законодательства, 05.09.2019 г., № 03/19/563/3685 — Вступает в силу с 1 января 2020 года)
См. предыдущую редакцию.
Устный ответ на парламентский запрос должностные лица государственных органов дают соответственно на заседании Законодательной палаты, Сената в установленный палатами срок.
(часть третья статьи 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
Письменный ответ на парламентский запрос должностные лица государственных органов должны направить не позднее десяти дней со дня получения запроса, если не установлен иной срок. Ответ на парламентский запрос подписывается должностным лицом, на имя которого был направлен запрос, или лицом, временно исполняющим его обязанности.
(часть четвертая статьи 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
Письменный ответ на парламентский запрос, как правило, оглашается председательствующим на заседании Законодательной палаты, Сената. Копии письменного ответа заблаговременно до его оглашения на заседании соответствующей палаты направляются депутатам Законодательной палаты, членам Сената.
(часть пятая статьи 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Ответ на парламентский запрос может быть обсужден соответственно на заседании Законодательной палаты, Сената. По итогам обсуждения парламентского запроса Законодательная палата, Сенат принимает постановление.
Комментарий LexUz
См. ст. 12 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 32 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», Порядок осуществления парламентского запроса, утвержденный постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 августа 2008 года № 854-I, ст. 12 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 31 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 52 Регламента Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 6 мая 2005 года № 29-I.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Депутат Законодательной палаты вправе направить должностным лицам государственных органов запрос с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию, как правило, по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов избирателей соответствующего избирательного округа, а член Сената — по вопросам, связанным с интересами соответствующих регионов.
(часть первая статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
На запрос депутата Законодательной палаты, члена Сената должностные лица государственных органов направляют письменный ответ не позднее десяти дней со дня получения запроса, если не установлен иной срок. Ответ на запрос депутата Законодательной палаты, члена Сената подписывается должностным лицом, на имя которого был направлен запрос, или лицом, временно исполняющим его обязанности.
(часть вторая статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Комментарий LexUz
См. ст. 10 Закона Республики Узбекистан «О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 12 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 321 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», Порядок осуществления парламентского запроса, утвержденный постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 августа 2008 года № 854-I, ст. 12 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 311 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 52 Регламента Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 6 мая 2005 года № 29-I, ст.38 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» (новая редакция).
См. предыдущую редакцию.
Комитеты Законодательной палаты, Сената в соответствии с планами работ, постановлениями Законодательной палаты, Сената и их кенгашей могут на своих заседаниях заслушивать сообщения руководителей государственных органов о соблюдении ими законов, выполнении постановлений Законодательной палаты, Сената, их кенгашей и решений их комитетов.
По итогам заслушивания сообщений руководителей государственных органов комитеты Законодательной палаты, Сената принимают решения, которые направляются в соответствующие государственные органы.
(статья 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Комитеты Законодательной палаты, Сената в соответствии со своими планами работ периодически с выездом на места изучают состояние исполнения государственными органами законов, постановлений Законодательной палаты и Сената, правоприменительную практику. В ходе изучения комитеты Законодательной палаты, Сената, а также депутаты Законодательной палаты, члены Сената могут запрашивать от государственных органов и других организаций, должностных лиц документы, экспертные заключения, статистические и иные данные.
(часть первая статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
По итогам изучения состояния исполнения законодательных актов, правоприменительной практики комитеты Законодательной палаты, Сената могут на своих заседаниях заслушивать сообщения руководителей государственных органов, а также принять решения о внесении результатов изучения на рассмотрение Законодательной палаты, Сената.
(часть вторая статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Изучение состояния исполнения законодательных актов, правоприменительной практики может осуществляться также депутатами Законодательной палаты и членами Сената по решению кенгашей палат Олий Мажлиса.
Комитеты Законодательной палаты, Сената осуществляют мониторинг за своевременным принятием подзаконных актов во исполнение вновь принятых законов. Итоги осуществления мониторинга могут быть рассмотрены на заседаниях комитетов Законодательной палаты, Сената.
(текст статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-459 — Национальная база данных законодательства, 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536)
См. предыдущую редакцию.
В целях изучения фактов и событий, создающих угрозу правам и свободам человека, интересам общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивого развития страны совместным решением Законодательной палаты и Сената может проводиться парламентское расследование.
Для проведения парламентского расследования на паритетных началах из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената создается специальная комиссия.
привлекать к ее работе представителей государственных органов, органов хозяйственного управления, специалистов, экспертов и ученых;
запрашивать необходимые сведения у государственных органов, органов хозяйственного управления, других организаций, а также граждан;
приглашать должностных лиц государственных органов, органов хозяйственного управления, других организаций, а также граждан для дачи разъяснений.
Специальная комиссия может иметь и иные права в соответствии с совместным решением Законодательной палаты и Сената.
Специальная комиссия в определенный совместным решением Законодательной палаты и Сената срок информирует их о выполненной работе.
(текст статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Комментарий LexUz
См. ст. 22 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 8 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 22 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 8 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
См. предыдущую редакцию.
(статья 19 утратила силу Законом Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) осуществляет парламентский контроль в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)».
По результатам парламентского контроля субъекты парламентского контроля в пределах своих полномочий могут:
внести на рассмотрение Президента Республики Узбекистан предложение об отставке члена правительства;
Комментарий LexUz
См. часть пятую ст. 38 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» (новая редакция).
См. предыдущую редакцию.
внести в соответствующие государственные органы предложения и рекомендации по принятию мер, направленных на повышение эффективности исполнения законодательных актов, государственных программ, реализации возложенных на них задач и функций;
(абзац третий статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
возвращать в установленном порядке органам государственной власти, республиканским органам исполнительной власти и другим органам, подотчетным палатам Олий Мажлиса внесенные ими доклады, отчеты, сообщения и иные материалы на доработку с указанием замечаний и предложений по ним;
(абзац червертый статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
направить материалы парламентского контроля в уполномоченные государственные органы для рассмотрения в соответствии с их полномочиями;
См. предыдущую редакцию.
обращаться к соответствующим государственным органам и должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаруженных нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан или иных нарушений законодательства;
(абзац шестой статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
внести в соответствующие государственные органы предложения и рекомендации о привлечении к ответственности должностных лиц, освобождении их от должности;
(абзац седьмой статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
инициировать разработку проекта нового акта законодательства или пересмотр действующих актов законодательства;
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
разрабатывают необходимые мероприятия и (или) принимают решения, направленные на реализацию предложений и рекомендаций, разработанных по результатам парламентского контроля;
сообщают субъектам парламентского контроля о результатах рассмотрения предложений и рекомендаций и принятых по ним мерах;
См. предыдущую редакцию.
принимают меры ответственности в отношении должностных лиц государственных органов, допустивших нарушения законодательства.
(абзац пятый статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
знакомить государственные органы и их должностных лиц с необходимыми документами, связанными с проведением парламентского контроля;
(абзац второй части первой статьи 23 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
не вмешиваться в деятельность государственных органов, других организаций и их должностных лиц, осуществляемую в пределах их полномочий;
(абзац третий части первой статьи 23 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый части первой статьи 23 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
соблюдать требования законодательства о защите сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Комментарий LexUz
См. ст. 1 Закона Республики Узбекистан «О защите государственных секретов», ст. 98 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, абзац вторую ст. 3 Закона Республики Узбекистан «О коммерческой тайне», ст. 3 Закона Республики Узбекистан «О банковской тайне».
См. предыдущую редакцию.
(наименование статьи 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
Должностные лица государственных органов при осуществлении парламентского контроля субъектами парламентского контроля обязаны:
(абзац первый части первой статьи 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
выполнять законные требования субъектов парламентского контроля, а также не препятствовать их деятельности;
представлять субъектам парламентского контроля документы и сведения, необходимые для осуществления парламентского контроля, а также обеспечить их достоверность и объективность.
См. предыдущую редакцию.
Должностные лица государственных органов обязаны рассмотреть решения субъектов парламентского контроля, принятые по результатам парламентского контроля, и в установленный срок уведомить их о результатах рассмотрения и принятых мерах.
(часть вторая статьи 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
(часть третья статьи 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Полномочный представитель Кабинета Министров Республики Узбекистан в Олий Мажлисе Республики Узбекистан обеспечивает содействие Кабинета Министров субъектам парламентского контроля, в частности:
обеспечивает представление в Законодательную палату ежегодного доклада Кабинета Министров об итогах социально-экономического развития за истекший год и основных приоритетах, предусмотренных на очередной год;
при необходимости принимает меры по организации заслушивания Законодательной палатой отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны;
принимает меры по организации заслушивания отчетов членов Кабинета Министров по вопросам их деятельности;
оказывает содействие в обеспечении своевременного направления ответа на парламентский запрос, а также запрос депутата Законодательной палаты или члена Сената, направленный членам Кабинета Министров, должностным лицам республиканских органов исполнительной власти, органов исполнительной власти на местах;
принимает меры по созданию необходимых условий в проведении комитетами палат Олий Мажлиса изучения состояния исполнения законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса, правоприменительной практики, а также координирует работу республиканских органов исполнительной власти, органов исполнительной власти на местах, других организаций в данном направлении;
участвует в заслушивании сообщений руководителей республиканских органов исполнительной власти, органов исполнительной власти на местах, других организаций о соблюдении ими законов Республики Узбекистан, выполнении постановлений палат Олий Мажлиса, их кенгашей, решений их комитетов и комиссий.
(текст статьи 241 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
См. предыдущую редакцию.
Заседания Законодательной палаты, Сената и их органов по рассмотрению результатов парламентского контроля проводятся открыто и гласно. На них могут приглашаться представители государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, научных учреждений, специалисты и ученые, представители средств массовой информации.
(часть первая статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 19 февраля 2024 года № ЗРУ-909 — Национальная база данных законодательства, 19.02.2024 г., № 03/24/909/0133)
В случае необходимости Законодательная палата, Сенат и их органы могут принять решение о проведении закрытого заседания.
Результаты парламентского контроля могут быть опубликованы в средствах массовой информации и на официальных веб-сайтах Законодательной палаты, Сената.
Комментарий LexUz
См. ст.ст. 10 и 20 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», часть седьмую ст. 3 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст.ст. 10 и 20 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», часть седьмую ст. 3 Закона Республики Узбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст.ст. 7 и 9 Регламента Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 6 мая 2005 года № 29-I.
Комментарий LexUz
Также, см. Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».
Лица, виновные в нарушении законодательства о парламентском контроле, несут ответственность в установленном порядке.
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Комментарий LexUz