В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Государственной границе Республики Узбекистан» и в целях установления единого порядка открытия, функционирования и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан согласно приложению.
2. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствии с настоящим постановлением.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 1996 г. № 347 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска пограничных войск Службы национальной безопасности Республики Узбекистан» признать утратившим силу.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.И. Закирова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 28 марта 2016 года № 89
к постановлению Кабинета Министров от 28 марта 2016 года № 89
1. Настоящее Положение определяет международно-правовые, организационные, финансово-экономические основы открытия, функционирования, закрытия, строительства и реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан (далее — пункты пропуска).
Государственная граница Республики Узбекистан — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории Республики Узбекистан (суши, вод, недр и воздушного пространства);
пункт пропуска — территория (часть территории), приграничных железнодорожных станций и автомобильных путей, речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений, а также другое специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, таможенный и иные виды контроля и пропуск через Государственную границу Республики Узбекистан лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения;
инициаторы открытия пункта пропуска — Акционерное общество «Ўзбекистон темир йўллари», Национальная авиакомпания «Ўзбекистон хаво йўллари», органы государственной власти на местах, а также министерства и ведомства, заинтересованные в функционировании пункта пропуска;
администрация пункта пропуска — руководство аэропорта (аэродрома), речного порта, железнодорожной станции, автомобильного пункта пропуска, за которыми закреплен данный пункт пропуска;
органы государственного контроля — органы пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля, участвующих в пропуске через Государственную границу Республики Узбекистан лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения.
создания благоприятных условий для развития сообщения между Республикой Узбекистан и иностранными государствами;
выявления и пресечения нелегальной миграции, контрабанды оружия, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и принятия мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий;
См. последующую редакцию.
обеспечения контроля и учета за пересечением Государственной границы Республики Узбекистан лицами, транспортными средствами и перемещением товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения;
создания необходимых условий для работы органов государственного контроля, а также транспортных организаций и приемных пунктов, уполномоченных банков;
обеспечения безопасности, экономических и политических интересов Республики Узбекистан, а также создания условий для увеличения транзитного потенциала, пропускной способности пунктов пропуска в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономического развития Республики Узбекистан.
4. Пункт пропуска включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений и иные места с соответствующим технологическим оборудованием, в которых в установленном порядке осуществляют деятельность органы государственного контроля, а также транспортные и иные организации, обеспечивающие надлежащее функционирование пункта пропуска.
5. Для обеспечения контроля за соблюдением установленных правил пересечения Государственной границы Республики Узбекистан лицами, транспортными средствами и перемещения товаров, иного имущества и животных соответствующими министерствами и ведомствами в пунктах пропуска организовывается деятельность подразделений пограничного, таможенного, санитарно–карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.
6. Осуществление физическими и юридическими лицами в пунктах пропуска хозяйственной и иной деятельности, не связанной с обеспечением нормального функционирования пункта пропуска и пропуска лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.
международные — осуществляют пропуск лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения Республики Узбекистан и других иностранных государств;
двусторонние — осуществляют пропуск лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения Республики Узбекистан и сопредельного государства;
упрощенные — осуществляют пропуск граждан Республики Узбекистан и сопредельного государства в пешем порядке. Порядок работы, упрощенных пунктов пропуска, устанавливается по согласованию между пограничными и таможенными ведомствами Республики Узбекистан и сопредельного государства;
Время начала и окончания работы в пунктах пропуска с режимом работы «в светлое время суток» устанавливается структурными подразделениями пограничных ведомств Республики Узбекистан и сопредельного государства.
8. Порядок пропуска лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения, а также изменения режима работы, статуса пункта пропуска Республики Узбекистан, расположенных на автомобильных, железнодорожных и речных путях международного сообщения, регулируются двусторонними международными договорами Республики Узбекистан с соответствующими государствами.
9. Пункты пропуска открываются в соответствии с международными договорами, заключенными Республикой Узбекистан с сопредельными государствами, а также постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан.
10. Инициатор открытия пункта пропуска представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан свои предложения со следующими материалами:
Кабинет Министров Республики Узбекистан по итогам рассмотрения направляет предложение на экспертную проработку в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан (далее — МИД).
См. предыдущую редакцию.
11. МИД совместно с Пограничными войсками Службы государственной безопасности (далее — Пограничные войска СГБ) и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан (далее — ГТК) прорабатывает с заинтересованными министерствами и ведомствами вопрос целесообразности открытия пункта пропуска.
(абзац первый пункта 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 сентября 2018 года № 748 — Национальная база данных законодательства, 21.09.2018 г., № 09/18/748/2024)
пояснительная записка с указанием целесообразности открытия пункта пропуска, планируемой пропускной способности и срока открытия;
ориентировочные финансовые затраты на проектирование, строительство, (в том числе реконструкцию, расширение), оборудование, техническое оснащение, содержание зданий, помещений, сооружений пункта пропуска, создание и развитие транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры, а также источников финансирования;
согласие органов государственной власти на местах на установление на его территории пункта пропуска.
По итогам изучения МИД совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводит экспертное совещание, протокольное решение которого со всеми необходимыми документами вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
При установлении нецелесообразности открытия пункта пропуска в Кабинет Министров Республики Узбекистан вносится соответствующий протокол.
См. предыдущую редакцию.
12. При положительном решении Кабинетом Министров Республики Узбекистан вопроса об открытии пункта пропуска, МИД совместно с Пограничными войсками СГБ и ГТК разрабатывает и согласовывает с заинтересованными министерствами и ведомствами, Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Аппаратом Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан проект соответствующего международного договора для дальнейшей его проработки с иностранной стороной.
(пункт 12 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 сентября 2018 года № 748 — Национальная база данных законодательства, 21.09.2018 г., № 09/18/748/2024)
См. предыдущую редакцию.
13. Переговоры на уровне экспертов по пунктам пропуска проводятся под руководством уполномоченного представителя МИД. В исключительных случаях, а также, исходя из принципа паритета сторон, в переговорах принимают участие соответствующие уполномоченные представители Пограничных войск СГБ и ГТК.
(абзац первый пункта 13 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 сентября 2018 года № 748 — Национальная база данных законодательства, 21.09.2018 г., № 09/18/748/2024)
Достигнутые договоренности по итогам переговоров оформляются протоколом, который в установленном порядке проходит процедуру внутригосударственного согласования для дальнейшего уведомления иностранной стороны по дипломатическим каналам о приемлемости текста проекта международного договора, а также места и сроков подписания.
14. После заключения международного договора об открытии пункта пропуска или договора (протокола) о внесении изменений и дополнений инициатор в установленном порядке вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан согласованный с министерствами и ведомствами проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан об открытии (изменении режима или статуса) пункта пропуска.
15. Вступившее в силу постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан об открытии (изменении режима или статуса) пункта пропуска является основанием для финансирования проектирования, строительства (в том числе реконструкции, расширения), обустройства объектов и технического оснащения пункта пропуска, создания и развития транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры, приведения нормативно-правовых актов министерств и ведомств в соответствии с указанным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также выделения необходимых штатных единиц для организации работы в данном пункте пропуска.
16. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан об открытии пункта пропуска с указанием его классификации публикуется в средствах массовой информации.
МИД Республики Узбекистан уведомляет все заинтересованные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в Республике Узбекистан, заинтересованные международные организации, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан об открытии пунктов пропуска, их классификации, порядке и правилах пересечения лицами, транспортными средствами и перемещения товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения через Государственную границу Республики Узбекистан.
17. После вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан инициатор открытия пункта пропуска в пределах своей компетенции выполняет функции заказчика по проектированию, строительству (в том числе реконструкции, расширению), оборудованию и техническому оснащению пункта пропуска.
Заказчик определяет в установленном порядке подрядчика и осуществляет общую координацию взаимодействия между государственными органами и другими заинтересованными юридическими лицами в рамках осуществления работ по проектированию и строительству (в том числе реконструкции, расширению) пункта пропуска.
18. Заказчик на основе предложений, заинтересованных министерств и ведомств, в соответствии с действующими в Республике Узбекистан нормами и правилами, разрабатывает задание на проектирование и проектно-сметную документацию строительства (в том числе реконструкции, расширения), оборудования и технического оснащения пункта пропуска.
19. Проектно-сметная документация на строительство (в том числе реконструкцию, расширение), оборудование и техническое оснащение пункта пропуска согласовывается с заинтересованными министерствами, ведомствами и органами государственной власти на местах.
20. Пункт пропуска начинает функционировать после комплексного завершения его строительства (в том числе реконструкции, расширения), обустройства, технического оснащения, создания транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры.
Вопрос закрепления пункта пропуска после завершения его строительства регулируется постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан.
21. После окончания строительства (в том числе реконструкции, расширения), оборудования и технического оснащения пункта пропуска заказчик назначает межведомственную комиссию для приемки завершенного объекта.
В состав межведомственной комиссии входят представители инициатора открытия пункта пропуска, заинтересованных министерств и ведомств в зависимости от видов транспортного сообщения и видов контроля, которые в соответствии с законодательством Республики Узбекистан будут осуществляться на вводимом в эксплуатацию пункте пропуска, а также органа государственной власти на местах, на территории которого он открывается.
22. Общий порядок деятельности пункта пропуска (время начала и окончания работы, технологические перерывы, графики (расписания) оформления физических лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения, следующих через Государственную границу Республики Узбекистан), утверждается совместным решением руководителей органов государственного контроля и администрации пункта пропуска, с учетом международных договоров с сопредельными государствами, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
23. Последовательность осуществления всех видов контроля в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения с учетом вида международного сообщения. Типовые схемы согласовываются с министерствами и ведомствами, осуществляющими различные виды контроля, и утверждаются ведомственными актами министерств и ведомств, осуществляющих соответствующие виды международного сообщения.
См. предыдущую редакцию.
24. В соответствии с типовыми схемами организации пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения, с учетом местных условий, совместным решением руководителей органов государственного контроля и администрации пункта пропуска вводится в действие технологическая схема пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения в каждом конкретном пункте пропуска, которая утверждается руководителями пограничных регионов, территориальных подразделений СГБ и ГТК.
(пункт 24 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № 396 — Национальная база данных законодательства, 01.06.2018 г., № 09/18/396/1287)
25. Органы государственного контроля и администрация пунктов пропуска координируют свою деятельность по следующим основным направлениям:
своевременное выявление предпосылок к возможным нарушениям правил пересечения Государственной границы Республики Узбекистан лицами, транспортными средствами и перемещения товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения;
разработка и утверждение технологических схем пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан и планов взаимодействия.
См. предыдущую редакцию.
26. Координация деятельности органов государственного контроля и администрации пунктов пропуска по вопросам, указанным в пункте 25 настоящего Положения, осуществляется структурными подразделениями Пограничных войск СГБ совместно со структурными подразделениями ГТК, а по вопросам хозяйственной деятельности — руководителем администрации пункта пропуска.
(пункт 26 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 сентября 2018 года № 748 — Национальная база данных законодательства, 21.09.2018 г., № 09/18/748/2024)
27. В целях обеспечения координации деятельности органов и организаций по вопросам, указанным в пункте 25 настоящего Положения, созываются координационные совещания, в состав участников которых входят руководители подразделений органов государственного контроля и администрации пункта пропуска.
На координационные совещания в случае необходимости могут быть приглашены другие лица. Решение об их участии принимается членами координационного совещания.
28. Координационные совещания проводятся по мере необходимости, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.
29. Решения координационного совещания реализуются путем издания совместных распорядительных документов.
30. Строительство (в том числе реконструкция, расширение) пунктов пропуска, открываемых по инициативе государственных органов, их оборудование и техническое оснащение осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, выделяемых заказчикам данных объектов, а также других источников финансирования, не запрещенных законодательством.
31. После принятия пункта пропуска в эксплуатацию структурным подразделениям органов государственного контроля в установленном порядке предоставляются служебные и бытовые помещения, специальные места и технологическое оборудование, необходимые для осуществления соответствующих видов контроля.
32. Расходы по оснащению пункта пропуска специальной аппаратурой и техническими средствами контроля, их эксплуатации, а также связанные с содержанием личного состава структурных подразделений органов государственного контроля, осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, предусматриваемых для соответствующих министерств и ведомств, и других источников финансирования, не запрещенных законодательством.
33. Структурные подразделения органов государственного контроля используют переданные им служебные и бытовые помещения, специальные места и технологическое оборудование в соответствии с установленными нормами и правилами.
34. Для обеспечения качественной работы органов государственного контроля в пунктах пропуска администрация пункта пропуска и органы государственной власти на местах обеспечивают бесперебойную подачу электроэнергии, водоснабжение, другие виды обеспечения жизнедеятельности пунктов пропуска и оборудования инфраструктуры на прилегающей к пунктам пропуска территориях.
35. Расходы по содержанию и эксплуатации пункта пропуска осуществляются за счет средств балансодержателя пунктов пропуска. Пользование помещениями, техническими средствами контроля органами государственного контроля осуществляется на безвозмездной основе.
36. В установленном порядке, предварительно уведомив иностранное государство, пункт пропуска может быть закрыт на основании:
вступивших в силу международных договоров Республики Узбекистан о прекращении транспортного сообщения через Государственную границу Республики Узбекистан;
одностороннего решения Республики Узбекистан о прекращении функционирования авиационного пункта пропуска.
37. Временное приостановление пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения может производиться решением Кабинета Министров Республики Узбекистан с предварительным уведомлением иностранного государства в установленном порядке:
в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, ситуаций техногенного характера и других случаев, исключающих возможность осуществления транспортного сообщения или функционирования органов государственного контроля;
См. предыдущую редакцию.
38. В безотлагательных случаях, вызванных непредвиденной обстановкой на Государственной границе Республики Узбекистан, по согласованию с Аппаратом Президента Республики Узбекистан временное приостановление пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения может осуществляться по решению Председателя СГБ Республики Узбекистан. О принятом решении в обязательном порядке информируются МИД и ГТК, а также другие министерства и ведомства Республики Узбекистан.
(пункт 38 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № 396 — Национальная база данных законодательства, 01.06.2018 г., № 09/18/396/1287)
См. последующую редакцию.
39. Порядок и сроки предварительного уведомления сопредельного государства о временном приостановлении пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения, ограничении движения, закрытии и открытии пункта пропуска регулируются двусторонними международными договорами Республики Узбекистан.