Постановление
Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за исполнением законов Республики Узбекистан, постановлений Сената, Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и решений комитетов (комиссий) Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан органами государственной власти и управления
Во исполнение подпункта 2.2.1 пункта 2.2 Программы действий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по реализации основных положений и выводов, содержащихся в докладах Президента Республики Узбекистан И. Каримова на первом заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 26 января 2010 года, совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 27 января 2010 года «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет», утвержденной Постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 мая 2010 года № 42-II, Кенгаш Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке осуществления контроля за исполнением законов Республики Узбекистан, постановлений Сената, Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и решений комитетов (комиссий) Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан органами государственной власти и управления согласно приложению.
2. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29 июня 2006 года № 199-I «О реализации пунктов 8.4, 9.1, 9.2 и 9.3 Программы действий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по реализации основных положений докладов Президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан 10 февраля 2006 года, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2005 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2006 году, и на пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 24 февраля 2006 года «Укрепление законодательной базы развития страны — основной критерий нашей деятельности» и осуществлению мер по их выполнению».
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан И. СОБИРОВ
г. Ташкент,
30 декабря 2010 г.,
№ 151-II
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 декабря 2010 года № 151-II
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления контроля за исполнением законов Республики Узбекистан, постановлений Сената, Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и решений комитетов (комиссий) Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан органами государственной власти и управления
I. Общие положения
1. Положение о порядке осуществления контроля за исполнением законов Республики Узбекистан, постановлений Сената, Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и решений комитетов (комиссий) Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан органами государственной власти и управления разработано в соответствии с Конституционным Законом Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и Законом Республики Узбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
2. Настоящее Положение определяет порядок подготовки комитетами (комиссиями) Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — Сенат) плана работы комитетов (комиссий) Сената по контрольной деятельности, изучения практики исполнения законов Республики Узбекистан, рассмотрения комитетами Сената результатов изучения, осуществления контроля за своевременным рассмотрением и исполнением органами государственной власти и управления постановлений Сената, Кенгаша Сената, решений комитетов (комиссий) Сената.
3. Контроль за исполнением законов Республики Узбекистан (далее — закон), постановлений Сената, Кенгаша Сената и решений комитетов (комиссий) Сената осуществляется соответственно комитетами (комиссиями) Сената.
4. Основными задачами комитетов Сената при осуществлении контроля за исполнением закона органами государственной власти и управления являются:
а) выявление закона, нормы которого не применяются на практике, а также пробелов в законодательстве в целях обеспечения единой правоприменительной практики;
б) определение соответствия принятых подзаконных актов нормам закона для обеспечения верховенства закона;
в) выявление причин и условий, препятствующих исполнению закона;
г) выработка предложений по устранению ошибок и недостатков, допускаемых при исполнении закона;
д) выявление наиболее актуальных региональных проблем и выработка рекомендаций по их разрешению;
е) практическое применение информации, полученной по результатам конференций, «круглых столов» и семинаров, проведенных комитетами (комиссиями) Сената, а также рассмотрения обращений граждан;
ж) повышение уровня теоретических знаний и практических навыков сенаторов и депутатов местных Кенгашей народных депутатов;
з) повышение правовой культуры и правового сознания в обществе.
5. Основными задачами комитетов (комиссий) Сената при осуществлении контроля за исполнением постановлений Сената, Кенгаша Сената и решений комитетов (комиссий) Сената органами государственной власти и управления являются:
а) обеспечение безусловного исполнения закона, реализации его материально-процессуальных норм, а также устранение причин и условий, препятствующих исполнению закона;
б) обеспечение реализации государственных программ, постановлений Сената, Кенгаша Сената, а также решений комитетов (комиссий) Сената, принятых по результатам их контрольной деятельности с учетом приоритетных направлений развития страны и регионов;
в) выработка конкретных, всесторонне проработанных предложений для разрешения актуальных проблем регионов по результатам изучения положения дел на местах.
II. Подготовка планов работы комитетов (комиссий) Сената по контрольной деятельности
6. Комитеты (комиссии) Сената организуют работу по контрольной деятельности в соответствии со своими планами, а также поручениями и рекомендациями Сената, Кенгаша Сената и Председателя Сената.
7. Координация деятельности по разработке планов работы комитетов (комиссий) Сената по контрольной деятельности осуществляется Председателем Сената или по его поручению заместителем Председателя Сената.
8. Планы работы комитетов (комиссий) Сената по контрольной деятельности утверждаются Кенгашем Сената до 1 января следующего года. По результатам рассмотрения планов работы комитетов (комиссий) Сената по контрольной деятельности Кенгаш Сената принимает постановление.
9. Планы работы комитетов (комиссий) Сената по контрольной деятельности подготавливаются с учетом приоритетных направлений развития страны и регионов, необходимости реализации государственных программ, программ действий Сената, результатов конференций, «круглых столов» и семинаров, проведенных комитетами (комиссиями) Сената, а также на основе поручений Кенгаша Сената и Председателя Сената.
III. Контроль за исполнением закона
Глава 1. Изучение практики исполнения закона органами государственной власти и управления
10. Порядок подготовки к проведению мероприятий по изучению практики исполнения закона органами государственной власти и управления определяется председателем комитета Сената.
11. Подготовка к изучению практики исполнения закона начинается с разработки комитетом Сената плана проведения изучения практики исполнения закона.
12. В ходе подготовки плана проведения изучения практики исполнения закона комитет Сената:
а) проводит анализ норм закона, практику исполнения которого предполагается изучить;
б) определяет сферу действия закона и отношения, регулируемые законом;
в) запрашивает от государственных органов и других организаций, должностных лиц документы, экспертные и иные заключения, статистические и иные данные;
г) проводит предварительный анализ соответствующих подзаконных и ведомственных нормативных актов;
д) осуществляет иные действия, необходимые для изучения практики исполнения закона.
13. В плане проведения изучения практики исполнения закона определяются:
а) составление вопросника и сроки его направления;
б) состав рабочей группы;
в) примерная дата выезда на места;
г) органы государственной власти и управления, в которых будет проводиться изучение практики исполнения закона;
д) порядок изучения практики исполнения закона;
е) примерная дата завершения изучения практики исполнения закона;
ж) сроки подготовки проекта решения комитета Сената;
з) порядок и место проведения заседания комитета Сената.
14. Основной целью составления вопросника является определение:
а) направлений деятельности комитета Сената при изучении практики исполнения закона;
б) отношений, регулируемых законом;
в) соответствия существующего на практике положения, связанного с исполнением закона, нормам закона;
г) круга лиц, на которых распространяется действие закона;
д) полномочий органов государственной власти и управления при реализации норм закона;
е) степени разработанности механизма по реализации норм закона, в том числе наличие подзаконных актов, принятых во исполнение закона, соответствие действующих подзаконных актов нормам закона, полнота реализации норм закона в подзаконных актах и т. д.
15. Составление вопросника осуществляется на основании результатов анализа норм соответствующего закона, практику исполнения которого запланировано изучить.
16. Вопросник, составленный комитетом Сената, заблаговременно направляется соответствующим органам государственной власти и управления. Вопросник также может направляться сенаторам, работающим в регионе, в котором запланировано изучение практики исполнения закона, и представителям постоянных комиссий местных Кенгашей народных депутатов.
17. Комитетом Сената создается рабочая группа для непосредственного изучения практики исполнения закона органами государственной власти и управления.
18. В состав рабочей группы включаются сенаторы — члены соответствующего комитета Сената, представители органов государственного и хозяйственного управления, научных учреждений, средств массовой информации и других институтов гражданского общества, ученые, специалисты и эксперты.
19. Для выявления наиболее актуальных региональных проблем и разрешения вопросов регионального развития при изучении практики исполнения закона в состав рабочей группы могут включаться сенаторы, работающие на местах, а также представители постоянных комиссий местных Кенгашей народных депутатов соответствующего региона.
20. Руководителем рабочей группы является председатель комитета Сената или сенатор — член соответствующего комитета Сената.
21. Должностные лица органов государственной власти и управления заблаговременно уведомляются о дате выезда рабочей группы.
22. Руководитель рабочей группы определяет для каждого члена рабочей группы участок работы.
23. Члены рабочей группы по согласованию с руководителем рабочей группы могут запрашивать у должностных лиц органа государственной власти и управления, в котором будет проводиться изучение практики исполнения закона (далее — организация), необходимые материалы и документы, а также иные сведения. Каждый из членов рабочей группы готовит информацию о проделанной им работе, которая впоследствии включается в общую справку.
24. Рабочая группа в зависимости от количества вопросов, подлежащих изучению, может подразделяться на подгруппы. Руководитель рабочей группы назначает из числа членов рабочей группы руководителя подгруппы. Каждая подгруппа готовит отдельную справку о результатах своей работы. На основе справок, подготовленных подгруппами, составляется общая справка.
25. В общей справке о результатах проведенного рабочей группой изучения указывается следующая информация:
а) о подзаконных и ведомственных нормативных актах, принятых (разработанных) организацией во исполнение закона (если такие акты не приняты, указывается причина);
б) о соответствии принятых (разработанных) организацией подзаконных и ведомственных нормативных актов нормам закона и полноте реализации норм закона в них;
в) о наличии противоречий и пробелов в законодательстве, препятствующих исполнению закона, в том числе и о мерах, предпринятых для их устранения;
г) о результатах анализа работы с обращениями граждан;
д) о выявленных недостатках;
е) иная информация.
26. Общая справка, подготовленная рабочей группой, подписывается руководителем рабочей группы, членами рабочей группы и соответствующими руководителями органов государственной власти и управления.
Глава 2. Рассмотрение результатов изучения практики исполнения закона
27. Рассмотрение результатов изучения практики исполнения закона осуществляется на заседании комитета Сената. В ходе заседания комитета Сената обсуждается информация, подготовленная членами рабочей группы. В случае необходимости рассмотрение результатов изучения практики исполнения закона может осуществляться на совместном заседании комитета Сената и местного Кенгаша народных депутатов — «Бирлашган сессия».
28. Заседание комитета Сената правомочно, если на нем присутствует не менее половины состава комитета.
29. Заседания комитета Сената при рассмотрении результатов изучения практики исполнения закона проводятся открыто. В случае необходимости комитет Сената может принять решение о проведении закрытого заседания.
30. На заседание комитета Сената при рассмотрении результатов изучения практики исполнения закона приглашаются представители заинтересованных органов государственного и хозяйственного управления, научных учреждений, средств массовой информации и других институтов гражданского общества, ученые, специалисты и эксперты.
31. На заседании комитета Сената при рассмотрении результатов изучения практики исполнения закона должны присутствовать члены рабочей группы и руководитель организации, в которой проводилось изучение практики исполнения закона.
32. Комитет Сената принимает решение по рассматриваемым вопросам большинством голосов от общего числа его членов. Решение комитета Сената подписывается председателем данного комитета.
33. Решение комитета Сената, принятое по результатам изучения практики исполнения закона, направляется соответствующим органам государственной власти и управления в течение десяти дней со дня его принятия. Решение комитета Сената может быть опубликовано в средствах массовой информации.
34. Решение комитета Сената состоит из констатирующей и постановляющей частей.
35. В констатирующей части решения комитета Сената должны быть указаны положительные и отрицательные стороны, выявленные в ходе изучения практики исполнения закона.
36. Постановляющая часть решения комитета Сената должна содержать:
а) оценку подзаконных и ведомственных нормативных актов, принятых во исполнение закона;
б) оценку деятельности соответствующих органов государственной власти и управления;
в) рекомендации по совершенствованию деятельности органов государственной власти и управления;
г) рекомендации о подготовке предложений по внесению изменений в законодательство;
д) перечень органов государственной власти и управления, которым направляется решение комитета Сената для рассмотрения.
37. В решении комитета Сената могут указываться сроки предоставления органами государственной власти и управления комитету Сената информации о результатах рассмотрения решения или принятых мерах.
38. Если в решении комитета Сената не указаны сроки предоставления информации органами государственной власти и управления о результатах рассмотрения решения, то должностные лица органов государственной власти и управления должны не позднее чем в месячный срок проинформировать комитет Сената о результатах рассмотрения его решения или принятых мерах.
IV. Контроль за исполнением постановлений Сената, Кенгаша Сената и решений комитетов (комиссий) Сената
Глава 1. Контроль за исполнением постановлений Сената, Кенгаша Сената
39. Постановление Сената, Кенгаша Сената, касающееся деятельности органов государственной власти и управления, подлежит обязательному рассмотрению и исполнению.
40. Контроль за исполнением постановления Сената, Кенгаша Сената возлагается, как правило, на один из комитетов (комиссий) Сената (далее — ответственный комитет Сената). Председатель ответственного комитета Сената несет персональную ответственность за осуществление контроля исполнения постановления Сената, Кенгаша Сената.
41. Ответственный комитет Сената ежеквартально представляет информацию о ходе исполнения постановления Сената, Кенгаша Сената Председателю Сената, если не установлено иное.
42. В целях организации контроля за исполнением постановления Сената, Кенгаша Сената ответственный комитет Сената может запрашивать материалы и данные, связанные с исполнением постановления Сената, Кенгаша Сената, необходимые для подготовки вопросника по изучению практики исполнения.
43. По результатам анализа получаемой информации ответственным комитетом Сената определяются формы осуществления контроля за исполнением постановления Сената, Кенгаша Сената и подготавливается вопросник по изучению практики исполнения.
44. Целью составления вопросника является получение полной информации о ходе исполнения постановления Сената, Кенгаша Сената от органов государственной власти и управления.
45. Вопросник направляется в соответствующие органы государственной власти и управления письмом, в котором должны быть конкретно указаны сроки представления информации об исполнении.
46. Ответственным комитетом Сената ведется работа по обобщению и анализу информации, поступающей от органов государственной власти и управления по результатам исполнения постановления Сената, Кенгаша Сената.
47. В случае необходимости ответственный комитет Сената может запрашивать от органов государственной власти и управления дополнительные документы, заключения, статистические и другие данные.
48. По итогам обобщения и анализа информации, поступающей от органов государственной власти и управления, ответственным комитетом Сената готовится аналитическая справка.
49. Информация о ходе исполнения постановления Сената, Кенгаша Сената вносится на рассмотрение Кенгаша Сената. На заседании Кенгаша Сената заслушивается информация председателя ответственного комитета Сената, который информирует о ходе исполнения постановления Сената, Кенгаша Сената.
50. Информация об исполнении постановления Сената, Кенгаша Сената также может быть заслушана на очередном пленарном заседании Сената.
51. На пленарном заседании Сената или заседании Кенгаша Сената может быть заслушана информация руководителей соответствующих органов государственной власти и управления, ответственных за исполнение постановления Сената, Кенгаша Сената.
52. В случае непредставления информации об исполнении постановления Сената, Кенгаша Сената, касающегося деятельности органов государственной власти и управления, или представления неполной информации либо неисполнения органами государственной власти и управления постановления Сената, Кенгаша Сената ответственный комитет Сената может внести на рассмотрение Кенгаша Сената предложения о направлении парламентского запроса или об инициировании проведения парламентских слушаний.
53. Направление парламентского запроса осуществляется в соответствии с Порядком направления Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, членом Сената парламентского запроса, утвержденным постановлением Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29 июня 2006 года № 199-I.
54. Парламентские слушания проводятся в соответствии с положением о порядке подготовки, организации и проведения Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан парламентских слушаний, утвержденным постановлением Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 8 июля 2010 года № 73-II.
В целях подготовки материалов при проведении парламентских слушаний комитетом или комиссией (комитетами или комиссиями) Сената, ответственными за организацию парламентских слушаний, может быть осуществлено изучение исполнения постановления Сената, Кенгаша Сената с выездом на места.
55. Изучение исполнения постановления Сената, Кенгаша Сената с выездом на места осуществляется в соответствии с правилами пунктов 11 — 26 настоящего Положения.
56. По итогам изучения ответственным комитетом Сената готовится информация о ходе исполнения постановления Сената, Кенгаша Сената.
Глава 2. Контроль за исполнением решений комитета (комиссии) Сената
57. Решения комитетов (комиссий) Сената, направляемые в органы государственной власти и управления, подлежат обязательному рассмотрению ими с сообщением о результатах или принятых мерах не позднее чем в месячный срок, если иное не установлено в решении.
58. Осуществление контроля за исполнением решений комитета (комиссии) Сената, как правило, возлагается на председателя комитета (комиссии) Сената.
59. При заслушивании отчета комитетов (комиссий) Сената об их деятельности на заседании Кенгаша Сената комитетами (комиссиями) Сената представляется информация о результатах исполнения принятых ими решений.
60. Информация органов государственной власти и управления об исполнении решения комитета (комиссии) Сената или принятых мерах обсуждается на заседании комитета (комиссии) Сената. Заседания комитета (комиссии) Сената проводятся открыто. В случае необходимости комитет (комиссия) Сената может принять решение о проведении закрытого заседания.
61. На заседании комитета (комиссии) Сената при обсуждении результатов исполнения решения комитета (комиссии) Сената заслушивается информация руководителей соответствующих органов государственной власти и управления. На заседание могут приглашаться представители заинтересованных органов государственного и хозяйственного управления, научных учреждений, средств массовой информации и других институтов гражданского общества, ученые, специалисты и эксперты.
62. При необходимости информация органов государственной власти и управления может быть рассмотрена и обсуждена на совместном заседании комитета (комиссии) Сената и местного Кенгаша народных депутатов — «Бирлашган сессия».
63. В случае непредставления информации об исполнении решения комитета (комиссии) Сената или представления неполной информации либо непринятия органами государственной власти и управления соответствующих мер комитет (комиссия) Сената может внести на рассмотрение Кенгаша Сената предложения о направлении парламентского запроса или об инициировании проведения парламентских слушаний.
64. В целях подготовки материалов при проведении парламентских слушаний комитетом или комиссией (комитетами или комиссиями) Сената, ответственными за организацию парламентских слушаний, может быть осуществлено изучение исполнения решения комитета (комиссии) Сената с выездом на места.
65. Изучение исполнения решения комитета (комиссии) Сената с выездом на места осуществляется в соответствии с правилами пунктов 11 — 26 настоящего Положения.
66. По итогам изучения готовится информация о ходе исполнения решения комитета (комиссии) Сената.
67. Комитет (комиссия) Сената ведет работу по обобщению практики принимаемых им решений для обеспечения реализации рекомендаций, указанных в этих решениях.
V. Заключительные положения
68. Организационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности комитетов (комиссий) Сената, связанное с осуществлением контроля за исполнением закона, постановлений Сената, Кенгаша Сената и решений комитетов (комиссий) Сената органами государственной власти и управления, осуществляется Аппаратом Сената.
69. Под обеспечением деятельности комитетов (комиссий) Сената, связанным с осуществлением контроля за исполнением закона, постановлений Сената, Кенгаша Сената и решений комитетов (комиссий) Сената органами государственной власти и управления, понимается организация взаимодействия комитетов (комиссий) Сената с органами государственной власти и управления, в том числе с местными Кенгашами народных депутатов, оказание содействия в обобщении и анализе материалов по контрольной деятельности комитетов (комиссий) Сената, проведении заседаний комитетов (комиссий) Сената или заседаний рабочих групп, а также подготовка проектов постановления Сената, Кенгаша Сената или решения комитета (комиссии) Сената.
70. Порядок осуществления деятельности отделами Аппарата Сената определяется положениями об отделах Аппарата Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденными Распоряжением Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 22 июля 2010 года № 85.

(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 12, ст. 547)