Кенгаш Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановляет:
1. Одобрить отчет о деятельности Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2010 году с учетом высказанных предложений (прилагается).
2. Отчет о деятельности Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2010 году внести на рассмотрение очередного пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — Сенат) в качестве приоритетного направления своей деятельности на 2010 год определил задачи, вытекающие из Программы действий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по реализации основных положений и выводов, содержащихся в докладах Президента Республики Узбекистан И. Каримова на первом заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 26 января 2010 года, совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 27 января 2010 года «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет» (далее — Программа действий Сената), принятой на втором пленарном заседании Сената (7-8 мая) 2010 года.
В целях реализации задач, поставленных Главой государства перед парламентом, Кенгаш Сената утвердил план законодательной и контрольной деятельности комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 2010 год, план мероприятий комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 2010 год, вопросы, рекомендуемые для рассмотрения на заседаниях Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2010 году, а также план контрольной деятельности и мероприятий комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по реализации Государственной программы «Год гармонично развитого поколения» и основных положений, определенных в докладе Президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан 29 января 2010 года, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год.
Принимая во внимание необходимость дальнейшего совершенствования механизма взаимодействия Сената с местными Кенгашами народных депутатов в решении задач социально-экономического развития регионов, оказания практической и методической помощи постоянным комиссиям местных Кенгашей народных депутатов в реализации их полномочий, а также повышения ответственности руководителей местных Кенгашей народных депутатов, их постоянных комиссий за эффективную организацию деятельности местных Кенгашей народных депутатов, постановлениями Кенгаша Сената от 31 марта и 20 мая 2010 года утверждены Программа действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг. и план работы Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 год по обеспечению реализации Программы действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг.
На четвертом пленарном заседании Сената (3-4 декабря 2010 года) сенаторы, принимая Программу действий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по реализации основных положений и выводов доклада Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года на 2010 и последующие годы, подчеркнули, что претворение в жизнь поставленных Главой государства задач требует от Сената, местных Кенгашей народных депутатов, каждого сенатора и депутатов всех уровней высокой инициативы и ответственности, повышения эффективности законотворческой деятельности и действенности парламентского контроля, обеспечения в своей деятельности гармоничного сочетания общегосударственных и региональных интересов.
В настоящей Программе действий в качестве приоритетных направлений Сената были определены следующие:
дальнейшая демократизация государственной власти и управления, обеспечение более сбалансированного распределения полномочий между субъектами государственной власти, осуществление действенного парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти;
реформирование судебно-правовой системы, ее демократизация и либерализация, обеспечение верховенства закона, законности, надежная защита прав и интересов личности, формирование правового государства и улучшение правовых знаний в обществе;
реформирование информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации, всемерное укрепление взаимоотношений между средствами массовой информации и государственными органами власти, обеспечение открытости и транспарентности проводимых в стране общественно-политических, социально-экономических реформ;
обеспечение свободы выбора и развитие избирательного законодательства как узлового вопроса демократичности правовых норм, действующих в стране, основной формы волеизъявления народа, участия граждан в управлении делами государства и общества;
формирование и развитие институтов гражданского общества, правовое и институциональное обеспечение взаимодействия неправительственных некоммерческих организаций с государственными структурами на основе принципов социального партнерства;
дальнейшее совершенствование организационных основ функционирования института самоуправления граждан, расширение функций и обеспечение его тесного взаимодействия с органами государственной власти и управления;
дальнейшее углубление демократических рыночных реформ и либерализации экономики, правовое обеспечение защиты прав частной собственности, создание надежных гарантий деятельности семейного, малого бизнеса, частного предпринимательства.
Учитывая, что реализация на практике законов станет основным фактором дальнейшего углубления демократических, общественно-политических, судебно-правовых и социально-экономических реформ, повышения благосостояния людей, в рамках реализации законодательной деятельности на пленарных заседаниях Сената было одобрено 36 законов Республики Узбекистан, принятых Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — Законодательная палата) и поступивших в Сенат для рассмотрения.
В их числе 7 касались финансово-экономической сферы, сферы государственного строительства и управления (5), судебно-правовой реформы (15), социальной сферы, сферы здравоохранения и культуры (6), сфер обороны и безопасности (1) и внешней политики (2).
Претворение в жизнь данных законов, безусловно, создает все необходимые организационно-правовые предпосылки, материально-технические условия и стабильные универсальные механизмы для всемерной защиты экономических, социальных, политических, юридических и гуманитарных прав человека, что свидетельствует о поступательном движении Узбекистана по пути строительства демократического правового государства и сильного гражданского общества.
На втором пленарном заседании Сената (7-8 мая 2010 года) был одобрен ряд законов, направленных на совершенствование судебно-правовой сферы и обеспечение независимости судебной власти, повышение эффективности судебной защиты прав граждан.
Так, сенаторами одобрен Закон Республики Узбекистан «О судебной экспертизе», который регламентирует принципиальные вопросы, связанные с институтом судебной экспертизы, и является единым нормативно-правовым актом, содержащим основанные на демократических принципах общие нормы, обеспечивающие независимость судебного эксперта, объективность его заключения.
Вместе с тем, одобрен ряд социально значимых законов, как Закон Республики Узбекистан «О профилактике микронутриентной недостаточности среди населения», в котором регламентирован порядок осуществления работ по обогащению пищевой продукции жизненно важными для организма человека элементами — микронутриентами. Данный Закон разработан в рамках Государственной программы «Год гармонично развитого поколения», предусматривает проведение соответствующих профилактических работ среди населения, наиболее подверженного развитию микронутриентной недостаточности, а также осуществление просветительской работы по вопросам здорового питания.
Кроме того, в рамках Государственной программы «Год гармонично развитого поколения» в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних и дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности». В соответствии с которым в целях предупреждения совершения антисоциального поведения несовершеннолетних установлена административная ответственность руководителей или других ответственных лиц ресторанов, кафе, баров, клубов, дискотек, кинотеатров, компьютерных залов, помещений, оборудованных для предоставления услуг доступа к сети Интернет, либо иных мест развлечений (досуга) за допущение ими нахождения несовершеннолетнего в указанных местах в ночное время без сопровождения одного из родителей или лица, заменяющего его.
А также одобрен Закон Республики Узбекистан «Об архивном деле», который усовершенствовал систему комплектования, учета, хранения и использования архивных документов на основе современных требований и стандартов, обеспечивающую сохранность уникальных документов, представляющих особую ценность и составляющих национальное достояние страны.
На третьем пленарном заседании Сената (28-29 августа 2010 года) был одобрен ряд законов, направленных на дальнейшее совершенствование сферы государственного строительства и управления, углубление демократических реформ в социально-экономической, судебно-правовой сферах, а также на эффективное решение социальных вопросов.
Учитывая, что защита прав и интересов детей является одним из приоритетных направлений государственной политики, в целях дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере одобрен Закон Республики Узбекистан «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», разработанный на основе Государственной программы «Год гармонично развитого поколения», который направлен на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы воспитания здорового и гармонично развитого поколения, обеспечение защиты прав детей и законных интересов, повышение ответственности органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также родителей, органов опеки и попечительства за совершение правонарушений несовершеннолетними, обеспечение имущественных прав несовершеннолетних, лишившихся родителей или кормильцев, трудоустройство несовершеннолетних.
Вместе с тем, одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рекламе» и статью 1781 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности», направленный на совершенствование механизмов выявления и пресечения случаев осуществления недобросовестной и скрытой рекламы, укрепление нормативно-правовых мер по защите общественных и государственных интересов, обеспечение соблюдения общепринятых норм морали и нравственности при распространении рекламных материалов.
Сенаторами одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами иностранных государств», призванный способствовать совершенствованию правового механизма сотрудничества между компетентными органами Узбекистана и зарубежных государств по оказанию взаимной правовой помощи по уголовным делам, в том числе по выдаче и уголовному преследованию обвиняемых, защите прав граждан, потерпевших от преступлений.
На четвертом пленарном заседании Сената (3-4 декабря 2010 года) был одобрен ряд законов, которые являются важным фактором дальнейшего углубления демократических, общественно-политических, социально-экономических реформ, повышения благосостояния населения в стране.
В частности, одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2011 год», который предусматривает усовершенствование налогового администрирования, дальнейшую поддержку предпринимательства, усиление административной ответственности должностных лиц за уклонение от обязанности по выплате пособий временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также граждан и должностных лиц за сокрытие численности работников.
В целях создания механизма надлежащего контроля за выполнением риэлторскими организациями (риэлторами) принимаемых на себя обязательств и системы правового регулирования риэлторской деятельности в Узбекистане, обеспечивающей баланс интересов участников рынка недвижимости и государства, сенаторы одобрили законы Республики Узбекистан «О риэлторской деятельности» и «О внесении дополнения в приложение № 1 к Постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года № 222-II «О Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии».
Вместе с тем, одобрен Закон Республики Узбекистан «О погребении и похоронном деле», направленный на формирование правовых основ погребения и похоронного дела, установление гарантий осуществления погребения и организацию мест погребения, а также упорядочение правоотношений в этой сфере.
В соответствии со статьей 8 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» на пленарных заседаниях Сената были рассмотрены отчет Счетной палаты Республики Узбекистан за 2009 год, отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) за 2009 год, а также вопросы об утверждении Премьер-министра Республики Узбекистан, об одобрении кандидатуры С. Рашидовой на должность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), о внесении изменений в состав Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, об утверждении границы города Шахрисабза Кашкадарьинской области, об объединении Зангиатинского и Ташкентского районов Ташкентской области и частичном изменении территорий Зангиатинского, Кибрайского районов Ташкентской области и Хамзинского района города Ташкента, о переименовании Ахунбабаевского района Ферганской области, о переименовании Сабир Рахимовского района города Ташкента, об объединении территорий города Янгийул и Янгийульского района Ташкентской области и отнесении города Янгийул к категории городов районного подчинения, об объединении территорий города Асака и Асакинского района Андижанской области и отнесении города Асака к категории городов районного подчинения, об объединении территорий города Ахангаран и Ахангаранского района Ташкентской области и отнесении города Ахангаран к категории городов районного подчинения, об упразднении Бандыханского района с присоединением его территории к Кызркскому району Сурхандарьинской области.
Также был рассмотрен Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2011 год, принято постановление об его одобрении. Было отмечено, что главный финансовый документ страны разработан с учетом обеспечения макроэкономической стабильности, реализации Антикризисной программы на 2009 — 2012 годы и сильной социальной политики и направлен на достижение высоких темпов роста валового внутреннего продукта, формирование диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, дальнейшее повышение благосостояния и уровня жизни населения.
Рассмотрена и утверждена Программа создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2011 год, разработанная Кабинетом Министров Республики Узбекистан и направленная на обеспечение повышения занятости, доходов, уровня и качества жизни населения, эффективного использования трудового потенциала территорий и отраслей экономики, усиление ответственности Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, города Ташкента, районов и городов за создание рабочих мест и решение вопросов занятости населения.
Кенгаш Сената и Кенгаш Законодательной палаты приняли Совместное постановление «О внесении изменений в приложение № 3 Совместного постановления Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 10 июля 2008 года № 843-I /515-I «Об утверждении нормативно-правовых актов, необходимых для реализации задач Общественного Фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, и состава Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного Фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан».
Также, Кенгаш Сената, Кенгаш Законодательной палаты и Кабинет Министров Республики Узбекистан приняли совместные постановления «Об освобождении Ташметова А.Р. от должности главного редактора газеты «Нурлы жол» (№ 67-II/84-II/99 от 25 мая 2010 года) и «О назначении Анарбекова Р. главным редактором государственной предприятии «Редакция газеты «Нурлы жол» (№ 68-II/85-II/100 от 25 мая 2010 года).
В рамках реализации исключительных полномочий Сената были заслушаны отчеты председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы о деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в 2009 году, Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2009 году, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан о деятельности Центрального банка Республики Узбекистан в 2009 году, а также заслушана информация министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными и контролирующими структурами в 2009 году.
В ходе заслушивания отчета председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы о деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в 2009 году анализировалась деятельность данного Комитета по обеспечению соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, направленная на оздоровление экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности в стране. По итогам заслушивания данного отчета отмечено, что Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы не полностью использует свои полномочия по координации деятельности специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих государственный контроль по охране природы и рационального использования природных ресурсов, не принимает достаточно эффективных мер по дальнейшему совершенствованию экономического механизма управления природопользованием, не уделяет должного внимания снижению уровня загрязнения по отдельным ингредиентам загрязняющих веществ до санитарно-гигиенических норм в таких городах, как Ангрен, Фергана, Ташкент, Навои, Нукус, Чирчик, Бухара и Сариасия, не повышает уровень эффективности работы по внедрению экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, в том числе технологий по использованию возобновляемых источников энергии.
В связи с этим Государственному комитету Республики Узбекистан по охране природы было поручено совместно с соответствующими министерствами, государственными комитетами, ведомствами и органами государственной власти на местах обеспечить занятость населения путем реализации мер по развитию отраслей переработки промышленных отходов, экотуризма, активизировать работу по внедрению экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, в том числе технологий по использованию возобновляемых источников энергии, принять необходимые меры по дальнейшему совершенствованию экономического механизма в природопользовании.
В отчете Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2009 году анализировалась деятельность органов прокуратуры Республики Узбекистан по укреплению законности, защите прав и свобод граждан, предупреждению и профилактике правонарушений. Была отмечена необходимость обращения особого внимания на усиление государственного надзора за соблюдением и исполнением законодательства об обеспечении занятости населения и о труде. Также указано, что в 2009 году рост общей преступности, увеличение количества преступлений, связанных с умышленным причинением тяжких телесных повреждений, вымогательством, хулиганством, мошенничеством требует принятия решительных мер, направленных на совершенствование работы по координации деятельности органов, осуществляющих борьбу с преступностью.
По итогам рассмотрения отчета Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2009 году органам прокуратуры поручено провести глубокий анализ причин и условий, способствовавших росту в 2009 году общей преступности и отдельных видов преступлений, принять дополнительные меры, направленные на совершенствование работы по координации деятельности органов, осуществляющих борьбу с преступностью, усилить надзор за реализацией Антикризисной программы на 2009 — 2012 годы, всего комплекса предусмотренных в ней мероприятий по обеспечению устойчивого развития социально-экономической сферы и стабильности в стране, организовать осуществление системного надзора за исполнением в разрезе отраслей и по территории страны Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2010 год, утвержденной палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В ходе рассмотрения отчета председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан о деятельности Центрального банка Республики Узбекистан в 2009 году отмечалось, что проведение жесткой денежно-кредитной политики позволило укрепить макроэкономическую стабильность в стране, по итогам 2009 года уровень инфляции составил 7,4 процента, совокупный капитал коммерческих банков вырос по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза, объем депозитов в банках увеличился в 1,5 раза, вкладов населения — в 1,7 раза по сравнению с 2008 годом, в 2009 году объем кредитов коммерческих банков, предоставляемых малому бизнесу и частному предпринимательству, увеличился в 1,5 раза, а объем микрокредитов возрос 1,6 раза по сравнению с 2008 годом.
По итогам рассмотрения отчета о деятельности Центрального банка Республики Узбекистан в 2009 году Центральному банку поручено обратить особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования работы по правовому обеспечению обмена кредитной информацией, увеличения объемов долгосрочных банковских инвестиций и кредитов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение предприятий, финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий и повышения их экспортного потенциала, а также расширения масштабов финансовой поддержки субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.
Обсудив информацию министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными и контролирующими структурами в 2009 году, отмечено, что Министерством юстиции Республики Узбекистан была проделана определенная работа в сфере обеспечения проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики. Констатировалось, что систематически проводится анализ состояния дел в области соблюдения правил ведения систематизированного учета законодательства в государственных органах, а также ведется работа по обеспечению юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти на местах. Вместе с тем в ходе мониторинга правоприменительной практики, проведенного Министерством юстиции Республики Узбекистан, были выявлены отдельные недостатки и упущения в деятельности государственных органов. В частности, за истекший год отменены и отозваны с исполнения 23 незаконных акта министерств, государственных комитетов и ведомств в связи с отсутствием государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан. В результате проведенного Министерством юстиции Республики Узбекистан мониторинга деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан было выявлено, что не на должном уровне налажена практика формирования годовых планов-графиков проверок субъектов предпринимательства, не сформированы единые подходы и практика рассмотрения материалов налоговых проверок, не отвечает требованиям законодательства практика применения к субъектам предпринимательства финансовых санкций, сопровождаемая нарушениями судебного порядка их применения, в отдельных регионах резко увеличилось количество краткосрочных проверок.
По итогам рассмотрения информации министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными и контролирующими структурами в 2009 году принято соответствующее постановление.
По представлению Президента Республики Узбекистан на третьем пленарном заседании были приняты постановления Сената «Об амнистии в связи с девятнадцатой годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан» и «О порядке применения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Об амнистии в связи с девятнадцатой годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекистан».
А также были рассмотрены восемь кандидатур судей Конституционного и Верховного суда Республики Узбекистан, представленные Президентом Республики Узбекистан.
По представлению Президента Республики Узбекистан рассмотрено восемь вопросов назначения и освобождения дипломатических и иных представителей нашей страны в иностранных государствах.
Кроме того, на пленарных заседаниях были рассмотрены вопросы об утверждении повесток дня заседаний Сената, об избрании руководства Сената, о формировании комитетов и комиссии Сената, об утверждении постановлений Кенгаша Сената, об утверждении Указа Президента Республики Узбекистан «О назначении Р.Х. Кадырова на должность Генерального прокурора Республики Узбекистан на новый срок».
Утверждены вопросы, рекомендуемые для рассмотрения на заседаниях Кенгаша, планы контрольной деятельности и мероприятий комитетов Сената на 2010 год, рассматривались вопросы, связанные с организацией и проведением пленарных заседаний, одобрением составов комитетов и Комиссии по регламенту и этике, сенаторов, работающих на постоянной основе в Сенате, образованием Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах, а также утверждением отчета Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2009 году.
А также были утверждены план работы Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 год по обеспечению реализации Программы действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг., Положение о порядке подготовки, организации и проведения Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан парламентских слушаний, а также Программа освещения деятельности комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и сенаторов по осуществлению парламентского контроля в средствах массовой информации на 2010-2011 годы.
Вместе с тем рассматривались вопросы о ходе выполнения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 4 декабря 2009 года № 694-I «О Программе создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2010 год», о ходе исполнения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 5 декабря 2009 года № 709-I «О ходе исполнения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 27 марта 2009 года № 624-I «О роли и ответственности местных органов власти за безусловное выполнение Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг.», об образовании межпарламентской группы «Олий Мажлис Республики Узбекистан — Парламент Японии», о составах делегации Узбекистана в Комитете парламентского сотрудничества «Узбекистан — ЕС» и Группы Олий Мажлиса Республики Узбекистан по сотрудничеству с Парламентом Великобритании.
Кроме того, утверждены план законодательной и контрольной деятельности комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 2011 год, план мероприятий комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 2011 год, план работы Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2011 год, вопросы, рекомендуемые для рассмотрения на заседаниях Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2011 году.
Также в соответствии Программы действий Сената разработаны и утверждены Комплексная программа действий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по дальнейшему совершенствованию механизма взаимодействия Сената с институтами гражданского общества, в частности с органами самоуправления граждан, на 2011 и последующие годы, Правила юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, вносимых в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Положение о порядке осуществления контроля за исполнением законов Республики Узбекистан, постановлений Сената, Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и решений комитетов (комиссий) Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан органами государственной власти и управления, Порядок рассмотрения Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан вопросов об избрании председателей, заместителей председателей и судей Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов Республики Узбекистан или их освобождении от должности, Порядок рассмотрения Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодного отчета Генерального прокурора Республики Узбекистан и информации министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными органами и контролирующими структурами, Примерный регламент областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов и Примерного положения о постоянных комиссиях областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов.
В реализации контрольно-аналитической деятельности комитетами Сената главное внимание было направлено на выявление причин, препятствующих полному и качественному исполнению законов, а также выработки предложений по устранению недостатков, допускаемых при их исполнении, и дальнейшему совершенствованию законодательства.
В целях реализации планов контрольной деятельности и мероприятий Сената, было проведено четыре парламентских слушания, 31 заседание комитетов (в том числе 20 выездных заседаний по изучению хода исполнения законов), пять конференций, 13 семинаров и 13 «круглых столов».
В рамках реализации контрольной деятельности комитетами проведен ряд заседаний. В частности, 28 сентября 2010 года Комитетом Сената по вопросам науки, образования, культуры и спорта совместно с Комитетом Сената по вопросам бюджета и экономическим реформам проведено парламентское слушание по исполнению законов Республики Узбекистан «О телекоммуникациях» и «Об электронном документообороте» в городе Ташкенте и Бухарской области.
15 июня 2010 года проведено совместное заседание Комитета Сената по внешнеполитическим вопросам и Комитета Законодательной палаты по международным делам и межпарламентским связям, посвященное обсуждению ситуации на юге Кыргызстана, в ходе которого парламентарии Узбекистана выразили уверенность, что за кулисами происходящих событий стоят силы, которым чужды интересы кыргызского народа, и призвали соответствующие кыргызские структуры принять все безотлагательные и исчерпывающие меры, сделать все возможное для того, чтобы остановить трагическое развитие событий, восстановить порядок, вернуть жизнь в нормальное русло, оказать помощь тем, кто оказался в зоне гуманитарного бедствия.
6 августа 2010 года в хокимияте Кашкадарьинской области проведено совместное заседание Комитета Сената по вопросам обороны и безопасности с Кашкадарьинским областным Кенгашем народных депутатов по изучению и обсуждению исполнения Закона Республики Узбекистан «О безопасности дорожного движения» в Кашкадарьинской области, в ходе которого участники отметили, что состояние обеспеченности материально-техническими средствами дорожно-патрульных служб, осуществляющих контроль за безопасностью дорожного движения на дорогах, не отвечает современным требованиям, не на должном уровне обустроены и оборудованы автомобильные дороги средствами регулирования дорожного движения, дорожными знаками, разделительными полосами, подготовка водителей транспортных средств не отвечает требованиям и др.
В соответствии с подпунктом 2.2.2 Программы действий Сената заседание Комитета по вопросам бюджета и экономическим реформам по вопросам изучения и обсуждения хода реализации Андижанским и Хорезмским областными Кенгашами народных депутатов постановления Сената от 4 декабря 2009 года «О Программе создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2010 год», программ по ускоренному развитию и строительству жилья и социальной инфраструктуры на селе проведено, 9 сентября 2010 года в Андижанской области и 14 сентября в Хорезмской области, в ходе которых подвергнуты критике за недостаточную и пассивную деятельность Кенгаши народных депутатов Булакбашинского, Избасканского, Пахтаабадского, Кургантепинского и Бозского районов, Кенгаши народных депутатов Багатского и Хазараспского районов, а также соответствующие подразделения областного и районного уровня, отвечающие за реализацию намеченных мер по данным вопросам. Депутаты не проявляли инициативы в решении проблем социально-экономического развития своих регионов, не заслушивались отчеты должностных лиц по данному вопросу, практически не использовалась такая форма контроля, как направление депутатского запроса.
20 ноября 2010 года в Национальном пресс-центре Узбекистана проведено парламентское слушание комитетов Сената по законодательству и судебно-правовым вопросам и по вопросам бюджета и экономическим реформам, посвященное изучению и обсуждению вопроса о повышении роли институтов гражданского общества в решении важнейших социально-экономических проблем на местах, углублении демократических преобразований в Ферганской и Навоийской областях. В заседании отмечено, что в процессе демократического обновления страны принято более 200 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения институтов гражданского общества и решение насущных социально-экономических проблем граждан. Сенаторы отметили, что в Ферганской и Навоийской областях недостаточно уделяется внимания вопросам укрепления совместной деятельности отдельных органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, на низком уровне находится материально-техническая база некоторых негосударственных некоммерческих организаций, слабо осуществляется работа по повышению правовых знаний руководителей организаций системы институтов гражданского общества.
20 ноября 2010 года в хокимияте города Ташкента проведено совместное заседание Комитета Сената по законодательству и судебно-правовым вопросам с Ташкентским городским Кенгашем народных депутатов по изучению и обсуждению исполнения Закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» в городе Ташкенте, в ходе которого сенаторами отмечено, что отдельными органами самоуправления граждан недостаточно проводится работа по рассмотрению обращений граждан, допускаются случаи превышения своих полномочий. Участники данного мероприятия высказали ряд предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов самоуправления граждан и механизма исполнения Закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан», повышению эффективности их взаимодействия с органами государственной власти и управления, превращению махалли в центр адресной социальной поддержки, развития частного предпринимательства и семейного бизнеса, а также расширению функций махалли в системе общественного контроля за деятельностью государственных органов управления.
20 мая 2010 года в Университете мировой экономики и дипломатии Комитетом Сената по внешнеполитическим вопросам и Комитетом Законодательной палаты по международным делам и межпарламентским связям совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан организована научно-практическая конференция на тему: «Внешнеполитические инициативы Республики Узбекистан и перспективы развития международного сотрудничества в деле установления мира и стабильности в Афганистане».
3 августа 2010 года Комитетом Сената по вопросам науки, образования, культуры и спорта совместно с Ташкентским областным Кенгашем народных депутатов в Бостанлыкском районе проведен семинар на тему: «Роль органов государственной власти на местах в решении проблем обеспечения занятости населения», в ходе которого участники отметили необходимость использования всех возможностей депутатского корпуса на местах для усиления системного мониторинга и контроля за выполнением программ по обеспечению занятости населения, дальнейшему усилению деятельности коммерческих банков по выделению кредитов для финансирования перспективных проектов, разработанных с целью организации рабочих мест, особенно для представителей нуждающихся слоев населения, испытывающих затруднения в трудоустройстве, молодых людей — выпускников профессиональных колледжей.
5 ноября 2010 года в Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан Комитетом Сената по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии проведен «круглый стол» на тему: «Актуальные проблемы использования водных ресурсов в Республике Узбекистан», в ходе которого участники подчеркнули необходимость принятия дополнительных мер по эффективному и рациональному использованию водных ресурсов, дальнейшему совершенствованию ирригационных систем и техники орошения, системы водоучета, реализации эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.
По результатам проведенных мероприятий были приняты и направлены в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, заинтересованные министерства, ведомства и организации соответствующие решения и рекомендации комитетов, нацеленные на обеспечение качественного и полноценного исполнения законов Республики Узбекистан и государственных программ и устранение недостатков, допущенных в ходе их исполнения, безусловному выполнению норм законов и государственных программ, улучшению социально-экономической ситуации в регионах, повышению эффективности разъяснительной работы среди населения с привлечением органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации, а также на дальнейшее совершенствование законодательства в различных сферах. Кроме того, налажена работа по привлечению депутатов местных Кенгашей народных депутатов к мероприятиям, проводимым комитетами Сената.
В соответствии с подпунктом 1.1.4 Программы действий Сената, заместителем Председателя Сената, председателями комитетов Сената и сенаторами, работающими в Сенате на постоянной основе, осуществлены поездки в регионы, проведена определенная работа в целях разъяснения сути и значимости одобренных на втором, третьем и четвертом пленарных заседаниях Сената законов Республики Узбекистан и постановлений Сената и социально-экономических и демократических преобразований, осуществляемых в стране. А также с целью информирования о деятельности парламента и ходе реализации масштабных реформ в стране сенаторами систематически проводятся встречи с избирателями.
Налажена работа по систематическому представлению членами Сената ежемесячной письменной информации о деятельности на местах в качестве сенатора в соответствующий комитет Сената.
28 апреля 2010 года в хокимияте Бухарской области проведено совместное заседание Комитета Сената по вопросам науки, образования, культуры и спорта с Бухарским областным Кенгашем народных депутатов по изучению и обсуждению исполнения Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» в части охраны здоровья матери и ребенка в Бухарской области, в ходе которого подчеркнута необходимость полного обеспечения лечебно-профилактических учреждений высококвалифицированными специалистами, уменьшения заболеваний среди женщин фертильного возраста, совершенствования деятельности соответствующих медицинских учреждений, ответственных за охрану здоровья матери и ребенка, усиления разъяснительной работы среди населения о сущности и значении законодательных актов и государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребенка.
9 сентября 2010 года в хокимияте Джизакской области проведено совместное заседание Комитета Сената по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии с Джизакским областным Кенгашем народных депутатов по изучению и обсуждению исполнения актов законодательства по содействию молодым семьям в строительстве или приобретении жилья на селе в Джизакской области, в ходе которого отмечено, что Кенгаши народных депутатов Арнасайского и Янгиабадского районов недостаточное внимание уделяют вопросам выделения земельных участков для строительства жилья молодым семьям, не на должном уровне ведется мониторинг состояния выделения земельных участков молодым семьям на селе областным управлением по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, организация аукционных торгов по выделению молодым семьям земельных участков на аукционных торгах не отвечает требованиям сегодняшнего дня.
27 сентября 2010 года Комитетом Сената по внешнеполитическим вопросам в Ташкентском государственном экономическом университете проведен семинар-тренинг на тему: «Концепция человеческого развития Организации Объединенных Наций и роль местных Кенгашей народных депутатов в обеспечении гармоничного развития подрастающего поколения», в ходе которого было подчеркнуто, что важнейшей задачей депутатского корпуса, местных Кенгашей народных депутатов всех уровней является доведение до широкой общественности, прежде всего молодежи, сути положений и выводов, содержащихся в речи руководителя нашего государства с высокой трибуны Организации Объединенных Наций.
5 октября 2010 года проведено совместное заседание Комитета Сената по внешнеполитическим вопросам с Сурхандарьинским областным Кенгашем народных депутатов по изучению и обсуждению вопроса исполнения местными Кенгашами народных депутатов Сурхандарьинской области положений Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 19 декабря 1988 года), искоренению наркомании среди молодежи, в ходе которого отмечено, что в стране, в том числе в Сурхандарьинской области проведена значительная работа по имплементации указанной международной конвенции в национальное законодательство, что позволило создать действенные рычаги сдерживания роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, искоренения факторов, порождающих это зло.
19 ноября 2010 года в Министерстве народного образования Республики Узбекистан проведено заседание Комитета Сената по вопросам бюджета и экономическим реформам по изучению и обсуждению исполнения Закона Республики Узбекистан «О бюджетной системе» Министерством народного образования Республики Узбекистан, в ходе которого отмечено, что за девять месяцев 2010 года Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Узбекистан выявлено более тысячи финансовых правонарушений в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. Участники заседания отметили необходимость принятия Министерством народного образования Республики Узбекистан дополнительных мер по безусловному исполнению требований Закона Республики Узбекистан «О бюджетной системе», устанавливающего порядок целевого и эффективного использования бюджетных средств, строгого соблюдения сроков подачи бюджетных заявок и нормативных стандартов, а также повышения ответственности руководителей образовательных учреждений за использование бюджетных средств в строгом соответствии с законом.
Сенатом уделялось особое внимание установлению и развитию межпарламентских связей, ознакомлению и обмену опытом межпарламентской работы, международному взаимодействию в сфере укрепления мира и стабильности в регионе, противодействия транснациональным угрозам.
По подпункту 6.3.1 Программы действий Сената в Сенате организовано 36 встреч с иностранными делегациями и 33 встречи с представителями дипломатического корпуса и международных организаций. Наряду с этим сенаторы и работники Аппарата Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан официально выезжали за рубеж в рамках парламентской деятельности.
В Программе действий Сената в числе приоритетных направлений деятельности Сената определено усиление механизма взаимодействия комитетов Сената с местными Кенгашами народных депутатов и их постоянными комиссиями, в ходе реализации которого в работе с комитетами Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, местными Кенгашами народных депутатов и их постоянными комиссиями акцент был направлен на вопросы осуществления контрольной деятельности, совершенствования взаимодействия органов государственной власти на местах и повышения их ответственности за принимаемые решения по важнейшим вопросам социально-экономического развития регионов.
В целях реализации приоритетных задач, дальнейшего совершенствования механизма взаимодействия Сената с местными Кенгашами народных депутатов в решении вопросов социально-экономического развития регионов, а также оказания практической и методической помощи местным Кенгашам народных депутатов в реализации их полномочий Постановлением Кенгаша Сената от 31 марта 2010 года образована Комиссия Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах (далее — Комиссия) и утверждена Программа действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг., а также Постановлением Кенгаша Сената от 20 мая 2010 года утвержден план работы Комиссии на 2010 год по обеспечению реализации Программы действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг.
Вместе с тем, в регионах из числа депутатов местных Кенгашей народных депутатов были созданы рабочие группы по оказанию содействия деятельности Комиссии.
На местах были проведены заседания Комиссии и семинары для руководителей местных Кенгашей народных депутатов и их постоянных комиссий по вопросам организации деятельности и обеспечения выполнения намеченных мер (Комиссией было проведено два заседания комиссии, три семинара и один «круглый стол»). В период с 27 февраля по 13 марта 2010 года во всех регионах страны были проведены учебные семинары на тему: «Основные направления повышения активности депутатов местных Кенгашей народных депутатов».
1 июня 2010 года в Сенате состоялось заседание Комиссии с участием ее членов и руководителей организационно-контрольных групп Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, на котором были рассмотрены вопросы совершенствования деятельности местных Кенгашей народных депутатов, оказания практического содействия в организации деятельности рабочих групп и составлении их планов работы по исполнению плана работы Комиссии, а также был заслушан отчет о деятельности рабочей группы Андижанской области по совершенствованию деятельности местных Кенгашей народных депутатов и их постоянных комиссий.
29 июля 2010 года на заседании Комиссии, были обсуждены вопросы об исполнении Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 5 декабря 2009 года № 709-I «О ходе исполнения Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 27 марта 2009 года № 624-I «О роли и ответственности местных органов власти за безусловное выполнение Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг.», о ходе реализации плана работы Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 год по обеспечению реализации Программы действий по активизации деятельности представительных органов власти на местах на 2010 — 2014 гг., о деятельности рабочей группы Бухарской области по обеспечению взаимодействия органов представительской власти различного уровня, а также заслушан отчет о деятельности Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и г. Ташкента за первое полугодие 2010 года и работе руководителей рабочих групп по оказанию содействия Комиссии по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах.
Комиссией в июне и августе 2010 года были организованы региональные семинары-тренинги в целях оказания содействия депутатам местных Кенгашей народных депутатов в организации работы местных органов представительной власти, эффективной реализации основных полномочий и функций, разъяснении прав и обязанностей депутатов местных Кенгашей народных депутатов, а также повышения уровня их правовых знаний и квалификации.
7 сентября 2010 года в Сенате проведен «круглый стол» с участием руководителей соответствующих постоянных комиссий областных Кенгашей народных депутатов по вопросам взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества (совместно с Общественным Фондом по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества). В ходе мероприятия его участниками отмечалась необходимость усиления взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с государственными структурами власти и управления, местными органами представительной власти, а также дальнейшего совершенствования организационно-правовой и практической деятельности негосударственных некоммерческих организаций и местных Кенгашей народных депутатов.
Комиссией и Комитетом Сената по вопросам науки, образования, культуры и спорта совместно с Творческим союзом журналистов Узбекистана 24 ноября 2010 года проведен семинар-тренинг на тему: «Вопросы взаимодействия органов представительной власти со средствами массовой информации, обеспечения открытости и гласности в работе парламента», в ходе которого отмечено, что важнейшей задачей сенаторов, депутатского корпуса всех уровней является доведение положений и выводов, изложенных в докладе Президента Узбекистана И.А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», до широкой общественности, до каждого жителя нашей страны.
В результате изучения деятельности органов представительной власти на местах по выполнению Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг. за девять месяцев т. г. было отмечено, что в Республике Каракалпакстан, Бухарской и Сурхандарьинской областях проведена работа по активизации деятельности депутатов местных Кенгашей народных депутатов и их постоянных комиссий по выполнению Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг., усилению роли депутатского корпуса в повышении ответственности руководителей органов государственного управления на местах за реализацию утвержденных программ, совершенствованию контроля за органами исполнительной власти. Введено в практику ежемесячное и ежеквартальное заслушивание на сессиях местных Кенгашей народных депутатов и заседаниях их постоянных комиссий отчетов руководителей органов государственного управления на местах, а также отчетов депутатов местных Кенгашей народных депутатов об их участии в деле реализации Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг.
Комиссией был выявлен ряд упущений и недостатков в деятельности местных Кенгашей народных депутатов Сырдарьинской и Джизакской областей, допущенных при реализации Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг. Представительные органы власти данных областей не осуществляют надлежащий контроль за деятельностью органов исполнительной власти на местах по выполнению территориальных антикризисных программ, зачастую не принимают мер по своевременному выявлению проблем регионов.
В работе местных Кенгашей народных депутатов Самаркандской, Ташкентской и Хорезмской областей также был обнаружен ряд недочетов. В частности, при подготовке сессий Кенгашей народных депутатов указанных областей и заседаний их постоянных комиссий не проводится глубокий анализ положения дел, в отдельных случаях такие заседания проходят формально, принятые решения носят поверхностный, декларативный характер, регулярно не рассматривается ход исполнения территориальных и отраслевых антикризисных программ и своевременно не проводится заслушивание отчетов ответственных руководителей по данному вопросу, депутаты не проявляют инициативы в решении проблем социально-экономического развития своих регионов, практически не используется такая форма контроля за положением дел, как направление депутатского запроса.
Кроме того, ведется работа по внедрению в практику системного мониторинга деятельности местных Кенгашей народных депутатов, получению информации о работе постоянных комиссий местных Кенгашей народных депутатов, координируется работа по подготовке и проведению организационных сессий местных Кенгашей народных депутатов, с помощью методических рекомендаций оказывается содействие в организации деятельности постоянных комиссий местных Кенгашей народных депутатов, сформированы базы данных профильных постоянных комиссий.
Также сенаторы оказывают практическое содействие в разработке планов работы местных Кенгашей народных депутатов и их постоянных комиссий в целях активизации их участия в реализации принимаемых законов и государственных программ отраслевого значения.
Сенатом осуществлена значительная работа по активизации взаимодействия сенаторов со средствами массовой информации в целях широкого разъяснения населению сути принимаемых законов, освещения проводимых комитетами Сената заседаний, конференций, «круглых столов», семинаров, посвященных вопросам модернизации страны, углубления социально-экономических реформ, формирования сильного гражданского общества, внутренней и внешней политики государства, а также изучения состояния исполнения законодательных актов, государственных программ.
В течение 2010 года о деятельности Сената, в том числе по вопросам, рассмотренным на пленарных заседаниях и заседаниях Кенгаша, а также о проведенной работе в комитетах, в средствах массовой информации осуществлено 9410 выступлений, в том числе в республиканских и местных газетах, журналах опубликовано 4194 материала, из них «Халқ сўзи» — 135, «Народное слово» — 134, «Овози тожик» — 70, «Нурлы жол» — 69, «Правда востока» — 38, «Uzbekistan Today» — 38, в других газетах и журналах — 54. На страницах местных газет Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента опубликовано 3656 материалов, посвященных деятельности Сената и сенаторов.
За этот период по телевидению всего передано в эфир 2732 материала, в том числе интервью, беседы сенаторов и информационные сообщения пресс-службы о деятельности Сената. Студией «Сиёсат» ведется регулярная 20-минутная телепередача под рубрикой «Парламентский час», где освещается деятельность Сената, его комитетов и сенаторов. За отчетный период вышло в эфир 62 телепередачи «Парламент соати» и 19 «Таҳлилнома». По каналам местных телевидений Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов также передано 1247 материалов.
Увеличилось число радиопередач, посвященных освещению деятельности Сената. Так, всего за 2010 год всего по радиоканалам страны передано 2484 информационных материала о деятельности Сената, из них по республиканским каналам радиопрограмм «Ўзбекистон», «Машъал», «Тошкент», «Ёшлар» и других 1175. С марта 2010 года в рубрике «Актуальное интервью» радиоканала «Пойтахт» передается еженедельная 20-минутная радиопередача. Кроме того, в течение 2010 года по радиоканалам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, в том числе в районных и городских передано 1309 материалов о деятельности Сената и сенаторов.
На страницах веб-сайта Сената на узбекском, русском и английском языках размещена информация о сенаторах, структуре Сената и правовых основах его деятельности, публикуются материалы пленарных заседаний Сената, его Кенгаша, комитетов и комиссий, а также информационные материалы о межпарламентских связях Сената. С начала года с материалами веб-сайта Сената ознакомилось около 151 тысячи посетителей.
В целях доведения до широкой общественности информации о сути и содержании одобренных законов и рассмотренных других вопросов на пленарных заседаниях Сената, о встречах сенаторов с избирателями в регионах, их взаимодействии с депутатами местных Кенгашей, путях улучшения законотворческой, контрольно-аналитической деятельности, а также о ходе реализации задач, вытекающих из докладов Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на совместных заседаниях обеих палат парламента 27 января 2010 года «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет» и 12 ноября 2010 года «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», сенаторами (Х. Алимова, А. Алтиев, С. Артикова, С. Баратова, Е. Борисова, А. Бурханов, У. Исмаилов, И. Каратаев, Х. Каримов, П. Маткаримов, И. Мирзаалиев, Г. Мухамедов, М. Раджабова, Х. Раззаков, А. Рамбергенов, Э. Рузметов, Н. Садритдинов, К. Санакулов, С. Сафоев, Д. Сидиков, Ш. Собиров, М. Тоиров, Ю. Турсунбаев, В. Тян, А. Усманов, А. Фарманов, С. Хамроев, М. Хужамбердиев, Х. Шодиева и другие) были опубликованы статьи и интервью на страницах газет «Халқ сўзи» и «Народное слово» под рубриками «Сўз — қўшма мажлис қатнашчиларига», «Слово — участникам совместного заседания», «Мушоҳада», «Размышление», «Сенатор сўз сўрайди», «Сенатор просит слово», «Сенатор минбари», «Трибуна сенатора», «Сенатор соати», «Час сенатора», «Қонун кучга кирди», «Закон вступил в силу» «Халқ депутатлари маҳаллий Кенгашларида», «В местных Кенгашах народных депутатов» и в постоянной рубрике «Парламент» газеты «Uzbekistan Today», а также по каналам республиканского телевидения и радио.
В средствах массовой информации подробно освещены отчеты о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) за 2009 год, о деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы за 2009 год и информация министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными и контролирующими структурами в 2009 году, а также об исполнении законов Республики Узбекистан «О микрофинансировании» в Джизакской области, «Об охране и использовании объектов археологического наследия» в Сурхандарьинской области, «Об охране здоровья граждан» в части охраны здоровья матери и ребенка в Бухарской области, «О бюджетной системе» Министерством народного образования, «О безопасности дорожного движения» в Кашкадарьинской области, а также об исполнении в Республике Узбекистан Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, США, 7 декабря 1944 года) в части внедрения международных стандартов обслуживания авиапассажиров и др. Всесторонне освещены такие вопросы, как исполнение Государственной программы «Год гармонично развитого поколения» в Бухарской и Сырдарьинской областях, министерствами народного образования, высшего и среднего специального образования, по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, повышение роли институтов гражданского общества в решении важнейших социально-экономических проблем на местах, углублении демократических преобразований в Ферганской и Навоийской областях, исполнение законодательных актов о несовершеннолетних комиссией по делам несовершеннолетних при хокимияте Андижанской области и правоохранительными органами и др.
Особое внимание уделялось освещению в средствах массовой информации вопросов активизации деятельности местных Кенгашей народных депутатов и хокимиятов в решении проблем социально-экономического развития регионов, а также усиления взаимодействия членов Сената с местными Кенгашами народных депутатов. В средствах массовой информации широко освещались проведенные в период с 27 февраля по 13 марта т. г. в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте учебные семинары по обучению депутатов местных Кенгашей народных депутатов на тему: «Основные направления повышения активности депутатов местных Кенгашей народных депутатов». Также в средствах массовой информации освещались организованные в июне 2010 года региональные семинары-тренинги по вопросам изучения правовых основ функционирования органов представительной власти и определения основных задач по повышению эффективности их деятельности. В газетах «Халқ сўзи», «Народное слово» и других центральных периодических изданиях создана рубрика «В местных Кенгашах народных депутатов», где публикуются материалы о ходе выполнения Антикризисной программы на 2009 — 2012 гг. и осуществления депутатского контроля за деятельностью органов исполнительной власти.
В целях защиты конституционных прав и свобод личности, обеспечения системного мониторинга исполнения законов Республики Узбекистан особое внимание в деятельности Сената уделяется работе с обращениями граждан.
Так, за 2010 год было рассмотрено 5330 обращений, поступивших от граждан Республики Узбекистан, а также одно письмо от гражданина Российской Федерации.
Следует отметить, что по результатам анализа рассмотренных обращений наибольшее число обращений поступило от жителей г. Ташкента (971 письмо, или 18,22% из общего количества обращений граждан), Сурхандарьинской (732 письма, или 13,73%), Кашкадарьинской (721 письмо, или 13,53%), Ташкентской (496 писем, или 9,31%) и Самаркандской (447 писем, или 8,39%) областей.
В обращениях выражена поддержка курса руководства страны на углубление реформ и защиту конституционных прав и свобод личности. В целом же обращения граждан отражают весь спектр существующих социально-экономических проблем. Анализ обращений граждан за прошедший период показывает, что в общей массе обращений составляют вопросы, связанные с укреплением законности, правопорядка и защиты прав граждан, с проблемами в социальной сфере (образования, социального обеспечения, улучшения жилищных условий, трудоустройства, здравоохранения и др.).
Подавляющее большинство поступивших обращений граждан направлено для рассмотрения и принятия конкретных мер в соответствующие хокимияты, министерства, ведомства, суды, органы прокуратуры и другие компетентные органы.
Прием граждан проводился сенаторами в Сенате и на местах. В том числе сенаторами, работающими на постоянной основе, в Сенате приняты 449 граждан.