В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 26 января 2015 г. № 11 «О дополнительных мерах по обеспечению устойчивости деятельности и максимальной загрузки мощностей промышленных и строительных организаций», в целях совершенствования порядка приватизации государственных пакетов акций (долей) убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов, повышения эффективности механизмов и процедур их реализации, а также обеспечения публичности и прозрачности при совершении сделок с ними Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке реализации по «нулевой» выкупной стоимости государственных пакетов акций (долей) убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов согласно приложению № 1.
2. Рекомендовать органам хозяйственного управления — акционерным компаниям при выявлении убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей в течение последних двух лет и не являющихся стратегически значимыми для экономики республики предприятий в сфере промышленности и строительства, государственная доля в которых была передана в их уставный фонд (уставный капитал), вносить на рассмотрение соответствующих органов управления предложения (рекомендации) по вопросу реализации пакетов акций (долей) этих предприятий по «нулевой» выкупной стоимости с условием принятия покупателем инвестиционных и социальных обязательств.
При этом реализация по «нулевой» выкупной стоимости пакетов акций (долей) убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства осуществляется по согласованию с соответствующими комплексами Кабинета Министров, с последующим уменьшением доли государства в уставном фонде (уставном капитале) данных органов хозяйственного управления.
3. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
4. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести свои ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 27 мая 2015 года № 137
к постановлению Кабинета Министров от 27 мая 2015 года № 137
1. Настоящее Положение определяет порядок реализации по «нулевой» выкупной стоимости государственных пакетов акций (долей) убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов, с условием принятия покупателем инвестиционных и социальных обязательств в порядке приватизации.
Действие настоящего Положения не распространяется на реализацию государственных пакетов акций (долей) предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики республики.
государственный пакет акций (доля) — акции (доля), принадлежащие на праве собственности государству в лице министерств, ведомств и других государственных организаций в убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятиях, в уставном фонде (уставном капитале) которых государственная доля превышает 50 процентов (далее — предприятия);
См. последующую редакцию.
Государственная тендерная комиссия — Государственная комиссия по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества иностранным инвесторам;
См. последующую редакцию.
территориальная конкурсная комиссия — конкурсная комиссия, возглавляемая соответственно Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, включающая в себя руководителей территориальных органов Госкомконкуренции (в качестве заместителя председателя конкурсной комиссии), Министерства финансов, Министерства экономики, Государственного налогового комитета, Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан;
покупатель — негосударственное юридическое лицо или физическое лицо, заключившее с продавцом договор купли-продажи государственного пакета акций (доли) в соответствии с законодательством;
конкурс — форма торгов по определению покупателя государственного пакета акций (доли) посредством выбора наилучших предложений, представленных участниками в соответствии с критериями и условиями конкурсной документации;
условия конкурса — определяемые продавцом условия по порядку проведения конкурса, месту проведения, обременениям, инвестиционным и социальным обязательствам и требованиям к участникам;
инвестиционные обязательства — обязательства по осуществлению инвестиций в предприятие, принимаемые покупателем при покупке государственного пакета акций (доли), имеющие денежную оценку и осуществляемые в формах, не противоречащих законодательству;
социальные обязательства — обязательства, принимаемые покупателем при покупке государственного пакета акций (доли), не имеющие денежной оценки и осуществляемые в формах, не противоречащих законодательству;
прямые переговоры — переговоры с акционерами (участниками), предприятием или потенциальными инвесторами, в том числе иностранными, по определению покупателя без проведения конкурса.
3. Реализация по «нулевой» выкупной стоимости государственного пакета акций (доли) с условием принятия покупателем инвестиционных и социальных обязательств (далее — реализация государственного пакета акций (доли)) осуществляется продавцом в соответствии с программами приватизации по схеме согласно приложению к настоящему Положению.
См. последующую редакцию.
Государственный пакет акций (доля), находящийся на торгах, реализуемый в соответствии с ранее принятыми программами приватизации, не подлежит снятию с торгов при продлении срока реализации данного государственного пакета акций (доли).
Реализация государственного пакета акций (доли) осуществляется без проведения конкурса путем проведения прямых переговоров:
в случае использования акционерами (участниками) или предприятием преимущественного права приобретения государственного пакета акций (доли) на условиях, утвержденных Государственной тендерной комиссией. При этом в случае поступления предложений от двух и более акционеров (участников) единый (без дробления на части) государственный пакет акций (доля) реализуется предложившему наибольшие инвестиционные и социальные обязательства акционеру (участнику), но не ниже установленных условий;
в случае поступления заявки от иностранного инвестора после отказа акционеров (участников) и самого предприятия от выкупа государственного пакета акций (доли) либо отсутствия ответа на письмо рабочего органа или предприятия в установленные сроки. При этом в случае наличия двух и более предложений от иностранных инвесторов единый (без дробления на части) государственный пакет акций (доля) реализуется предложившему наибольшие инвестиционные и социальные обязательства иностранному инвестору, но не ниже установленных условий;
на основании отдельных решений Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан.
4. В случаях, предусмотренных Законом Республики Узбекистан «О конкуренции», лицо, изъявившее желание приобрести государственный пакет акций (долю), обязано получить предварительное согласие Госкомконкуренции Республики Узбекистан или его территориального органа на приобретение государственного пакета акций (доли).
5. Договор купли-продажи государственных пакетов акций (доли) подлежит регистрации в установленном порядке. При этом регистрация осуществляется по:
государственному пакету акций — Центральным депозитарием ценных бумаг не позднее двух рабочих дней после его подписания;
6. Покупатель имеет все права акционера (участника), за исключением права распоряжения акциями (долями) до момента выполнения им инвестиционных и социальных обязательств.
7. Территориальные органы Госкомконкуренции, Министерства экономики, Государственного налогового комитета, Государственного комитета по статистике совместно с органами государственного и хозяйственного управления — по предприятиям, входящим в их структуру, а Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента –по предприятиям, не входящим в структуру органов государственного и хозяйственного управления, ежегодно в месячный срок после получения оформленных паспортов предприятий в соответствии с пунктом 3 постановления Кабинета Министров от 26 января 2015 г. № 11 «О дополнительных мерах по обеспечению устойчивой деятельности и максимальной загрузки мощностей промышленных и строительных организаций» осуществляют анализ их деятельности на соответствие следующим критериям:
предприятие является убыточным в течение последних двух лет, либо низкорентабельным и имеющим низкий уровень использования мощностей в течение последних трех лет;
При этом, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше его уставного фонда (уставного капитала), инициируется уменьшение уставного фонда (уставного капитала) данного предприятия до величины, не превышающей стоимости его чистых активов либо ликвидация в соответствии с требованиями законов Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» и «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».
По итогам анализа территориальные органы Госкомконкуренции, Министерства экономики, Государственного налогового комитета, Государственного комитета по статистике совместно с органами государственного и хозяйственного управления, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в течение пяти рабочих дней вносят в Госкомконкуренции предложения о реализации государственных пакетов акций (долей).
Территориальные органы Госкомконкуренции, Министерства экономики, Государственного налогового комитета, Государственного комитета по статистике совместно с органами государственного и хозяйственного управления, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента несут ответственность за обоснованность и достоверность внесенных предложений.
Центром по управлению государственными активами и Центральным депозитарием ценных бумаг в течение десяти дней обобщает предложения, представленные органами, указанными в пункте 7 настоящего Положения, и определяет размер государственного пакета акций (доли);
Министерством экономики, Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом и Государственным комитетом по статистике Республики Узбекистан, а также заинтересованными министерствами и ведомствами в течение тридцати дней формирует перечень предприятий, государственные пакеты акций (доли) которых предлагаются к реализации по «нулевой» выкупной стоимости в виде проекта программы приватизации и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Государственные пакеты акций (доли), которые подлежат реализации по решению Президента Республики Узбекистан, включаются в программы приватизации, утверждаемые Президентом Республики Узбекистан.
10. В соответствии с утвержденной программой приватизации Госкомконкуренции Республики Узбекистан в пятидневный срок в адрес территориальных конкурсных комиссий направляется запрос о предоставлении в пятнадцатидневный срок на согласование условий конкурса.
При этом минимальный размер инвестиционных и социальных обязательств и их виды определяются на основе предложений предприятия, при условии наличия соответствующих обоснованных расчетов и достигаемых прогнозных параметров, исходя из утвержденного бизнес-плана предприятия.
11. Представленные территориальными конкурсными комиссиями условия конкурса в установленном порядке согласовываются Госкомконкуренции с Министерством финансов, Министерством экономики, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
Госкомконкуренции Республики Узбекистан вносит согласованные условия конкурса для утверждения в Государственную тендерную комиссию.
Утвержденные Государственной тендерной комиссией условия конкурса направляются Госкомконкуренции Республики Узбекистан в рабочий орган в течение пяти рабочих дней после их утверждения.
12. Рабочий орган в соответствии с преимущественным правом на приобретение, согласно законам Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» и «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», в письменной форме напрямую либо через предприятие в течение пяти рабочих дней извещает (под расписку либо путем отправления по почте заказного письма с уведомлением о вручении) акционеров (участников) и само предприятие о намерении реализовать государственный пакет акций (долю) в уставном фонде (уставном капитале) данного предприятия в случае, если:
число акционеров не превышает пятидесяти и уставом предприятия предусмотрено преимущественное право на приобретение акций у акционера;
13. В случае получения положительного ответа со стороны акционеров (участников) либо предприятия рабочий орган проводит прямые переговоры с акционером (участником) либо предприятием, изъявившим желание приобрести государственный пакет акций (долю), по итогам которых заключает договор купли-продажи в установленном законодательством порядке.
14. В случае отказа акционеров (участников) предприятия и самого предприятия от выкупа государственного пакета акций (доли) либо отсутствия ответа на письмо рабочего органа или предприятия в течение месяца со дня извещения предприятия, если иной срок не предусмотрен уставом предприятия или соглашением между участниками предприятия, рабочий орган в течение трех дней осуществляет размещение объявления о проведении прямых переговоров по реализации государственного пакета акций (доли) с иностранными инвесторами на веб-сайтах Госкомконкуренции Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента соответственно.
15. В случае непоступления в течение месяца со дня размещения объявления заявки от иностранного инвестора государственный пакет акций (доля) реализуется на конкурсной основе.
16. Подготовка, организация и проведение конкурса по реализации государственных пакетов акций (долей), оформление результатов конкурса, заключение договоров, а также изменение условий конкурса при отсутствии конкурсных предложений на протяжении шести месяцев со дня публикации извещения о конкурсе осуществляются в порядке, определенном Положением о порядке реализации объектов государственной собственности по «нулевой» выкупной стоимости с условием принятия покупателем инвестиционных и социальных обязательств, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 6 октября 2014 г. № 279.
См. последующую редакцию.
17. После принятия решения об определении победителя конкурса или оформления протокола по итогам прямых переговоров продавец направляет предприятию письменное требование о проведении инвентаризации имущества в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета.
Данным требованием устанавливаются сроки инвентаризации и представления подготовленных документов продавцу. При этом инвентаризация должна быть завершена до заключения договора купли-продажи государственного пакета акций (доли).
18. Рыночная стоимость государственного пакета акций (доли) объявляется продавцом в размере, определенном в отчете оценочной организации об оценке стоимости государственного пакета акций (доли), представляемом покупателем в течение тридцати дней после заключения договора купли-продажи.
19. В десятидневный срок после заключения договора купли-продажи государственного пакета акций (доли) покупатель и исполнительный орган предприятия обязаны заключить договор об использовании инвестиций, вносимых покупателем, предусмотрев следующие обязательные условия:
целевое использование и обеспечение сохранности сырья и материалов, оборудования, запасных частей и комплектующих для технического перевооружения и модернизации производства, внесенных в качестве инвестиций.
20. В ходе выполнения покупателем инвестиционных и социальных обязательств исполнительный орган предприятия обязан:
предоставлять по требованию покупателя соответствующие бухгалтерские документы, подтверждающие выполнение инвестиционных и социальных обязательств;
не препятствовать покупателю в выполнении инвестиционных и социальных обязательств в соответствии с договором купли-продажи и планом внесения инвестиций;
информировать продавца об изменениях финансово-экономических показателей предприятия в ходе выполнения инвестиционных и социальных обязательств.
21. По государственным пакетам акций, реализованным на конкурсе или путем проведения прямых переговоров с принятием покупателем инвестиционных и социальных обязательств, продавец в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заключенного договора купли-продажи представляет в Центральный депозитарий ценных бумаг поручение на списание государственных пакетов акций на счет «депо» покупателя в обслуживающий покупателя депозитарий, с блокированием счета в части данных государственных пакетов акций на срок до выполнения покупателем инвестиционных и социальных обязательств, предусмотренных в договоре купли-продажи государственных пакетов акций.
См. последующую редакцию.
22. По государственным долям, реализованным на конкурсе или путем проведения прямых переговоров с принятием покупателем инвестиционных и социальных обязательств, продавец в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи выдает сертификат с отметкой «без права распоряжения», действующей до полного выполнения инвестиционных и социальных обязательств.
23. В случае признания инвестиционных и социальных обязательств в установленном порядке выполненными в полном объеме покупатель приобретает право собственности на выкупленные:
государственные пакеты акций путем направления продавцом не позднее пяти рабочих дней со дня признания инвестиционных и социальных обязательств выполненными в Центральный депозитарий ценных бумаг поручения о снятии блокировки счета в части данных государственных пакетов акций;
государственные доли путем внесения продавцом отметки «с правом распоряжения» в срок не более пяти рабочих дней после представления покупателем оригинала сертификата.
24. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
25. При невыполнении или ненадлежащем выполнении условий договора купли-продажи государственных пакетов акций (долей) продавец направляет инвестору официальное представление о невыполнении условий данного договора.
При невыполнении инвестором условий договора купли-продажи государственных пакетов акций (долей) после получения официального представления продавца договор о реализации государственного пакета акций (доли) расторгается в установленном законодательством порядке.
26. В случаях, если решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан предусмотрены иные условия реализации по «нулевой» выкупной стоимости государственного пакета акций (доли), их реализация осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением, с учетом условий, предусмотренных соответствующими решениями, независимо от размера государственного пакета акций (доли).
27. Споры, возникающие в рамках реализации государственного пакета акций (доли), рассматриваются в порядке, установленном законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о порядке реализации по «нулевой» выкупной стоимости государственных пакетов акций (долей) убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов
к Положению о порядке реализации по «нулевой» выкупной стоимости государственных пакетов акций (долей) убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 27 мая 2015 года № 137
к постановлению Кабинета Министров от 27 мая 2015 года № 137
1. Абзац второй пункта 5 Положения о порядке совершения и регистрации сделок с ценными бумагами на территории Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 8 июня 1994 г. № 285, дополнить словами «а также реализации по «нулевой» выкупной стоимости государственных пакетов акций убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов».
2. Пункт 1 постановления Кабинета Министров от 29 апреля 2003 г. № 196 «О мерах по дальнейшему развитию вторичного рынка ценных бумаг» (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 4, ст. 33) изложить в следующей редакции:
«1. Установить, что сделки на вторичном рынке по купле-продаже акций акционерных обществ осуществляются исключительно на биржевых и организованных внебиржевых рынках ценных бумаг, за исключением сделок по выкупу акционерным обществом собственных акций по требованию акционеров, а также реализации по «нулевой» выкупной стоимости государственных пакетов акций убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов.
Сделки на вторичном рынке по купле-продаже акций акционерных обществ, заключенные за пределами торговых систем фондовых бирж и организаторов внебиржевых торгов ценными бумагами, имеющих соответствующие лицензии, считаются недействительными, за исключением сделок по выкупу акционерным обществом собственных акций по требованию акционеров, а также реализации по «нулевой» выкупной стоимости государственных пакетов акций убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов».
3. Абзац шестой пункта 3 постановления Кабинета Министров от 26 августа 2003 г. № 368 «О дополнительных мерах по ускорению приватизации государственных низкорентабельных, убыточных, экономически несостоятельных предприятий и объектов» (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 8, ст. 78) после слов «или низколиквидному объекту» дополнить словами «в том числе государственному пакету акций (доле) убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов».
4. В постановлении Кабинета Министров от 6 октября 2014 г. № 279 «Об утверждении положений о порядке приватизации объектов государственной собственности» (СП Республики Узбекистан, 2014 г., № 10, ст. 104):
а) абзац второй пункта 1 Положения о порядке реализации государственных акций заменить абзацами вторым-четвертым следующего содержания:
«Действие настоящего Положения не распространяется на отношения, возникающие при реализации государственных акций:
по «нулевой» выкупной стоимости в убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов»;
б) абзац второй пункта 1 Положения о порядке реализации государственных долей в уставных фондах (уставных капиталах) обществ с ограниченной ответственностью заменить абзацами вторым-четвертым следующего содержания:
«Действие настоящего Положения не распространяется на отношения, возникающие при реализации государственной доли:
по «нулевой» выкупной стоимости в убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий в сфере промышленности и строительства с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов».
5. Абзац четвертый пункта 5 постановления Кабинета Министров от 26 января 2015 г. № 11 «О дополнительных мерах по обеспечению устойчивой деятельности и максимальной загрузки мощностей промышленных и строительных организаций» (СП Республики Узбекистан, 2015 г., № 1, ст. 3) после слов «мощностей предприятий» дополнить словами «в сфере промышленности и строительства».
См. последующую редакцию.