Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2006 года № ПП-436 «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий».
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2002 года № УП-3029 «О совершенствовании организации научно-исследовательской деятельности» и в целях обеспечения дальнейшего развития научно-технической и инновационной деятельности в соответствии с современными требованиями к качеству научных исследований и технологических разработок, а также эффективности использования научного потенциала страны Кабинет Министров постановляет:
Положение о Координационном Совете по научно-техническому развитию при Кабинете Министров Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
структуру и предельную штатную численность Центра по науке и технологиям, а также Совета по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов при Координационном Совете по научно-техническому развитию согласно приложениям №№ 2 и 3;
Положение о порядке формирования и расходования средств Фонда финансирования инновационной научно-технической деятельности при Координационном Совете по научно-техническому развитию согласно приложению № 4.
2. Координационному Совету по научно-техническому развитию совместно с Министерством финансов, Министерством макроэкономики и статистики Республики Узбекистан:
в двухнедельный срок разработать и утвердить в установленном порядке положения о Центре по науке и технологиям и Совете по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов;
в целях обеспечения введения в действие грантовой системы организации и финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в двухмесячный срок разработать и утвердить нормативные документы по порядку формирования, представления, экспертизы и утверждения программ фундаментальных и прикладных научных исследований, технологических разработок и инновационных проектов, соответствующих государственным приоритетам социально-экономического развития страны.
3. Приравнять директора Центра по науке и технологиям при Координационном Совете по научно-техническому развитию по статусу, условиям материального и бытового обеспечения к министру, а руководителя Совета по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов при Координационном Совете и заместителя директора Центра — к заместителю министра.
4. Министерству финансов Республики Узбекистан, начиная с 2002 года, предусматривать в установленном порядке необходимые ассигнования на содержание Центра по науке и технологиям и Совета по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов.
совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан в недельный срок создать ликвидационную комиссию и в установленном законодательством порядке осуществить передачу основных фондов, имущества и материальных ценностей, находящихся на балансе Государственного комитета Республики Узбекистан по науке и технике, Центру по науке и технологиям и Совету по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов при Координационном Совете по научно-техническому развитию;
в двухмесячный срок укомплектовать вновь созданные структурные подразделения Координационного Совета по научно-техническому развитию высококвалифицированными научными кадрами и специалистами.
6. Возложить на Центр по науке и технологиям функции по определению государственных стипендиатов Президента Республики Узбекистан среди аспирантов и студентов-магистрантов. Рассмотрение кандидатур и финансирование стипендий осуществлять в порядке, предусмотренном постановлениями Кабинета Министров от 25 марта 1993 года № 157 и от 17 августа 2001 года № 344.
7. Министерству макроэкономики и статистики, Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в своем составе научные учреждения, по согласованию с Координационным Советом по научно-техническому развитию, в месячный срок разработать и утвердить Порядок формирования и финансирования выполняемых ими научных исследований и технологических разработок.
Координационному Совету по научно-техническому развитию совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в месячный срок организовать и провести в Академии наук, соответствующих министерствах, ведомствах и хозяйственных объединениях, а также научных учреждениях широкую работу по разъяснению принятых мер по совершенствованию научно-исследовательской деятельности в республике.
8. Создать в структуре Министерства финансов Республики Узбекистан отдел финансирования науки, с выделением дополнительно 4 штатных единиц.
9. Разместить Центр по науке и технологиям и Совет по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов в здании по адресу: город Ташкент, улица Х. Сулеймановой, 29.
Госкомимуществу Республики Узбекистан, хокимияту города Ташкента в недельный срок передать на баланс Центра по науке и технологиям при Координационном Совете по научно-техническому развитию здание, расположенное по адресу: г. Ташкент, улица Х. Сулеймановой, 29.
10. Государственному патентному ведомству Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести в установленном порядке изменения в наименование, реквизиты и нормативные документы в связи с передачей Государственного патентного ведомства в ведение Кабинета Министров Республики Узбекистан.
11. Признать утратившими силу постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 февраля 1992 года № 71 «О вопросах организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по науке и технике», а также постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 августа 1992 года № 360, от 9 сентября 1992 года № 419 и от 8 декабря 1992 года № 570.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан У.Т. Султанова.
1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Координационного Совета по научно-техническому развитию при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее — Координационный Совет), образованного в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2002 года № УП-3029 «О совершенствовании организации научно-исследовательской деятельности».
2. Координационный Совет является высшим координирующим органом в сфере научно-технической деятельности Республики Узбекистан.
3. Координационный Совет осуществляет свою деятельность на основе Конституции и законов Республики Узбекистан, указов и распоряжений Президента Республики Узбекистан, решений Кабинета Министров Республики Узбекистан и настоящего Положения.
определение приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, технологических разработок в увязке со стратегией развития отраслей экономики и социальной сферы, а также структурных преобразований в экономике страны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;
организация экспертизы и утверждение экспертных заключений по крупным научно-исследовательским программам и технологическим проектам, исходя из их соответствия интересам страны и государственным приоритетам экономического и социального развития;
утверждение крупных научных программ и технологических проектов, соответствующих государственным приоритетам социально-экономического развития страны;
утверждение ежегодной Государственной программы научных исследований, технологических разработок и инновационных проектов;
создание системы поддержки талантливых ученых, генерирующих инновационные идеи, постоянно отслеживающих новые, перспективные тенденции в мировой науке и аккумулирующих их для использования в интересах страны.
5. Персональный состав Координационного Совета утверждается Указом Президента Республики Узбекистан.
Координационный Совет возглавляется Премьер-министром Республики Узбекистан, который является его председателем.
В состав Координационного Совета входят заместители председателя и члены Координационного Совета, работающие в секциях по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных научных исследований.
6. В рамках Координационного Совета формируются следующие секции по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных научных исследований:
секция по правовым основам становления и развития демократического государства, формирования основ гражданского общества;
секция по духовному и нравственному обновлению общества на основе гармонизации исторических, национальных и общечеловеческих ценностей;
секция по развитию минерально-сырьевого ресурсного потенциала страны и направлений его рационального использования;
секция по повышению плодородия почв, высокотехнологичным методам борьбы с опустыниванием, обеспечению рационального использования и восполнения водных ресурсов, охране окружающей среды и экологической безопасности;
секция по высокоэффективным сортам сельскохозяйственных культур и пород животных, генетике, физико-химической биологии, биотехнологиям, медицине и здравоохранению;
секция по сбережению, рациональному использованию и восполнению топливно-энергетических ресурсов, обеспечению энергетической независимости и безопасности страны.
При необходимости количество и направления секций могут изменяться по решению Координационного Совета.
Секции Координационного Совета формируются из числа членов Координационного Совета, ведущих ученых и специалистов страны в соответствии с направлением деятельности каждой секции.
8. Для развития и усовершенствования системы финансирования научных исследований и технологических разработок, привлечения в инновационную деятельность средств министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов, взносов зарубежных спонсоров и международных грантов при Координационном Совете образуется Фонд финансирования инновационной научно-технической деятельности.
утверждает крупные научные программы и технологические проекты, соответствующие государственным приоритетам социально-экономического развития страны, на основе анализа предложений Центра по науке и технологиям и Совета по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов;
утверждает ежегодную Государственную программу научных исследований, технологических разработок и инновационных проектов, исходя из приоритетов и стратегии научно-технического развития страны;
организует экспертизу и утверждает экспертные заключения по крупным научно-исследовательским программам и технологическим проектам, исходя из их соответствия интересам страны и приоритетам экономического и социального развития;
обеспечивает реализацию механизмов поддержки талантливых ученых, генерирующих инновационные идеи, постоянно отслеживающих новые, перспективные тенденции в мировой науке и аккумулирующих их для использования в интересах страны;
определяет регламент работы Координационного Совета, исходя из необходимости решения вопросов краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач научно-технического развития страны;
утверждает руководителей секций Координационного Совета из числа его членов, а также персональный состав секций;
утверждает состав экспертных советов из числа ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов Академии наук, министерств и ведомств, хозяйственных объединений, предприятий, научных учреждений и высших учебных заведений для анализа и подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Координационного Совета, решения иных задач, входящих в компетенцию Координационного Совета;
определяет направления расходования средств Фонда финансирования инновационной научно-технической деятельности;
утверждать и вносить изменения в положения о Центре по науке и технологиям и Совете по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов, являющихся исполнительными органами Координационного Совета;
с учетом тенденций научно-технического прогресса создавать дополнительные секции в Координационном Совете по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных научных исследований, а также упразднять секции по направлениям, утратившим актуальность;
на основе заключений Совета по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов вносить изменения в финансирование (вплоть до прекращения) научных программ, технологических разработок и инновационных проектов;
обновлять состав экспертных советов, исходя из требований обеспечения качественной и независимой экспертизы;
в пределах утвержденной численности вносить изменения в структуру своих исполнительных органов и предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан о кандидатурах на должности их руководителей;
вырабатывать и вносить предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан об организации, реорганизации и ликвидации научно-исследовательских учреждений в соответствии с задачами научно-технического развития страны;
принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения всеми министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями, предприятиями и организациями республики;
запрашивать из Академии наук, министерств, ведомств и научных организаций, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, аналитические материалы и иную информацию, необходимую для реализации стоящих перед ним задач.
11. Председатель Координационного Совета осуществляет руководство его деятельностью и несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Координационный Совет.
12. Деятельность Координационного Совета основывается на принципах равноправия и коллегиальности при принятии решений.
13. Заседание Координационного Совета считается полномочным при участии простого большинства членов Координационного Совета.
На заседании Координационного Совета ведется протокол, который подписывается председателем Координационного Совета.
14. Заседания Координационного Совета проводятся по мере подготовки вопросов, входящих в его компетенцию, но не реже одного раза в полугодие.
15.Организационно-техническое обеспечение заседаний Координационного Совета осуществляется председателем и заместителями председателя Координационного Совета.
16. Решения Координационного Совета принимаются простым большинством голосов из числа участвующих в заседании членов Координационного Совета.
Член Координационного Совета, не согласный с принятым решением, вправе изложить свое мнение в письменном виде, которое приобщается к протоколу заседания.
17. Решения Координационного Совета для исполнения направляются в Центр по науке и технологиям и Совет по экспертизе крупных научных и инвестиционных проектов при Координационном Совете, а также в заинтересованные министерства, ведомства, хозяйственные объединения и организации.
1. Фонд финансирования инновационной научно-технической деятельности при Координационном Совете по научно-техническому развитию (далее — Фонд) образован в целях развития и усовершенствования системы финансирования научных исследований и технологических разработок, обеспечения эффективного механизма использования их результатов в практике, а также привлечения реального сектора экономики к инновационной деятельности в сотрудничестве с научно-технической сферой страны.
2. Направления расходования средств Фонда определяются Координационным Советом по научно-техническому развитию (далее — Координационный Совет).
3. Средства Фонда аккумулируются на специальном счете Центра по науке и технологиям при Координационном Совете (далее — Центр), который осуществляет текущее оперативное управление ими по направлениям, определенным Координационным Советом.
5. Средства Государственного бюджета выделяются Фонду отдельной строкой на ежемесячной основе в размере 1/12 годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренных для финансирования инновационной деятельности в соответствии с Государственными программами научных исследований и технологических разработок.
6. Взносы зарубежных и отечественных спонсоров поступают на счет Фонда по результатам заключенных соглашений и договоренностей Центра с международными и отечественными организациями.
7. Международные гранты поступают на счет Фонда в соответствии с межправительственными соглашениями, а также по договоренности Центра с международными организациями.
8. Средства министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов поступают на счет Фонда в соответствии с их заказом на выполнение научно-исследовательских работ, технологических разработок и инновационных проектов на условиях их софинансирования со стороны Центра.
9. Льготные целевые кредиты коммерческих банков и зарубежных финансовых институтов поступают на счет Фонда в соответствии с заемными соглашениями Республики Узбекистан с международными финансовыми институтами на реализацию рентабельных научных и технологических разработок.
обеспечение своевременного и полного финансирования конкурсных фундаментальных и прикладных научных исследований;
выделение грантов для софинансирования инновационных проектов в производственных отраслях и социально-гуманитарной сфере;
выделение грантов в виде льготных кредитов на инновационные проекты с целью создания наукоемких производств, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса.
См. последующую редакцию.
11. Финансирование конкурсных фундаментальных и прикладных научных исследований, а также выделение грантов на инновационные проекты осуществляется в рамках определенных Координационным Советом приоритетных направлений научно-технического прогресса страны.
12. Софинансирование научной деятельности в производственных отраслях и социально-гуманитарной сфере осуществляется Центром из средств Фонда по определенным Координационным Советом приоритетным направлениям и заданиям путем организации конкурса среди научных учреждений, научных коллективов, отдельных ученых и специалистов на выполнение работ по заявкам хокимиятов областей, министерств, ведомств, хозяйственных объединений, организаций и производственных структур.
Софинансирование грантов в виде льготных кредитов на инновационные проекты с целью создания наукоемких производств осуществляется на возвратной основе. Средства Фонда выделяются в размере не более 50 процентов от расчетной общей стоимости проекта на срок не более 5 лет.
13. Средства Фонда, полученные от спонсоров и международных финансовых институтов, могут быть направлены Координационным Советом по иным направлениям и в порядке, определяемом соответствующими условиями соглашений и договоренностей.
14. Не использованные средства Фонда на конец финансового года, изъятию в бюджет не подлежат и направляются строго на цели, предусмотренные настоящим Положением.
15. Для осуществления текущего оперативного управления средствами Фонда Центр в установленном Координационным Советом порядке:
рассматривает заявки министерств, ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, организаций и производственных структур на осуществление конкурсных научно-исследовательских и инновационных работ на предмет их соответствия государственным приоритетным направлениям и заданиям в интересах научно-технического прогресса страны;
проверяет обоснованность расчетов потребности в финансовых средствах на проведение конкурсных научно-исследовательских и инновационных работ;
изучает технико-экономическое обоснование предлагаемых хокимиятами областей, министерствами, ведомствами, организациями и производственными структурами научно-исследовательских и инновационных заданий для софинансирования;
вносит предложения в Координационный Совет по условиям предоставления софинансирования на реализацию научно-исследовательских и инновационных проектов;
осуществляет поиск и привлечение спонсоров и международных финансовых институтов, выделяющих финансовые средства на проведение научных исследований;
предоставляет периодическую отчетность в Координационный Совет и Министерство финансов об использовании средств Фонда.
получать периодическую отчетность от научных учреждений и коллективов — исполнителей проектов, запрашивать другую необходимую информацию для оценки хода реализации проектов и ведения мониторинга;
приостанавливать по согласованию с Координационным Советом финансирование проектов в случаях выявления фактов нецелевого использования средств и отклонения от технико-экономических параметров реализации проекта;
заключать по согласованию с Координационным Советом соглашения и договоры со спонсорами и международными финансовыми институтами по привлечению дополнительных средств;
привлекать специалистов для проведения анализа технико-экономического обоснования проектов на получение софинансирования и кредитов.
17. Центр ежегодно до 1 сентября представляет на рассмотрение в Координационный Совет, согласованные с Министерством финансов Республики Узбекистан, прогнозные параметры доходов и направления расходов Фонда на предстоящий год, разрабатываемые с учетом:
прогнозируемого объема привлекаемых в Фонд средств спонсоров и международных организаций, межправительственных грантов, кредитов и других внебюджетных источников финансирования;
степени реализации действующих конкурсных фундаментальных и прикладных исследований и инновационных проектов;
18. Координационный Совет рассматривает прогноз доходов и расходов Фонда на предстоящий финансовый год, утверждает его смету доходов и расходов и в срок до 15 сентября текущего года вносит на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан для включения в проект государственного бюджета на следующий год.
19. Центр в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Координационный Совет годовой отчет об исполнении доходов и расходов Фонда, согласованный с Министерством финансов Республики Узбекистан.
20. Координационный Совет рассматривает годовой отчет по исполнению доходов и расходов Фонда и в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет его в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
21. Оперативный контроль за целевым использованием средств Фонда научными учреждениями осуществляется со стороны Центра.
22. Министерство финансов Республики Узбекистан несет ответственность за своевременное и полное финансирование Фонда в пределах утвержденных параметров Государственного бюджета, а также осуществляет ежегодный контроль за целевым использованием и своевременным возвратом средств Фонда.
23. Персональную ответственность за целевое использование средств Фонда несут директор и главный бухгалтер Центра.