от 28.11.2014 г. № 269
См. предыдущую редакцию.
(наименование постановления в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
1. При разрешении споров, связанных с недействительностью сделок, экономическим судам (далее — суды) необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее — ГК), Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ЭПК), Закона Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» (далее — Закон) и иных актов законодательства.
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
4. В силу статей 11 и 113 ГК, а также статьи 26 ЭПК суд вправе рассматривать иски о признании сделок недействительными и (или) применении последствий их недействительности.
(абзац первый пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В соответствии со статьей 128 ГК недействительность части сделки не влечет за собой недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
6. В соответствии с частью первой статьи 113 ГК сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК, вследствие признания ее таковой судом либо вследствие ее ничтожности независимо от признания ее таковой судом.
См. предыдущую редакцию.
7. Судам следует иметь в виду, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в ГК. В связи с этим, в случае установления в ходе судебного разбирательства отсутствия у истца права на предъявление иска о признании оспоримой сделки недействительной, иск подлежит отказу в удовлетворении.
(абзац первый пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В случае если заявлено требование о признании недействительной сделки, которая в силу положений ГК является незаключенной, то такое требование подлежит отказу в удовлетворении.
10. В силу статьи 109 ГК, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательных актах или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки не влечет ее недействительность.
Согласно статье 11 Закона хозяйственный договор заключается в письменной форме, предусмотренной для совершения сделок.
При этом судам следует учитывать, что в соответствии со статьей 115 ГК несоблюдение требуемой законом формы влечет за собой недействительность сделки лишь в случае, когда такое последствие прямо указано в законе.
См. предыдущую редакцию.
Согласно части третьей статьи 122 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан договоры по бюджетным ассигнованиям бюджетных организаций и получателей бюджетных средств с поставщиками товаров (работ, услуг), а также изменения и дополнения к ним вступают в силу после их регистрации в казначейских подразделениях.
Судам следует иметь в виду, что отсутствие регистрации договора в соответствии с частью третьей статьи 122 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан, при рассмотрении исков к бюджетным организациям и получателям бюджетных средств о взыскании задолженности за поставленные товары (работы, услуги), не влечет недействительности сделки. В этом случае договор считается незаключенным.
(пункт 11 дополнен абзацами третьим и четвертым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6)
11.1. Если сделка, требующая нотариального удостоверения, исполнена полностью или частично одной из сторон, а другая сторона уклоняется от ее нотариального удостоверения, суд в соответствии с частью второй статьи 112 ГК вправе по иску стороны, исполнившей сделку, признать ее действительной и в этом случае последующее нотариальное оформление не требуется. Сделка не может быть судом признана действительной, если акты законодательства содержат ограничение (запрет) на совершение такой сделки или стороны не достигли соглашения по всем существенным ее условиям.
11.2. Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны в соответствии с частью третьей статьи 112 ГК вынести решение о регистрации сделки, которая в последующем регистрируется согласно решению суда. В этом случае права и обязанности у сторон по сделке возникают с момента регистрации сделки (статья 366 ГК).
12. В силу статьи 116 ГК ничтожной является сделка: содержание которой не соответствует требованиям законодательства; совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка; совершенная с целью, заведомо противной нравственности.
12.2. В соответствии с частью третьей статьи 129 ГК представитель не может совершать сделки от имени представляемого ни в отношении себя лично, ни в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.
13. Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, на основании статьи 122 ГК может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
14. В соответствии со статьей 123 ГК сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной либо вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях (кабальная сделка), чем другая сторона воспользовалась, по иску потерпевшего может быть признана судом недействительной.
Судам следует иметь в виду, что положения статьи 123 ГК распространяются на сделки, заключенные как физическими, так и юридическими лицами.
При рассмотрении споров, связанных с признанием сделки недействительной по основаниям, предусмотренным статьей 123 ГК, судам следует четко разграничивать понятия обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств.
Из смысла статьи 124 ГК мнимая сделка является ничтожной, тогда как притворная сделка является оспоримой.
16. Судам следует учитывать, что основания признания недействительными сделок, совершенных юридическим лицом за пределами его правоспособности, предусмотрены в статье 125 ГК. При этом в данной статье предусмотрены два основания недействительности сделок: совершение сделки в противоречие с целями деятельности юридического лица, установленными его учредительными документами, и совершение сделки юридическим лицом, не имеющим лицензии на соответствующий вид деятельности.
См. предыдущую редакцию.
16.2. При разрешении споров о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, судам необходимо учитывать, что перечень лицензируемых видов деятельности установлен Законом Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах». В связи с этим судам следует иметь в виду, что по данному основанию сделка может быть признана недействительной, только если она совершена в рамках лицензируемой деятельности при отсутствии лицензии (лицензия вообще не получена, действие лицензии прекращено или приостановлено, лицензия аннулирована).
(пункт 16.2. в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 33)
16.3. Сделки, предусмотренные в статье 125 ГК, являются оспоримыми и иски о признании их недействительными и применении последствий их недействительности могут быть заявлены только учредителем (участником) юридического лица или уполномоченным государственным органом. В связи с этим, в случае обращения с иском о признании недействительной сделки на основании статьи 125 ГК другим лицом, в том числе стороной сделки, такой иск подлежит отказу в удовлетворении.
17. Согласно статье 126 ГК, если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором, либо полномочия органа юридического лица — его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и если при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.
Предусмотренные в статье 126 ГК основания признания сделок недействительными не применяются, если лицо, в интересах которого установлены ограничения, впоследствии одобрило сделку.
Обратить внимание судов, что сделка может быть признана недействительной на основании статьи 126 ГК только в том случае, если будет установлено, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.
См. предыдущую редакцию.
17.1. Следует разъяснить судам, что при рассмотрении требования о признании недействительными сделок в рамках корпоративных споров статья 126 ГК применяется в случаях нарушения правил заключения сделок с аффилированным лицом и крупных сделок.
(пункт 17.1. введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 33)
18. В силу статьи 380 ГК предметом торгов могут быть как товары (работы, услуги), так и право на заключение договора.
19. В силу части второй статьи 381 ГК, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При этом судам следует иметь в виду, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сделка, заключенная по результатам торгов, является ничтожной в силу положений ГК, последствия недействительности такой сделки судом могут быть применены независимо от признания торгов недействительными.
24. В соответствии с частью второй статьи 114 ГК при недействительности сделки каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре — возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
См. предыдущую редакцию.
25. В силу пункта 7 части второй статьи 149 ЭПК, при предъявлении требований о применении последствий недействительности сделки в исковом заявлении должно быть указано, какие именно последствия в отношении каждой из сторон должны быть применены. Если заявлено о применении последствий недействительности сделки только в отношении истца, суд, в соответствии с частью второй статьи 114 ГК, по своей инициативе должен применить последствия и в отношении другой стороны сделки.
(пункт 25 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
26. При применении последствий недействительности сделки суд, в соответствии со статьей 180 ЭПК, в резолютивной части решения должен указать о взыскании денежных средств, присуждении имущества.
(пункт 26 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
28. Судам следует иметь в виду, что установленные в статье 114 ГК последствия недействительности сделок в виде реституции отличаются от последствий, установленных в части второй статьи 123 ГК. В связи с этим, в случае признания сделки недействительной на основании статьи 123 ГК, другая сторона должна возвратить потерпевшему все исполненное по сделке (в натуре или в денежном выражении), а имущество, полученное потерпевшим по сделке от другой стороны (или его стоимость), обращается в доход государства. При этом данные последствия могут применяться судом только в случае полного или частичного исполнения сделки.