В связи с внесением изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляет:
I. В пункте 7 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 3 июня 1993 года № 17 «О практике разрешения споров, связанных с недостачами продукции (товаров) при поставках» слова «Уставу железных дорог» заменить словами «Уставу железной дороги Республики Узбекистан».
II. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда от 5 января 1994 года № 22 «О практике разрешения споров, связанных с недостачей и порчей плодоовощной продукции при поставках и железнодорожных перевозках» следующие изменения:
1) в пункте 1 слова «Законом Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», «Уставом железных дорог» заменить словами «законами Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», «О железнодорожном транспорте», «Уставом железных дорог Республики Узбекистан»;
2) в пункте 2 слова «Уставу железных дорог» заменить словами «Уставу железной дороги Республики Узбекистан»;
3) в пункте 5 слова «Уставу железных дорог» заменить словами «Уставу железной дороги Республики Узбекистан»;
III. Текст постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 12 марта 2004 года № 115 на русском языке не существует.
IV. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда от 23 декабря 2005 года № 136 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел в кассационной инстанции» следующие изменения и дополнения:
«В соответствии со статьей 173 ХПК лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение или постановление, вправе подать кассационную жалобу, а прокурор — кассационный протест на решение хозяйственного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции»;
«Определение о возвращении кассационной жалобы (протеста) не позднее пяти дней с момента поступления жалобы (протеста) в хозяйственный суд направляется лицу, подавшему жалобу (протест), заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается им под расписку, а при наличии у них электронных адресов оно может быть направлено в электронной форме через информационную систему.
При возврате кассационной жалобы (протеста) судом первой или кассационной инстанции приложенные к кассационной жалобе (протесту) документы возвращаются этим же судом»;
«Копии постановления суда кассационной инстанции не позднее пяти дней с момента принятия направляются лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается им под расписку, а при наличии у них электронных адресов оно может быть направлено в электронной форме через информационную систему».
V. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда от 27 января 2006 года № 142 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» следующие изменения и дополнения:
«13.1. При выявлении признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или доведения до банкротства суды, кредиторы и другие стороны должны сообщать об этих фактах государственному органу по делам о банкротстве, а также правоохранительным органам»;
«13.2. Разъяснить судам, что стороны, участвующие в деле о банкротстве, на любой стадии рассмотрения дел о банкротстве вправе обращаться с ходатайством о назначении экспертизы в целях установления признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или доведения до банкротства».
VI. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда от 15 июня 2007 года № 162 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел в суде первой инстанции» следующие изменения и дополнения:
«Обращение в хозяйственный суд осуществляется в порядке и форме, установленных в ХПК. Такие обращения и приложенные к ним документы могут быть направлены в хозяйственный суд в электронной форме через информационную систему»;
«Хозяйственному суду также подведомственны дела по спорам между участниками, участниками и хозяйственными товариществами и обществами, в том числе между акционерами, акционером и акционерным обществом, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров. Такие дела рассматриваются хозяйственным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации или физические лица»;
«Если действие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя прекращено, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства, аннулированием государственной регистрации и т. п., а соответствующие требования вытекают из их предыдущей предпринимательской деятельности, то эти требования подведомственны хозяйственному суду»;
«Лица, участвующие в деле, и другие участники хозяйственного судопроизводства вправе участвовать в судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи. О праве лиц на участие в судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи указывается в определении суда о подготовке дела к судебному разбирательству, которое направляется лицам, участвующим в деле, другим участникам хозяйственного судопроизводства и соответствующему хозяйственному суду, при содействии которого они могут участвовать в таком заседании.
Хозяйственный суд, содействующий проведению судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи, обеспечивает направление доверенностей, удостоверяющих полномочия представителей лиц, участвующих в деле, и других участников хозяйственного судопроизводства, а также представленных в судебном заседании письменных доказательств в хозяйственный суд, рассматривающий дело»;
6) абзац первый пункта 35 после слов «необходимости представления дополнительных доказательств» дополнить словами «либо в случае невозможности установления видеоконференцсвязи при проведении судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи»;
7) абзац второй пункта 37 после четвертого предложения дополнить предложением следующего содержания:
«В случае проведения судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи в протоколе должно указываться сведение об этом».
VII. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда от 28 декабря 2007 года № 173 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел в суде апелляционной инстанции» следующие изменения и дополнения:
«В соответствии со статьей 156 Хозяйственного процессуального кодекса (далее — ХПК) лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение, вправе подать апелляционную жалобу (протест) на решение хозяйственного суда, не вступившее в законную силу»;
«После устранения недостатков, послуживших основанием для возвращения апелляционной жалобы (протеста) в соответствии с пунктами 1, 2, 3 части первой статьи 162 ХПК, она может быть подана вновь в общем порядке в пределах месячного срока после принятия решения, а по делу о применении мер правового воздействия в пределах десяти дней после принятия хозяйственным судом решения»;
«Дело в суде апелляционной инстанции может быть рассмотрено в судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи»;
«По результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) суд апелляционной инстанции принимает постановление. Копии постановления суда не позднее пяти дней с момента принятия направляются лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается им под расписку, а при наличии у них электронных адресов они могут быть направлены в электронной форме через информационную систему».
VIII. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда от 18 июня 2010 года № 210 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан» следующие изменения и дополнения:
«В соответствии с частью первой статьи 70 Налогового кодекса камеральный контроль это контроль, проводимый на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в органе государственной налоговой службы, согласно части восьмой статьи 71 настоящего Кодекса результаты хронометража поступления наличной денежной выручки используются исключительно для анализа достоверности представляемой налоговой отчетности, а также для ведения базы данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением. Результат камерального контроля или хронометража не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности»;
«В соответствии с частью второй статьи 96 Налогового кодекса орган государственной налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках в следующих случаях:
воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения;
«Если органом государственной налоговой службы в соответствии с частью третьей статьи 54 Налогового кодекса разрешена рассрочка уплаты финансового штрафа, и в этот период, т. е. до окончания этого срока органом государственной налоговой службы подано заявление в суд о применении финансовой санкции, заявление подлежит возврату согласно пункту 6 части первой статьи 118 ХПК, а в случае обнаружения данного обстоятельства после принятия заявления, заявление подлежит оставлению без рассмотрения применительно пункта 5 статьи 88 ХПК»;
«В соответствии с частью первой статьи 114 Налогового кодекса хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, — влечет наложение штрафа в размере стоимости неоприходованного товара, а в соответствии с частью второй настоящей статьи сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) — влечет наложение штрафа в размере 20 процентов от суммы сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (работ, услуг)»;
В соответствии с частью четвертой статьи 114 Налогового кодекса, сокрытием (занижением) выручки от реализации товаров (работ, услуг) признается:
неотражение в регистрах учета суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) при документальном подтверждении факта реализации товаров (работ, услуг);
подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (работ, услуг);
«В соответствии с частью третьей статьи 114 Налогового кодекса, на сумму сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (работ, услуг) производится начисление налогов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством»;
«При этом под налоговым правонарушением, совершенным в течение одного года, понимается правонарушение, совершенное в течение двенадцати месяцев со дня принятия органом государственной налоговой службы решения о предоставлении срока для добровольной уплаты штрафа или применения штрафа судом»;
«Использование контрольно-кассовых машин, не прошедших в обязательном порядке сертификацию в аккредитированных органах по сертификации рассматривается как использование контрольно-кассовых машин, не соответствующих техническим требованиям, и данное обстоятельство является основанием для применения штрафа, предусмотренного частью третьей статьи 119 Налогового кодекса»;
Комментарий LexUz
В абзац второй подпункта 8 пункта VIII внесено изменение постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 11 февраля 2015 года № 276. См. текст на узбекском языке.
«Факт использования контрольно-кассовых машин, не соответствующих техническим требованиям, или с нарушением программы обслуживания фискальной памяти, должен быть подтвержден полученным в ходе налоговой проверки заключением независимой организации, правомочным для дачи такого заключения».
IX. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда от 19 ноября 2010 года № 221 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами актов законодательства о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки» следующие изменения:
1) в абзаце первом пункта 6 слова «пунктом 1 Типового положения об инспекциях по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах городов и районов, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 27 сентября 2003 года за № 1279, инспекция по регистрации субъектов предпринимательства при хокимияте района (города)» заменить словами «пунктом 1 Типового положения об инспекциях по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах городов и районов, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 5 мая 2014 года за № 2580, инспекция по регистрации субъектов предпринимательства при хокимияте города (района)»;
«Хозяйственным судам следует иметь в виду, что направление копии решения данным органам заказным письмом или вручение им под расписку, а при наличии у них электронных адресов направление в электронной форме через информационную систему означает их письменное извещение».
X. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда от 30 июня 2011 года № 229 «О некоторых вопросах применения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 21 апреля 2011 года» следующие изменения и дополнения:
1) второе предложение абзаца второго пункта 22 после слов «Определение суда направляется заказным письмом с уведомлением о вручении» дополнить словами «или лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного разбирательства определением суда, которое вручается им под расписку, либо извещаются с использованием средств связи, обеспечивающих фиксирование факта»;
«В соответствии с частью шестой статьи 15518 ХПК решение хозяйственного суда в пятидневный срок со дня принятия направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается им под расписку, а при наличии у них электронных адресов оно может быть направлено в электронной форме через информационную систему».
XI. В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 1 декабря 2011 года № 234 «О некоторых вопросах применения норм гражданского законодательства об имущественном найме (аренде)» слова «Госкомимуществе Республики Каракалпакстан», «Госкомимущества Республики Узбекистан» соответственно заменить словами «Госкомконкуренции Республики Каракалпакстан», «Госкомконкуренции Республики Узбекистан».
XII. В пункте 2 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 2013 года 24 мая № 248 «О некоторых вопросах применения законодательных актов при рассмотрении хозяйственными судами дел о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, а также об исполнении поручения суда иностранного государства» слова «негосударственная организация — международный коммерческий арбитраж» заменить словами «арбитраж, назначенный по каждому отдельному делу, и постоянный арбитражный орган».