В целях дальнейшего развития вторичного рынка ценных бумаг, совершенствования рыночной инфраструктуры и привлечения иностранных инвестиций на фондовый рынок республики Кабинет Министров постановляет:
1. Установить, что сделки на вторичном рынке по купле-продаже акций открытых акционерных обществ осуществляются исключительно на биржевых и организованных внебиржевых рынках ценных бумаг.
Сделки на вторичном рынке по купле-продаже акций открытых акционерных обществ, заключенные за пределами торговых систем фондовых бирж и организаторов внебиржевых торгов ценными бумагами, имеющих соответствующие лицензии, считаются недействительными.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 декабря 2003 г. № 567 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2003 г., № 24, ст. 241)
3. Освободить, в порядке исключения, Республиканскую фондовую биржу «Тошкент» сроком на три года от уплаты налога на добавленную стоимость с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие ее торговых, информационных систем и приобретение оборудования.
Положение о системе единой базы депонентов в депозитарной системе Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
5. Центру по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан совместно с Республиканской фондовой биржей «Тошкент» в месячный срок разработать и внедрить информационную систему по предоставлению потенциальным инвесторам основных данных о финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, ценах на их акции и о выплаченных дивидендах.
6. Министерству юстиции, Госкомимуществу Республики Узбекистан, Центру по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство Республики Узбекистан, вытекающих из настоящего постановления.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
См. предыдущую редакцию.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» и «О биржах и биржевой деятельности», а также иными актами законодательства и определяет общие требования к деятельности расчетно-клиринговых палат на рынке корпоративных ценных бумаг, за исключением рынка государственных ценных бумаг.
(пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № 221 — СЗ РУ, 2008 г., № 40-41, ст. 412)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
расчетно-клиринговая палата (далее — РКП) — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий расчетно-клиринговые операции по сделкам с ценными бумагами на основании соответствующей лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг;
(абзац второй пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № 221 — СЗ РУ, 2008 г., № 40-41, ст. 412)
См. последующую редакцию.
организатор торгов — юридическое лицо, осуществляющее в установленном порядке деятельность по организации биржевой или внебиржевой торговли ценными бумагами, заключившее договор с РКП о взаимодействии;
См. последующую редакцию.
член РКП — профессиональный участник рынка ценных бумаг, подписавший договор с РКП о проведении расчетно-клиринговых операций по совершенным им сделкам на рынке ценных бумаг;
участники торгов — члены РКП или клиенты, принимающие участие на организованных торгах для заключения сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет или для своих клиентов;
См. предыдущую редакцию.
торговый счет — совокупность записей в учетных регистрах Центрального депозитария ценных бумаг (далее — Центральный депозитарий), предназначенная для хранения ценных бумаг депонента и учета прав на ценные бумаги, выставляемые на организованные торги;
(абзац шестой пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № 221 — СЗ РУ, 2008 г., № 40-41, ст. 412)
лицевой счет в РКП — совокупность записей в учетных регистрах РКП, предназначенная для учета денежных средств клиента или члена РКП, а также денежных средств организаторов торгов и Центрального депозитария;
поставка против платежа — порядок исполнения сделок с ценными бумагами, при котором перечисление ценных бумаг и денежных средств производится только после проверки и удостоверения (подтверждения) наличия на счетах участников расчетно-клиринговых операций достаточного количества ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для исполнения совершенных сделок;
уполномоченный банк — банк, оказывающий РКП услуги по обслуживанию депозитного счета до востребования РКП, предназначенного для ведения хозяйственной деятельности самой РКП и (или) вторичного депозитного счета до востребования, предназначенного для учета и хранения денежных средств членов и клиентов РКП.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
3. Деятельность РКП осуществляется в соответствии с Правилами проведения расчетно-клиринговых операций и договорами, заключенными с организаторами торговли, депозитариями, с другими участниками торгов и членами РКП.
См. последующую редакцию.
обеспечение своевременного и полного проведения взаиморасчетов по сделкам с ценными бумагами на фондовом рынке;
оперативное обобщение результатов совершаемых сделок и информирование участников рынка ценных бумаг о текущем состоянии конъюнктуры рынка.
определение, уточнение, зачет взаимных обязательств, предусматривающих осуществление операций по сбору, сверке, корректировке информации по сделке;
составление и направление на исполнение документов, являющихся основанием для перевода денежных средств и поставки ценных бумаг по итогам сделки;
контроль за одновременностью исполнения обязательств по денежным средствам и ценным бумагам, то есть за соблюдением принципа «поставка против платежа», в том числе осуществление контроля за прохождением составленных и направленных на исполнение расчетных документов;
прием на депонирование денежных средств и ценных бумаг участников торгов для осуществления купли-продажи ценных бумаг;
предоставление организаторам торгов информации о депонированных ценных бумагах и денежных средствах участников торгов;
См. последующую редакцию.
обеспечение членам РКП гарантированного исполнения сделок путем предоставления на договорной основе средств из гарантийного фонда.
См. последующую редакцию.
обеспечивать обособленный учет обязательств каждого члена РКП и клиента посредством ведения регистров аналитического учета;
определить обязательства членов РКП по итогам сделок в соответствии с принципом «поставка против платежа» на основании поручений, отчетов и (или) иных документов, представленных организаторами торговли, депозитариями или членами РКП;
См. последующую редакцию.
обеспечивать хранение информации о сделках, являющихся предметом расчетно-клиринговых операций не менее трех лет с даты их совершения;
осуществлять формирование и передачу в Центральный депозитарий и уполномоченный банк поручений и (или) иных документов на проведение операций по итогам сделок организаторов торгов;
См. последующую редакцию.
обеспечивать ведение хронологического электронного протокола всех произведенных расчетно-клиринговых операций;
организовать систему и осуществлять контроль за исполнением Центральным депозитарием и уполномоченным банком операций по обязательствам участников торгов.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
заключать договоры с организаторами торгов, Центральным депозитарием, депозитариями и коммерческими банками для осуществления расчетно-клиринговых операций;
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № 221 — СЗ РУ, 2008 г., № 40-41, ст. 412)
получать от организаторов торгов и депозитариев информацию необходимую для осуществления расчетно-клиринговых операций;
См. последующую редакцию.
приостанавливать предоставление услуг члену РКП при наличии у него задолженности перед РКП, организаторами торгов, Центральным депозитарием и другими участниками торгов;
См. последующую редакцию.
принимать от членов РКП, Центрального депозитария и (или) уполномоченного банка поручения и (или) иные документы на проведение операций по итогам торгов;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
8. Взаимодействие РКП со своими членами осуществляется в соответствии с договором о расчетно-клиринговом обслуживании и Правилами проведения расчетно-клиринговых операций.
9. РКП разрабатывает и утверждает правила проведения расчетно-клиринговых операций, которые должны включать:
общие положения, определение основных понятий и порядка осуществления расчетно-клиринговых операций;
требования к порядку исполнения депозитариями и уполномоченным банком поручений РКП по итогам сделок, в отношении которых осуществляется клиринг;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
порядок взаимодействия членов РКП с организаторами торгов, Центральным депозитарием, депозитариями и уполномоченным банком, а также с РКП;
(абзац четвертый пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № 221 — СЗ РУ, 2008 г., № 40-41, ст. 412)
См. последующую редакцию.
порядок проведения взаиморасчетов по комиссионным услугам членов РКП, организаторов торгов, депозитариев и других участников сделки;
порядок приема и обработки информации от Центрального депозитария о зачислении ценных бумаг на торговые счета членов РКП;
порядок приема и обработки данных от уполномоченного банка о размерах остатков и (или) зачислении денежных средств на лицевые счета членов РКП;
порядок и сроки получения РКП от организатора торгов отчетов и (или) иных документов по итогам торгов;
См. последующую редакцию.
порядок и сроки получения поручений и (или) иных документов от членов РКП по совершенным сделкам для осуществления расчетно-клиринговых операций;
порядок проведения сверки поручений, а также проверки наличия достаточного количества ценных бумаг и денежных средств для исполнения сделок;
порядок действий РКП, члена РКП, организатора торгов и Центрального депозитария в случае расхождения данных, обнаруженного при осуществлении сверки, корректировки информации по сделкам с ценными бумагами, или недостаточности ценных бумаг и (или) денежных средств для исполнения обязательств по сделкам;
порядок и сроки передачи РКП в Центральный депозитарий и в уполномоченный банк поручений по итогам торгов, а также сроки исполнения данных поручений;
порядок и сроки представления РКП участникам сделки отчетов по итогам расчетно-клиринговых операций;
порядок и способы обеспечения исполнения обязательств членов РКП по сделкам с ценными бумагами, а также порядок распределения и (или) возмещения убытков в случае не проведения расчетов по итогам совершенных сделок;
См. последующую редакцию.
порядок обеспечения контроля за достоверностью данных на всех этапах получения и обработки информации в процессе осуществления расчетно-клиринговых операций;
10. Правила проведения расчетно-клиринговых операций, а также вносимые в них изменения и (или) дополнения подлежат согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
См. последующую редакцию.
11. Для обеспечения гарантированного исполнения сделок РКП и его члены вправе на добровольной основе, путем заключения договоров, создать гарантийный фонд, формируемый из собственных средств участников гарантийного фонда.
13. Участник гарантийного фонда должен обеспечить поступление средств в гарантийный фонд в оговоренный в договоре о расчетно-клиринговом обслуживании срок.
14. РКП самостоятельно без поручения участника гарантийного фонда может для обеспечения исполнения сорванных сделок с ценными бумагами участников гарантийного фонда снимать средства с их резервных счетов пропорционально размеру этих резервных счетов. Размер выделяемых денежных средств для участника гарантийного фонда определяется договором о расчетно-клиринговом обслуживании.
15. Участник гарантийного фонда, сделка которого была исполнена за счет средств гарантийного фонда, должен в оговоренный в договоре о расчетно-клиринговом обслуживании срок вернуть средства в резервный фонд вместе с оговоренными в договоре процентами к использованной сумме.
16. В случае несоблюдения членом РКП сроков возврата полученных из гарантийного фонда сумм, к нему применяются штрафные санкции, оговоренные в договоре о расчетно-клиринговом обслуживании. Принудительный возврат средств, полученных из гарантийного фонда, осуществляется в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
17. Сумма, полученная от участника гарантийного фонда в счет возврата средств, предоставленных ему из гарантийного фонда, распределяется между РКП и участниками гарантийного фонда в той пропорции, в которой средства были изъяты с их резервных счетов. Возврат осуществляется на резервные счета.
18. Участник гарантийного фонда вправе хранить на резервном счете сумму большую, чем минимальная сумма, установленная договором о расчетно-клиринговом обслуживании.
19. Если сумма на резервном счете участника гарантийного фонда становится меньше установленной минимальной суммы, то он должен, в указанный в договоре о расчетно-клиринговом обслуживании срок, обеспечить поступление на резервный счет требуемой суммы. В противном случае к участнику гарантийного фонда применяются штрафные санкции, оговоренные в договоре о расчетно-клиринговом обслуживании.
См. последующую редакцию.
20. Обязательства членов РКП по сделкам с ценными бумагами, в отношении которых осуществляется расчетно-клиринговые операции, учитываются в клиринговых регистрах.
21. При осуществлении своей деятельности РКП ведет клиринговые регистры членов РКП и другие учетные регистры, а также хранит необходимые документы и иную информацию клирингового учета.
документы, полученные от организатора торговли, подтверждающие совершение сделок членами РКП (договоры, протоколы проведенных торгов, реестры совершенных сделок, иные документы);
См. последующую редакцию.
документы, полученные от Центрального депозитария, подтверждающие исполнение поручений РКП по поставке ценных бумаг;
поручения РКП, направленные Центральному депозитарию или в уполномоченный банк для исполнения сделок с ценными бумагами, в отношении которых осуществляются расчетно-клиринговые операции;
23. РКП должна обеспечивать обособленный учет обязательств каждого члена РКП, их клиентов и участников сделки в клиринговых регистрах.
24. РКП должна раздельно по каждому члену учитывать обязательства по поставке ценных бумаг и расчетам по сделкам, в отношении которых осуществляются расчетно-клиринговые операции.
25. Документы клирингового учета должны храниться РКП в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
26. Контроль за расчетно-клиринговыми операциями осуществляет уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг.
27. Порядок внутреннего контроля по обеспечению исполнения РКП своих обязательств определяется Правилами РКП.
28. За невыполнение, неполное и (или) несвоевременное выполнение требований настоящего Положения, а также в случае нарушения действующего законодательства РКП несет ответственность в установленном законодательством порядке.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(название приложения в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № 221 — СЗ РУ, 2008 г., № 40-41, ст. 412)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» и устанавливает требования к единой базе депонентов в системе депозитариев Республики Узбекистан.
(пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № 221 — СЗ РУ, 2008 г., № 40-41, ст. 412)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
унификацию системы электронного документооборота депозитариев с Центральным депозитарием ценных бумаг (далее — Центральный депозитарий) и иными участниками рынка ценных бумаг.
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2008 года № 221 — СЗ РУ, 2008 г., № 40-41, ст. 412)
См. последующую редакцию.
3. Центральный депозитарий осуществляет кодификацию депонентов и обеспечивает формирование их единой базы.
4. Код депонента представляет собой уникальный код, присваиваемый один раз при открытии счета «Депо» на основании данных анкеты депонента и не подлежит изменению.
Порядок заполнения и перечень информации в анкете депонента устанавливается уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
6. Кодификация существующих депонентов в системе единой базы осуществляется в порядке и в сроки, установленные уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
См. последующую редакцию.
7. При открытии счета «Депо» депозитарий формирует электронное поручение для Центрального депозитария на регистрацию депонента в системе единой базы на основании данных анкеты депонента.
См. последующую редакцию.
8. Центральный депозитарий на основании поручения осуществляет регистрацию депонента в системе единой базы и присваивает ему код.
Структура кода депонента и порядок его формирования устанавливается уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг совместно с Центральным депозитарием.
См. последующую редакцию.
9. Перед регистрацией депонента в системе единой базы депонентов Центральный депозитарий осуществляет проверку отсутствия регистрации депонента с указанными реквизитами в системе единой базы.
10. Центральный депозитарий формирует по установленной форме отчет об исполнении поручения депозитария на регистрацию депонента в системе единой базы. В случае успешной регистрации депонента в отчете указывается код депонента, присвоенный ему в системе единой базы. В противном случае Центральный депозитарий указывает в отчете причину неисполнения поручения.
См. последующую редакцию.
11. Депозитарий после получения отчета о регистрации депонента должен внести код в анкету депонента и карточку счета «Депо», используемые в депозитарии.
См. последующую редакцию.
12. Код депонента не может быть присвоен другому лицу после закрытия депонентом своих счетов «Депо».
13. При изменении реквизитов депонента депозитарий готовит электронное поручение на изменение реквизитов депонента на основании данных новой анкеты депонента и отправляет их в Центральный депозитарий.
Для физических лиц при изменении его фамилии, имени, отчества, идентификационного номера налогоплательщика, номера и серии документа, удостоверяющего личность физического лица, необходимо представить депозитарию подтверждающие документы.
Для юридических лиц при изменении наименования, идентификационного номера налогоплательщика, номера и даты государственной регистрации, необходимо представить депозитарию подтверждающие документы.
См. последующую редакцию.
14. Порядок внесения изменений в реквизиты депонентов и депозитарных операций устанавливается уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
15. Код депонента физического лица закрывается в единой базе депонентов на основании документов, подтверждающих смерть данного лица.
16. Код депонента юридического лица закрывается на основании документа о ликвидации юридического лица и снятии его с учета в налоговых органах.
17. Центральный депозитарий на основании электронного поручения депозитария на закрытие кода депонента в системе единой базы переводит код депонента в состояние «неактивный». Данный код депонента не может быть присвоен другому лицу. Закрытые коды депонентов хранятся в архиве единой базы депонентов.
См. последующую редакцию.
18. Депозитарий несет ответственность за полноту и своевременную регистрацию своих депонентов в системе единой базы и надлежащее использование кодов депонентов при проведении депозитарных операций в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
19. Центральный депозитарий несет ответственность за формирование данных в единой базе депонентов и их полноту в порядке, установленном законодательством.