В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О недрах» и в целях систематизации месторождений полезных ископаемых республики, учета периодического движения их запасов, а также своевременного обеспечения государственных органов соответствующей информацией Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых Республики Узбекистан согласно приложению.
2. Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам в двухмесячный срок обеспечить утверждение Инструкции по учету запасов полезных ископаемых Республики Узбекистан и составлению отчетных балансов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Г.И. Ибрагимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 29 июля 2014 года № 206
к постановлению Кабинета Министров от 29 июля 2014 года № 206
1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 8 и 15 Закона Республики Узбекистан «О недрах» и другими нормативно-правовыми актами и регламентирует порядок ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых Республики Узбекистан (далее — государственный баланс).
2. Государственный баланс представляет собой сводный документ по учету запасов полезных ископаемых, содержащий сведения об их количестве, качестве, степени изученности и промышленного освоения месторождений полезных ископаемых.
3. Государственный баланс составляется ежегодно (по состоянию на 1 января каждого года) по видам полезных ископаемых в разрезе месторождений, имеющих промышленное значение, с учетом их отражения по административно-территориальному расположению.
балансовые запасы полезных ископаемых — запасы, использование которых экономически целесообразно в текущий период (удовлетворяют кондициям, установленным для подсчета запасов месторождения);
забалансовые запасы полезных ископаемых — запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым по изученности к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горно-техническим, качественным, экологическим и другим причинам, а также в дальнейшем могут быть объектами промышленного освоения;
категория запасов полезных ископаемых (А, В, С1, С2) — категории запасов, устанавливаемые в зависимости от степени изученности месторождения, качества сырья и горнотехнических условий разработки полезных ископаемых;
недропользователи — юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в соответствии с предоставленными им правами пользования на конкретных участках недр.
5. Основной целью ведения государственного баланса является характеристика общего состояния минерально-сырьевой базы республики, степени ее изученности и промышленного освоения, инициирования инвестиционных проектов по созданию новых производств по добыче и переработке минерального сырья, прогнозирования направлений дальнейшего геологического изучения для воспроизводства сырьевой базы.
сбор и систематизация данных о состоянии запасов полезных ископаемых, включая сведения о количестве, качестве, степени изученности и промышленного освоения каждого их вида, имеющих промышленное значение;
анализ и учет ежегодного движения запасов полезных ископаемых по месторождениям, с учетом их изменения по регионам республики;
обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии минерально-сырьевой базы республики и отдельных регионов.
7. Учет запасов полезных ископаемых ведется недропользователями на постоянной основе раздельно по месторождениям, при необходимости по их участкам, отдельным залежам, горизонтам, шахтным полям, по промышленным типам полезных ископаемых, способам их разработки и категориям запасов.
См. предыдущую редакцию.
8. Недропользователями ежегодно до 1 февраля составляются отчетные балансы запасов полезных ископаемых (далее — отчетные балансы) за предыдущий год на основе объема погашаемых запасов (произведенной добычи и потерь), изменения технических границ за счет неподтверждения или дополнительно приращенных в процессе добычи, списания запасов, решений Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Госкомгеологии (далее — Государственная комиссия), а также протоколов ведомственных комиссий по апробации оперативно подсчитанных запасов.
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № 111 — Национальная база данных законодательства, 11.02.2019 г., № 09/19/111/2596)
нефти, конденсату, горючим газам (включая сопутствующие компоненты — этан, пропан, бутаны, сера, гелий).
впервые включаемых в государственный баланс месторождений — местоположение, количество, качество, степень изученности и промышленного освоения запасов полезных ископаемых, технологические свойства руд, горно-геологические, горнотехнические, гидрогеологические условия разработки месторождения, основные показатели технико-экономической оценки, обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых;
месторождений, уже учитываемых государственным балансом, — новые данные горно-геологического и технико-экономического характера, сведения о вновь выявленных залежах полезных ископаемых, количестве добытых полезных ископаемых, данные о комплексном использовании минерального сырья, приросте запасов полезных ископаемых с указанием источников финансирования геологоразведочных работ, а также причин изменения забалансовых запасов (при наличии) и списания запасов.
10. Сведения о добыче полезного ископаемого должны учитывать все количество минерального сырья, извлеченного из недр без учета пустых пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в балансовые запасы. Сведения о количестве добытой разубоженной и товарной руды в отчетном балансе не отражаются, а приводятся в пояснительной записке к отчетному балансу.
Добыча полезного ископаемого за прошлые годы, ранее не учтенная по каким-либо причинам, показывается вместе с добычей за отчетный год, но в примечании указывается количество добытого сырья за предыдущий год.
Если сопутствующие компоненты в комплексных рудах, учитываемые государственным балансом, добываются из недр попутно с добычей основного полезного ископаемого, но при последующей технологической переработке теряются, необходимо в примечании указать, что списываемые запасы добыты, но потеряны при технологической переработке.
добыча полезных ископаемых ведется из забалансовых запасов и добытые полезные ископаемые используются промышленностью, то количество добытого сырья учитывается как прошедшее переоценку и на это же количество уменьшаются запасы забалансовых полезных ископаемых;
забалансовые полезные ископаемые добываются попутно с балансовыми, но не используются промышленностью или поступают в переработку как разубоживающие породы вместе с кондиционным сырьем, забалансовые запасы полезного ископаемого в отчетном балансе уменьшаются, как добытые в отчетном году.
12. Формы отчетных балансов утверждаются решением Госкомгеологии с учетом специфики параметров видов полезных ископаемых. Недропользователи обязаны оформлять свои отчеты по установленным Госкомгеологии формам.
13. Отчетный баланс подписывается руководителем и главным геологом (или главным инженером) юридического лица — недропользователя. Допускается подпись единственного лица, если недропользователь является физическим лицом.
См. предыдущую редакцию.
14. Отчетные балансы по разрабатываемым месторождениям подлежат подтверждению геолого-маркшейдерскими службами недропользователей, при наличии лицензии на право осуществления геодезической и картографической деятельности, и согласовываются с Инспекцией по контролю за горно-геологической деятельностью при Госкомгеологии (далее — Инспекция). По месторождениям углеводородов и подземных вод допускается подтверждение отчетных балансов другими службами недропользователей, на которых возложены соответствующие функции.
(абзац первый пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № 111 — Национальная база данных законодательства, 11.02.2019 г., № 09/19/111/2596)
В случае отсутствия у недропользователей лицензии на право осуществления геодезической и картографической деятельности допускается подтверждение отчетных балансов привлеченными предприятиями, имеющими соответствующие лицензии.
См. предыдущую редакцию.
15. По результатам геологического изучения участков недр и опытно-промышленной добычи полезных ископаемых отчеты представляются вместе с копиями соответствующих решений Государственная комиссия по утверждению (или переутверждению) запасов полезных ископаемых и протоколов ведомственных комиссий по апробации оперативно подсчитанных запасов.
(абзац первый пункта 15 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № 111 — Национальная база данных законодательства, 11.02.2019 г., № 09/19/111/2596)
См. предыдущую редакцию.
Также отчеты представляются вместе с копиями соответствующих решений Государственная комиссия, если по месторождению были пересчитаны запасы полезных ископаемых в связи с неподтверждением при последующей разработке, изменением технических границ и др. причинам.
(абзац второй пункта 15 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № 111 — Национальная база данных законодательства, 11.02.2019 г., № 09/19/111/2596)
См. предыдущую редакцию.
16. Недропользователи ежегодно составляют отчетные балансы в трех экземплярах и не позднее 5 февраля сдают их по месторождениям:
рудных полезных ископаемых и углеводородов — Инспекции, которая, в свою очередь, перенаправляет их в Государственный геологический фонд (далее — Госгеолфонд), осуществляющий свою деятельность в системе Госкомгеологии.
После приемки отчетных балансов Госгеолфондом один экземпляр с соответствующей отметкой возвращается недропользователю, второй экземпляр подлежит представлению Инспекции.
(пункт 16 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № 111 — Национальная база данных законодательства, 11.02.2019 г., № 09/19/111/2596)
См. последующую редакцию.
17. Госгеолфонд в срок до 15 апреля обобщает представленные отчетные балансы, подготавливает государственный баланс по видам полезных ископаемых и представляет его в Госкомгеологии для изучения.
Обобщение и подготовка государственного баланса по нефти, конденсату и природным газам осуществляется совместно с уполномоченным предприятием НХК «Узбекнефтегаз».
18. Госкомгеологии в срок до 1 мая завершает изучение государственного баланса и дает разрешение на его выпуск. Перечень государственных органов и предприятий, которым рассылается государственный баланс, утверждается Госкомгеологии.
19. Ведение государственного баланса осуществляется по схеме согласно приложению к настоящему Положению.
20. Работы, связанные с подготовкой отчетных балансов, рассмотрением соответствующих отчетов по утверждению (переутверждению, списанию) запасов полезных ископаемых до их приемки в Госгеолфонд, осуществляются за счет средств недропользователей.
См. предыдущую редакцию.
Работа Госгеолфонда, связанная с ведением государственного баланса, финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в рамках ежегодных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, согласовываемых с Министерством финансов и Министерством экономики в установленном порядке.
(абзац второй пункта 20 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № 111 — Национальная база данных законодательства, 11.02.2019 г., № 09/19/111/2596)
наименование недропользователя, номер и дату акта Межведомственной комиссии по приему-передаче запасов полезных ископаемых;
объем запасов полезных ископаемых в разрезе месторождений, отдельных участков, залежей, горизонтов и др.;
объем ежегодной добычи (с учетом потерь при добыче) полезных ископаемых при эксплуатации месторождений;
объем запасов полезных ископаемых, измененных в результате геологического изучения, переоценки и списания запасов полезных ископаемых по разным причинам (неподтверждение при разработке, изменение границ и др.);
См. предыдущую редакцию.
соответствующее решение Государственная комиссия по утверждению запасов полезных ископаемых, являющееся основанием для учета месторождения в государственном балансе;
(абзац девятый пункта 21 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № 111 — Национальная база данных законодательства, 11.02.2019 г., № 09/19/111/2596)
обеспеченность добывающих предприятий разведанными запасами полезных ископаемых (по разрабатываемым месторождениям).
по степени изученности месторождений полезных ископаемых и их промышленного освоения (разведываемые, подготовленные к промышленному освоению, разрабатываемые, законсервированные).
См. предыдущую редакцию.
23. Запасы сопутствующих полезных компонентов, утвержденные Государственная комиссия, подлежат учету независимо от их извлечения в процессе обогащения и дальнейшей переработки.
(пункт 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № 111 — Национальная база данных законодательства, 11.02.2019 г., № 09/19/111/2596)
24. В государственном балансе единица измерения запасов полезных ископаемых применяется единообразно по каждому их виду.
25. Недропользователи, представляющие отчетные балансы, и предприятия, подтверждающие объемы движения запасов полезных ископаемых, несут ответственность за достоверность представляемой информации.
См. предыдущую редакцию.
26. Контроль за учетом состояния и движения запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов осуществляется Инспекцией.
(пункт 26 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № 111 — Национальная база данных законодательства, 11.02.2019 г., № 09/19/111/2596)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о порядке ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых Республики Узбекистан
к Положению о порядке ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых Республики Узбекистан
См. предыдущую редакцию.
(приложение в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2019 года № 111 — Национальная база данных законодательства, 11.02.2019 г., № 09/19/111/2596)