В соответствии с Законом «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», в целях совершенствования порядка организации и прохождения альтернативной службы гражданами Республики Узбекистан Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке организации и прохождения альтернативной службы гражданами республики Узбекистан, а также перечень министерств и ведомств, на предприятиях, в организациях и учреждениях которых осуществляется прохождение гражданами альтернативной службы, согласно приложениям №№ 1 и 2.
2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 июня 1993 года № 275 «Об утверждении Положения о порядке организации и прохождения альтернативной службы» (СП Республики Узбекистан, 1993 г., № 6, ст. 21).
до декабря 2004 года поэтапно упразднить органы альтернативной службы и руководство их деятельностью возложить на территориальные органы по делам обороны.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Х.С. Караматова.
1. Настоящее Положение определяет порядок прохождения гражданами Республики Узбекистан альтернативной службы, а также обязанности по ее организации органов государственной власти на местах, министерств, ведомств, концернов, предприятий, организаций и учреждений.
2. Альтернативная служба — вид исполнения воинской обязанности гражданами взамен военной службы по призыву, связанный с выполнением малоквалифицированных (подсобных) работ в различных отраслях экономики и социальной сферы, а также работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
3. Руководство альтернативной службой, контроль за ее прохождением, а также защиту прав и обеспечение социальных гарантий служащих альтернативной службы осуществляют соответствующие органы по делам обороны.
4. Прохождение гражданами Республики Узбекистан альтернативной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Законом «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», настоящим Положением и иными актами законодательства.
5. Призыв граждан на альтернативную службу осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан.
6. Организация проведения призыва граждан на альтернативную службу возлагается на органы государственной власти на местах, районные (городские) призывные комиссии, а также на соответствующие районные (городские) органы по делам обороны.
7. Право на альтернативную службу имеют граждане в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, состоящие на воинском учете и подлежащие призыву, в случае, если они состоят в зарегистрированных религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия и службу в Вооруженных Силах.
Граждане, подлежащие призыву на альтернативную службу, заблаговременно уведомляют об этом районные (городские) отделы по делам обороны, представляя при этом справку о своей принадлежности к указанным зарегистрированным религиозным организациям.
8. Срок альтернативной службы составляет двадцать четыре месяца, а для граждан, имеющих высшее образование, — восемнадцать месяцев.
9. Медицинское освидетельствование лиц, призываемых на альтернативную службу, организуется и проводится районным (городским) органом по делам обороны в соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах Республики Узбекистан на мирное и военное время.
10. Районная (городская) призывная комиссия на основании представленных документов и в соответствии с результатами медицинского освидетельствования принимает решение о призыве граждан на альтернативную службу.
Документом, подтверждающим отношение граждан к альтернативной службе, является удостоверение служащих альтернативной службы с отметками о дате призыва и месте прохождения службы.
11. В назначенный срок гражданин, призванный на альтернативную службу, прибывает в районный отдел по делам обороны для получения предписания о назначении ему места прохождения службы с указанием срока прибытия.
Направление граждан, призванных на альтернативную службу, на предприятия, в организации и учреждения, расположенные по их месту жительства, а также в другие регионы страны, осуществляется в индивидуальном порядке с указанием срока прибытия.
12. Прохождение альтернативной службы осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях министерств, ведомств и концернов, установленных постановлением Кабинета Министров.
На граждан, проходящих альтернативную службу, распространяется трудовое законодательство. Срок альтернативной службы засчитывается в трудовой стаж.
Гражданин, проходящий альтернативную службу, не может занимать руководящие и выборные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, поступать на учебу в образовательные учреждения.
13. Гражданин, проходящий альтернативную службу, обязан проходить ее в установленном месте, соблюдать требования, предусмотренные законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, действующими по месту работы, а также условия трудового договора (контракта).
Трудовая деятельность служащих альтернативной службы на предприятиях, в организациях и учреждениях без заключения трудового договора (контракта) запрещается.
14. Граждане, проходящие альтернативную службу, при привлечении их на работу для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, выполняют специальные обязанности, вытекающие из сложившейся ситуации, и определяемые на местах руководителями комиссий или штабов по ликвидации этих последствий.
15. Переводы служащих альтернативной службы на другие предприятия, организации и учреждения, в которых осуществляется прохождение альтернативной службы, производятся в случаях:
изменения в технологии, организации производства и труда, сокращения объемов работ, повлекших изменение численности (штата) работников или изменение характера работ, либо ликвидации предприятия;
укомплектования, в случае необходимости, предприятий, организаций и учреждений, выполняющих работы по ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
в пределах республики — начальнику Главного организационно-мобилизационного управления Объединенного штаба Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
16. В период службы служащие альтернативной службы привлекаются на сборы (занятия) по военной подготовке, которые проводятся по программам, определенным Министерством обороны, на базе воинских частей и учреждений Министерства обороны Республики Узбекистан. По окончании учебных сборов служащие альтернативной службы приобретают, в соответствии с программой обучения, военно-учетную специальность, не связанную с использованием и применением оружия, и принимают военную присягу.
См. последующую редакцию.
Органы по делам обороны заблаговременно и не позднее 1 месяца уведомляют руководителей предприятий, организаций и учреждений о привлечении служащих альтернативной службы на учебные сборы и в последующем осуществляют отправку служащих альтернативной службы к месту проведения сборов.
17. Граждане, потерявшие трудоспособность, и семьи погибших при прохождении альтернативной службы, а также лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на получение пособий и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, установленным для военнослужащих срочной службы.
18. Служащие альтернативной службы, выслужившие установленные сроки, подлежат увольнению в запас Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
Увольнение служащих альтернативной службы производится в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Досрочное увольнение с альтернативной службы может производиться в случае изменения в семейном положении гражданина, которое давало бы ему право на отсрочку или освобождение от призыва в соответствии с действующим законодательством.
19. Служащие альтернативной службы, увольняемые в запас Вооруженных Сил Республики Узбекистан, направляются в районный (городской) отдел по делам обороны по месту призыва и обязаны в трехдневный срок встать на воинский учет.
20. Совет Министров Республики Каракалпакстан, областные, районные (городские) хокимияты устанавливают предприятиям, организациям и учреждениям соответствующие квоты и обеспечивают трудоустройство служащих альтернативной службы.
строго соблюдать требования Закона Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» и условия договора, заключенного с соответствующим органом по делам обороны;
ознакомить служащих альтернативной службы с уставами, положениями, правилами внутреннего распорядка, условиями труда и учебы, разъяснять их права, обязанности и ответственность;
уведомлять соответствующие органы по делам обороны о поступлении граждан на альтернативную службу, нарушениях служащими трудового законодательства и случаях их невыхода на службу без уважительных причин;
См. предыдущую редакцию.
ежемесячно перечислять в республиканский бюджет 20% из заработной платы служащих, которые используются для обеспечения деятельности альтернативной службы;
(абзац одиннадцатый пункта 21 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 января 2005 г. № 28 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 3-4, ст. 24)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац двенадцатый пункта 21 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 января 2005 г. № 28 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 3-4, ст. 24)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
7. Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан
(пункт 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 сентября 2014 года № 259 — СЗ РУ, 2014 г., № 37, ст. 473)
См. последующую редакцию.