Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратил силу в соответствии с постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года № 437-II «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».
Альтернативная служба — это особый вид государственной службы, осуществляемой гражданами Республики Узбекистан, связанной с выполнением малоквалифицированных (подсобных) работ или работ, соответствующих квалификации гражданина, на предприятиях, в учреждениях, организациях народного хозяйства, в том числе работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Альтернативная служба предусматривает обучение граждан военному делу и подготовку воинов запаса для Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
Законодательство об альтернативной службе состоит из настоящего Закона и других законодательных актов Республики Узбекистан.
Порядок прохождения альтернативной службы определяется настоящим Законом и Положением о порядке организации и прохождения альтернативной службы, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Отношения, возникающие при осуществлении трудовых прав и обязанностей гражданами, проходящими альтернативную службу, регулируются трудовым законодательством Республики Узбекистан.
Право прохождения альтернативной службы имеют граждане Республики Узбекистан в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, подлежащие призыву на срочную военную службу, если они:
являются членами зарегистрированных религиозных организаций, вероучение которых не допускает пользование оружием и службу в Вооруженных Силах.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может определить и другие категории граждан, имеющих право прохождения альтернативной службы.
Граждане Республики Узбекистан проходят альтернативную службу на предприятиях, в учреждениях, организациях народного хозяйства Республики Узбекистан. Перечень министерств, ведомств, сфер применения и видов работ для прохождения альтернативной службы определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан. По решению Кабинета Министров Республики Узбекистан допускается, на контрактной основе, использование служащих альтернативной службы за пределами Республики Узбекистан.
Перечень предприятий, учреждений и организаций, где призывники могут проходить альтернативную службу, утверждается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента.
Служащие альтернативной службы могут направляться на обучение рабочим профессиям в учебные заведения системы народного образования, отраслевых министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений.
Служащие альтернативной службы привлекаются на сборы (занятия) по военной подготовке по программам, определяемым Министерством обороны Республики Узбекистан, в ходе которых приобретают военно-учетную специальность.
Служащие альтернативной службы принимают Военную присягу в порядке, определяемом Министерством обороны Республики Узбекистан.
Граждане, уволенные с альтернативной службы, зачисляются в запас Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
Руководство альтернативной службой в Республике Узбекистан осуществляет управление альтернативной службой при Министерстве обороны Республики Узбекистан.
Руководство формированиями альтернативной службы в областях и г. Ташкента осуществляют отделы альтернативной службы при соответствующих управлениях по делам обороны. В отдельных районах (городах) могут создаваться отделения (группы) альтернативной службы при соответствующих отделах по делам обороны.
Министерства, ведомства, концерны, использующие служащих альтернативной службы на подведомственных предприятиях, организациях, учреждениях, обязаны создавать необходимые условия для размещения, обучения, выполнения требований правил охраны труда, техники безопасности, получения всех видов медицинской помощи, льгот, компенсаций, надбавок и пособий, включая и пособия по временной нетрудоспособности, по месту их работы.
Суммы, удерживаемые из заработной платы граждан, проходящих альтернативную службу, переводятся на счета органов управления альтернативной службой. Предприятия, организации и учреждения переводят также на счета органов альтернативной службы отчисления на их содержание, обучение личного состава альтернативной службы рабочим профессиям в размерах, определяемых соответствующими договорами.
Призыв граждан на альтернативную службу осуществляется в порядке, установленном для призываемых на срочную службу, а его организация и проведение возлагаются на районные (городские) призывные комиссии и хокимияты.
уведомлять органы управления альтернативной службой о случаях уклонения гражданина от альтернативной службы, о предстоящей ликвидации, сокращении штатов и численности работников предприятия, организации, учреждения не позднее, чем за два месяца до этого;
выплачивать гражданину, проходящему альтернативную службу, а в случае его гибели — его семье единовременные пособия и денежные компенсации за ущерб, причиненный его здоровью вследствие производственной аварии, необеспечения выполнения требований правил охраны труда, техники безопасности во время исполнения им служебных (трудовых) обязанностей.
получение всех видов компенсаций, надбавок и пособий, включая и пособия по временной нетрудоспособности, по месту работы;
возвращение после увольнения на предприятие, в учреждение, организацию на прежнюю или равноценную должность, а также в учебное заведение, где он работал или учился до призыва;
обращение в государственные органы управления альтернативной службой по вопросам перевода к другому месту работы, досрочного увольнения с альтернативной службы, с другими заявлениями, жалобами и предложениями.
неукоснительно выполнять требования, установленные настоящим законом, воинскими уставами, а также правилами внутреннего трудового распорядка, действующими по месту работы;
настойчиво овладевать военными знаниями, своевременно и качественно выполнять производственные задания.
Граждане, проходящие альтернативную службу, при привлечении их на работы для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий выполняют специальные обязанности, вытекающие из сложившейся ситуации и определяемые на местах руководителями комиссий или штабов по ликвидации этих последствий.
Граждане, проходящие альтернативную службу, освобождаются от работ на время, необходимое для прохождения военной подготовки, принятия Военной присяги и получения военно-учетной специальности в порядке, установленном для военнообязанных.
За гражданами, направленными призывными комиссиями на диспансерное, амбулаторное или стационарное медицинское обследование, на время нахождения в медицинском учреждении сохраняются место работы, занимаемая должность и средний заработок.
Гражданин, проходящий альтернативную службу, имеет право на ежегодный отпуск продолжительностью 15 рабочих дней.
Граждане, потерявшие трудоспособность, и семьи погибших при прохождении альтернативной службы, а также лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на получение пособий и пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством, установленным для военнослужащих срочной службы.
Увольнение граждан, выслуживших установленные сроки альтернативной службы, производится на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан приказом министра обороны Республики Узбекистан.
Досрочное увольнение с альтернативной службы может производиться в случае изменения в семейном положении гражданина, которое давало бы ему право на отсрочку или освобождение от призыва в соответствии с действующим законодательством.
Досрочное увольнение может производиться также в случае признания гражданина негодным по состоянию здоровья к прохождению дальнейшей службы военно-врачебными комиссиями лечебных учреждений Министерства обороны Республики Узбекистан.
Решение о досрочном увольнении с альтернативной службы принимает Министерство обороны Республики Узбекистан.
Члены призывных комиссий, должностные лица органов управления альтернативной службой, руководители предприятий, организаций, учреждений за вынесение противозаконных решений и другие нарушения законодательства об альтернативной службе несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Служащие альтернативной службы в случае нарушения установленного воинскими уставами и Положением о прохождении альтернативной службы в Республике Узбекистан порядка прохождения альтернативной службы, военной подготовки и увольнения несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Служащие альтернативной службы в случае нарушения обязательств по контракту, причинения ущерба предприятиям, организациям и учреждениям несут материальную, дисциплинарную и уголовную ответственность, установленную законодательством Республики Узбекистан.
Уголовные дела в отношении служащих альтернативной службы подследственны органам прокуратуры и подсудны судам республики.
Надзор за исполнением законодательства Республики Узбекистан об альтернативной службе возлагается на органы прокуратуры Республики Узбекистан.