Во исполнение Закона Республики Узбекистан «О недрах» и в целях осуществления мониторинга недр Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке осуществления мониторинга недр Республики Узбекистан согласно приложению.
2. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести свои ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Г.И. Ибрагимова.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О недрах» и другими нормативно-правовыми актами и определяет порядок осуществления мониторинга недр на территории Республики Узбекистан.
2. Мониторинг недр (далее — мониторинг) включает в себя регулярные наблюдения, сбор, накопление и обработку информации, проведение анализа и оценку состояния геологической среды, прогноз изменений недр под влиянием естественных природных и техногенных факторов, недропользования и других видов деятельности.
3. Мониторинг является составной частью комплексной системы государственного мониторинга окружающей природной среды.
Данные мониторинга используются для государственных докладов и официальных публикаций, а также для информационного обмена на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке.
4. Основной целью мониторинга является оценка состояния недр, выявление, предупреждение и предотвращение ситуаций, связанных с изменениями в недрах под воздействием природных и техногенных факторов, создающих угрозу хозяйственной деятельности, жизни и здоровью населения.
организация регулярных наблюдений за состоянием недр в естественных условиях и в районах развития техногенного воздействия на геологическую среду;
выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов, происходящих при недропользовании;
обеспечение органов государственной власти, государственных и иных организаций информацией об изменениях в состоянии недр и других компонентов окружающей природной среды;
6. Объектами мониторинга являются экзогенные и эндогенные процессы, подземные воды (включая термальные и минеральные), перспективные участки и месторождения всех видов полезных ископаемых, сейсмически активные районы и районы развития экзогенных геологических процессов.
7. Практическое осуществление мониторинга предусматривает специально организованные систематические наблюдения (наблюдательные пункты, съемки, обследования, изыскания и дистанционные наблюдения) за состоянием недр, выявление изменений, их оценку и прогноз:
9. Мониторинг подземных вод предназначен для оценки их состояния по качественным и количественным показателям и прогноза изменения, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод, учета прогнозных ресурсов и запасов подземных вод и их использования, подготовки информации для включения в государственные кадастры подземных вод.
10. Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов предназначен для наблюдения за экзогенными геологическими процессами, выявления их территориального распространения с учетом природных и техногенных факторов, в том числе для своевременного предупреждения возникновения и развития опасных экзогенных геологических процессов.
11. Мониторинг эндогенных геологических процессов предназначен для оперативной оценки изменений напряженно деформированного состояния горных пород сейсмоактивных зон.
12. Мониторинг перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых предназначен для оценки текущего состояния содержащихся в них полезных ископаемых и прогнозирования изменений, включая наблюдения за состоянием массива горных пород, подземных вод, геологических процессов и других компонентов окружающей природной среды на участке недр.
13. Мониторинг месторождений углеводородного сырья предназначен для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений нефти и газа и прогнозирования изменений этого состояния, включая загрязнение недр нефтепродуктами, влияние на динамические, гидрогеологические и другие условия окружающей природной среды, учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей углеводородов.
14. Мониторинг участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предназначен для оценки состояния недр и прогноза изменения при строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, при захоронении в подземных горизонтах радиоактивных и опасных веществ, а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов.
региональный (охватывает территорию, ограниченную физико-географическими, административными и иными границами);
локальный (производственный) мониторинг (охватывает территорию определенных природно-техногенных и ландшафтно-экологических комплексов).
См. предыдущую редакцию.
подразделениями Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам — в части подземных вод, экзогенных геологических процессов, перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья;
(абзац второй пункта 17 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2020 года № 509 — Национальная база данных законодательства, 25.08.2020 г., № 09/20/509/1213)
региональными станциями Института сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан — в части эндогенных геологических процессов;
См. предыдущую редакцию.
подразделениями Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды — в части участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых.
(абзац четвертый пункта 17 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 г., № 09/17/915/0259)
опорной наблюдательной сети, включая пункты наблюдений (скважины, участки, полигоны), которые размещаются на природно-естественных и техногенно нарушенных площадях;
формируемых в подразделениях территориальных уровней банков данных по количественным и качественным показателям на основе информационно-аналитических материалов.
См. предыдущую редакцию.
19. Методика ведения мониторинга, предусматривающая в том числе сроки и формы представляемой информации, утверждается решениями Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Института сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан.
(пункт 19 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 г., № 09/17/915/0259)
20. Работы, связанные с мониторингом на республиканском и региональном уровнях, финансируются за счет средств Государственного бюджета в рамках программ, проектов и других документов, согласованных с Министерством финансов Республики Узбекистан в установленном порядке.
21. Производственный мониторинг ведется недропользователями в соответствии с условиями пользования участками недр, планами разработки месторождений и других документов, регламентирующих деятельность на соответствующем участке недр.
22. Производственный мониторинг осуществляется на основе данных наблюдений геологической среды на участках недр, в пределах контуров, представленных для пользования в установленном порядке.
23. Работы, связанные с производственным мониторингом, финансируются за счет средств недропользователей.
24. Информация, полученная в ходе мониторинга, должна содержать данные о состоянии недр на соответствующих участках с учетом изменений в геологической среде, выводы и рекомендации для учета, обобщения, хранения и принятия соответствующих мер в установленном порядке.
подземных вод — в Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и учитывается в Государственном водном кадастре;
экзогенных геологических процессов — в Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и учитывается в Государственном кадастре зон повышенной природной опасности;
См. предыдущую редакцию.
перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья — в Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и учитывается в Государственных балансах запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
(абзац пятый пункта 25 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2020 года № 509 — Национальная база данных законодательства, 25.08.2020 г., № 09/20/509/1213)
См. предыдущую редакцию.
участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых — в Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
(абзац шестой пункта 25 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 г., № 09/17/915/0259)
См. предыдущую редакцию.
подземных вод — в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и органы государственной власти на местах;
(абзац второй пункта 26 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 г., № 09/17/915/0259)
экзогенных геологических процессов — в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и органы государственной власти на местах;
эндогенных геологических процессов — в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан и органы государственной власти на местах;
См. предыдущую редакцию.
перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья — в Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;
(абзац пятый пункта 26 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2020 года № 509 — Национальная база данных законодательства, 25.08.2020 г., № 09/20/509/1213)
См. предыдущую редакцию.
участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых — в Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан и органы государственной власти на местах.
(абзац шестой пункта 26 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2020 года № 509 — Национальная база данных законодательства, 25.08.2020 г., № 09/20/509/1213)
См. предыдущую редакцию.
27. Информация, полученная в ходе мониторинга, соответствующими органами не реже одного раза в год представляется в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды для подготовки национального доклада о состоянии окружающей природной среды и использования природных ресурсов в Республике Узбекистан.
(абзац первый пункта 27 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 г., № 09/17/915/0259)
В случае получения информации о выявлении особо опасных и предельно допустимых процессов изменения состояния геологической среды она оперативно представляется в государственные органы, указанные в пункте 26 настоящего Положения.
28. Порядок и условия обобщения и передачи конфиденциальной и закрытой информации, содержащей государственную тайну, определяются соответствующим законодательством.
29. Запрещается разглашение либо передача сторонним лицам информации о состоянии мониторинга, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
30. Руководители государственных органов и юридических лиц, а также физические лица, получившие право пользования участками недр, несут в соответствии с законодательством ответственность за достоверность представляемой информации по результатам мониторинга.
См. предыдущую редакцию.
(приложение в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2020 года № 509 — Национальная база данных законодательства, 25.08.2020 г., № 09/20/509/1213)