Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 2 «О судебной практике по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде».
В связи с вопросами, возникшими в судебной практике при применении законодательства об ответственности за нарушение таможенного законодательства и контрабанду, руководствуясь статьей 17 Закона «О судах», Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
См. предыдущую редакцию.
1. Разъяснить судам, что по смыслу статьи 5 Таможенного кодекса Республики Узбекистан и статьи 3 Закона «О Государственной границе Республики Узбекистан» таможенная граница Республики Узбекистан (далее по тексту — таможенная граница) совпадает с Государственной границей Республики Узбекистан. К таможенной границе законом отнесены также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.
(абзац первый пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
Таможенную территорию Республики Узбекистан составляет вся ее государственная территория, за исключением территорий свободных таможенных зон и свободных складов (если иное не предусмотрено законодательством).
2. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу строго установлен Таможенным кодексом Республики Узбекистан (далее по тексту — ТмК) и иными актами законодательства. Любое перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, совершенное с нарушением установленного порядка, считается незаконным и влечет административную либо уголовную ответственность.
См. предыдущую редакцию.
3. Закон связывает вид ответственности за нарушение таможенного законодательства с размером незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров или иных ценностей, который определяется, исходя из их стоимости на день совершения правонарушения.
За незаконное перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей до крупного размера всегда наступает административная ответственность, независимо от привлечения лица неоднократно в течение года к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
Уголовная ответственность по части первой статьи 182 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту — УК) наступает лишь в случаях, если лицо, привлеченное к административной ответственности за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в крупном размере (22721, часть первая статьи 22722 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности), в течение года после применения административного взыскания вновь совершает аналогичное правонарушение в крупном размере.
При наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных в части второй статьи 182 УК, уголовная ответственность наступает независимо от привлечения лица ранее к административной ответственности за незаконное перемещение товаров или иных ценностей. При этом уголовная ответственность по пунктам «б», «в» и «г» части второй статьи 182 УК наступает лишь в случае нарушения таможенного законодательства в крупном размере.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. предыдущую редакцию.
любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе национальная валюта Республики Узбекистан, валютные ценности и другие ценные бумаги;
(абзац второй пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. последующую редакцию.
культурные ценности — движимые предметы материального мира, представляющие собой национальную, историческую, художественную, научно-познавательную, духовно-нравственную и иную культурную значимость (статья 3 Закона Республики Узбекистан «О вывозе и ввозе культурных ценностей»);
См. предыдущую редакцию.
5. По смыслу статьи 182 УК незаконное перемещение товаров или иных ценностей (далее по тексту — товаров) через таможенную границу заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Республики Узбекистан или вывозу с этой территории товаров одним из следующих способов:
(абзац первый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
6. Перемещение товаров помимо таможенного контроля заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Республики Узбекистан или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через таможенную границу Республики Узбекистан или вне времени производства таможенного контроля.
Если незаконное перемещение товаров через таможенную границу сопряжено с незаконным выездом за границу либо въездом в Республику Узбекистан, такие действия лица подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 182 и 223 УК.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
7. Под сокрытием от таможенного контроля товаров понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить их обнаружение либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников (пустот, проемов между стенами (рамами) чемоданов, сумок, транспортных средств, контейнеров и других средств перевозки, по своей конструктивной особенности не предназначенных для хранения и перевозки предметов, специально изготовленных или приспособленных для незаконного перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов преступления в теле человека, животного и т.п.).
(пункт 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
8. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации следует, в частности, понимать предъявление таможенным органам:
документов, заведомо содержащих недостоверные сведения; документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам;
использование поддельных средств таможенной идентификации (пломб, печатей, маркировки, идентификационных знаков, штампов и иных средств идентификации, предусмотренных статьей 197 ТмК) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.
Обратить внимание судов на то, что для каждой процедуры перемещения товаров через таможенную границу законодательством предусмотрен отдельный перечень документов и сведений, подлежащих представлению таможенному органу (статей 18-19 ТмК). Исходя из этого, не могут рассматриваться как незаконные действия лица, не представившего таможенным органам не предусмотренные указанными перечнями документы и сведения.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
9. Перемещение товаров через таможенную границу путем недекларирования предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации сведений о товарах, необходимых для принятия решения о разрешении на ввоз или вывоз (о выпуске) товаров, помещении их под избранный таможенный режим, об исчислении и взимании таможенных платежей.
См. предыдущую редакцию.
Под перемещением товаров через таможенную границу путём декларирования не своим наименованием следует понимать заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах (наименовании, качестве, свойствах, в том числе кодах ТН ВЭД).
Разъяснить, что самостоятельное исправление декларантом ошибок в таможенной декларации до начала проверки таможенной декларации, досмотра товаров и установления таможенным органом недостоверности указанных в таможенной декларации сведений (статьями 265-266 ТмК) исключает административную и уголовную ответственность.
(абзацы второй и третий пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
10. Судам следует иметь в виду, что момент окончания преступления, предусмотренного статьей 182 УК, по каждому конкретному делу должен определяться в зависимости от способа незаконного перемещения товаров (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или декларированием не своим наименованием).
Перемещение товаров, совершенное помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, считается оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами таможенной границы.
См. предыдущую редакцию.
Перемещение товаров через таможенную границу, совершенное с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или декларированием не своим наименованием, считается оконченным преступлением с момента регистрации соответствующих документов таможенным органом (статья 264 ТмК).
(абзац третий пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 10 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
11. При определении стоимости товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу, следует исходить из рыночных цен на момент совершения преступления.
См. предыдущую редакцию.
В случае отсутствия товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу и прошедших таможенное оформление (в результате их выпуска в свободное обращение, реализации и т. д.) их стоимостью признается таможенная стоимость, установленная при таможенном оформлении в соответствии с главой 44 ТмК.
(абзац второй пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
При невозможности определения стоимости товаров (например, фальсифицированные спиртные напитки, контрафактные товары) их стоимость определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
При определении размера незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров должна приниматься во внимание стоимость только той части товаров, которая перемещена через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием.
12. Если лицо наряду с нарушением таможенного законодательства совершит преступление в виде незаконного выезда за границу или въезда в Республику Узбекистан, его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 182 и 223 УК.
Деяния лица, представившего таможенным органам заведомо подложный документ в качестве достоверного документа, следует квалифицировать по статьям 182 УК и дополнительной квалификации по статье 228 УК не требуется.
13. Разъяснить судам, что действия лица подлежат квалификации по пункту «б» части второй статьи 182 УК, если преступление совершено путем прорыва таможенной границы. При этом под прорывом следует понимать действия, выразившиеся, в частности, в пересечении таможенной границы путем нападения на таможенный пост, иного активного противодействия правомерной деятельности таможенных органов (например, открытое неподчинение требованиям режима таможенной границы, принуждение к отказу от исполнения служебных обязанностей), повреждения либо вывода из строя технических средств таможенных служб и т. п.
Если при совершении прорыва через таможенную границу виновным причинено умышленное тяжкое телесное повреждение либо совершено умышленное убийство, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «б» части второй статьи 182 УК и соответственно статьями 104 или 97 УК. Причинение в таких случаях умышленного легкого либо средней тяжести телесного повреждения, а также имущественного вреда охватывается диспозицией части второй статьи 182 УК и дополнительной квалификации соответственно по статьям 105, 109 и 173 УК не требует.
См. последующую редакцию.
14. В тех случаях, когда незаконное перемещение через таможенную границу товаров признается совершенной организованной группой, по пункту «в» части второй статьи 182 УК квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары через таможенную границу (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его незаконного ввоза на таможенную территорию Республики Узбекистан, содействовали его перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов, зная о незаконности груза).
См. предыдущую редакцию.
15. Должностным лицом, совершившим преступление с использованием своего служебного положения (пункт «г» части второй статьи 182 УК), следует считать лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять таможенный контроль (проверка документов и сведений, устный опрос, таможенный досмотр, таможенная идентификация, учет товаров) перемещаемых через таможенную границу товаров. К указанным лицам относятся, также должностные лица, освобожденные на основании статьи 189 ТмК от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для незаконного перемещения товаров.
(абзац первый пункта 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. предыдущую редакцию.
Действия должностных лиц, совершивших незаконное перемещение через таможенную границу товаров с использованием своего служебного положения, подлежат квалификации по пункту «г» части второй статьи 182 УК и дополнительной квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за злоупотребление властью или должностными полномочиями (статьи 19211, 205 УК) и превышение власти или должностными полномочиями (статья 206 УК), не требуют.
(абзац второй пункта 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
Действия должностного лица (организатора, подстрекателя, пособника преступления), использовавшего свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу, квалифицируются по статье 28 УК и пункту «г» части второй статьи 182 УК (за исключением действия участников организованной группы).
16. При разрешении вопроса о виновности лица в незаконном перемещении через таможенную границу валюты судам следует иметь в виду, что количество свободно ввозимой и вывозимой из Республики Узбекистан наличной иностранной и национальной валюты установлено:
Порядком ввоза и вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами через таможенную границу Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 октября 1996 года № 376;
постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 февраля 2004 года № 86 «О порядке ввоза и вывоза наличной национальной валюты Республики Узбекистан».
В случае декларирования лицом только части единовременно ввозимой или вывозимой из Республики Узбекистан наличной валюты действия лица квалифицируются, исходя из размера недекларированной части наличной валюты.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
17. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 246 УК перемещение через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документации или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, взрывных устройств, вооружения, огнестрельного оружия или боеприпасов, а равно наркотических средств или психотропных веществ, либо материалов, пропагандирующих религиозный экстремизм, сепаратизм и фундаментализм, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, радиоактивных материалов, которые заведомо могут быть использованы при его создании (далее по тексту — предметы контрабанды) образует состав другого преступления — контрабанды.
(абзац первый пункта 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
См. последующую редакцию.
Для квалификации действий, выраженных в перемещении через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в части первой статьи 246 УК, размер предмета контрабанды правового значения не имеет.
В тех случаях, когда лицо наряду с перемещением через таможенную границу товаров, подпадающих под действие статьи 182 УК, совершает контрабанду, его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 182 и 246 УК.
Если лицо наряду с контрабандой совершает другие преступления, связанные с незаконным оборотом предметов контрабанды (статьи 247, 248, 273 УК и др.), действия виновного квалифицируется по совокупности преступлений.
См. предыдущую редакцию.
171. Для правильной квалификации действий лица при незаконном перемещении через таможенную границу материалов религиозного содержания во всех случаях необходимо назначение по делу судебно-религиоведческой экспертизы на предмет определения вопроса о том, содержатся ли в них идеи пропаганды религиозного экстремизма, сепаратизма, фундаментализма. Если по результатам экспертизы в материалах религиозного содержания будут установлены идеи пропаганды религиозного экстремизма, сепаратизма, фундаментализма действия такого лица подлежат квалификации по статье 246 УК.
(пункт 171 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
18. В соответствии со статьей 211 УПК при вынесении приговора, определения (постановления) о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о предметах, признанных по делу вещественными доказательствами, в том числе транспортных средствах.
При рассмотрении данного вопроса судам необходимо также руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 декабря 2012 года «О некоторых вопросах применения законодательства о вещественных доказательствах по уголовным делам».
Споры о принадлежности незаконно перемещенных через таможенную границу предметов (предметов контрабанды), признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
См. предыдущую редакцию.
181. Следует иметь в виду, что транспортные средства (контейнеры), используемые при незаконном перемещении товаров или иных ценностей через таможенную границу (статья 182 УК) признаются орудием преступления лишь в тех случаях, когда товары или иные ценности перемещаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля.
(пункт 181 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 июля 2016 года № 13)
19. При рассмотрении дел о нарушении таможенного законодательства и контрабанде суды должны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению таких преступлений, и реагировать на них путем вынесения частных определений.
Судам по каждому делу о нарушении таможенного законодательства следует один экземпляр судебного решения направлять органу, возбудившему административное или уголовное преследование, для учета и анализа состояния правонарушений, допущенных в указанной сфере.
См. предыдущую редакцию.
20. Суду Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областным и приравненным к ним судам по уголовным делам периодически обобщать судебную практику по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде, а также принять меры к своевременному устранению допущенных нарушений закона.
(пункт 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 16)
См. последующую редакцию.
21. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 27 февраля 1996 года № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенного законодательства» и от 28 декабря 1998 года № 30 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике в связи с принятием Таможенного кодекса, утвержденного Олий Мажлисом Республики Узбекистан 26 декабря 1997 года».