Комментарий LexUz
Настоящий Указ утратит силу с 1 августа 2020 года в соответствии с Указом Республики Узбекистан от 8 июля 2020 года № УП-6021 «О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан».
В целях повышения роли акционеров в управлении деятельностью коммерческих банков, перевода работников банка на контрактную систему найма, повышения ответственности руководящих и исполнительных органов банка за предоставление и обеспечение возвратности кредитов, а также стимулирования процесса создания частных банков:
2. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками, Министерством финансов до конца текущего года обеспечить формирование Советов акционерных коммерческих банков в соответствии с утвержденным Типовым положением.
При этом обратить внимание на расширение финансовой самостоятельности банков и дополнительное привлечение акционерного капитала, повышение роли и ответственности акционеров в управлении деятельностью банков, перевод работников банков на контрактную систему найма.
Для реализации вышеуказанного рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан образовать специальную комиссию.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № УП-5189 — Национальная база данных законодательства, 2017 г.)
совместно с Правлением и руководителями филиалов банка несет ответственность за организацию эффективного управления банком, предоставления и своевременной возвратности кредитов в соответствии с требованиями указанного Типового положения и других актов законодательства;
в двухмесячный срок в установленном законодательством порядке принести свои уставы и внутренние нормативные документы в соответствие с утвержденными; настоящим Указом нормативными актами;
до конца 1998 года организовать проведение общих собраний акционеров, на которых пересмотреть и утвердить составы Советов банков. Обеспечить назначение в установленном порядке Советом банка председателя и членов Правления банка;
ввести в практику регулярное заслушивание перед Советом ежеквартальных докладов председателя Правления и руководителя службы внутреннего аудита банка.
усилить надзор за деятельностью коммерческих банков, ужесточить требования по осуществлению ими операторских функций, в случае необходимости применять за нарушение банками законодательства о деятельности акционерных коммерческих банков и ущемление прав акционеров строгие меры вплоть до отзыва банковской лицензии;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в месячный срок разработать и утвердить меры по стимулированию создания акционерно-коммерческих банков с участием частного капитала, включая меры по повышению привлекательности инвестирования свободных денежных средств населения и частных предпринимателей в уставные капиталы вновь создаваемых и действующих коммерческих банков, оказанию им практической помощи при формировании материально-технической базы, а также комплектовании, обучении и повышении квалификации персонала.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 7 утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 ноября 2008 года № УП-4055 — СЗ РУ, 2008 г., № 48, ст. 470)
в двухмесячный срок разработать и утвердить программу реструктуризации задолженности перед коммерческими банками, предусмотрев механизм полного погашения в установленные сроки кредитов, отсроченных по решениям правительства.
совместно с коммерческими банками и Госкомимуществом Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и осуществить комплекс мер по обеспечению клиентов банков и потенциальных инвесторов широкой информацией для оптимального размещения ими свободных денежных средств в эмитируемые банками акции;
в срок до 1 декабря 1998 года совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан принять меры по регулярному освещению в средствах массовой информации финансового состояния банков с результатами оценок независимых рейтинговых компаний;
до конца 1998 года совместно с Центральным банком, Государственной инспекцией по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Узбекистан принять действенные меры по дальнейшему развитию системы страхования банковских вкладов от некоммерческих рисков.
9. Центральному банку Республики Узбекистан, Министерству юстиции, другим заинтересованным министерствам и ведомствам привести свои нормативные документы в соответствие с положениями настоящего Указа.
10. Контроль за выполнением данного Указа возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Хамидова Б.С. и Председателя Центрального банка Республики Узбекистан Муллажанова Ф.М.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», другими актами законодательства и определяет порядок создания акционерных коммерческих банков и деятельности их органов управления, защиты прав и интересов акционеров банка.
2. В настоящем Положении под акционерным коммерческим банком (далее — Банк) понимается коммерческий банк Республики Узбекистан, созданный в соответствии с действующим законодательством в форме открытого или закрытого акционерного общества.
3. Учредителями банка могут быть юридические и физические лица, в том числе нерезиденты Республики Узбекистан, за исключением органов государственной власти, общественных организаций и общественных фондов, если иное не предусмотрено законодательством.
См. предыдущую редакцию.
4. Минимальный размер уставного капитала банка определяется Центральным банком Республики Узбекистан. При этом доля участия каждого акционера не должна превышать размер, установленный законодательством.
(пункт 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 ноября 2008 года № УП-4055 — СЗ РУ, 2008 г., № 48, ст. 470)
5. Банк, совместно с его филиалами, является единым юридическим лицом. Филиалы банка, не являясь самостоятельными юридическими лицами, осуществляют банковскую деятельность от имени создавшего его банка.
6. Государственная регистрация банков с выдачей лицензии на право проведения банковских операций осуществляется Центральным банком Республики Узбекистан.
8. Полномочия и порядок проведения Общего собрания акционеров банка регулируется постановлением Кабинета Министров от 22 августа 1998 года № 361 и другими актами законодательства с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Положением.
9. Общее собрание акционеров банка является высшим органом управления банка. К исключительной компетенции Общего собрания акционеров относятся:
в) определение количественного состава Совета банка, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
к) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков банка, распределение его прибылей и убытков;
л) утверждение расходов банка и их сверка с бизнес-планом развития банка, установление размеров вознаграждения и компенсации членам Совета банка;
о) определение основных направлений политики банка в сфере кредитования, управления активами и пассивами, осуществления инвестиций и оказания новых видов услуг клиентам банка;
Решения по вопросам, предусмотренным пунктами «а», «б», «в», «д», «ж», «к» и «л» принимаются большинством голосов не менее чем в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие на общем собрании акционеров.
10. Акционер банка имеет право участвовать на Общем собрании акционеров как лично, так и через своего представителя.
11. Акционер вправе в любое время заменить своего представителя на Общем собрании акционеров или лично принять участие в нем.
12. В период между Общими собраниями акционеров общее руководство деятельностью банка осуществляет Совет банка, статус и порядок деятельности которого устанавливается законодательством.
13. В банке, созданном в форме закрытого акционерного общества, с числом акционеров-владельцев голосующих акций менее 30, уставом банка функции Совета банка могут возлагаться на Общее собрание акционеров банка.
14. Руководство текущей деятельностью банка осуществляется коллегиальным исполнительным органом — Правлением, работой которого руководит председатель.
15. Председатель правления назначается на должность решением Совета банка, по согласованию с Центральным банком, с последующим утверждением Общим собранием акционеров. Члены Правления назначаются Советом банка.
16. Трудовой контракт с председателем Правления от имени банка подписывает председатель Совета, трудовые контракты с заместителями председателя Правления, членами Правления и главным бухгалтером банка подписывает председатель Правления.
17. Руководители филиалов банка назначаются Правлением банка по согласованию с Центральным банком Республики Узбекистан. При этом руководители территориальных управлений назначаются на должность по согласованию с советом банка. Председатель Правления от имени банка заключает с руководителями филиалов банка трудовые контракты.
18. Работники банка заключают трудовой контракт с Председателем Правления банка или руководителями филиалов банка в соответствии с законодательством и уставом банка.
19. Должностные лица органов государственной власти и управления не вправе по совместительству работать в органах управления банка и банковских учреждениях.
20. Банки в Республике Узбекистан независимы при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций.
самостоятельно, по договоренности с вкладчиками и заемщиками, устанавливать процентные ставки по депозитам и выдаваемым кредитам;
создавать резервы и фонды за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении банка после уплаты всех налогов и обязательных платежей;
совершать другие действия и операции, предусмотренные лицензией, уставом, необходимые для осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.
выполнять установленные Центральным банком требования по резервированию средств в Центральном банке и соблюдению установленных экономических нормативов;
создавать резервы против возможных потерь по кредитам и лизингу в размерах и порядке, установленных Центральным банком;
выполнять по поручению Центрального банка операции по кассовому исполнению государственного бюджета Республики Узбекистан;
установить внутренний нормативный порядок обеспечения выдаваемых кредитов, учитывающий достаточность залога (в том числе в виде имущества), предоставляемых гарантий, поручительств и обязательств;
осуществлять раскрытие информации о своей деятельности в порядке, устанавливаемом Центральном банком Республики Узбекистан;
23. Справки по операциям и счетам клиентов прокурору, судам, органам дознания, а также следственным и налоговым органам должны представляться строго в установленном законодательством порядке.
получение полной и достоверной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности банка в соответствии с его уставом;
защиту своих прав в уполномоченном государством органе по регулированию и координации рынка ценных бумаг, а также в суде;
объединение в ассоциации и другие общественные организации с целью представления и защиты своих интересов;
страхование рисков, связанных с возможными убытками и (или) потерями части прибыли при приобретении ценных бумаг.
25. Каждая простая (обыкновенная) акция банка предоставляет акционеру — ее владельцу — одинаковый объем прав.
26. Акционеры — владельцы простых (обыкновенных) акций могут участвовать в общем собрании акционеров банка с правом голоса по всем вопросам, отнесенным к его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации банка — право на получение части его имущества.
27. Акционеры — владельцы привилегированных акций банка не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено законодательством или уставом банка для определенного типа привилегированных акций банка.
28. Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации банка.
29. Контроль над текущей деятельностью банка и адекватность системы внутреннего контроля объему и сложности проводимых банком операций обеспечивает Совет банка.
30. Совет банка формирует службу внутреннего аудита, которая действует в соответствии с требованиями Центрального банка и решениями органов управления банка, в порядке, установленном уставом банка и банковским законодательством. Совет банка утверждает положение о внутреннем аудите.
31. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью банка общим собранием акционеров в соответствии с уставом банка избирается ревизионная комиссия.
33. Ревизионная комиссия проводит проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности банка по итогам отчетного периода, определяемого уставом банка, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
35. Ревизионная комиссия при проведении проверок использует результаты ежегодной независимой аудиторской проверки и материалы службы внутреннего аудита. В случае необходимости Ревизионная комиссия может обратиться к первичным бухгалтерским документам.
См. предыдущую редакцию.
36. Лицами, заинтересованными в совершении банком сделки, признаются член Совета банка, лицо, занимающее должность в иных органах управления банка, акционер (акционеры), владеющий совместно со своим зависимым (аффилированным) лицом голосующими акциями банка превышающем установленный законодательством размер, в случаях если указанные лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, а также все их аффилированные лица:
(абзац первый пункта 36 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 марта 1999 г., № УП-2241 — Ведомости Олий Мажлиса, 1999 г., № 3, ст. 66)
владеют двадцатью или более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника.
37. Лица, указанные в пункте 36 настоящего Положения, обязаны довести до сведения Совета банка, ревизионной комиссии и аудитора информацию:
о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) двадцатью или более процентами голосующих акций (долей, паев);
об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.
38. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований к сделке, предусмотренных законодательством в пунктах 36 и 37 настоящего Положения, может быть признана недействительной Советом банка или общим собранием акционеров банка.
39. Лица, имеющие доступ к банковской информации по долгу службы, несут ответственность в установленном законодательством порядке за разглашение сведений по операциям, счетам и вкладам клиентов.
40. Банки несут ответственность перед своими клиентами за сохранность средств и исполнение принятых обязательств, в том числе за своевременность прохождения платежей из одного банка в другой и зачисление средств на депозитные счета хозяйствующих субъектов, в соответствии с законодательством и договорами, заключаемыми между банками и их клиентами.