Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 22 октября 2012 года № УП-4478 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане» и в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов фермерских хозяйств в процессе оптимизации размеров их земельных участков, создания надежной системы гарантий соблюдения норм законодательства при ликвидации фермерских хозяйств Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке оптимизации размера земельного участка фермерского хозяйства и его ликвидации согласно приложению.
2. Возложить на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и районов (городов) персональную ответственность за проведение оптимизации размеров земельных участков фермерских хозяйств в строгом соответствии с требованиями законодательства.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Информационно-аналитический департамент по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров Кабинета Министров Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 31 января 2013 года № 22
к постановлению Кабинета Министров от 31 января 2013 года № 22
1. Настоящее Положение определяет порядок оптимизации размера земельного участка фермерского хозяйства и его ликвидации.
2. Фермерское хозяйство создается путем предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, в долгосрочную аренду на основе заключения договора аренды, с принятием фермером соответствующих обязательств.
оптимизация размера земельного участка фермерского хозяйства — изменение размера земельного участка в целях более рационального использования земельно-водных ресурсов и обеспечения финансовой устойчивости фермерского хозяйства;
ликвидация фермерского хозяйства — ликвидация фермерского хозяйства, осуществляемая на добровольной основе или в соответствии с настоящим Положением и другими актами законодательства;
ликвидатор — ликвидационная комиссия либо физическое лицо, назначаемое руководителем фермерского хозяйства или хозяйственным судом;
См. последующую редакцию.
Комиссия — районная (городская) комиссия по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков.
4. Добровольная оптимизация размера земельного участка фермерского хозяйства, предполагающая его уменьшение, осуществляется на основании заявления руководителя фермерского хозяйства хокиму района (города).
Фермерское хозяйство, намеренное осуществить добровольную оптимизацию размера своего земельного участка, предполагающую его увеличение, должно принять участие в конкурсе на предоставление в долгосрочную аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном законодательством.
См. предыдущую редакцию.
Хоким района (города) в трехдневный срок после поступления заявления передает документы районному совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.
(абзац третий пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2017 года № 1021 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1021/0465)
См. предыдущую редакцию.
Районный совет фермеров в течение пяти дней рассматривает заявления и по результатам их рассмотрения выносит заключение.
Заключение районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель вместе с заявлениями направляются в Комиссию для получения соответствующего заключения.
(абзацы четвертый и пятый пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2017 года № 1021 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1021/0465)
См. предыдущую редакцию.
5. Комиссия на основе представленных документов в недельный срок рассматривает вопрос о добровольной оптимизации размера земельного участка фермерского хозяйства. При этом комиссия рассматривает закрепленный за фермерским хозяйством земельный участок целиком.
См. предыдущую редакцию.
По результатам рассмотрения Комиссия принимает решение, которое оформляется протоколом и вместе со всеми документами, включая заключение районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, направляются для рассмотрения районному Кенгашу народных депутатов.
(абзац второй пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2017 года № 1021 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1021/0465)
Районный Кенгаш народных депутатов на ближайшей сессии рассматривает представленные Комиссией документы и принимает соответствующее решение, которое передается хокиму района (города).
(пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2016 года № 34 — СЗ РУ, 2016 г., № 6, ст. 57)
См. предыдущую редакцию.
6. Хоким района (города) на основании положительного решения районного Кенгаша народных депутатов в недельный срок принимает решение об оптимизации размера земельного участка фермерского хозяйства на добровольной основе. При этом высвобожденный земельный участок изымается с последующим предоставлением его на конкурсной основе претендентам в порядке, установленном законодательством.
(пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2016 года № 34 — СЗ РУ, 2016 г., № 6, ст. 57)
7. Размер земельного участка, сохраняемый за фермерским хозяйством после осуществленной добровольной оптимизации, должен быть не меньше минимальных размеров, предусмотренных Законом Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве» для фермерского хозяйства, специализирующегося на производстве продукции растениеводства, минимальный размер земельного участка, предоставляемого в аренду для хлопководства и зерноводства, составляет не менее 30 гектаров, для садоводства, виноградарства, овощеводства и возделывания других культур — не менее 5 гектаров. При оптимизации размера земельного участка фермерского хозяйства не допускается нарушение целостности контуров земельного участка.
8. Решение хокима района (города) об оптимизации размера земельного участка фермерского хозяйства на добровольной основе направляется на рассмотрение областной комиссии (комиссии Республики Каракалпакстан) по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков, которая в течение десяти дней утверждает решение хокима района (города) или выносит обоснованное решение об его отклонении.
9. После утверждения областной комиссией (комиссией Республики Каракалпакстан) по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков решения хокима района (города) об оптимизации размера земельного участка фермерского хозяйства в установленном порядке оформляются изменения в договор долгосрочной аренды земельного участка, заключенный между хокимом района (города) и руководителем фермерского хозяйства.
10. Оптимизация размера земельного участка фермерского хозяйства на добровольной основе осуществляется по схеме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
11. Добровольная ликвидация фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2007 года № ПП-630 «О совершенствовании порядка добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства».
12. Оптимизация размера земельного участка фермерского хозяйства на основании выявленных фактов нарушения фермерским хозяйством договорной дисциплины и норм законодательства, а также неэффективного ведения хозяйственной деятельности инициируется органами государственной власти на местах.
См. последующую редакцию.
13. Расторжение договора долгосрочной аренды земельного участка и ликвидация фермерского хозяйства осуществляются по решению хозяйственного суда на основании исков, предъявляемых органами государственной власти на местах (хокимом района (города), в установленном законодательством порядке.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
14. Основанием для возбуждения и передачи в хозяйственный суд исковых заявлений по вопросам, связанным с оптимизацией размера земельного участка фермерского хозяйства и его ликвидацией, являются результаты глубокого анализа выполнения фермером принятых на себя договорных обязательств, с выявлением фактов:
См. последующую редакцию.
а) грубого нарушения условий договора аренды земельного участка, заключающегося, прежде всего, в нецелевом использовании предоставленных в аренду фермерскому хозяйству сельскохозяйственных угодий, — со стороны органов по земельным ресурсам и государственному кадастру, сельского и водного хозяйства, а также районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель;
б) нарушения специализации фермерского хозяйства, определенной при формировании фермерского хозяйства, — со стороны органов по земельным ресурсам и государственному кадастру, сельского и водного хозяйства, а также районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель;
в) нерационального использования предоставленных в аренду сельскохозяйственных угодий, систематического (в течение трех лет подряд) получения урожаев ниже нормативной кадастровой оценки — со стороны органов сельского и водного хозяйства, по земельным ресурсам и государственному кадастру, а также районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель;
г) систематического (в течение трех лет подряд) невыполнения условий договора контрактации, заключенного между фермерским хозяйством и заготовительными организациями, прежде всего, по закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, за исключением случаев наступления форс-мажорных обстоятельств, — со стороны органов сельского и водного хозяйства, районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, а также заготовительных организаций;
д) неэффективного и низкорентабельного ведения хозяйственной деятельности — со стороны органов сельского и водного хозяйства, органов государственной налоговой службы, а также районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.
(пункт 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2017 года № 1021 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1021/0465)
См. последующую редакцию.
15. По выявленным фактам составляется акт с приложением необходимых документов и материалов, подтверждающих факт допущенных нарушений, который подписывается представителями указанных в пункте 14 настоящего Положения органов (организаций) и руководителем фермерского хозяйства.
См. предыдущую редакцию.
16. В случае отказа руководителя фермерского хозяйства от подписания акта в нем делается соответствующая запись об этом, удостоверяемая председателем районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель и двумя физическими лицами. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю фермерского хозяйства.
(пункт 16 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2017 года № 1021 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1021/0465)
См. предыдущую редакцию.
17. На основании акта органы (организации), указанные в пункте 14 настоящего Положения, в течение одного дня направляют хокиму района (города) соответствующее представление с приложением акта, а также необходимых документов и материалов.
(пункт 17 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2016 года № 34 — СЗ РУ, 2016 г., № 6, ст. 57)
См. предыдущую редакцию.
18. Хоким района (города) в трехдневный срок передает все документы и материалы районному совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.
Районный совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в течение двух дней рассматривает документы и материалы и по результатам их рассмотрения выносит заключение.
Заключение районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель вместе с документами и материалами направляется в Комиссию для получения соответствующего заключения.
(пункт 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2017 года № 1021 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1021/0465)
См. предыдущую редакцию.
19. В случае неподтверждения и (или) выявления необоснованности обстоятельств, указанных в акте, Комиссия принимает решение об отклонении представления органов (организаций), указанных в пункте 14 настоящего Положения, с направлением уведомления хокиму района (города) и указанным органам (организациям), и возвращает внесенные материалы.
(пункт 19 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2016 года № 34 — СЗ РУ, 2016 г., № 6, ст. 57)
См. предыдущую редакцию.
20. В случае подтверждения обстоятельств, указанных в акте, Комиссия в недельный срок на основе анализа представленных документов и материалов готовит заключение о расторжении договора аренды земельного участка либо оптимизации его размера, которое вместе со всеми документами направляется для рассмотрения районному Кенгашу народных депутатов.
Районный Кенгаш народных депутатов на ближайшей сессии рассматривает представленные Комиссией документы и принимает соответствующее решение, которое вместе с представленными Комиссией документами передается хокиму района(города).
(пункт 20 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2016 года № 34 — СЗ РУ, 2016 г., № 6, ст. 57)
См. предыдущую редакцию.
21. На основании решения районного Кенгаша народных депутатов о расторжении договора аренды земельного участка либо оптимизации размера земельного участка хоким района (города) в порядке, установленном законодательством, направляет руководителю фермерского хозяйства предложение о расторжении договора аренды земельного участка с руководителем фермерского хозяйства либо об оптимизации размера его земельного участка, с приложением решения районного Кенгаша народных депутатов, заключения Комиссии, заключения районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, акта и иных необходимых документов и материалов.
В случае отклонения руководителем фермерского хозяйства предложения о расторжении договора или неполучении ответа в предусмотренный статьей 384 Гражданского кодекса Республики Узбекистан срок хоким района (города) в порядке, установленном законодательством, направляет в хозяйственный суд исковое заявление о расторжении договора аренды земельного участка, с приложением решения районного Кенгаша народных депутатов, заключения Комиссии, заключения районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, акта и иных необходимых документов и материалов.
(пункт 21 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2017 года № 1021 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1021/0465)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
22. В случае отказа хозяйственным судом в удовлетворении искового заявления о расторжении договора аренды хоким района (города) принимает решение об отклонении представления органов (организаций), указанных в пункте 14 настоящего Положения, с направлением уведомления районному Кенгашу народных депутатов, районному совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, Комиссии и соответствующим органам (организациям) и возвратом внесенных материалов.
(пункт 22 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2017 года № 1021 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1021/0465)
См. последующую редакцию.
23. В случае удовлетворения хозяйственным судом искового заявления и вступления в законную силу решения хозяйственного суда хоким района (города) в недельный срок принимает решение об изъятии земельного участка в запас и о ликвидации фермерского хозяйства, в соответствии с которым все полномочия по управлению делами фермерского хозяйства переходят к ликвидационной комиссии.
См. последующую редакцию.
Земельный участок ликвидированного фермерского хозяйства изымается и в последующем предоставляется другим претендентам на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством.
24. При ликвидации фермерского хозяйства изъятие земельного участка, на котором находятся принадлежащие ему на правах собственности строения, сооружения или насаждения, допускается лишь в случаях и порядке, установленных законодательными актами.
По решению хокима района (города) предоставление собственнику равноценного имущества и возмещение понесенных им убытков или возмещением ему в полном объеме убытков, причиненных прекращением права собственности, осуществляется фермерским хозяйством, получившим соответствующий земельный участок на основании результатов конкурса на предоставление в долгосрочную аренду земельных участков.
См. последующую редакцию.
25. Оптимизация размера земельного участка фермерского хозяйства и его ликвидация на основании выявленных фактов нарушения фермерским хозяйством договорной дисциплины и неэффективного ведения хозяйственной деятельности осуществляется по схеме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
26. Погашение задолженности ликвидируемого фермерского хозяйства осуществляется в порядке, установленном законодательством.
27. В случае добровольной ликвидации фермерского хозяйства погашение его задолженности осуществляется ликвидатором в соответствии с Положением о порядке добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2007 года № ПП-630 «О совершенствовании порядка добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства».
28. При установлении невозможности удовлетворения требований кредиторов в полном объеме ликвидатор обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании фермерского хозяйства экономически несостоятельным (банкротом). С момента признания фермерского хозяйства банкротом добровольная ликвидация прекращается, и дальнейшая процедура производится в соответствии с законодательством о банкротстве.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
29. В случае недостаточности средств и имущества ликвидируемого фермерского хозяйства числящаяся за ним непогашенная задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды списывается органами государственной налоговой службы в порядке, установленном для списания безнадежной налоговой задолженности.
(пункт 29 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 марта 2015 года № 40 — СЗ РУ, 2015 г., № 9, ст. 100)
30. В случаях, предусмотренных законодательством, материалы на должностных лиц ликвидируемого фермерского хозяйства, допустивших образование задолженности по налогам и другим обязательным платежам, передаются органами государственной налоговой службы и внебюджетными фондами в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещения материального ущерба, нанесенного государству.
31. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, а также споры, возникающие при его применении, решаются в порядке, установленном законодательством.
32. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
См. предыдущую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке оптимизации размеров земельных участков фермерских хозяйств и их ликвидации
к Положению о порядке оптимизации размеров земельных участков фермерских хозяйств и их ликвидации
(приложение № 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2016 года № 34 — СЗ РУ, 2016 г., № 6, ст. 57)
См. предыдущую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке оптимизации размеров земельных участков фермерских хозяйств и их ликвидации
к Положению о порядке оптимизации размеров земельных участков фермерских хозяйств и их ликвидации
(приложение № 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2016 года № 34 — СЗ РУ, 2016 г., № 6, ст. 57)
См. последующую редакцию.