Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановляет:
1. Постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 23 ноября 2012 года № 579-II «О Программе создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год» принять к сведению.
2. Утвердить внесенную Кабинетом Министров Республики Узбекистан Программу создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год (прилагается).
направить усилия на обеспечение реализации Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год, принятой с учетом Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, текущих и перспективных потребностей рынка труда, особенностей демографического развития, приоритетов социально-экономического развития территорий и отраслей экономики;
обеспечить неукоснительное выполнение предусмотренных на 2013 год мероприятий, включающих создание рабочих мест, в соответствии с антикризисными мерами, Инвестиционной программой на 2013 год, программой о приоритетах развития промышленности в 2011—2015 годах, Программой развития сферы услуг на 2012—2016 годы, программой локализации производства на 2011—2013 годы, программами модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики, территориальными программами социально-экономического и индустриального развития, региональными инвестиционными программами.
обеспечить эффективное выполнение прогнозных параметров Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год на соответствующих территориях, обратив особое внимание на повышение роли малого бизнеса и частного предпринимательства, развитие надомного труда, семейного предпринимательства, ремесленничества, вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи;
обеспечить сохранность и стабильное функционирование создаваемых рабочих мест, трудоустройство выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений в соответствии с полученными специальностями, женщин, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.
совместно с Министерством экономики Республики Узбекистан (Саидова Г.), заинтересованными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями, крупными предприятиями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г.Ташкента, районов и городов обеспечить системный мониторинг за ходом выполнения Программы;
принять действенные меры на рынке труда по трудоустройству безработных, в том числе путем их профессионального переобучения и переподготовки, направления на оплачиваемые общественные работы, а также проведения ярмарок вакантных рабочих мест.
6. Центральному банку Республики Узбекистан (Муллажанов Ф.) совместно с коммерческими банками обеспечить увеличение кредитных ресурсов для финансирования бизнес-проектов хозяйствующих субъектов, включающих создание рабочих мест, в том числе выпускникам профессиональных колледжей для организации предпринимательской деятельности, а также проведение на постоянной основе широкой разъяснительной работы по выделяемым кредитным ресурсам для создания рабочих мест.
7. Центру среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (Исмаилов Ж.) совместно с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан (Хаитов А.), заинтересованными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями, крупными предприятиями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г. Ташкента, районов и городов реализовать комплекс мер по закреплению учащихся выпускных курсов профессиональных колледжей за конкретными предприятиями в целях организации прохождения ими производственной практики и последующего трудоустройства.
8. Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей, г.Ташкента, районов и городов систематически рассматривать на своих сессиях ход выполнения Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год в части выполнения соответствующих территориальных параметров создания рабочих мест, в случае отставания от установленных параметров принимать дополнительные меры, направленные на безусловное обеспечение прогнозных показателей создания рабочих мест.
9. Направить настоящее Постановление в Кабинет Министров Республики Узбекистан для обеспечения исполнения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 5 декабря 2012 года № ПС–344–II
к постановлению Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 5 декабря 2012 года № ПС–344–II
Реализация важнейших приоритетов программы социально-экономического развития страны в 2012 году, определенных Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым на заседании Правительства 19 января т.г. и направленных на достижение установленных макроэкономических показателей, повышение конкурентоспособности отечественных производителей, осуществление инвестиционных проектов развития и модернизации производства, транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, способствует высоким и устойчивым темпам роста экономики и на этой основе созданию рабочих мест, росту занятости и благосостояния населения.
Программа создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год (далее — Программа) разработана в разрезе районов и городов с учетом потребностей рынка труда во взаимоувязке с основными программными документами, направленными на обеспечение социально-экономического развития Республики Узбекистан, а также программами модернизации, технического и технологического обновления, повышения конкурентоспособности экономики.
Центральное место в Программе отведено развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, играющего, как отметил Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов на международной конференции «О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане» 14 сентября 2012 года, неоценимую роль в обеспечении занятости населения и роста доходов людей, за счет которого ежегодно вводится преобладающая часть рабочих мест и где в настоящее время сосредоточено 75% всего занятого населения страны.
Программа направлена на обеспечение повышения занятости населения, при этом сохранен позитивный опыт государственного воздействия и регулирования рынка труда, учитывающий ввод новых объектов, модернизацию, перевооружение и наиболее полное использование действующих производственных мощностей, ускоренное развитие сферы услуг и сервиса, особенно в сельской местности, наращивание возможностей надомных форм труда, восстановление бездействующих предприятий, расширение масштабов инфраструктурного, коммуникационного и жилищного строительства.
В Программе особое внимание уделено реализации установленных Трудовым кодексом Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан «О занятости населения» гарантий трудоустройства безработных, молодежи, женщин, лиц, испытывающих трудности на рынке труда, социально уязвимых категорий населения.
Проект Программы разработан при активном участии депутатов Кенгашей народных депутатов районов и городов, организовано широкое общественное обсуждение основных направлений, приоритетов и механизмов реализации проекта Программы среди субъектов предпринимательства.
2) результаты реализации территориальных и отраслевых программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения в январе-сентябре 2012 года;
В Программе также определены источники финансирования создаваемых рабочих мест и основные механизмы трудоустройства выпускников профессиональных колледжей.
Целью Программы является осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по обеспечению занятости населения путем задействования потенциала территорий и отраслей экономики по созданию рабочих мест, рационального использования трудовых ресурсов с учетом демографических факторов и структурных преобразований в экономике, всемерного содействия развитию эффективных форм занятости, поощрения предпринимательской инициативы населения.
стимулирование процессов создания рабочих мест на основе потребностей рынка труда в соответствии с демографическими и другими факторами и в рамках основных направлений и прогнозных параметров на 2013 год с учетом реализации всех принятых программных документов по развитию отраслей и территорий страны;
осуществление активных и целенаправленных мер на рынке труда путем трудоустройства, профессиональной переподготовки и социальной защиты незанятого населения, особенно в сельской местности, в первую очередь молодежи, женщин, инвалидов, выпускников образовательных учреждений;
развитие эффективных форм занятости, особенно малого бизнеса, надомного труда и семейного предпринимательства, как действенного средства по снятию напряжения и смягчению ситуации на рынке труда;
дальнейшее повышение эффективности использования потенциала территорий и отраслей экономики по созданию и стабильному функционированию рабочих мест;
системный мониторинг и анализ реализации Программы в разрезе районов и городов страны, отраслей и конкретных предприятий с принятием, при необходимости, соответствующих мер по обеспечению безусловного выполнения утвержденных на 2013 год параметров создания рабочих мест.
Основные прогнозные параметры и направления создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2013 год сопряжены с приоритетами социально-экономического развития территорий и отраслей экономики, инвестиционными, локальными и специальными программами развития отдельных отраслей и территорий и направлены на:
повышение занятости населения, в том числе в современных индустриальных отраслях экономики, рост конкурентоспособного и высококвалифицированного производственно-технического персонала предприятий в соответствии с реализацией программы о приоритетах развития промышленности в 2011—2015 годах, отраслевых программ модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики, программы локализации производства на 2011—2013 годы, инвестиционных программ;
дальнейшее повышение роли малого бизнеса и частного предпринимательства в создании рабочих мест, особенно за счет развития надомного труда, семейного предпринимательства, ремесленничества, вовлечения в предпринимательскую деятельность молодежи, в соответствии с принятыми законодательными актами по созданию максимально благоприятной деловой среды, расширению доступа малого бизнеса к кредитным и материально-сырьевым ресурсам, а также территориальными программами развития малого бизнеса и частного предпринимательства, программами расширения производства потребительских товаров;
совершенствование территориальной структуры занятости и рынка труда, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, особенно в сельской местности, в рамках реализации программ социально-экономического и индустриального развития территорий, программ развития сферы услуг, строительства индивидуального жилья в сельской местности и подрядных строительных работ, дальнейшего развития фермерских хозяйств и модернизации сельскохозяйственного производства;
расширение привлечения населения к реализации инфраструктурных проектов и работ по благоустройству, в том числе путем организации оплачиваемых общественных работ, в рамках выполнения программы об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011—2015 годах, территориальных программ по благоустройству и развитию инфраструктуры;
обеспечение сохранности и стабильного функционирования создаваемых рабочих мест, трудоустройство выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, женщин, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, особенно в сельской местности.
В соответствии с утвержденными параметрами Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2012 год предусматривалось создание 967,5 тыс. рабочих мест. В январе-сентябре текущего года введено 773 тыс. рабочих мест (103,8% к прогнозу периода), или 79,93% от годового прогноза. В сельской местности создано 486,1 тыс. рабочих мест (62,9% от общего числа).
В результате осуществления системных мер, направленных на последовательное решение проблем обеспечения занятости населения и создания рабочих мест, численность занятых в экономике выросла на 2,7% и достигла 12,2 млн человек, доля занятых в негосударственном секторе экономики составила 80,2%, в том числе доля занятых в малом бизнесе и частном предпринимательстве — 75,5%. Наиболее высокие темпы роста занятости отмечены в строительстве (103,4%), торговле и общественном питании (103,6%), на транспорте и в связи (102,6%).
Выполнению утвержденных прогнозных параметров способствовала реализация конкретных мероприятий по следующим основным направлениям Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2012 год:
а) продолжение реализации программы о приоритетах развития промышленности в 2011—2015 годах, программ модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики, Инвестиционной программы на 2012 год, программы локализации производства на 2011—2013 годы, территориальных программ социально-экономического и индустриального развития, региональных инвестиционных программ позволило создать 45,6 тыс. рабочих мест.
Значительное влияние на ускорение реализации инвестиционных проектов в рамках вышеуказанных программ и соответственно на увеличение создания рабочих мест оказали предоставленные промышленным предприятиям льготы и преференции по освобождению на срок до 1 января 2016 года от таможенных платежей за импортируемые оборудование, материалы и комплектующие изделия, не производимые в стране, получение льготных кредитов на разработку предпроектной и проектной документации по инвестиционным проектам в базовых отраслях промышленности, подготовке проектной документации в одностадийном порядке с утверждением технико-экономического обоснования по инвестиционным проектам на условиях контракта «под ключ» и др.;
б) продолжение реализации политики по обеспечению льготного налогового режима для ускоренного развития малого бизнеса, в частности, снижение с 1 января 2012 года ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий в сфере промышленности с 6 до 5% позволило субъектам малого бизнеса направить высвободившиеся средства на развитие производственной деятельности, что обеспечило создание 281 тыс. рабочих мест, в индивидуальном предпринимательстве — 88 тыс. рабочих мест.
Расширение кредитной поддержки позволило существенно увеличить финансовые возможности субъектов предпринимательства по созданию рабочих мест. Объем выданных коммерческими банками кредитов субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства за январь-сентябрь т.г. составил 4,2 трлн сумов, что на 12 процентов больше прогнозных параметров периода.
Значительная часть вводимых в малом бизнесе рабочих мест приходится на долю сферы услуг и сервиса. Во многом благодаря ускоренному развитию малого бизнеса, несмотря на большое демографическое давление на рынок труда, сопровождавшееся ростом населения, удалось обеспечить опережающие темпы прироста численности занятого населения, при этом увеличился и удельный вес занятых к общей численности населения страны;
в) создание правовой и нормативной базы, развитие всех форм надомного труда, прежде всего в кооперации с предприятиями по трудовым договорам, ремесленничества, а также семейного предпринимательства, основанного на выращивании крупного рогатого скота и оказании различных услуг на дому, способствовали трудоустройству 183,4 тыс. лиц.
В производственные и трудовые взаимоотношения с надомниками в истекшем периоде было вовлечено свыше 8 тыс. предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы услуг, которые на основе кооперации с надомниками по трудовым договорам обеспечили занятость 51,6 тыс. человек.
Меры по стимулированию и поддержке развития семейного предпринимательства и ремесленничества позволили обеспечить создание 131,8 тыс. рабочих мест;
г) значительное повышение эффективности сельскохозяйственного производства, увеличение объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в частности, введение за последние три года в действие свыше 540 новых предприятий, освоение выпуска 152 новых видов продукции и, как следствие, углубление социально-экономических реформ на селе, модернизация сельского хозяйства и всего входящего в него комплекса отраслей и производств, развитие и расширение фермерских и дехканских хозяйств, обеспечили создание более 105,5 тыс. рабочих мест;
д) развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства, расширение работ по благоустройству населенных пунктов обусловило создание 58,8 тыс. рабочих мест.
В данном направлении создания рабочих мест важное значение имело то, что министерствам, ведомствам и предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, были предоставлены на срок до 1 января 2016 года льготы по освобождению от уплаты таможенных платежей за ввозимое оборудование, сырье и материалы, запасные части, комплектующие изделия и узлы, технологическую документацию и оснастку, не производимые в стране, что позволило обеспечить снижение производственных затрат и себестоимости с направлением значительной части высвобождаемых средств на рост фонда оплаты труда и создание рабочих мест при строительстве и реконструкции крупных инфраструктурных объектов;
е) восстановление производственной деятельности бездействующих предприятий, в том числе предприятий-банкротов, принятых на балансы коммерческих банков, способствовало восстановлению 10,7 тыс. рабочих мест.
Реализация всех мероприятий Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2012 год обеспечила выполнение прогнозных параметров по всей территории страны.
Реализация программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения способствовала увеличению рабочих мест в регионах с высоким уровнем потребности в трудозанятости, таких, как Ферганская (75,5 тыс. рабочих мест), Самаркандская (74,7 тыс.), Кашкадарьинская (69,8 тыс.), Ташкентская (68,4 тыс.), Андижанская (62,8 тыс.), Наманганская (59,3 тыс.), Бухарская (59,1 тыс.), Сурхандарьинская (51,9 тыс.) и Хорезмская (47 тыс.) области.
В рамках реализации Программы в январе-сентябре 2012 года трудоустроено на вакантные и вновь созданные рабочие места 493,5 тыс. человек, из них 222,8 тыс. — женщины, 312,1 тыс. — проживающие в сельской местности. В структуре трудоустроенных органами по труду и социальной защите населения преобладают впервые ищущие работу, а также работники, высвобожденные по собственному желанию и в связи с реорганизацией, ликвидацией предприятий, — 213 тыс. человек, лица, имеющие профессиональное образование, — 218,6 тыс. человек, молодежь в возрасте до 30 лет — 296,5 тыс. человек.
Указанные меры способствовали сохранению безработицы в стране на допустимом уровне, определенном в соответствии с методологией Международной организации труда, и снижению численности нуждающихся в трудоустройстве.
Потребность в рабочих местах формируется за счет лиц, впервые предлагающих рабочую силу на рынке труда (это находящиеся в трудоспособном возрасте выпускники академических лицеев, профессиональных колледжей, вузов и других образовательных учреждений), а также незанятого населения, нуждающегося в трудоустройстве (не имеющие работы и источника доходов, вернувшиеся после работы за рубежом трудовые мигранты, уволенные со срочной военной службы неработающие лица, освобожденные от исполнения наказания и т. п.).
С учетом этого параметры потребности в рабочих местах на 2013 год определены на основе изучения фактических тенденций на рынке труда и анализа факторов социально-экономического развития страны, влияющих на баланс спроса и предложения рабочей силы. Особое внимание уделено расчетам высвобождения работников в результате структурных преобразований в экономике, модернизации производства и технологического обновления.
Численность населения Узбекистана на начало 2012 года составила 29,6 млн человек, за 1991—2012 годы население страны увеличилось почти в 1,5 раза. Ожидается, что в будущем году число лиц, впервые входящих на рынок труда, составит более 575,7 тыс. человек.
В 2013 году сохранится значительное и непосредственное влияние на рынок труда демографического фактора. Согласно демографическому прогнозу, численность трудовых ресурсов к началу 2013 года составит 17,7 млн человек, из них экономически активная часть — 12,9 млн. человек, прирост которых составит соответственно 2,2% и 2,5%.
С целью сохранения приемлемого уровня безработицы в 2013 году (прогнозируется 4,8%—4,9%) потребность в рабочих местах на рынке труда в 2013 году составит 1219,7 тыс. человек, из них 575,7 тыс. — выпускники образовательных учреждений, 626 тыс. — незанятое население, нуждающееся в трудоустройстве (безработные), включая 48 тыс. вернувшихся трудовых мигрантов.
Прогнозные параметры Программы на 2013 год в разрезе отраслей (направлений занятости) и по территориям определены исходя из потребности в трудозанятости, особенно для молодежи, впервые входящей на рынок труда, незанятых лиц, работников, высвобождаемых в ходе структурных преобразований и модернизации трудоемких производств, а также из расчета спроса на рабочую силу в результате развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики, сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства, инфраструктуры.
Программой предусматривается создание в 2013 году по стране 972,7 тыс. рабочих мест (приложения № 1—15) по следующим основным направлениям:
а) продолжение реализации основных программ в сфере промышленности, что обеспечит за счет ввода в действие новых крупных производственных объектов, реконструкции и расширения действующих предприятий создание 57,9 тыс. рабочих мест, из них 16,9 тыс. — на предприятиях, входящих в структуры органов хозяйственного управления, 41,0 тыс. — на предприятиях регионального подчинения.
Весомым фактором создания рабочих мест в данном направлении послужат дополнительные меры по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции, привлечению прямых иностранных инвестиций. В частности, освобождение с 1 апреля 2012 года от обязательной продажи уполномоченным банкам части валютной выручки, направляемой по текущим платежам на погашение основного долга по валютным кредитам на новое строительство, модернизацию и технологическое обновление действующих производств, создание в Ташкентской области специальной индустриальной зоны «Ангрен», утверждение Программы дальнейшей модернизации, технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства на 2012—2016 годы и др. послужат как наращиванию рабочих мест на действующих производствах, так и созданию сопряженных рабочих мест по цепочке межотраслевых связей (на транспорте, в строительстве или социальной инфраструктуре).
Существенная часть рабочих мест в данном направлении будет введена в Ферганской (8,6 тыс.), Ташкентской (7,8 тыс.), Кашкадарьинской (5,9 тыс.), Наманганской (5,1 тыс.) областях и г. Ташкенте (7,5 тыс.);
б) дальнейшее стимулирование ускоренного развития предприятий малого бизнеса, частного и семейного предпринимательства, развития сферы услуг и сервиса, особенно в сельской местности, наращивание возможностей надомных форм труда, в том числе в кооперации с крупными предприятиями.
Принятие в текущем году указов Президента Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству, а также кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур, согласно которым с 1 августа текущего года отменено 80 разрешительных процедур, 15 лицензируемых видов деятельности и 68 форм статистической и налоговой отчетности, даст возможность обеспечить за счет создания и расширения малых предприятий, микрофирм и развития частного предпринимательства, а также реализации территориальных программ развития малого бизнеса 485,6 тыс. рабочих мест.
В 2013 году планируется сохранить высокую кредитную поддержку субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, коммерческими банками прогнозируется выделение на эти цели 5,1 трлн. сумов. При этом льготные кредитные ресурсы будут преимущественно направляться на финансирование проектов, предусматривающих создание рабочих мест в отдаленных сельских районах и территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
Основным отраслевым фактором в данном направлении создания рабочих мест будет служить сфера услуг и сервиса, в частности, ожидается, что в рамках достижения целевых параметров доли услуг в ВВП страны (52,5%) на предприятиях малого бизнеса будет создано 267,1 тыс. рабочих мест. Указанный показатель непосредственно зависит от достижения целей по ускоренному развитию сферы услуг, расширению видов и улучшению качества предоставляемых услуг, прежде всего в сельской местности, и на этой основе повышению роли и значения сферы услуг в устойчивом и динамичном развитии экономики страны. Данная сфера является приоритетной, особенно услуги по компьютерному программированию (включая электронное образование и консультационные услуги), торговли и общественного питания, здравоохранения, рост которых в будущем году прогнозируется более чем на 18%. Развитие индивидуального предпринимательства обеспечит занятость 117,7 тыс. человек;
в) развитие всех форм надомного труда, прежде всего в кооперации с предприятиями по трудовым договорам, и семейного предпринимательства будет способствовать трудоустройству 218,4 тыс. незанятых граждан, преимущественно многодетных женщин, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения. В данном контексте решающая роль отводится принятому в 2012 году Закону Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве», который обеспечил создание необходимой законодательной базы для развития в различных сферах экономики семейного бизнеса как важнейшей формы малого бизнеса и частного предпринимательства, усиление правовых гарантий для семейного бизнеса, создание рабочих мест. Особое значение имеет то, что на семейное предприятие распространяются льготы, преференции и гарантии, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства.
В условиях семейного предпринимательства возможны гибкость рабочего дня и разделение труда, невозможные при другой форме организации деятельности, а это позволяет частично вовлекать в производство и те категории населения, которые иначе оказались бы «нетрудоустроенными»: женщин с малолетними детьми, учащихся и другие категории лиц, неконкурентоспособные в обычных условиях конкуренции на рынке труда. Для молодежи, впервые вступающей на рынок труда, данная организационная форма обеспечит наиболее мягкий и социально приемлемый способ включения в трудовую деятельность и предпринимательство.
Значительная часть надомных рабочих мест будет организована в регионах, являющихся традиционными центрами национального ремесленничества, — Наманганской (28,9 тыс.), Ферганской (27,2 тыс.), Андижанской (20,0 тыс.), Самаркандской (15,4 тыс.), Бухарской (18,0 тыс.) областях, а также в Шахриханском, Гиждуванском, Чустском, Шахрисабзском, Ургутском, Байсунском, Риштанском, Хивинском и других районах;
г) продолжение реализации стимулирующих мер по развитию и расширению субъектов сельского хозяйства, особенно специализированных на переработке и производстве готовой сельскохозяйственной продукции, хранении плодоовощной продукции, организации тепличных хозяйств, обеспечит охват занятостью более 124,1 тыс. человек.
Реализация мер по обеспечению более углубленной переработки сельскохозяйственного сырья на отечественных предприятиях и на этой основе увеличение объемов и расширение ассортимента выпускаемых современных и качественных продовольственных товаров, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках, будет служить формированию благоприятных условий для создания дополнительных стационарных рабочих мест в сельском хозяйстве;
д) развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства, расширение работ по благоустройству населенных пунктов обусловит создание 73,1 тыс. рабочих мест.
В данном направлении создания рабочих мест ключевое значение сохранят инвестиционные проекты по созданию единой национальной автомобильной транспортной системы, строительству и реконструкции автомобильных дорог, в том числе входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали, электрификации железнодорожных участков, осуществлению комплексной застройки сельских населенных пунктов в соответствии с генеральными планами, расширению строительства современного индивидуального жилья по утвержденным типовым проектам, инженерных коммуникаций, объектов социальной инфраструктуры в сельской местности, улучшению питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов, оснащению современным лабораторным оборудованием сельскохозяйственных научных учреждений и др.;
е) восстановление деятельности временно нефункционирующих предприятий, в том числе предприятий-банкротов, переданных на балансы коммерческих банков, обеспечит создание 13,7 тыс. рабочих мест.
В территориальном разрезе значительная часть рабочих мест будет создана в Самаркандской (93,9 тыс.), Ферганской (92,4 тыс.), Кашкадарьинской (88,8 тыс.), Ташкентской (86,8 тыс.), Андижанской (79,6 тыс.), Наманганской (75,1 тыс.) областях и г. Ташкенте (81,7 тыс.). Все перечисленные направления и параметры создания рабочих мест конкретизированы в разрезе районов и городов.
Особое внимание будет уделено 28 отдаленно расположенным, горным, приграничным районам с недостаточным уровнем развития производства и социальной сферы и более высоким уровнем безработицы, в которых в 2013 году предусматривается создание не менее 126 тыс. рабочих мест, или на 5% больше, чем по Программе на 2012 год.
Наряду с этим предусматривается разработать и реализовать комплекс мер по созданию и размещению в 83 районах, где не уделяется должного внимания развитию компактных малых предприятий с большим числом работающих, и 28 районах, в которых не имеется ни одного крупного промышленного предприятия, трудоемких производств в легкой, пищевой, деревообрабатывающей, электротехнической отраслях и промышленности строительных материалов.
В рамках Программы предусмотрена разработка и реализация министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления отраслевых программ создания рабочих мест на 2013 год в разрезе конкретных предприятий, а также комплекса мер по безусловному обеспечению сохранности и стабильного функционирования ранее созданных рабочих мест с учетом модернизации и технологического обновления производств, сезонных колебаний спроса и предложения рабочей силы.
Основными финансовыми источниками создания рабочих мест определены средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетных фондов, направляемые на поддержку отдельных предприятий экономики и развитие инфраструктуры, средства Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан по отдельным важным инвестиционным проектам, средства предприятий, в том числе остающиеся от применения установленных законодательством льготных условий налогообложения, средства населения на организацию и ведение индивидуальной предпринимательской деятельности, иностранные инвестиции, кредиты коммерческих банков.
В целях обеспечения качественного выполнения утвержденных параметров создания рабочих мест в 2013 году будет организован системный и регулярный мониторинг реализации Программы в разрезе районов и городов страны, отраслей и конкретных предприятий, в рамках которого будет активно использоваться электронная информационная система, работающая в онлайн-режиме, созданная и успешно апробированная Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан в текущем году.
Ход выполнения Программы будет анализироваться в режиме реального времени на конкретный период. Данный механизм позволит выявлять предприятия, отрасли, направления занятости, а также районы и города, в которых имеется отставание от утвержденных параметров создания рабочих мест, до конца отчетного периода и осуществлять дополнительные меры, направленные на обеспечение безусловного выполнения параметров Программы в текущем отчетном периоде.
Для обеспечения прозрачности информации о создаваемых рабочих местах Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике будет установлен контроль за достоверностью показателей вновь создаваемых рабочих мест в разрезе направлений и территорий, а также организован статистический учет выбытия рабочих мест с определением причин такого выбытия.
Для этого в начале 2013 года планируется разработать и утвердить график совместного проведения выборочного изучения достоверности показателей создаваемых рабочих мест в разрезе направлений и территорий. Результаты проводимых проверок, а также мер, принимаемых по организации статистического учета выбытия рабочих мест, с определением причин такого выбытия будут рассматриваться на специальных совещаниях с участием ответственных руководителей от территорий.
Министерством экономики Республики Узбекистан совместно с органами хозяйственного управления отраслей экономики и крупными предприятиями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента будет осуществляться мониторинг создания рабочих мест согласно инвестиционным программам, программам локализации, развития инфраструктуры, сферы услуг и сервиса и т. п.
Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, их рабочими комиссиями будет регулярно, каждый месяц, на основе утвержденных адресных списков и сетевых графиков рассматриваться ход выполнения территориальных программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения с принятием соответствующих мер.
На основе анализа и мониторинга выполнения Программы будет ежемесячно вноситься в Кабинет Министров Республики Узбекистан на рассмотрение обобщенная информация с указанием имеющихся отставаний, их причин, а также с конкретными предложениями, которые будут обсуждаться на специальных совещаниях в Кабинете Министров Республики Узбекистан с участием руководителей ответственных министерств и ведомств, органов хозяйственного управления, хокимиятов и крупных предприятий.
Результаты мониторинга Программы будут регулярно рассматриваться на заседаниях коллегии Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, специальных совещаниях в министерстве и его территориальных управлениях, по итогам которых в хокимияты всех уровней и органы хозяйственного управления отраслями экономики будут направляться предложения для принятия необходимых мер по обеспечению реализации Программы.
В рамках исполнения Программы в 2013 году органами по труду и социальной защите населения продолжится реализация активных мер на рынке труда по обеспечению занятости населения, в частности, реализация комплекса адресных мер по предоставлению услуг по трудоустройству безработным, выпускникам профессиональных колледжей, уволенным со срочной военной службы, гражданам, потерявшим работу вследствие структурных изменений в экономике, инвалидам, многодетным, одиноким и др.
созданию рабочих мест в отраслях, в которых преобладает занятость женщин (легкая, текстильная, пищевая промышленность и др.);
вовлечению безработных в малый бизнес и предпринимательство, в том числе через их обучение и переподготовку;
осуществлению первоочередной поддержки в трудоустройстве родителей, в одиночку воспитывающих детей, многодетных родителей и других категорий населения, нуждающихся в социальной защите;
созданию необходимых условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам производственного и непроизводственного назначения путем усиления мониторинга за оснащением предприятий пандусами и специальными приспособлениями.
В рамках осуществления традиционных мероприятий по обеспечению занятости населения продолжится реализация конкретных мер, предусматривающих:
трудоустройство на вновь создаваемые рабочие места, а также имеющиеся вакантные и резервируемые рабочие места около 600 тыс. человек из числа нуждающихся в трудоустройстве, из них 380 тыс. — в сельских районах;
предоставление незанятому населению и безработным, в первую очередь молодежи, женщинам, лицам с ограниченными возможностями, качественных услуг по профессиональной переподготовке и трудоустройству 28,0 тыс. В этих целях будут задействованы возможности Центра профессионального обучения в городе Ташкенте, в котором будет подготовлено более 500 человек по профессиям машиностроения, электротехники, обслуживания автомобилей, а также базовых профессиональных колледжей для переподготовки и повышения квалификации безработных с учетом имеющихся на предприятиях вакантных рабочих мест;
активное привлечение к оплачиваемым общественным работам не менее 52,0 тыс. безработных граждан, особенно на строительстве объектов транспортной, придорожной и социальной инфраструктуры, жилья по типовым проектам в сельской местности;
резервирование (квотирование) не менее 100 тысяч рабочих мест для трудоустройства инвалидов и других лиц, испытывающих трудности в поиске работы на рынке труда;
информирование незанятого населения об имеющихся и вновь создаваемых рабочих местах, возможностях и гарантиях трудоустройства по каналам средств массовой информации, через Интернет, сайты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, центры содействия занятости и социальной защиты населения районов и городов, и их стационарные пункты по трудоустройству в крупных сходах граждан.
Весомым методом действенной политики на рынке труда сохранится организация и проведение ярмарок вакантных рабочих мест, целью которых является ознакомление граждан, ищущих работу, с предлагаемыми вакансиями, а также предоставление им наиболее полной информации о рынке труда, предприятиях, испытывающих потребность в работниках, возможностях трудоустройства, переобучения на основе имеющихся свободных рабочих мест. В 2013 году планируется организовать и провести не менее 900 ярмарок вакантных рабочих мест с охватом всех городов и районов, с участием предприятий и организаций, имеющих вакансии, а также незанятого населения.
Для осуществления вышеуказанных мер районными и городскими центрами содействия занятости и социальной защиты населения в 2013 году предусматривается использовать 35,3 млрд. сумов, включая содержание этих центров и их работников, осуществляющих трудоустройство, обучение и переподготовку безработных, их привлечение к выполнению оплачиваемых общественных работ, а также назначение и выплату пособий по безработице.
Особое внимание в рамках реализации Программы будет уделено трудоустройству выпускников образовательных учреждений.
В 2013 году намечено трудоустроить на создаваемые, согласно Программе, рабочие места, а также имеющиеся вакантные и резервируемые рабочие места более 500 тыс. выпускников профессиональных колледжей.
В этих целях по системе «колледж–предприятие» за профессиональными колледжами будет закреплено свыше 90 тыс. предприятий и организаций различных отраслей экономики, а также для сокращения периода поиска работы выпускниками во всех районах и крупных городах организуется проведение не менее 900 ярмарок рабочих мест.
Наряду с трудоустройством на рабочие места предусматривается продолжить практику выделения коммерческими банками льготных микрокредитов выпускникам профессиональных колледжей и вузов на организацию и ведение собственного предпринимательского дела.
В целях трудоустройства выпускников будут разработаны специальные меры в разрезе каждого района и города, в их реализации будут участвовать все заинтересованные министерства и ведомства, органы государственного и хозяйственного управления, хокимияты, предприятия и организации.