от 14.09.2012 г. № 12/239
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, от 14.09.2012 г. № 12/239
Кучга кириш санаси
14.09.2012
Акт на состоянии 19.05.2018
Перейти на действующую версию
См. предыдущую редакцию.
(наименование постановление в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
В целях усиления защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, регулирующего их деятельность, в соответствии со статьями 17 и 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Верховного суда Республики Узбекистан и Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляют:
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
3. Согласно статье 13 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (далее — Закон) государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется соответствующим государственным органом по принципу в «одно окно» и, как правило, на уведомительной основе в порядке, установленном законодательством.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 3 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 25/309)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
7. Судам следует иметь в виду, что порядок проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства строго установлен законодательными актами. В частности, Законом Республики Узбекистана «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» наряду с другими вопросами регламентированы основания, периодичность и сроки проведения проверок.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 8 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
Также, пунктом 2 Постановления Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2017 года № ПП-2777 «О мерах по дальнейшему совершенствованию денежного обращения и развитию расчетов с использованием банковских пластиковых карточек» Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан поручено проводить на постоянной основе проверки субъектов предпринимательства по вопросам завышения или снижения цен в зависимости от формы оплаты наличными денежными средствами или по пластиковым карточкам, применения контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов, а также выдачи в установленном порядке талонов и чеков, своевременной и в полном объеме инкассации наличной выручки, в соответствии с установленным порядком, в первую очередь в торговых комплексах, организациях розничной торговли и сферы услуг.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
10. Согласно части одиннадцатой статьи 39 Закона проверки деятельности субъектов предпринимательства — членов объединений субъектов предпринимательской деятельности могут осуществляться по запросу субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей данных объединений.
(абзац первый пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 25/309)
11. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 Закона во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.
13. Согласно пункту 13 статьи 329 и пункту 3 статьи 330 Налогового кодекса Республики Узбекистан, субъекты предпринимательства при обращении в суд на решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Данное правило применяется и при обжаловании судебных актов по этой категории дел.
14. В соответствии с пунктом 3 Инструкции «О банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 27 апреля 2009 года № 1948, юридические и физические лица самостоятельно выбирают банки для своего расчетного и кассового обслуживания и вправе открывать депозитные счета до востребования, а также сберегательные, срочные, ссудные и другие депозитные счета в национальной и иностранной валютах в одном или нескольких банках.
См. предыдущую редакцию.
В соответствии с пунктом 4 Положения «О порядке применения штрафных санкций к коммерческим банкам за нарушение установленных требований по открытию счетов, порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов, выдачи наличности на заработную плату и другие нужды», зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 30 июня 2001 года № 1044, за необоснованные задержку или отказ в открытии банками счетов после представления всех необходимых документов, предусмотренных нормативными актами Центрального банка, в том числе при запросе излишних документов для открытия данного типа счета банк уплачивает штраф в размере 0,02 процента от установленного минимального размера уставного капитала банка.
(абзац второй пункта 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 25/309)
См. предыдущую редакцию.
15. Обратить внимание судов, что при установлении допущения со стороны государственных органов или должностных лиц незаконного вмешательства, ограничений, волокиты и других подобных препятствий субъектам предпринимательства при осуществлении ими законной деятельности, в том числе, при сдаче отчетов в налоговые, финансовые и статистические органы, при применении льгот, преференций, относящихся к налоговым и другим обязательным платежам, при получении разрешений на подключение к инженерно-коммуникационным сетям (энергия, газ, вода, канализация, теплоснабжение и др.), при свободном использовании денежных или материальных средств, суд должен вынести частное определение о принятии в отношении них соответствующих мер воздействий либо при обнаружении в действиях лиц признаков преступления сообщать об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов.
(пункт 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 25/309)