См. предыдущую редакцию.
(наименование постановление в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
В целях усиления защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, регулирующего их деятельность, в соответствии со статьями 17 и 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Верховного суда Республики Узбекистан и Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляют:
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
1. Обратить внимание судов на необходимость полного и неукоснительного соблюдения требований актов законодательства при рассмотрении дел с участием субъектов предпринимательства.
2. При разрешении споров с участием субъектов предпринимательства судам следует тщательно изучать причины неприменения налоговых и других льгот, преференций, предусмотренных актами законодательства, ограничения деятельности этих субъектов.
3. Согласно статье 13 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (далее — Закон) государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется соответствующим государственным органом по принципу в «одно окно» и, как правило, на уведомительной основе в порядке, установленном законодательством.
Регистрирующие органы не вправе отказать заявителю в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности по мотивам нецелесообразности его создания или устанавливать дополнительные требования, не предусмотренные законодательством.
См. предыдущую редакцию.
Разъяснить судам, что жалоба на отказ в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а также о нарушении сроков регистрации подведомственны административным судам
(абзац третий пункта 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 3 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В случае признания судом отказа в государственной регистрации или нарушения сроков регистрации незаконными, суд должен дать правовую оценку действиям (бездействиям) виновного должностного лица.
См. предыдущую редакцию.
4. В соответствии с частью второй статьи 67 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве (далее — КоАС) обязанность доказывания законности отказа в государственной регистрации юридического лица возлагается на регистрирующий орган.
(пункт 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 25/309)
См. предыдущую редакцию.
6. Исходя из содержания статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ГПК) и статьи 25 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ЭПК), судам следует иметь в виду, что споры, вытекающие из предпринимательской деятельности с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, подведомственны судам по гражданским делам, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных судов.
В случае, если статус индивидуального предпринимателя утрачен до подачи иска и требования вытекают из его предыдущей предпринимательской деятельности, а также если статус утрачен после предъявления иска, споры с их участием подведомственны экономическим судам.
Приостановление предпринимательской деятельности не является основанием для прекращения производства по делу в экономическом суде.
Если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из жилищных, брачно-семейных и иных правоотношений, то такой спор рассматривается судами по гражданским делам, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных судов.
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
7. Судам следует иметь в виду, что порядок проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства строго установлен законодательными актами. В частности, Законом Республики Узбекистана «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» наряду с другими вопросами регламентированы основания, периодичность и сроки проведения проверок.
См. предыдущую редакцию.
В случае проведения проверки в отсутствие оснований, предусмотренных законом, она считается незаконной и сведения, полученные по результатам проверки, в соответствие с частью второй статьи 71 ГПК, частью второй статьи 66 ЭПК и частью второй статьи 65 КоАС не принимаются в качестве доказательств.
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 8 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
9. Согласно пункту 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года № УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства отменены.
Также, пунктом 2 Постановления Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2017 года № ПП-2777 «О мерах по дальнейшему совершенствованию денежного обращения и развитию расчетов с использованием банковских пластиковых карточек» Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан поручено проводить на постоянной основе проверки субъектов предпринимательства по вопросам завышения или снижения цен в зависимости от формы оплаты наличными денежными средствами или по пластиковым карточкам, применения контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов, а также выдачи в установленном порядке талонов и чеков, своевременной и в полном объеме инкассации наличной выручки, в соответствии с установленным порядком, в первую очередь в торговых комплексах, организациях розничной торговли и сферы услуг.
См. последующую редакцию.
Судам следует иметь в виду, что органы государственной налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о применении мер правового воздействия к субъектам предпринимательства за правонарушения, выявленные в результате таких проверок.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
10. Согласно части одиннадцатой статьи 39 Закона проверки деятельности субъектов предпринимательства — членов объединений субъектов предпринимательской деятельности могут осуществляться по запросу субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей данных объединений.
(абзац первый пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 25/309)
При изъявлении субъектом предпринимательства желания об участии представителя объединения в проверке, ему должна быть предоставлена возможность пригласить представителя объединения. Разъяснить судам, что непредставление такой возможности не является основанием для признания проверки незаконной. Вместе с тем, судам следует давать соответствующую правовую оценку действиям виновных лиц, допустившим такой факт.
11. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 Закона во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.
12. При разрешении споров, связанных с применением финансовых санкций к субъектам предпринимательства, в случае, если в законе не установлен размер финансовой санкции, суды должны устанавливать размер санкции с учетом материального положения ответчика, обстоятельств, отягчающих и смягчающих вину.
13. Согласно пункту 13 статьи 329 и пункту 3 статьи 330 Налогового кодекса Республики Узбекистан, субъекты предпринимательства при обращении в суд на решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Данное правило применяется и при обжаловании судебных актов по этой категории дел.
См. последующую редакцию.
Разъяснить судам, что при подаче заявлений по этой категории дел от заявителя представление ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины или справки о его финансовом положении не требуется.
14. В соответствии с пунктом 3 Инструкции «О банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 27 апреля 2009 года № 1948, юридические и физические лица самостоятельно выбирают банки для своего расчетного и кассового обслуживания и вправе открывать депозитные счета до востребования, а также сберегательные, срочные, ссудные и другие депозитные счета в национальной и иностранной валютах в одном или нескольких банках.
См. предыдущую редакцию.
В соответствии с пунктом 4 Положения «О порядке применения штрафных санкций к коммерческим банкам за нарушение установленных требований по открытию счетов, порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов, выдачи наличности на заработную плату и другие нужды», зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 30 июня 2001 года № 1044, за необоснованные задержку или отказ в открытии банками счетов после представления всех необходимых документов, предусмотренных нормативными актами Центрального банка, в том числе при запросе излишних документов для открытия данного типа счета банк уплачивает штраф в размере 0,02 процента от установленного минимального размера уставного капитала банка.
(абзац второй пункта 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 25/309)
См. последующую редакцию.
Судам следует учитывать, что предложение банка об открытии счета в другом банке или филиалах банка также должно расцениваться как отказ банка в открытии счета.
См. предыдущую редакцию.
15. Обратить внимание судов, что при установлении допущения со стороны государственных органов или должностных лиц незаконного вмешательства, ограничений, волокиты и других подобных препятствий субъектам предпринимательства при осуществлении ими законной деятельности, в том числе, при сдаче отчетов в налоговые, финансовые и статистические органы, при применении льгот, преференций, относящихся к налоговым и другим обязательным платежам, при получении разрешений на подключение к инженерно-коммуникационным сетям (энергия, газ, вода, канализация, теплоснабжение и др.), при свободном использовании денежных или материальных средств, суд должен вынести частное определение о принятии в отношении них соответствующих мер воздействий либо при обнаружении в действиях лиц признаков преступления сообщать об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов.
(пункт 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года № 25/309)