Во исполнение Закона Республики Узбекистан «О наименованиях географических объектов», а также в целях дальнейшего совершенствования и эффективной реализации государственной политики в области присвоения наименований и переименования географических объектов Кабинет Министров постановляет:
Положение о Республиканской комиссии по вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов согласно приложению № 1;
состав Республиканской комиссии по вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов согласно приложению № 2;
Типовое положение о территориальных комиссиях по вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов согласно приложению № 3.
всестороннее изучение предложений по присвоению наименований и переименованию географических объектов с выдачей соответствующих заключений органам, внесшим предложения;
организацию государственной экспертизы предложений по присвоению наименований и переименованию географических объектов на предмет их соответствия требованиям законодательства о наименованиях географических объектов;
сохранение наименований географических объектов, связанных с историко-культурным наследием, духовно-этническими ценностями народа Узбекистана, предотвращение необоснованного их переименования;
недопущение переименования географических объектов и присвоения им наименований чуждых национальным традициям и менталитету народа Узбекистана;
исключение случаев проявления местничества, кумовства, злоупотребления служебным положением при присвоении наименований и переименовании географических объектов;
объективность и прозрачность при принятии решений, а также соблюдение процедуры и сроков рассмотрения предложений о присвоении наименований и переименовании географических объектов;
соблюдение установленных ограничений в сфере присвоения наименований и переименования географических объектов именами людей, а также в честь исторических событий;
изучение и учет географических, исторических, национальных, этнических, языковых и других особенностей жизни местного населения;
недопущение присвоения одинаковых наименований географическим объектам в пределах одной административно-территориальной единицы;
соответствие присваиваемых наименований существующей системе наименований географических объектов в той местности, в которой расположен географических объект;
исключение вводящего в заблуждение сходства наименований географических объектов, пренебрежительных значений, имея в виду несовместимость этих наименований с историей, традициями и культурой народа Узбекистана.
Возложить на руководителей территориальных комиссий персональную ответственность за обеспечение безусловного выполнения требований законодательства о наименованиях географических объектов.
3. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, районов и городов в десятидневный срок:
на основе утвержденного Типового положения разработать и утвердить положения о комиссиях Республики Каракалпакстан, областей, районов и городов по вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов (далее — территориальные комиссии);
утвердить персональный состав территориальных комиссий, возглавляемых Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей, районов и городов, с включением в состав комиссий руководителей и работников территориальных органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, представителей институтов гражданского общества, органов самоуправления граждан, а также деятелей науки и культуры, экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих специальными познаниями в соответствующих сферах деятельности.
4. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, районов и городов совместно с Госкомземгеодезкадастром Республики Узбекистан:
до 25 декабря 2013 года на основе данных официальных картографических и справочных изданий, статистических, архивных, исторических и иных источников провести инвентаризацию и нормализацию наименований районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, населенных пунктов и их составных частей в соответствии с требованиями статьи 4 Закона Республики Узбекистан «О наименованиях географических объектов»;
по итогам проделанной работы вносить в установленном порядке соответствующие предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей, районов и городов.
создать на базе существующих подразделений в пределах численности управленческого персонала подведомственных организаций Госкомземгеодезкадастра, Республиканскую топонимическую службу с возложением на нее функций по проведению государственной экспертизы, выполнению топонимических и других научных исследований, нормализации и государственной регистрации наименований географических объектов, созданию и ведению Государственного реестра наименований географических объектов, разработке нормативно-правовых актов, каталогов и справочников наименований географических объектов;
организовать научно обоснованную, системную работу по пересмотру наименований географических объектов на основе данных официальных картографических и справочных изданий, статистических, архивных, исторических и иных источников;
в трехмесячный срок разработать и внедрить эффективную систему проведения государственной экспертизы предложений о присвоении наименований и переименовании географических объектов с привлечением экспертов в сфере географии и топонимики, а также ведущих специалистов соответствующих отраслей;
в трехмесячный срок принять необходимые меры по созданию и ведению Государственного реестра наименований географических объектов, сформировать электронную базу данных;
совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления и Закона Республики Узбекистан «О наименованиях географических объектов».
6. Определить, что финансирование работ по установлению, нормализации и государственной регистрации наименований географических объектов, а также подготовке и изданию их официальных каталогов и справочников будет осуществляться в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых Госкомземгеодезкадастру в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
7. Республиканской комиссии в срок до 1 марта 2014 года внести в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан информацию об итогах проделанной работы по упорядочению положения дел в сфере присвоения наименований географическим объектам в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О наименованиях географических объектов» и соответствующие обобщенные предложения касательно разрешения возникающих вопросов и осуществления контроля за исполнением требований Закона.
8. Министерству экономики, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в установленном порядке внести в Кабинет Министров предложения об открытии, начиная с 2014/2015 учебного года, на основе направлений образования 5440500 «География» подготовки кадров в магистратуре по специальности «Топонимика».
постановление Кабинета Министров от 31 мая 1996 г. № 203 «Об упорядочении присвоения названий административно-территориальным единицам, населенным пунктам, организациям и другим топонимическим объектам Республики Узбекистан»;
пункт 4 приложения № 1 к постановлению Кабинета Министров от 19 сентября 2000 г. № 359 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам образования правительственных комиссий»;
постановление Кабинета Министров от 11 августа 2004 г. № 383 «Об упорядочении работ по присвоению наименований административно-территориальным единицам, населенным пунктам, организациям и другим топономическим объектам в Республике Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 2004 г., № 8, ст. 78).
10. Абзац двенадцатый подпункта «б» пункта 8 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 19 октября 2004 г. № 483 (СП Республики Узбекистан, 2004 г., № 10, ст. 97), изложить в следующей редакции:
«проводит государственную экспертизу предложений о присвоении наименований и переименовании географических объектов, осуществляет работы по нормализации наименований географических объектов, ведет Государственный реестр наименований географических объектов».
См. последующую редакцию.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.И. Икрамова.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 16 октября 2012 г. № 295
к постановлению Кабинета Министров от 16 октября 2012 г. № 295
1. Республиканская комиссия по вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов (далее — Республиканская комиссия) является специальным органом, осуществляющим рассмотрение вопросов присвоения наименований и переименования географических объектов, а также контроль за выполнением требований Закона Республики Узбекистан «О наименованиях географических объектов».
2. Республиканская комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
Состав Республиканской комиссии формируется из числа руководителей и работников заинтересованных органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, представителей институтов гражданского общества, органов самоуправления граждан, а также деятелей науки и культуры, экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих специальными познаниями в соответствующих сферах деятельности.
Персональный состав членов Республиканской комиссии утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
обеспечение охраны наименований географических объектов, связанных с историко-культурными ценностями и наследием народа Узбекистана, предотвращение необоснованного их переименования;
недопущение переименования географических объектов и присвоения им наименований, чуждых национальным традициям и менталитету народа Узбекистана;
исключение случаев местничества, кумовства, злоупотреблений служебным положением при присвоении наименований и переименовании географических объектов.
4. Республиканская комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
организует всестороннее изучение предложений о присвоении наименований и переименовании районов, городов, областей, природных объектов, объектов транспортной и инженерно-технической инфраструктуры и выдает соответствующие заключения, которые направляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан;
назначает проведение государственной экспертизы предложений о присвоении наименований и переименовании районов, городов, областей, природных объектов, объектов транспортной и инженерно-технической инфраструктуры;
координирует проведение топонимических и других исследований, всестороннее изучение картографических, архивных, исторических и иных материалов, осуществление нормализации наименований географических объектов;
разрабатывает и утверждает комплексные мероприятия по обеспечению объективности и прозрачности процесса присвоения наименований и переименования географических объектов с целью недопущения необоснованного переименования географических объектов, присвоения им наименований, чуждых национальным традициям и менталитету народа Узбекистана, исключения случаев местничества, кумовства, злоупотреблений служебным положением в этой сфере;
осуществляет контроль за выполнением комиссиями Республики Каракалпакстан, областей, районов и городов по вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов (далее — территориальные комиссии) требований законодательства о наименованиях географических объектов;
осуществляет иные функции, направленные на эффективную реализацию положений Закона Республики Узбекистан «О наименованиях географических объектов».
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений и организаций сведения и данные, необходимые для всестороннего изучения предложений о присвоении наименований и переименовании географических объектов;
привлекать, при необходимости, для всестороннего изучения предложений о присвоении наименований и переименовании географических объектов специалистов органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций, ведущих ученых, деятелей науки и культуры, а также иных лиц, обладающих специальными познаниями в соответствующих сферах деятельности;
заслушивать отчеты руководителей органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, территориальных комиссий по вопросам, входящим в ее компетенцию;
осуществлять систематический мониторинг принятия и исполнения решений территориальных комиссий и вносить им обязательные для исполнения представления по устранению выявленных недостатков.
6. Республиканская комиссия несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на нее задач и функций.
Республиканская комиссия ежегодно отчитывается о своей деятельности перед Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
7. Республиканскую комиссию возглавляет Премьер-министр Республики Узбекистан, являющийся ее председателем.
осуществляет общее руководство деятельностью Республиканской комиссии и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач;
определяет обязанности членов Республиканской комиссии и координирует работы по выполнению задач, возложенных на них;
утверждает планы работы Республиканской комиссии, графики рассмотрения поступивших на рассмотрение документов;
вносят предложения в Республиканскую комиссию по актуальным вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов;
Члены Республиканской комиссии осуществляют свою деятельность в Республиканской комиссии на общественных началах.
обеспечивает своевременную подготовку всех необходимых документов к очередному заседанию Республиканской комиссии;
согласовывает с председателем Республиканской комиссии сроки и место проведения заседаний, а также контингент приглашаемых;
оповещает членов Республиканской комиссии и приглашенных лиц о дате, времени, месте проведения заседания;
ведет мониторинг за исполнением решений Республиканской комиссии и представляет его результаты на рассмотрение заседания Республиканской комиссии;
оформляет протоколы Республиканской комиссии и направляет утвержденные протоколы членам Республиканской комиссии и другим заинтересованным организациям.
11. Республиканская комиссия строит свою работу на основе утвержденных ею планов и проводит свои заседания по мере необходимости. Председателем Республиканской комиссии могут созываться внеочередные заседания на основании письменных ходатайств ее членов, в которых должны быть изложены причины и основания для проведения внеочередного заседания.
12. Заседание Республиканской комиссии ведет ее председатель. В случае отсутствия председателя Республиканской комиссии заседание возглавляет один из членов Республиканской комиссии.
Заседание Республиканской комиссии правомочно при присутствии на нем не менее двух третей ее членов.
При отсутствии кворума для проведения заседания объявляется дата проведения нового заседания Республиканской комиссии. Изменение повестки дня при проведении нового заседания не допускается.
13. На заседания Республиканской комиссии в зависимости от характера рассматриваемых вопросов могут быть приглашены руководители и специалисты органов государственного и хозяйственного управления, других организаций.
14. Решение Республиканской комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Республиканской комиссии. При равенстве голосов голос председателя Республиканской комиссии является решающим.
При принятии окончательного решения Республиканской комиссией учитывается заключение государственной экспертизы, проводимой Госкомземгеодезкадастром Республики Узбекистан.
15. Председатель Республиканской комиссии в целях оперативного принятия решений может утверждать решения Республиканской комиссии по отдельным вопросам, согласованным с ее членами, опросным путем.
16. Решения Республиканской комиссии оформляются протоколом заседания Республиканской комиссии. Протокол заседания Республиканской комиссии визируется всеми ее членами, подписывается секретарем, утверждается председателем Республиканской комиссии и в недельный срок направляется членам Республиканской комиссии и заинтересованным организациям.
17. Подлинный экземпляр протокола Республиканской комиссии и материалы к нему хранятся в Исполнительном аппарате Кабинета Министров.
См. последующую редакцию.
18. Республиканская комиссия систематически на своих заседаниях рассматривает состояние исполнения принятых решений.
19. Порядок работы Республиканской комиссии определяется Регламентом. Регламент принимается Республиканской комиссией.
20. Срок рассмотрения представленных в Республиканскую комиссию документов не должен превышать трех месяцев.
21. Республиканская комиссия имеет бланки установленного образца со своим наименованием и пользуется печатью Кабинета Министров Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 16 октября 2012 г. № 295
к постановлению Кабинета Министров от 16 октября 2012 г. № 295
1. Комиссии Республики Каракалпакстан, области, района, города по вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов (далее — территориальные комиссии) являются специальными органами, осуществляющими рассмотрение вопросов присвоения наименований и переименования географических объектов, а также контроль за выполнением требований Закона Республики Узбекистан «О наименованиях географических объектов».
2. Территориальные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим типовым Положением.
Состав территориальных комиссий формируется из числа руководителей и работников заинтересованных органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, представителей институтов гражданского общества, органов самоуправления граждан, а также деятелей науки и культуры, экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих специальными познаниями в соответствующих сферах деятельности.
Персональный состав членов территориальных комиссий и положения о них утверждаются соответственно Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей, районов, городов.
обеспечение охраны наименований географических объектов, связанных с историко-культурными ценностями и наследием народа Узбекистана, предотвращение необоснованного их переименования;
недопущение переименования географических объектов и присвоения им наименований, чуждых национальным традициям и менталитету народа Узбекистана;
исключение случаев местничества, кумовства, злоупотреблений служебным положением при присвоении наименований и переименовании географических объектов.
4. Территориальные комиссии в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:
организуют всестороннее изучение предложений о присвоении наименований и переименовании географических объектов и выдают соответствующие заключения, которые направляют хокимам районов, городов, внесших эти предложения;
координируют проведение топонимических и других исследований, всестороннее изучение картографических, архивных, исторических и иных материалов, осуществление нормализации наименований географических объектов;
разрабатывают и утверждают комплексные мероприятия по обеспечению объективности и прозрачности процесса присвоения наименований и переименования географических объектов с целью недопущения необоснованного переименования географических объектов, присвоения им наименований, чуждых национальным традициям и менталитету народа Узбекистана, исключения случаев местничества, кумовства, злоупотреблений служебным положением в этой сфере;
осуществляют в пределах своих полномочий контроль за использованием и сохранением наименований географических объектов;
осуществляют иные функции, направленные на эффективную реализацию положений Закона Республики Узбекистан «О наименованиях географических объектов».
Комиссии Республики Каракалпакстан и областей назначают, в пределах своих полномочий, проведение государственной экспертизы предложений о присвоении наименований и переименовании районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, населенных пунктов и их составных частей.
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений и организаций сведения и данные, необходимые для всестороннего изучения предложений о присвоении наименований и переименовании географических объектов;
привлекать при необходимости для всестороннего изучения предложений о присвоении наименований и переименовании географических объектов специалистов органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций, ведущих ученых, деятелей науки и культуры, а также иных лиц, обладающих специальными познаниями в соответствующих сферах деятельности;
заслушивать отчеты руководителей органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах по вопросам, входящим в их компетенцию.
6. Территориальные комиссии несут ответственность за эффективное выполнение возложенных на них задач и функций.
Территориальные комиссии ежегодно отчитываются о своей деятельности соответственно перед Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей, районов и городов.
Комиссии Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента ежеквартально представляют информацию о своей деятельности в Республиканскую комиссию по вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов.
Комиссии районов и городов ежеквартально представляют информацию о своей деятельности соответственно в комиссии Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов.
7. Территориальную комиссию возглавляет Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хоким области, района, города, являющийся ее председателем.
осуществляет общее руководство деятельностью территориальной комиссии и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач;
устанавливает обязанности членов территориальной комиссии и координирует работы по выполнению возложенных на них задач;
вносят предложения в территориальную комиссию по актуальным вопросам присвоения наименований и переименования географических объектов;
обеспечивает своевременную подготовку всех необходимых документов к очередному заседанию территориальной комиссии;
согласовывает с председателем территориальной комиссии сроки и место проведения заседаний, а также контингент приглашаемых;
оповещает членов территориальной комиссии и приглашенных лиц о дате, времени, месте проведения заседания;
ведет мониторинг исполнения решений территориальной комиссии и представляет его результаты на рассмотрение заседания комиссии;
оформляет протоколы территориальной комиссии и направляет утвержденные протоколы членам территориальной комиссии и заинтересованным организациям.
11. Территориальная комиссия строит свою работу на основании утвержденных ею планов и проводит свои заседания по мере необходимости. Председателем территориальной комиссии могут созываться внеочередные заседания на основании письменных ходатайств ее членов, в которых должны быть изложены причины и основания для проведения внеочередного заседания.
12. Заседание территориальной комиссии ведет ее председатель. В случае отсутствия председателя территориальной комиссии заседание возглавляет один из членов комиссии.
Заседание территориальной комиссии правомочно при присутствии на нем не менее двух третей ее членов.
При отсутствии кворума для проведения заседания объявляется дата проведения нового заседания территориальной комиссии. Изменение повестки дня при проведении нового заседания не допускается.
13. На заседания территориальной комиссии в зависимости от характера рассматриваемых вопросов могут быть приглашены руководители и специалисты органов государственного и хозяйственного управления, других организаций.
14. Решение территориальной комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии. При равенстве голосов голос председателя территориальной комиссии является решающим.
При принятии окончательного решения территориальными комиссиями Республики Каракалпакстан и областей учитываются заключения экспертизы, проводимой Госкомземгеодезкадастром Республики Узбекистан.
15. Председатель территориальной комиссии в целях оперативного принятия решений может утверждать решения территориальной комиссии по отдельным вопросам, согласованным с ее членами, опросным путем.
16. Решения территориальной комиссии оформляются протоколом заседания территориальной комиссии. Протокол заседания территориальной комиссии визируется всеми ее членами, подписывается секретарем, утверждается председателем территориальной комиссии и в недельный срок направляется членам территориальной комиссии и заинтересованным организациям.
17. Подлинный экземпляр протокола территориальной комиссии и материалы к нему хранятся соответственно в исполнительном аппарате Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, районов, городов.
18. Секретарь территориальной комиссии при содействии членов комиссии систематически изучает и рассматривает ход исполнения решений комиссии, при необходимости вносит соответствующие предложения председателю территориальной комиссии.
19. Территориальная комиссия систематически на своих заседаниях рассматривает состояние исполнения принятых решений.
20. Порядок работы территориальной комиссии определяется Регламентом. Регламент принимается территориальной комиссией.
21. Срок рассмотрения представленных в территориальные комиссию документов не должен превышать трех месяцев.
22. Территориальные комиссии имеют бланки установленного образца со своим наименованием и пользуются печатью соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, районов, городов.