от 19.11.2010 г. № 221
Акт утратил силу 21.02.2020
(наименование постановления в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
1. Обратить внимание экономических судов, что акты законодательства о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, состоят из Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее — ГК), Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ЭПК), Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», Указа Президента Республики Узбекистан от 28 июня 1999 года № УП-2331 «О мерах по упрощению порядка ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 1999 года № 327 «О порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки» и иных нормативно-правовых актов.
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
2. Судам следует иметь в виду, что основания ликвидации юридических лиц предусмотрены в статье 53 ГК и в иных актах законодательства, а в данном постановлении Пленума даются разъяснения только по применению правовых норм, связанных с ликвидацией предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки.
3. В соответствии с частью второй статьи 53 ГК, пунктом 1.3 Положения «О порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 327 от 3 июля 1999 года (далее — Положение), основанием для ликвидации предприятий являются решение учредителей (участников) предприятия (добровольная ликвидация) или решение экономического суда либо, если в семейном предприятии остается единственный участник.
Исходя из смысла части второй статьи 53 ГК, правила, установленные в Положении, не применяются в отношении индивидуальных предпринимателей, а также дехканских и фермерских хозяйств, негосударственных некоммерческих организаций, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в течение срока, установленного законом.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
5. В соответствии с абзацем вторым пункта 3.1 Положения в экономический суд с заявлением о ликвидации предприятия, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавшего свой уставный фонд в установленный законодательством срок, вправе обратиться регистрирующий орган.
(пункт 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
6. Разъяснить экономическим судам, что в соответствии с пунктом 9 Положения об Агентстве государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 января 2018 года № 70, районные (городские) Центры государственных услуг Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан и не является юридическим лицом.
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац первый пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
При неприложении документов, указанных в седьмом, восьмом абзацах подпункта «а» и в шестом, седьмом абзацах подпункта «б» части первой настоящего пункта, то есть доказательств, подтверждающих направление регистрирующим органом письменного предложения учредителям (участникам) осуществить добровольную ликвидацию предприятия и доказательств письменного отказа учредителей (участников) предприятия (при наличии такового) от осуществления добровольной ликвидации либо невозможности установления учредителей (участников), заявление возвращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 155 ЭПК, а если заявление принято к производству — заявление в соответствии с пунктом 5 статьи 107 ЭПК оставляется без рассмотрения.
(абзац восемнадцатый пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
При неприложении документов, указанных во втором — шестом абзацах подпункта «а» и во втором — пятом абзацах подпункта «б» части первой настоящего пункта, заявление возвращается в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 155 ЭПК.
(абзац девятнадцатый пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
8. В соответствии с пунктом 3.1 Положения регистрирующий орган в недельный срок со дня получения представления налогового органа или заключения специальной комиссии о нецелесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавшего свой уставный фонд в установленный законодательством срок, письменно с указанием оснований предлагает учредителям (участникам) осуществить добровольную ликвидацию предприятия.
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Согласно пункту 5.2 Положения, если через три месяца со дня публикации объявления в печати о начале процесса ликвидации предприятия, учредители которого отсутствуют, учредители (участники) не объявятся или не будут найдены, регистрирующий орган в недельный срок обращается в экономический суд с заявлением о ликвидации предприятия.
(абзац третий пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
При несоблюдении порядка, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, заявление возвращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 155 ЭПК, а если это обстоятельство выяснится при рассмотрении дела — заявление оставляется без рассмотрения в соответствии с пунктом 5 статьи 107 ЭПК.
(абзац четвертый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
10. В соответствии с пунктом 4 статьи 330 Налогового кодекса Республики Узбекистан от уплаты государственной пошлины в экономических судах освобождаются заявитель и ответчик по делам о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавших свой уставный фонд (уставный капитал) в установленный законодательством срок.
Экономическим судам следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 28 июня 1999 года № УП-2331 «О мерах по упрощению порядка ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки», заявитель и ответчик по делам данной категории также освобождены от судебных расходов, в том числе от уплаты почтовых расходов.
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
14. В соответствии с пунктом 3.2 Положения экономический суд, принявший решение о ликвидации предприятия, обязан письменно сообщить об этом органу, осуществившему государственную регистрацию предприятия, специальной комиссии, а также уполномоченному государственному органу по регулированию рынка ценных бумаг (в случае, если предприятие является акционерным обществом).
(пункт 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
15. В соответствии с абзацем третьим пункта 3.1 Положения при принятии экономическим судом решения о ликвидации предприятия ликвидационное производство по его поручению осуществляется специальной комиссией.
(пункт 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
16. В соответствии с частью одиннадцатой статьи 55 ГК, абзацем вторым пункта 3.12 Положения ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
(пункт 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)