В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июля 2004 г. № 323 «Об организации деятельности Государственной инспекции по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе», приказываю:
1. Настоящая Инструкция распространяется на грузовые и грузолюдские (людские) рельсовые напочвенные дороги с канатным замкнутым тяговым органом, предназначенные для перевозки материалов, оборудования и людей платформами, вагонетками и другими колесными средствами по горизонтальным рельсам или рельсам таврового профиля), тяговой характеристикой привода, параметрами тормозной (парашютной) системы состава и другими факторами и должен указываться в технической документации на конкретный тип дороги.
2. Тормозная система состава дороги может быть рассредоточенной (расположенной на 2 и более тормозных тележках) или сосредоточенной (одна тормозная тележка в составе дороги). Тормозная система может устанавливаться изготовителем дороги на специальные тормозные тележки, буксировочные, грузонесущие и пассажирские тележки (вагонетки).
3. Эксплуатация дорог должна осуществляться в соответствии с положениями Правил безопасности в угольных шахтах, Правил технической эксплуатации угольных шахт, настоящей Инструкции и эксплуатационной документации.
4. Рельсовые напочвенные дороги могут применяться в шахтах при наличии соответствующего заключения ГИ «Саноатконтехназорат».
5. Перед вводом в эксплуатацию каждая напочвенная дорога должны быть обкатана и испытана в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
6. Прием в эксплуатацию напочвенной дороги оформляется актом комиссии, назначенной директором шахты. В состав комиссии должны включаться (по согласованию) представители региональных органов ГИ «Саноатконтехназорат» и инспекции по труду.
7. Оборудование горных выработок напочвенными дорогами должно производиться по проекту, утвержденному главным инженером шахты и выполненному в соответствии с требованиями Правил безопасности и настоящей Инструкции в объеме, указанном в приложении.
8. Горнотехнические условия применения напочвенных дорог должны выбираться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
В отдельных случаях по согласованию с региональными органами ГИ «Саноатконтехназорат» допускается параллельная установка в одной выработке двух напочвенных дорог. Параллельная установка дорог разрешается только в выработках с уклоном до 0,050.
Требования настоящего пункта не распространяются на узлы сопряжений и пересечений напочвенных дорог друг с другом или другими средствами транспорта, а также на перегрузочные пункты.
10. Зазоры в выработках, оборудованных напочвенными дорогами, должны приниматься в соответствии с требованиями Правил безопасности для рельсового транспорта. При этом проходы для людей в конвейеризированных выработках должны устраиваться между подвижным составом и крепью выработки.
В оборудованных напочвенными дорогами конвейеризированных выработках допускается местное уменьшение зазоров между наиболее выступающими кромками габаритов подвижного состава дороги и конвейера до 0,25 м в местах перегрузки горной массы с конвейера на конвейер, расположения промежуточных приводов и площадок посадки и схода людей (на грузолюдских конвейерах). Указанные места должны ограждаться предупреждающими знаками.
11. На двухпутных участках выработок, а также при оборудовании перегрузочных пунктов в узлах сопряжения напочвенных дорог между собой или с другими средствами транспорта, проходы для людей должны устраиваться с обеих сторон выработки.
12. В выработках, имеющих местный уклон пути более 0,005 протяженностью более двух длин состава, должны применяться дороги, оснащенные тормозной системой.
В выработках со знакопеременным профилем, имеющих участки с обратным уклоном более 0,005 протяженностью более двух длин состава, должны применяться дороги, оснащенные тормозной парашютной системой двустороннего действия.
13. При наличии в составе напочвенной дороги прицепной части, располагаемой ниже тормозной системы, выработки с уклоном пути более 0,005 должны быть оборудованы средствами безопасности, предусматриваемыми при концевой откатке по наклонным выработкам.
15. В местах посадки людей на подвижной состав грузолюдских дорог должны устраиваться посадочные площадки с проходом шириной не менее 1 м со стороны посадки.
Для посадочных площадок, периодически переносимых в процессе эксплуатации, допускается уменьшение ширины прохода до 0,7 м.
Посадочные площадки должны оборудоваться настилом. Длина настила должна быть не менее длины пассажирской части состава.
16. Посадочные площадки и выработки, оборудованные грузолюдскими и людскими напочвенными дорогами, должны быть освещены в соответствии с нормами ПТЭ.
17. Стационарные посадочные площадки, приемо-отправительные площадки и приводные станции дорог должны оборудоваться переговорной связью и звуковой предупредительной сигнализацией о пуске дороги.
18. Тип рельсов и способ настилки рельсовых путей в выработке, оснащенной напочвенной дорогой, должны соответствовать типу парашютной системы напочвенной дороги.
19. Конструкция рельсового пути должна исключать смещение рельсов вниз и увеличение стыковых зазоров при установке дороги в наклонной выработке, в том числе при срабатывании парашютов.
20. Конструкция стрелочного перевода для напочвенных дорог должна исключать повреждение тягового каната.
21. В конвейеризированных выработках запрещается устройство приемно- отправительных площадок для грузов, не связанных с обслуживанием этих выработок (ремонт, проходка), и размещенного в них оборудования.
22. В выработках вдоль трассы дороги должна быть проложена линия экстренной остановки привода дороги.
23. Перевозка пассажиров и лиц, управляющих дорогой или сопровождающих груз, должна осуществляться пассажирскими тележками (вагонетками). Допускается осуществлять перевозку людей грузовыми тележками со съемными пассажирскими кабинами, буксировочными и тормозными тележками со стационарными или съемными пассажирскими кабинами. Количество, расположение в составе дороги средств для перевозки людей, способ установки съемных кабин определяются конструкцией дороги, эксплуатационной документацией и проектом установки дороги.
24. Управлять напочвенной дорогой разрешается из состава или с привода по сигналам из состава. При этом лицо, управляющее дорогой или подающее сигналы из состава, должно находиться в передней части первой по ходу движения пассажирской кабины.
26. При работе грузовой или грузолюдской дороги в режиме перевозки грузов кроме лица, управляющего дорогой, в составе должно находиться не более двух человек, сопровождающих груз.
27. Допускается перевозка ручного инструмента в пассажирских кабинах. При этом инструмент не должен выступать за габариты кабины.
28. Перевозка людей и грузов напочвенными дорогами в конвейеризированных выработках во время работы конвейера допускается при углах наклона выработки не более 10°. При условии оборудования конвейера ловителями ленты или устройствами контроля целостности тросов (для резинотросовых лент) допускается перевозка грузов при работающем конвейере в выработках с углом наклона до 18°.
Во всех остальных случаях одновременная работа дороги и конвейера не допускается. При этом должна предусматриваться блокировка, предотвращающая возможность такой работы.
29. При перевозке людей конвейером, а также при обслуживании и ремонте конвейера находящаяся рядом с ним напочвенная дорога должна быть остановлена, а линия управления ею — заблокирована.
30. Формирование составов напочвенных дорог должно производиться в соответствии с эксплуатационной документацией с принятием мер безопасности против случайного скатывания грузовых вагонеток (платформ) в наклонную часть выработки.
Напочвенная дорога должна иметь постоянную часть состава (тормозные, буксировочные, грузовые и пассажирские тележки), на подвергаемую расформированию в процессе эксплуатации.
Разрешается к постоянной части состава дороги прицеплять грузовые вагонетки и платформы. При этом рельсовый путь дороги должен быть идентичен (тип рельсов, ширина колеи) пути примыкающих выработок, а общая масса состава с учетом массы постоянной части не должна превышать тяговых параметров привода дороги.
При формировании постоянной части состава грузовые и пассажирские единицы должны располагаться, как правило, между тормозными тележками (единицами состава с парашютной системой). Разрешается формирование постоянного состава дороги с одной тормозной тележкой (единицей состава с парашютной системой) при выполнении следующих требований:
а) в выработках с односторонним уклоном пассажирские и грузовые единицы состава должны располагаться выше тормозной тележки;
б) в выработках со знакопеременным профилем пассажирские и грузовые единицы состава должны соединяться между собой и тормозной (буксировочной) тележкой не менее чем двумя соединительными элементами (сцепки, контрсцепки) заводского изготовления.
Прицепная часть состава должна сцепляться с тормозной или буксировочной тележкой постоянной части состава. В выработках с односторонним уклоном при расположении прицепной части состава ниже тормозной тележки и в выработках со знакопеременным профилем прицепная часть состава должна оборудоваться средствами, препятствующими скатыванию вагонеток при обрыве или самопроизвольном рассоединении их сцепок (предохранительные канаты, съемные ловители вагонеток).
31. На посадочных площадках грузолюдских дорог должны быть вывешены объявления с указанием кода применяемых сигналов, общего количества посадочных мест в составе, фамилии и должности лица, ответственного за перевозку людей.
Перед входами в выработки с дорогами должны устанавливаться транспаранты с надписью «напочвенная дорога».
32. Выработки и подвижной состав напочвенных дорог должны быть оснащены средствами сигнализации и знаками безопасности в соответствии с Едиными требованиями к сигналам и знакам в подземных выработках и на шахтном транспорте угольных шахт. При расположении прицепной части в голове состава на торцевой части первой по ходу вагонетки должен навешиваться переносной (головной) светильник.
Рабочее место лица, управляющего дорогой, должно быть оборудовано звуковым электрическим сигнализатором или механическим сигнализатором ударного действия.
а) перевозить людей в составе с грузом, за исключением лиц, управляющих дорогой и сопровождающих груз;
в) эксплуатировать напочвенные дороги в выработках с неисправной крепью и при отсутствии требуемых зазоров по сечению выработки, а также при неисправности пути, подвижного состава, тормозных систем, аппаратуры управления и сигнализации и средств связи;
д) прицеплять платформы с длинномерными материалами или с крупногабаритным оборудованием непосредственно за или перед кабиной, в которой находятся люди;
34. На грузолюдских напочвенных дорогах в качестве тяговых должны применяться круглопрядные грузолюдские канаты диаметром не менее 15 мм с проволокой не ниже марки «В» (ГОСТ 2688-80; ГОСТ 7665), изготовленные из оцинкованной проволоки по группе «Ж».
На грузовых дорогах допускается использование канатов из светлой проволоки и канатов из проволоки марки I.
Разрешается применение других канатов, допущенных ГИ «Саноатконтехназорат» к применению на напочвенных дорогах.
0,1 и 0,2 — коэффициенты, учитывающие сопротивление вращению блоков и роликов на трассе дороги, кгс/м.
36. Счалка канатов должна производиться в соответствии с Инструкцией по эксплуатации стальных канатов в угольной промышленности. Допустимое число счалок (п) по длине тягового каната определяется (с округлением до ближайшего большего целого числа) выражением
L6 ≥ 600 м — емкость аккумулирующего устройства для запаса каната (канатоемкость барабана приводной тележки).
37. Для ориентирования тягового каната по трассе должны применяться поддерживающие и направляющие устройства, расстояние между которыми определяется эксплуатационной документацией и проектом установки дороги в горной выработке. При этом угол перегиба каната на блоках и роликах... поддерживающих и направляющих устройств не должен превышать 6°.
Направляющие и поддерживающие устройства должны быть выполнены так, чтобы при работе дороги исключалась возможность выпадения тягового каната, выхода его за установленные проектом габариты и соприкосновения с элементами конструкции дороги, расположенными в выработке, оборудованием или крепью выработок.
38. Приводная станция напочвенной дороги должна быть оборудована двумя тормозами: рабочим и предохранительным.
Предохранительный тормоз должен быть колодочного или дискового типа, иметь грузовой или пружинный привод и воздействовать на канатоведущий (приводной) шкив. На грузовых дорогах в качестве предохранительного допускается применение ленточного тормоза с грузовым или пружинным приводом. В приводных станциях с гидрообъемной передачей роль рабочего тормоза может выполнять гидропередача.
Отношение величины момента, развиваемого предохранительным тормозом, к статическому моменту должно быть не менее указанного в таблице.
Для выработок с переменным углом наклона величина тормозного момента устанавливается по наибольшему углу наклона выработки.
Значения кратности тормозного момента для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице, определяются путем линейной интерполяции.
Замедление, как при рабочем, так и при предохранительном торможении, не должно превышать величины, обусловленной возможностью проскальзывания каната по шкиву.
39. Наибольшая рабочая скорость напочвенных дорог не должна превышать 1,0 м/с, если привод не обеспечивает плавного регулирования скорости.
40. Натяжение тягового каната должно осуществляться устройствами, обеспечивающими постоянную величину его натяжения.
41. Средства крепления приводной станции, натяжного устройства и концевого блока должны обеспечивать их надежное удержание от сдвига, опрокидывания и разворота, иметь не менее чем 6-кратный запас прочности по отношению к расчетной максимальной статической нагрузке и соответствовать технической документации на дорогу.
42. Парашютная система напочвенных дорог должна включаться автоматически при превышении допустимой скорости движения не более, чем на 25% и вручную с мест расположения в составе лиц, управляющих дорогой.
На грузовых дорогах, имеющих рабочую скорость не более 1 м/с, допускается производить включение парашютов при скорости 2 м/с.
43. Для управления напочвенными дорогами и сигнализации должна использоваться специально предназначенная аппаратура заводского изготовления.
в) экстренную остановку привода любым лицом с трассы дороги и с поста местного управления, с выключением привода и наложением тормозов;
д) автоматическую остановку привода при проезде составом конечных пунктов откатки, опускании натяжного груза ниже допустимого уровня, превышении скорости тягового каната на 25% от номинальной, снижении скорости (пробуксовке) тягового каната относительно приводного шкива на 25%, неисправности цепей управления или цепей экстренной остановки, срабатывании тормозных устройств.
44. Требование о контроле превышения скорости распространяется только на максимальное значение рабочей паспортной скорости дороги.
в) повторного пуска привода при срабатывании защиты от снижения (пробуксовки) или превышения скорости каната;
г) повторного пуска привода до тех пор, пока не будет снят сигнал «стоп» с места остановки дороги при экстренном отключении;
д) повторного пуска привода в сторону переподъема при наезде состава на концевой выключатель в конечных пунктах откатки.
46. Обслуживающий персонал должен ежесменно перед началом работы осматривать подвижной состав, приводную станцию, натяжное устройство, сцепные и сигнальные устройства, а парашютные устройства опробоваться включением вручную.
Выработка, привод, парашютные устройства и электрооборудование не реже одного раза в сутки должны осматриваться ответственным лицом, назначенным приказом по шахте.
Контроль состояния оборудования напочвенной дороги должен осуществляться еженедельно механиком участка, в ведении которого находится дорога, а грузолюдской -также ежеквартально главным (старшим) механиком шахты или назначенным им лицом из числа ИТР.
Результаты осмотра заносятся в Книгу осмотра подъемной установки, форма которой имеется в Правилах безопасности угольных шахт.
47. На дорогах, установленных в выработках с углами наклона более 5°, ежемесячно под руководством механика участка должны производиться испытания ограничителей скорости парашютных устройств.
48. Парашютные устройства дорог должны испытываться не реже одного раза в шесть месяцев в соответствии с требованиями эксплуатационной документации под руководством главного (старшего) механика шахты.
49. Тяговые канаты напочвенных дорог должны быть испытаны перед навеской согласно требованиям Правил безопасности. Канат должен браковаться, если в нем при испытании по проволокам суммарная площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытания на перегиб и разрыв, составляет 6%.
50. В процессе эксплуатации тяговые канаты должны испытываться повторно через каждые шесть месяцев. Если суммарная площадь поперечных сечений проволок, не выдержавших испытаний на перегиб и разрыв, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната, канат должен быть снят.
На повторные испытания представляется рабочий участок тягового каната, примыкающий к месту его закрепления на раме буксировочной тележки.
При предоставлении на испытания канатов грузолюдских дорог в заявлении должны указываться два значения нагрузки: в режиме перевозки людей и в режиме перевозки грузов.
51. Осмотр тягового каната должен производиться ежесуточно специально назначенным и обученным лицом.
Еженедельный осмотр каната производится механиком участка. Не реже одного раза в шесть месяцев осмотр каната должен производиться с участием главного (старшего) механика шахты.
Осмотр канатов должен производиться по всей длине при скорости не более 0,3 м/с. Для дорог длиной более 500 м допускается производить осмотр каната поэтапно в течение нескольких смен, не превышая установленной периодичности.
Осмотр канатов на грузовых дорогах, не имеющих специальной смотровой скорости до 0,3 м/с и установленных в выработках с углом наклона менее 10°, допускается производить при остановленном канате путем его обхода.
Допускается также производить ежесуточный осмотр каната, у которого число оборванных проволок не превышает 2% от общего числа проволок на длине шага свивки, при скорости движения до 1 м/с.
Результаты осмотров должны заноситься в Книгу осмотра подъемных канатов и их расхода, форма которой имеется в Правилах безопасности.
б) если на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 5% от общего числа в канате;
53. В случае экстренного нагружения каната работа напочвенной дороги должна быть немедленно остановлена для осмотра каната.
Инструкция по безопасной эксплуатации рельсовых напочвенных дорог в угольных шахтах согласована с ОАО «Узбеккумир».
Проект установки напочвенной дороги, выполняемой в соответствии с п. 8 Инструкции, должен содержать:
описание и схему транспортной выработки с указанием ее длины, профиля, положения в плане и зазоров в местах, оговоренных Инструкцией;
схемы размещения основного и вспомогательного оборудования, в том числе по п. 14, и схему формирования состава с учетом требований п. 25 и п. 31;
схемы оборудования перегрузочных пунктов, а также посадочных площадок и узлов сопряжений и пересечений с другими транспортными средствами;
расчет закрепления приводной станции, натяжного устройства и концевого блока в соответствии с требованиями п. 40;